Скрыть
Всѧ̑ сказа́хъ ва́мъ, ꙗ҆́кѡ та́кѡ трꙋжда́ющымсѧ подоба́етъ застꙋпа́ти немощны́ѧ, помина́ти же сло́во гдⷭ҇а і҆и҃са, ꙗ҆́кѡ са́мъ речѐ: бл҃же́ннѣе є҆́сть па́че даѧ́ти, не́жели прїима́ти.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 32-38 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать». Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился. Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля

Как в посланиях, так же поступает (Павел) и в беседах: оканчивает увещание молитвою. Он привел слуша­телей в великий страх словами: «войдут к вам лютые волки» (Деян. 20:29); потому, чтобы не поразить и не погубить ума их, предлагает утешение. «И ныне», говорит. Этим сло­вом выражает мысль: так же, как и всегда. «Предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его», т.е. благодати Его. Хорошо сказал; он знал, что спасает благодать. Он часто напоми­нает им о благодати, желая сделать их более усердными, как (следует) людям одолженным, и внушая дерзновение. «Могущему назидать вас». Не сказал: создать, но: «назидать», выражая, что они уже созданы. Потом напоминает о надежде в будущем и говорит: «и дать вам наследие со всеми освященными». Затем опять (предлагает) увещание. «Ни серебра», говорит, «ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал» (ст. 33). Исторгает корень зол – сребролюбие. «Ни серебра», говорит, «ни золота». Не сказал: я не брал, но: «не пожелал». Это еще не важно, но следующее весьма важно. «Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых» (ст. 34, 35). Смотри, как он сам занимался работою, и не легко, а «трудясь». «Нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии». Это (говорит) для назидания; и смотри, с каким достоинством. Не сказал: надобно быть выше денег, – но что? «Надобно поддерживать слабых». Не всех вообще, но немощных. «Памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать» (ст. 35). Чтобы кто не подумал, что это сказано тем (апостолам), и (чтобы показать), что он подает им пример, подобно как в другом месте говорит: «подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Фил. 3:17), присовокупляет изречение Христово: «блаженнее давать, нежели принимать». Самою молитвою он назидал их; а потом показывает тоже примером. «Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился» (ст. 36). Помолился не просто, но с ве­ликим умилением. Великое утешение! И словами: «предаю вас, братия, Богу» он также утешал их. «Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля» (ст. 37, 38). Он сказал, что «войдут к вам лютые волки», сказал, что «чист я от крови всех»; то и другое было страшно и достаточно для того, чтобы предаться скорби; но всего более причинило им скорбь известие, что они уже более не увидят его; это им тяжело было преодолеть. «И провожали», гово­рит (писатель), «его до корабля»; так они любили его, так были рас­положены к нему!

Но обратимся к вышесказанному. «Ни серебра, ни золота, ни одежды», говорит, «я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии». Следовательно, не в Коринфе только делали это люди, развращавшие учеников, но и в Азии. Впрочем, в послании к Ефесеям он нигде не упрекает их в этом. Почему? Потому что он не терпел нужды. И в по­слании к Коринфянам говорит: «похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии» (2Кор. 11:10). Не сказал: вы не давали мне, но: «ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал», чтобы не показалось, будто от них зависело не давать. И не сказал, что он не пожелал чего-нибудь из вещей необходимых, что­бы опять это не показалось упреком для них, но выражает то, что он по справедливости мог не брать (от них), если еще сам содержал других. Смотри, как ревностно трудился этот человек, беседуя «день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас». «Во всем», говорит, «показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых». Этими словами опять привел их в страх; а сказанное значит следующее: вы не можете ссылать­ся на неведение; я показал вам на деле, как надобно трудить­ся и действовать. Не сказал, что брать – худое дело, но что лучше не брать: «и памятовать», говорит, «слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать». Где же (Господь) сказал это? Может быть, апостолы предали это без письмени, или можно было вывести это чрез умозаключение, так как Он внушал мужество в опасностях, снисхождение к под­чиненным, дерзновение в учении, смиренномудрие, нестяжатель­ность. Впрочем, это выше и нестяжательности. Если сказано: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф. 19:21), то не брать ничего и еще питать других – равно ли этому? Та­ким образом, первая степень, это – отвергать свое, вторая – са­мому удовлетворять себе, третья – давать и другим, четвертая – не брать, проповедуя и имея власть брать; последнее гораздо выше нестяжательности. Хорошо сказал: «так трудясь, надобно поддерживать слабых» Давать из приобретенного соб­ственными трудами, это – дело сострадания к немощным; а да­вать из приобретенного чужими трудами – дело не только не доб­рое, но и неодобрительное. «И, падая на выю Павла», говорит (пи­сатель), плакали. Этим выражается расположение их к нему. Поверглись на выю, обнявшись последним объятием, как впол­не восчувствовавшие после речи его любовь и дружбу. Если мы при простом разлучении между собою скорбим, хотя и знаем, что увидимся друг с другом, то, как они могли тогда рас­ставаться с Павлом без горести? Я думаю, что и Павел плакал.

Гомилии на Деяния Апостолов

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать»

Каким-то образом даже тот, кто умоляет тебя разрешить ему дать, когда ты соглашаешься, считает тебя более ничтожным и удивительным образом больше восхищается, если ты презираешь просящего.

Послания

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Вся сказах вам, яко тако труждающымся подобает заступати немощныя, поминати же слово Господа Иисуса, яко сам рече: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати

Не только среди тягот учения и слез надо быть твердым, чтобы никто из слабых не тяготился тем, что нужно трудиться руками. Это то, о чем сказано: И если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе (Лк. 10:35), а именно - проповедовать Евангелие и не требовать за это денег (1Кор. 9:14).

Не тем, кто, оставив все, последовали за Господом, Он посылает богатые милости, но особенно прославляет тех, кто, однажды отказавшись от всего, чем владели, тем не менее, трудятся, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся (Еф. 4:28).

Изложение Деяний Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Вся сказах вам, яко тако труждающымся подобает заступати немощныя, поминати же слово Господа Иисуса, яко сам рече: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати

Не можете укрываться незнанием. Я показал вам самым делом, что нужно трудиться и памятовать это слово Господа Иисуса. Но где сказал Господь это? Быть может, апостолы передали это неписьменно, или это ясно по умозаключению. Одна степень - отказаться от всего, другая - доставлять себе необходимое, третья - доставлять не только себе, но и другим, четвертая - не брать и тогда, когда проповедуешь и имеешь возможность брать. Не сказано однако же, что брать - худое дело, но что лучше не брать.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать"

Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых. Так поступая, т.е. не желая получать от других ни серебра, ни золота, ни другого чего, и трудом собственных рук приобретая необходимое для своего содержания и для содержания своих, спутников, говорит Павел, я делал это для того, чтобы показать вам, что так надобно поддерживать слабых, чтобы они, по немощи своей совести, не соблазнялись, когда бы я стал требовать от них необходимого для содержания меня и моих сотрудников (1Кор. 9:11; 9:13-18).

И (надобно) памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать. Лучше давать, нежели принимать; достойнее человека, или более содействует к полученью блаженства – давать, нежели принимать; полезнее или поучительнее для других давать, нежели принимать. Этого изречения не встречаем в книгах св. Евангелистов. Полагают, что слова сии заняты Апостолом из предания; так как многое не писано в книгах Евангелистов из того, что Господь Иисус говорил, и что делал (Ин. 21:25).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

33. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал.
34. Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне, послужили руки мои сии.
35. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых, и памятовать слова Господа Иисуса; ибо Он сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать.
36. Сказав сие, он преклонил колена свои, и со всеми ими помолился.
37. Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его,
38. Скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля.

 

 В заключение этой своей сердечной речи апостол свидетельствует, опять призывая в свидетели истинности своих слов самих слушавших эту речь пресвитеров (сами знаете), о своем полном бескорыстии, с каким он действовал в Эфесе, и убеждает к такому же образу действий пресвитеров, сообразно заповеди самого Господа.
– Ни серебра, ни золота, ни одежды, т.е. ничего из того, что обыкновенно считается за блага временные, необходимо нужные для удовлетворения обычным житейским нуждам, я ни от кого не пожелал, не только не брал, но даже не пожелал, что указывает на полнейшее бескорыстие.
– Нуждам моим и бывшим при мне и пр.: из этого изречения видно, что своим рукоделием (Деян.18:3) апостол пропитывал и содержал необходимым для жизни не только себя, но и своих сотрудников и спутников, чтобы ничем не быть в тягость обществу и не подать повода к нареканию в своекорыстии (1Кор.9:4 и дал. 2Кор.11:7 и д. 2Кор.12:14 и д. 2Фес.3:8 и д.).
– Во всем деннонощном труде моем показал я вам своим примером, что так трудясь, как я трудился для содержания себя и своих сотрудников, надобно поддерживать слабых (точнее – немоществующих): как связь речи, так и все воззрение апостола на дело труждающихся в проповеди евангельской побуждают под слабыми разуметь здесь не столько бедных – неимущих (которые, впрочем, не исключаются при сем, как показывает далее приведенное изречение Господа), сколько слабых или немощных в истинно-христианском образе мыслей и чувств, немощных духовно (ср. Рим.14:1; Рим.15:11Кор.9:221Фес.5:14 и др.). Такие, немощные совестью, могли действия учителя и проповедника, получающего содержание себе от поучаемых, считать действием своекорыстным и проповедника – любостяжательным, и соблазняться не только личностью учителя, но и самим его учением; такой образ действий для таковых мог стать преградой или препятствием к принятию ими истины Христовой, тогда как, напротив, полное бескорыстие учителя, содержащего себя от трудов своих и ничего не берущего с поучаемых, могло более расположить их к учителю и к учению и утвердить в вере немоществующих. Павел в этом показал высокий пример, на который он здесь и указывает, хотя Господь и сам апостол не считали несправедливости, чтобы трудящийся получал мзду и пропитание (Мф.10:10 и парал.) от трудов своих, и проповедник Евангелия жил от благовествования (1Кор.9:7-111Кор.9:13-14 и парал.).
– Памятовать слова Господа и пр.: приведенных слов Господа нет буквально в Евангелиях и, вероятно, они известны были апостолу по устному преданию как подлинные слова Господа, совершенно сообразные с духом всего Его учения (ср. Злат. и Феофил.). Общий смысл этого изречения относится ко всякому даянию и принятию и, главным образом, имел, вероятно, в устах Господа приложение к внешним благам мира, к подаянию бедным и неимущим; но апостол из этого общего изречения делает более частное применение сообразно раскрываемой им мысли: блаженнее давать духовные блага, чем принимать воздаяние временными благами за дарование тех духовных, т.е. лучше, блаженнее действовать в проповедовании Евангелия совершенно бескорыстно, ничего не получая от поучаемых; получение воздаяния за труд проповеди – дело справедливое и не лишает проповедника блаженства, но блаженнее, еще высшую степень блаженства получает тот проповедник, который ничего не принимает от поучаемых им. «Одна степень (блаженства) – отказаться от всего, другая – доставлять себе необходимое, третья – доставлять не только себе, но и другим, четвертая – не брать и тогда, когда проповедуешь и имеешь возможность брать. Не сказано однако же, что брать – худое дело, но что лучше не брать» (Феофил., ср. Злат.).
– Блаженство разумеется здесь в том же смысле, как в речи Господа о блаженствах (ср. Мф.5:2 и д. и прим.).

 Преклонил колени и пр.: трогательную речь свою апостол оканчивает общей коленопреклоненной молитвой к Богу, прощаясь навсегда со своими возлюбленными и предавая их Богу и слову благодати Его (ст. 32).
– Немалый плач и пр.: простое и глубоко трогательное изображение прощания навсегда возлюбленного учителя и отца с возлюбленными учениками и чадами.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 33-35 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать»

В заключение своей сердечной речи апостол, опять призывая во свидетели присутствующих, указывает на свое полное бескорыстие, способствовавшее ему в успехах проповеди, и других увещевает к тому же.

Полнота бескорыстия апостола простиралась до того, что он не только не брал ничего самого необходимого от других, но и не желал брать, и не только сам себя, но и спутников своих пропитывал трудами рук своих (Деян. 18:3), чтобы ничем не быть в тягость обществу и не подать повода к нареканию в своекорыстии (1Кор. 9:4 и д.; 2Кор. 11:7 и д.; Деян. 12:14 и д.; 2Сол. 3:8 и д. ).

Поддерживать слабых - собственно немощных - asqenountwn, под коими в данном случае разумеются немощные духовно, которые могли бы соблазняться, если бы видали апостола, живущего на счет поучаемых, и заподозревать не только искренность учителя, но и достоинство его учения. Павел в этом показал высокий пример, хотя Господь и сам апостол не считали делом несправедливости, чтобы трудящийся получал мзду и пропитание (Мф. 10:10 и парал. ) от трудов своих, и проповедник Евангелия жил от благовествования (1Кор.9:7-11; 13-14 и парал. ).

Блаженнее давать, нежели принимать. Этих слов, усвояемых Господу, нет в Евангелиях. Они заимствованы, вероятно, из устного предания и выражают ту мысль, что христианская благотворительность, делая человека лучшим в нравственном отношении и поставляя его в лучшие, определенные законом Божиим отношения к ближним и к Богу, служит наиболее надежным средством к привлечению благоволения Божия и к достижению земного счастья и небесного блаженства.

«Когда томимому голодом дают пищу, или дрожащему от холода теплую одежду: не чувствует ли он себя на то время счастливым? Но Господь уверяет нас, что в то же время блаженнее тот, кто дает. Где можно найти сие блаженство? В Боголюбивом и человеколюбивом сердце. В чем состоит сие блаженство? В чувстве делаемого и сделанного добра, в свидетельстве совести, в исполнении в нас воли Божией, в радости о ближнем, нами обрадованном. Человек, сохраняя в себе, хотя не в совершенстве, образ всеблагого Бога, по Которому сотворен, радуется о всем добром и тогда, когда только слышит о нем: посему естественно блаженствовать ему, когда делает оное» (Филарет, Митр. Моск. ).

«Одна степень блаженства - отказаться от всего, другая - доставлять себе необходимое, третья - доставлять не только себе, но и другим, четвертая - не брать и тогда, когда проповедуешь и имеешь возможность брать. Не сказано, однако же, что брать - худое дело, но что лучше не брать». (Феофил., ср. Злат.).

В применении к данному случаю - проповеди апостольской - разбираемое общее изречение Господа имеет следующий частный смысл: блаженнее давать духовные блага, чем принимать воздаяние за них временными благами; блаженнее - полное бескорыстие в деле проповеди, нежели - хотя и не несправедливое пользование воздаяниями поучаемых.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

33. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:

34. сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.

35. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».



Наконец, Апостол увещевает их трудиться, подобно ему, не рассчитывать на помощь других, а, напротив, самим снискивать себе пропитание; а также потрудиться в пользу немощных, ибо лучше благотворить самому, чем пользоваться благотворениями других. «Одна степень – отказаться от всего, другая – доставлять себе все необходимое, третья – доставлять не только себе, но и другим, четвертая – не брать и тогда, когда кто проповедует и имеет возможность брать. Не сказано, однако же, что брать – худое дело, но что лучше не брать. Но где сказал это Господь? Быть может, Апостолы передали это не письменно; или это ясно по умозаключению» (Феофилакт). «Надобно поддержать слабых (точнее немотствующих). Как связь речи, так и все воззрение Апостола на дело труждающихся в проповеди Евангельской побуждают разуметь здесь не столько бедных, неимущих, сколько слабых или немощных духовно (Рим.14:1;15:1); (1Кор.9:22); (1Фес.5:14). Таковые немощные совестью могли действование учителя и проповедника, получающего содержание себе от поучаемых, считать действованием своекорыстным и проповедника любостяжательным, и соблазняться не только личностью учителя, но и самым его учением. Тогда как полное бескорыстие учителя, содержащего себя трудом рук своих, расположит и к учителю, и к учению, и утвердит в вере немощствующих. Павел в этом показал высокий пример, на который он здесь и указывает, срвн.(1Кор.9:4); (2Кор.11:7); (2Фес.3:8), хотя Господь и сам Апостол не считали делом несправедливости, чтобы трудящийся получал мзду и пропитание (Мф.10:10) от трудов своих, и проповедник Евангелия жил от благовествования (1Кор.9:7-11;13-14)» (см. у преосвящ. Михаила). «Блаженнее давать, нежели принимать, потому что принимая мы получаем утешение настоящее, кратковременное; а подавая, надеемся утешения будущего, непреходящего, в жизни вечной» (преосвящ. Евсевий, т.II, стр.140).
 

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible