Array ( [otechnik_user_setting_font] => Georgia [otechnik_user_setting_font-size] => 14pt [otechnik_user_setting_line-height] => 3pt [otechnik_user_setting_grid-width] => 0 [otechnik_user_setting_text-color] => #000 [otechnik_user_setting_background-color] => #FFF [eTnhpCItd] => 2fPlnYMys6J. [nuNxqvkrQHojDFgW] => P6ufsAa [GbkdSLvIrQXTE] => Dnb@I]JlwLt9o [pQFOfvJwrdzZS] => r4H_P.Z [OIGuVFe] => DSQ3buG_oPk [rmcookie] => S:JjzYWEQ6pnCbDXtbsC5mH6f6TLbZlb9e8Bx1LwYkcWghgGrCcfagwuE4SBQxN-y_-FV0A0y5VUkwzExIQYpaXWIE5KshxLkyVTQ9d-jmydhUxm9xX-Wrxr7y6Bg2EFA5uOhh0ibBtds2n-vkgBePkt1suwQJAdFrS69GZpuengLQKLNp_QwjQUHssuIIaPeRyrr0ZpJ4TnMpCyL7Yok4AHwo9cMOXZ7mBUZ8TZl2KGE2zn7gnrM0JInJlII_NBORzlXDbXPbP-G92Ynl0ye3JvpzDfpIeHQj7pAIl31PJZWUsDr1IZ9SR7fiKBSvO5SvN9--eam_ckNsvtDrvdbD-sAr06HRu7_0KGL5VmpmAWpXt46rXD63BAcqUAqdldXHcxbgc34tmPwoaknFgq08qQA3CDsvOFFdPY0R1hTLZC9SzB84NpDWyj6NPqb2kIpKwXqBMoOAHTA4d3C9F_kBnoqAw5OOn4vh6aKle7o4zxqBwLSoonaB7lilyfFg99nuS_gybVaWoJDQ6pypxMue6dZyR6-0ggAVH79LPiZRPc6bxTM2lk6z1i_ihx62nAc13jTtvLMC4-SE_WbkA7PnP8rua_C6K1HOAdhmKOSbgMyh5wzSVQi-14khVU5_9iqLrQ== [otrid] => S:YpyhaoThckXumH9COWGwIhPBbphPqufTUIGxABEQxyBMHlwplkItZ5x9WJiGQ0xaFF_vTRYX7cyH8rQIPN_hNmPDHhZAo_FaFiD5SJUGSuvabsw5fu724V1eaP3R8HJV5vPdQVjUXMKVfG47gRmfvzFOsw8wfL7MeB5bcJReA-Sos6Jr5ZV5tC1NbY-ULnFrJ-cxZi5eujvIJM4ua9vNPmOx0jp5V0ID9Dg= [_langs] => r~c )

Анафема

Литература по теме

Ана́фема (от греч. ἀνάθεμα — отлучение) – публичная констатация, свидетельство Церкви об отпадении от неё отдельного человека, группы людей, общины; крайнее средство вразумления отступника. Анафема соборно провозглашается и заключается в отлучении христианина от общения с верными и от Церковных Таинств. Следует обратить внимание, что анафема имеет отношение только:

  • к членам Церкви, а не её сторонним хулителям;
  • публично искажающим её учение, уклонившимся в ереси и расколы;
  • активно проповедующим свои ложные взгляды, а не просто заблуждающимся.

В последнее десятилетие были осуждены те, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т.п. (1994 г.).

Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Например, наложенная на Емельяна Пугачева анафема перед казнью была снята за то, что Пугачев «с сокрушением сердечным покаялся в своих согрешениях перед Богом», также в 1971 году была снята анафема старообрядцам.

Цитаты об анафеме

«Что побуждает Церковь – эту любвеобильную матерь, которая вседневно призывает на самых строптивых чад своих благословения Божий, что побуждает ее ныне изрекать проклятия? Во-первых, необходимость указать падшим чадам своим ту глубину зол, в которую низринуло их суемудрие. Будучи терпимы в недрах Церкви, они могли бы успокаивать свою совесть тем, что заблуждения их не заключают еще в себе неизбежной гибели для их души, что образ их мыслей еще может быть совмещен с духом Евангелия, что они, по крайней мере, не так далеко уклонились от общего пути, чтобы их почитать уже совершенно заблудшими. Самолюбие их могло бы еще находить для себя пищу в том, что они, принадлежа к обществу христиан, думают, однако же, о предметах веры не так, как другие христиане. После сего, что оставалось делать Церкви? Именно то, что она делает теперь: поразить суемудрие ужасом и бесславием анафемы! Изводя на позор заблудших, Церковь сим самым отнимает у заблуждений прелесть особенной мудрости, коей они обольщают; поражая их именем Божиим, она отнимает надежду на безопасность; противопоставляя исповедание Вселенской Церкви суемудрию частных людей, обнажает ничтожность последнего.
Пусть заблудшие продолжают питать, если угодно, свои заблуждения – Церковь не связывает их ума, но она сделала свое дело, указала им ту бездну, в которой они находятся, заранее произнесла над ними суд, который, в случае нераскаянности, постигнет их за гробом. Таким образом, анафема есть последний предостерегающий глас Церкви к заблуждающимся. Но глас предостережения, братие, как бы громок ни был, не есть ли глас любви? Что еще побуждает Церковь произносить ныне проклятия? Необходимость предостеречь верных чад своих от падения. Известно, что заблуждения в устах и писаниях людей погибельных (Ин.17:12) имеют нередко вид самый обольстительный: все опасные стороны бывают прикрыты искусным образом; напротив, мнимополезные следствия их, кои существуют только на словах, изображены бывают со всей привлекательностью, так что ум простой невольно и неприметно соблазняется ими. Подробные, ученые опровержения сих заблуждений (хотя и в них нет недостатка для знающих), были бы превыше разумения многих членов Церкви. После сего что оставалось делать Церкви? То, что она делает теперь: выставить на позор заблуждения в их отвратительной наготе и, представив их гнусность пред очи каждого, поразить их проклятием. Позволяй, после сего, если угодно, воображению твоему обольщаться цветами, коими украшаются заблуждения: Церковь внушила тебе, какие ехидны скрываются под сими цветами; она невинна, если погибнешь от их яда».
свт. Иннокентий Херсонский

«Кому страшно действие анафемы, тот пусть избегает учений, которые подводят под нее; кто страшится ее за других, тот пусть возвратит их к здравому учению. Если ты, неблаговолящий к этому действию, – православный, то идешь против себя, а если потерял уже здравое учение, то какое тебе дело до того, что делается в Церкви содержащими ею? Ты ведь уже отделился от Церкви, у тебя свои убеждения, свой образ воззрений на вещи, – ну, и поживай с ними. Произносится ли или нет твое имя и твое учение под анафемой – это все равно: ты уж под анафемой, если мудрствуешь противно Церкви и упорствуешь в этом мудровании. А ведь тебе придется вспомнить о ней, когда для тебя, лежащего в гробу хладным и бездыханным, потребуется разрешительная молитва».
cвт. Феофан Затворник

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka