Святоотеческое богословие




    1. Богословие – слово от Бога, слово о Боге, слово (обращенное) к Богу. Богословом в строгом значении слова можно назвать Господа Иисуса Христа.
    2. Святоотеческое богословие – христианско-богословское учение в изложении святых отцов Церкви.
    3. Святыми отцами, в узком значении выражения, нередко называют церковных писателей, отличавшихся / отличающихся чистотой веры и святостью жизни. В расширенном значении святыми отцами именуются святые мужи вообще.
    4. Святоотеческое богословие основано на Священном Писании и Священном Предании. При этом, ортодоксальные святоотеческие сочинения сами входят в состав Священного Предания.  
    5. В особом значении слова с «именем» Богослов в Церкви почитаются святые: евангелист Иоанн Богослов, Григорий Богослов, Симеон Новый Богослов. Между тем богословами в особом возвышенном смысле именуются и другие отцы. Например, святителя Григория Паламу называют богословом нетварного света.   
    6. Важное место в богословии ранней Церкви занимали мужи апостольские (например, Игнатий Антиохийский, Климент Римский, Поликарп Смирнский) и апологеты (например, Кодрат Афинский, Иустин Философ), писавшие сочинения, направленные на оправдание христианской религии в глазах светской власти и интеллигенции.
    7. Существенный вклад в развитие христианского богословия вносили отцы Вселенских и ряда Поместных Соборов, на которых, с опорой на Писание и Предание Церкви, четко формулировались те или иные догматические истины. Правильные догматические формулировки, утвержденные авторитетом Соборов, способствовали лучшему выражению и восприятию верующими основ христианского вероучения.
    8. Богословской дисциплиной, занимающейся изучением творений святых отцов Церкви, является патристика, а также патрология.
    9. В настоящее время под научным православным богословием подразумевается система доктринальных научных богословских направлений, которые строятся на основе текстов Священного Писания, понимаемого как боговдохновенное, и на основе Предания, в том числе на основе текстов святых отцов Церкви. Таким образом, по духу оно соответствует святоотеческому.

    ***

    Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые Отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым Отцам, ты спасешься.

    Писания святых Отцов все составлены по внушению или под влиянием Святого Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа. Святитель Игнатий Брянчанинов

    Чтение отеческих писаний, по умалении Духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства. Преподобный Нил Сорский

    Никто из святых не стал бы искать словесного выражения своего духовного опыта и навсегда пребыл бы в молчании, если бы любовь не порождала надежды, что хоть кто-нибудь, хотя бы одна душа услышит слово и, восприняв покаяние, спасется. Иеромонах Софроний (Сахаров)

    «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12:14).
    Каналы АВ
    TG: t.me/azbyka
    Viber: vb.me/azbyka