Скрыть
и҆ сꙋди́ти бꙋ́детъ посредѣ̀ ꙗ҆зы̑къ и҆ и҆з̾ѡбличи́тъ лю́ди мнѡ́ги: и҆ раскꙋю́тъ мечы̀ своѧ̑ на ѡ҆ра̑ла и҆ ко́пїѧ своѧ̑ на серпы̀, и҆ не во́зметъ ꙗ҆зы́къ на ꙗ҆зы́къ меча̀, и҆ не навы́кнꙋтъ ктомꙋ̀ ра́товатисѧ.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать

Кто же произвел все это? Кто ненавидящих друг друга соединил союзом мира? Кто как не возлюбленный Отчий Сын, общий Спаситель всех Иисус Христос, который по любви своей совершил все для нашего спасения? Еще в древности было предсказано о восстановлении мира.

Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать

и раскуют мечы́ своя на орала

Поелику водворится у них великий мир, то вместо бранных оружий сделают себе орудия для возделывания земли.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать

И судити будет посреде язык. Бог, став в сонме богов, боги разсудит (ср.: Пс. 81, 1), а язычников судити будет посреде язык. Святых прилично рассудить по дознанному их достоинству, а живших в суете должно судить. Но, может быть, здесь показывается, что наказание народам, чуждым благочестия, различно, а не одно и то же. Поскольку они утратили познание о Боге – все достойны мучений и казней. Поскольку же есть разность в образе их жизни, в страстях безчестия (ср.: Рим. 1, 26) и в лукавстве против ближнего, потребен суд над язычниками для разобрания грехов их против ближних.

И изобличит люди многи. Чтобы показать нам справедливость и непререкаемость праведного суда, Пророк присовокупил: и изобличит люди многи. Ибо сказано: обличу тя и представлю пред лицем твоим (Пс. 49, 21). Здесь обвинитель представляет свидетелей в обличение преступлений обвиняемого, но в судилище тайных дел наших предстанут пред нами самые дела в их собственном виде и представится согрешившим каждый их грех. Там обличение употребляется для подтверждения справедливого суда, здесь – для исправления обличаемого в том, в чем обличается. Посему Апостол советует Тимофею пользоваться обличением (см.: 2Тим. 4, 2). Всякое обличение, ощутительно уязвляя обличаемого, сильно мучит его, представляя позор греха, и сие благотворно для не чувствующего собственных своих падений, потому что приводит его в сознание и истинное раскаяние. Какая телесная рана производит такую же боль, каково мучение, производимое в душе разящим словом, которое чувствительно для совести подвергшихся стыду худых дел?

И раскуют мечи своя на орала и копия своя на серпы. Таков доброполезный конец обличений – людей браннолюбивых и мятежных приводить в мирное состояние. Для всякого же очевидно, что закон Христов и слово Христово, будучи мирными и умиряющими, проповедали мир и дальним и ближним. И потому иудеи и язычники отложили бранные оружия как употребляемые для поражения вблизи, в рукопашных боях, и названные у Пророка мечом, так и приготовляемые для действия издали и у Пророка именуемые копиями. Слово же из Иерусалима переделывает их в земледельческие орудия, так что губительный меч служит приготовительным орудием для животворных семян, всеваемых мудростью в разумные души, потому что обращенный в плуг смягчает ожестевшее, вырывает терния, делает души хранилищами небесной благодати. А копье, бросаемое и поражающее издали, обращается в нечто, собирающее вблизи и приводящее в общение; ибо таковы серпы: они собирают рассеянное и соединяют колосья в общение рукояти. Посему есть и словесная жатва, для которой нужны потребные орудия и о которой сказано: возведите очи ваши и видите нивы, яко плавы суть (Ин. 4, 35). Ни один из строителей браней не способен к сей жатве. Но Господь послал на жатву сию собственных учеников Своих, о которых и сказал: жатва убо многа, делателей же мало (Лк. 10, 2). Сим-то жателям, как не имеющим в сердцах бранного оружия, дал Он власть, в какой дом ни войдут, вносить в него мир.

И не возмет язык на язык меча. Пока во всей силе действовало слово мирской мудрости, народы восставали друг на друга, грозя друг другу мечом слова, который был весьма изощрен размышлением и очищен вероятностью. Но когда пришел Мир наш и возвещена слава в вышних Богу, и на земли мир (Лк. 2, 14), тогда всякая ложь умолкла вдруг пред истиной, как мгновенно умолкает крик говорливых птиц, ежели откуда-нибудь является над ними орел. Уже не опровергают друг у друга учений, не говорят – один, что вовсе нет Промысла, другой, что он простирается только до луны; не доказывают о душе – один, что она смертна, а другой, что бессмертна; о судьбе – один, что она над всем владычествует, а другой, что ее вовсе нет. Но поскольку пришло буйство проповеди (ср.: 1Кор. 1, 21), славится Распятый, веруют в Воскресение, чают Суда, то народы, прекратив междоусобную брань, соблюдают безмолвие. Боюсь только, чтобы они наконец не сделались зрителями нашей брани. И поскольку прежде сего вся жизнь у них проходила в изучении пустых слов, так как диалектика есть наука сражаться на словах, то Пророк говорит: не навыкнут ктому ратоватися, что значит – не будут проводить времени с наставниками словопрения.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать

И будет Он судить народы. Закону особенно свойственно – судить противящихся ему. А что здесь идет речь не о ветхом завете, это ясно из самих действий. Мы не соблюдаем субботы, не принимаем ни обрезания, ни праздников их и ничего другого из ветхого, потому что мы слышали Павла, который говорит: «если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа» (Галл. 5:2); и еще: «наблюдаете дни, месяцы, времена и годы: боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал. 4:10–11).

Отсюда очевидно, что о новом завете говорится в словах: будет Он судить народы, как и Павел говорит: в день, когда… Бог будет судить тайные [дела] человеков (Рим. 2:16). Как, скажи мне, будет судить? По ветхому завету? Нет, но по благовествованию моему. Видишь ли, – хотя слова различны, но мысли согласны? Исаия говорит: будет Он судить народы. И Павел говорит: будет судить по благовествованию моему (Рим. 2:16).

И изобличит людей многих, т.е. противящихся и преступающих. Это и Христос объясняя говорил: «Я не сужу вас но слово, которое Я говорил, оно будет судить (Ин. 12:47–48).

И перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Пророк не довольствуется прежними признаками, – велико ведь богатство истины, – но прибавляет еще признак нового завета, сияющий по всей вселенной. Какой же именно? Мир и прекращение войн. Когда это будет, говорит, тогда водворится такое спокойствие во вселенной, что самые воинские оружия будут перекованы на земледельческие орудия. А этого, как всякий может видеть, не было во времена иудеев, но было все напротив. Во все продолжение своего царства они не переставали воевать и подвергаться войнам, когда враги то продолжительное, то краткое время наступали на них. Жители самой Палестины часто ставили их в затруднительные обстоятельства, так что они подвергались крайней опасности.

Это ясно показывает история царств, вся составленная из войн; показывают и все пророки, возвещавшие эти события и предсказывавшие о них прежде, нежели они случились. С того самого, можно сказать, дня, в который евреи освобождены были от египетского рабства, они проводили все время в войнах.

А теперь не то, но великий мир во вселенной. Если же и бывают войны, то не так, как прежде. Тогда вооружались города против городов, страны против стран, народы против народов, и один народ разделялся на многие части. Кто прочитает книгу Иисуса Навина и Судей, тот увидит, сколько войн испытала тогда Палестина в короткое время. И не это только было тяжело, но и то, что закон повелевал всем браться за оружие и никто не был свободен от такой службы. Этот закон имел силу не только у иудеев, но и по всей вселенной, так что и ораторы и философы, не имевшие ничего, кроме плаща, по призыву к войне, брали щиты и становились в воинский строй. Так Сократ, сын Софрониска, весьма славившийся между афинянами своим спокойствием и любомудрием, раз или два стоял в строю; и глава их ораторов, Демосфен, часто с кафедры выходил на войну. Если же ораторов и философов никакой закон не освобождал от войны, то еще менее кто-нибудь другой из народа освобождался от такой обязанности. Но теперь нельзя видеть ничего подобного. После того, как воссияло Солнце правды, и города, и народы, и все племена стали столь далеки от жизни в таких опасностях, что даже не умеют взяться за что-нибудь воинское, но, сидя внутри стен и городов, издали узнают и делах воинских, и весь народ живет на свободе и без обязанности к такой неприятнейшей службе. Если же и теперь бывают войны, то где-нибудь далеко, на крайних пределах римского государства, а не по городам и селениям, как было прежде. Тогда и в одном народе, как я сказал, непрестанно происходили бесчисленные возмущения и многоразличные возмущения и многоразличные войны; а ныне где только светит солнце, вся земля от Тигра до Британских островов, и Ливия, и Египет, и народ палестинский или, лучше сказать, все подвластное римлянам, находится в мире; вы знаете, каким совершенным спокойствием наслаждаются эти города, узнающие о войнах только по слуху. Христос мог бы уничтожить и остатки войн, но Он попускает быть набегам варваров для некоторого вразумления людей беспечных, делающихся во время мира более нерадивыми. И пророк для способных правильно понимать выразил то же самое, что я сказал, т.е. что уже более не будет частых возмущений. Он не сказал, что совершенно не будет войны, но что? Не поднимет народ на народ меча, и о свободе народов прибавил: не будут более учиться воевать, кроме немногих, назначенных для того воинов.

Толкование на пророка Исайю


Церковь будет не только тверда, непреклонна и неколебима, но и распространит по вселенной обильный мир… после того, как многие царства и державы падут, возвысится над всеми единое царство, в котором, не как в прежних, будет господствовать обильный мир, так как в древности даже художники всякого рода и риторы брались за оружие и становились в ряды войска, по пришествии же Христа все это прекратилось, и война сделалась занятием только известных людей.

Против иудеев и язычников

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать

И будет судить племена и обличит многие народы. Следовательно должно полагать различие и между народами, и не все неверующие будут осуждены одинаковым приговором, но по различию заслуг и потерпят различное. После же того, как разсудит племена, тогда обличит многие народы или, как перевели LXX, народ многий. И заметь порядок: будут судимы племена, потому что они имеют уверовать: ибо только не веруяй уже осужден есть (Ин. 3:18). Народ же многий, под которым разумеется Израиль, будет не судим, а обличен, потому что не принял посланнаго к нему Сына Божия.

И перекуют мечи свои на сохи и копья свои на серпы. Вся страсть к войне обратится к миру и вместо раздора во всем мире будет согласие. Мечи будут переменены на сохи и копья на серпы, чтобы, оставив жестокия войны, служить земледелию и срезывать серпами обильнейшую жатву. Это можно понимать и духовно, когда все жестокосердие наше сокрушается сохою Христовою и искореняются терния пороков, чтобы посев слова Божия возрос в плоды, и чтобы потом мы вкушали труды рук наших, когда «приходящие приидут с радостию, неся снопы свои» (Пс. 125:6).

Не поднимет меча народ против народа и не будут более упражняться в войне. Раскроем древнюю историю, и мы найдем, что до двадцать восьмого года Цезаря Августа (в сорок первый год которого родился Христос в Иудее) во всей вселенной был раздор и каждый народ горел стремлением воевать с соседними народами, так что убивали и были убиваемы. По рождестве же Господа Спасителя, когда при правителе Сирии, Кирине, была сделана первая перепись в вселенной и для евангельского учения уготован был мир Римской империи, тогда все войны прекратились и по городам и селениям совершенно не производились военные упражнения, а только упражнения в земледелии, между тем как война с варварскими народами предоставлена была только воинам и легионам римским, когда исполнилась оная песнь ангельская: слава в вышних Богу и на земли мир, в человеках благоволение (Лк. 2:14), и во дни Его явилась правда и обилие мира.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать

Спрашивал ты, что значит сказанное: раскуют мечи своя на орала? Думаю, лучше же сказать, убеждаюсь, видеть в этом ясное пророчество о том, что орало (плуг) мира, то есть божественная проповедь о Христе укротит воинственные страны и оружия порока переменятся у них на полезные для жизни орудия земледелия.

Письма. Книга I

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И судити будет посреде язык и изоблечит люди многи: и раскуют мечи своя на орала и копия своя на серпы, и не возмет язык на язык меча, и не навыкнут ктому ратоватися

Предрекши, что падет и обратится в ничто власть диавола и прекратится усиленное производство идолов, когда народы будут восклицать друг другу: приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему, ясно определяет слушателям время, когда предреченное придет в исполнение, и делает это весьма ясным из самого положения вещей. Ибо в древности, когда земля еще не находилась под одним ярмом, когда народы различались между собою по странам и городам, и каждая страна отдельно имела своего предводителя, – было разногласие, битвы и войны, потому что живущие на земле повсюду истребляли друг друга и всегда похищали принадлежащее другим и все считали величайшей славой обман и жестокость по отношению к тем, с которыми они могли поступить так. Поэтому они не имели безопасного жилища, постоянно переселялись с одного места на другое и с занятого прогоняемы были сильнейшими. Когда же Бог подчинил владычеству Римлян всю вселенную, и наконец основано было одно над всеми царство, – прекратились войны, перестали междоусобия и раздоры, водворились справедливость и прочность законного порядка, потому что никто не предавался хищничеству и грабежу, и никто не вторгался в города или страны, и не оставалось ненаказанным любостяжание. И не это только, но и предоставляется употребление оружия одним только самым воинственным людям, получившим воинский строй и подчиненным царю. И оказались слабыми многие народы, которые, свергнув с себя иго римского владычества, нападают на города и страны. Ибо им уже не свободно, по собственному желанию, делать набеги; им противодействует римское оружие и принуждает их к спокойствию и приводит их в трепет, как зверей, и показывает, что они слабы своими силами. Итак, как я сказал, блаженный пророк определяет время призвания и обращения народов. Какое же это время? Когда Бог всяческих и Царь и Господь будет судить посреди народов, то есть, когда сотворит правду и суд над всеми народами. Ибо, как я сказал недавно, владычествовала неправда, когда народы грабили друг друга и совершали всякого рода жестокость и насилие. Когда же все это было устранено, правда и суд даны были Богом и, как я сказал, многие народы оказались побежденными римским оружием, так что, находясь под властью царя, уже не боялись нападений со стороны других, и, таким образом, для них стали возможными мир и благоденствие, уже не было нужды в приготовлениях военных, напротив с большим удовольствием они стремились к занятиям делами мира, предавались земледельческим трудам и заботились о возделывании полей. Таким образом, орудия войны получают иное употребление, так что меч употребляется на нужды земледелия и копье превращается в серп, и совсем не учатся военному искусству и перестают воевать между собою. Ибо когда воцарился над народами Христос, который есть мир, исчезли всякое разномыслие и ссора, войны и всякой вид жестокости; уничтожены также вредные последствия и ужасы, неразлучные с войною; напротив стала господствовать воля Того, Который говорит им: мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14:27).

Толкование на пророка Исаию

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

И перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать

Исполнятся ли эти слова святого пророка на земле? Нет, здесь постоянно будут войны. Почему? Потому что всегда среди людей будут зависть и вражда. А могло быть так, как говорит святой Исаия? Могло быть, если бы люди стали действительными христианами: не на словах, а на деле молились Богу и любили друг друга… Но пророчество это осуществится в полной мере лишь в жизни загробной: там, в Царствии Божием, не будет никакой вражды среди людей, а лишь любовь, когда будет Бог все во всем (1Кор. 15:28), а сатана со своим царством отдавшихся ему злых духов и злых людей – будет бессилен.

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать

И будет Он судить

Суд был в древности прерогативой царской власти (1Цар 8:6). Следовательно, Господь будет признан царем всех народов и Его власть будет признаваться повсюду.

И обличит многие народы

Бог как Царь всех народов укажет им неправильность их образа жизни; однако не все народы подвергнутся одинаковому обличению и, конечно, соединенному с ним наказанию. “Надо, – говорит блаженный Иероним, – полагать различие между народами; не все неверующие будут осуждены одинаковым приговором, но по различию заслуг потерпят различное”.

Перекуют мечи

В эти последние дни, благодаря распространению истинного учения по всей земле, между народами кончатся раздоры и войны, так угнетавшие жизнь древнего человечества. В древности чрезвычайно силен был эгоизм отдельных лиц и эгоизм государственный, который побуждал одно государство расширять свои владения на счет другого. Между тем новый закон Всевышнего изменяет в самом существе души людей, которые вследствие этого становятся расположенными даже к самопожертвованию. Понятно, что при таком обновлении человечества не будут нужны прежние средства для самозащиты и для нападения и мечи будут переделаны на орала или точнее мотыги, какие употребляются для разрыхления почвы при посадке виноградных лоз, а копья – на серпы, употреблявшиеся для обрезывания этих лоз.

Пророк говорит здесь хотя о последних временах мира, но отчасти его пророчество уже исполнилось и исполняется в тех попытках, какие делались и продолжают предприниматься лучшими представителями христианского человечества, которые предлагали и предлагают разные мирные средства для улаживания международных затруднений (третейский суд и т. п.). На войны, какие иногда принуждены вести и христианские государства, среди христиан установился такой взгляд, что эти войны представляют собою печальную необходимость при настоящем, далеко еще не совершенном, нравственном состоянии человечества.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.4   И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.

     Религиозный свет с Сиона рассеет тьму язычества; истинное богопочтение обнаружит ложь идолопоклонства; закон любви божественной искоренит злое насилие закоренелого себялюбия; меч и копье воина заменятся плугом и серпом земледельца. Спокойствие совести и мир жизни, вот условия будущих блаженных дней, какие наступят в мире по окончательном уничтожении еврейского царства.
История непререкаемо утверждает исполнение этого пророчества о такой перемене в жизни человечества. В древнем мире велись непрерывные войны; дух войны проникал всех и все; споры о правах общественных и частных решались силой, как иногда даже требовал того и закон. Нередко и сама гора Божия – Сион окружалась полчищами врагов, даже ковчег Божий выносился перед войском на войну и был в плену у «иноплеменников». Так было и в дни пророка Исаии, при столкновении народа еврейского с аммонитянами, сирийцами и ассирийцами в правление Озии, Ахаза и Езекии.
Но со времени явления на Сионе истины евангельской и закона любви христианской, в мире распространялась всюду царственная власть и воля Божия, образ счастливой жизни всеми слагался по духу любви Христовой, достоинство человека определялось совершенствами христианского характера. Так Евангелие от Сиона стало судить мир. Перемена в духе народов выражалась в существенном изменении быта их жизни. С утверждением в мире церкви Христовой и благодатного царства Божия, отцы, вожди и цари перевоспитывали семейства, племена и народы в духе мира и самоотверженной любви. Цари, крестившиеся во имя Христа, из воинственных и страстных делались мирными пастырями народов и подвижниками благочестия (Константин Великий у римлян, Клодвиг у франков, Владимир у славян); с принятием христианского нравоучения кочевые племена делались оседлыми, дикие охотники – земледельцами.
Так было между народами греко-римского и в особенности между племенами германо-славянского мира. Созерцая в свое время распространение евангельского закона в мире, блаженный Иероним (преподобный Иероним Блаженный, IV-го в.) свидетельствует:

«Истинно исполнилось апостольское и пророческое слово: во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенной глаголы их (Рим.10:18; Пс.18:5). Кто поверил бы, что варварский язык Готов хочет выражать еврейскую истину, и в ту пору, как греки не радят о ней, даже оспаривают ее, сама Германия прилежно изучает изречения Св. Духа?... Рука, некогда покрытая мозолями от того, что держала постоянно меч, и пальцы, приученные только к бросанию стрел, смягчились до трости и пера; и воинственные сердца усвоили кротость христианскую.
Ныне мы видим исполнившимся на деле пророчество Исаии...»
(Бл. Иероним. Письмо к Суннии и Фретеле).

Но пророк говорит о обращении только «многих»; и, в соответствие точному пророческому слову, только «многие», а не все племена до ныне приняли «закон от Сиона»; а потому еще и не прекратилось ведение войн. Война еще терпима и признается, как неизбежное зло: хотя само ведение войны сопровождается такими делами христианского милосердия, о каких ничего не знали и мирные жители древнего мира. Войны должны быть и до конца мира между народами, при оскудении в них веры и любви христианской и при умножении беззакония... (Матф.24:6-14).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible