Скрыть
Не ѿвѣща́й безꙋ́мномꙋ по безꙋ́мїю є҆гѡ̀, да не подо́бенъ є҆мꙋ̀ бꙋ́деши:

Святые отцы

Прочие

Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)

Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему

Брань твою, Деметриан, и часто изрыгаемые из святотатственных уст твои нечестивые хулы на Бога, Который есть один и истинный, я презирал, почитая более приличным и лучшим отклонить молчанием невежество заблуждающегося, чем, отвечая безумному, вызывать наглость. И делал я это не без повеления Божественного. В Писании сказано: В уши глупого ничего не говори, чтобы он не насмеялся над разумными словами твоими (Притч 23:9; LXX). И еще: Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему (Притч 26:4).

Книга к Деметриану

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему

Благо бегство твое, если не отвечаешь ты неразумному по неразумию его. Благо бегство твое, если шаг стоп твоих далече отстоит от уст неразумных. Ибо с дурными вождями легко заблудиться; но если хочешь, чтобы благо бегство твое было, да будут пути твои далече от речей их.

О бегстве от мира


Итак, Давид не всегда молчал, не беспрерывно и не для всех, но только по временам: он не отвечал озлобляющему его и вызывающему [на беззаконие] грешнику, как об этом он говорит в другом месте, что говорящих суетное и замышляющих коварство он, будто глухой, не слышал, и как немой, не открывал в ответ уст своих. Потому на это тебе разъяснено: Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему (Притч 26:4). Итак, первой обязанностью является соблюдение меры в речах. Через это воздается Богу жертва хвалы, через это проявляется благоговение, когда бывает чтение святого Писания, через это и оказывается почет родителям.

…Я знаю, что многие говорят потому, что не умеют молчать. Редко кто молчит, хотя разглагольствование его и не принесет ему пользы. Мудрый же перед выступлением с речью много думает о том, что он будет говорить, кому, где и в какое время. Итак, и в молчании, и в слове должна соблюдаться известная мера; даже в делах, и там есть своя мера. Таким образом, в обязанностях похвально держаться меры.

Об обязанностях священнослужителей. Книга III

Нил Синайский, прп. (†430)

Ст. 4-5 Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих

«Не отвещай безумному, – говорит Соломон, – по безумию его, да не подобен ему будеши, но отвещай безумному по безумию его, да не явится мудр у себе» (Притч. 26:4-5). Ибо кто соглашается с безумным и одобряет его, когда говорит он противное законам Божьим и вызывает на грех, тот отвечает по безумию безумного и уподобляется ему. Но кто воспротивился говорящему худо и не соглашается одобрить сквернослова, о том говорится, что не отвечает он по безумию его, то есть оказывается доблестным, увенчанным победителем безумия его, употребив в дело колчан истины и небесной мудрости против безумия и суетного самомнения лукавого софиста».

Письма на разные темы. Евлампию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-12 Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому. Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется. Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых. Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих. Подрезывает себе ноги, терпит неприятность тот, кто дает словесное поручение глупцу. Неровно поднимаются ноги у хромого, - и притча в устах глупцов. Что влагающий драгоценный камень в пращу, то воздающий глупому честь. Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов. Сильный делает все произвольно: и глупого награждает, и всякого прохожего награждает. Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою. Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него

Неестественность снега летом и дождя во время жатвы (в Палестине) берется (ст. 1) образом непристойности и как бы неестественности почета и славы для глупца. Затем образно представлены - бессилие клятвы или проклятия, изрекаемого глупцом (ст. 2), а также - необходимость физического воздействия для его вразумления (ст. 3). В ст. 4-5 раввины усматривали прямое противоречие, но это противоречие мнимое: в ст. 4 имеется в виду один момент проявления глупости, когда всякие увещания и обличения глупцу бесполезны (ст. 4б), - в ст. 5 - предписывается разоблачать глупость, чтобы предупредить превозношение глупца мнимой мудростью; в одном случае ничтожество глупца само собой очевидно; в другом оно требует нарочитого разоблачения. Далее, глупость освещается со стороны - полного неискусства и неспособности глупого ни к какому полезному делу (ст. 6-9), - незаслуженного счастья (ст. 10), коснения в своем неразумии (ст. 11), и снова - самопревозношения и самонадеянности (ст. 12). Выражение ст. 11 приводится во 2Пет II:22.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible