Скрыть
Ло́жь ко́нь во спасе́нїе, во мно́жествѣ же си́лы своеѧ̀ не спасе́тсѧ.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется

Конь исключается из употребления святых, и Израиль во дни благоденствия никогда, кажется, не пользовался в войнах конскою силою, и никто из святых не признавал приличным иметь коней в собственном употреблении. Но фараон имеет у себя коня и высокомерный Сеннахирим надмевается множеством коней. Посему-то «коня и всадника» фараонова «вверже в море» (ср.: Исх. 15:1), а у Сеннахирима «воздремаша» все «вседшии на кони» (Пс. 75:7). По сей же причине и данный чрез Моисея закон, предписывая закон царям, говорит: «да не умножит себе коней» (Втор. 17:16). «Во множестве же силы своея не спасется. Егда бо немощствую», говорит Апостол, «тогда силен есмь» (2Кор. 12:10). А множество телесной силы служит препятствием ко спасению духа.

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 32-й

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 16-18 Не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется. Се, очи Господни на боящыяся его, уповающыя на милость его

Потому-то и мы плотское исполнение закона, которое Пророк называет «лживым конем», и всякое телесное разумение заповедей (это, может быть, значить слово «исполине»), признаем бесполезным для спасения, как и псалмопевец охуждает подобное сему, выражаясь загадочно: «ложь конь во спасение», «и исполин не спасется множеством крепости своея». Но взирая на Избавляющего от смерти души наши небесною пищею, как говорит Пророк: «очи Господни на боящыяся Его, уповающыя на милость Его, избавиши от смерти души их, и препитати я в гладе».

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 16-17 Не спасется царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется

Из самых событий дознаем, что не должно полагаться ни на телесную силу, ни на душевное мужество, ни на быстроту коней, ни на множество подданных; потому что, всем этим избыточествуя, Сеннахирим не получил от сего пользы, но подвергся конечной гибели. Итак, что же должно делать? покажи нам Пророк.

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется

Ложь конь во спасение - значит: ложно то, будто конь может служить ко спасению; обманываются те, которые думают, будто на коне можно убежать от опасности, когда Бог ее попустит; обманчива надежда на человеческие средства и пособия; верна надежда только на Бога и Его спасение.

Письма

Евфимий Зигабен (†1118)

Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется

Ложь конь во спасение

Ненадежен, говорит, конь для спасения и сбережения всадника своего, а часто и свергает его в пропасть.

Слова великого Василия: У святых изгнан конь из употребления: и Израиль никогда не представляется счастливым в бранях, употреблявшим силу конскую, ни в частности кто либо из святых не признавал приличным употребление лошадей… Почему и данный чрез Моисея закон, ограничивая царей, говорит: не должен (царе) умножать себе коней (Вт. 17,16). И Феодорит: Самым опытом мы научены, что не должно надеяться на силу тела, ни на твердость души, ни на быстроту коней, ни на множество подданных; ибо, всем этим изобилуя, Сеннахерим никакой не получил от сего пользы, но совершенную погибель (в изд. Своде).

Во множестве же силы своея не спасется

Конь, то есть, крепкая лошадь не сберегается на брани своею силою. Ибо и царь Ассирийский Сеннахерим, хотя имел много войск и богатство и бессловесных, не получил никакой пользы от них; напротив, злою смертью погиб и исчез, как сам, так и все войска его. Почему и Соломон сказал: конь уготовится на день брани, а помощь—от Господа (Прит.1, 31).

И Исихий говорит: Напрасно мы стараемся о силе телесной, вообще ограждаемся силою родственников, друзей и богатства; ибо никто не может спасти без содействия свыше. Возьми в примере Голиафa и Фараона: первый, не смотря на то, что был великан сильный, побежден простым отроком Давидом; а второй хотя со множеством колесниц преследовал Израиля, нашел для себя гроб в море (в издан. Своде).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется.

Три суть вещи, могущия исхитить человека от предстоящия опасности, а именно: силы чужия, яко то – стража воинов, силы собственныя и скорость коня; оныя потребны в случае сопротивления, а сия в случае бегства. Псаломник показал, что первыя два средства не довлеют ко спасению; а здесь присовокупляет, что не довлеет и третие. Всего того имеем ясные примеры в 1Цар. 17 и 1Цар. 31, и в четвертой книге тех же (4Цар. 9). Ибо Саула царя не могли от смерти защитить великие полки воинов. Голиафа, исполина крепчайшаго, отрок Давид пращею убил. Иорама сына Ахаавова, бежавшаго на быстрой колеснице, быстрейшая стрела поразила. Ложь убо конь во спасение, то есть, обманывается тот, кто надеется спасти жизнь свою скоростию коней. Ибо скорость оная многоразличными образы может быть или удержана, или предупреждена, и потому ложная есть. Убо и конь во множестве силы своея не спасется, и всадника своего от бедствия не избавит, хотя бы самую величайшую силу имел. Впрочем, что сказано здесь о спасении телесном, то же самое разуметь должно и о спасении душевном, к стяжанию котораго никто сам собою без благодати предшествующия, сопровождающия и совозследствующия доволен быть не может.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-17 Не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется

Блажен тот народ, которому покровительствует Господь! Он наблюдает над всем живущим на земле и никто не может бороться с Ним

Если Господь всегда Себе верен и всемогущ, то самая прочная защита может быть находима человеком только в Нем. Никакие средства, изобретаемые человеком для упрочения своего благополучия, не могут считаться достаточными, «ненадежен конь для спасения», не может и не должен человек думать, что обилием военной силы («конь», обилие конницы) он может выиграть победу: все зависит от Бога.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 16–17 Не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется

В этих стихах изображено псалмопевцем ничтожество сил и средств человеческих в защите от врагов, в сравнении их со всемогущественной силой Божией. Здесь представляет он три таких средства, или способа, для спасения от нападений со стороны врагов: первое это многая сила у царя, т.е. многочисленное царское войско с боевыми орудиями и снарядами, второе – великая сила, или крепость собственная у исполина, т.е. великана, и третье – быстрота коня. Господь Бог всемогущ и всеведущ. Так как Ему известны все самые тайные намерения всех людей (ст. 15), то от Него не могут укрыться коварные замыслы самонадеянных нечестивцев и врагов избранного народа Его, и Он не только может предусмотреть и предотвратить угрожающую от них опасность, но и самые такие замыслы их обратить им же самим на погибель. Ясные примеры всего этого представляет нам библейская история. Много врагов было у царя Давида между соседними народами и их царями, но все нападавшие тогда на Израильское царство соседние цари филистимлян, моавитян, сирийцев и др. были поражаемы Давидом с помощью Божией, и никакое множество войска не могло спасти их от поражения (2Цар. 8:1–13 и др.). Много было воинской силы у царя евреев Саула; но когда отступила от него помощь Божия, никакая сила не могла спасти его от руки врагов, и наконец он сам и три сына его поражены были насмерть в войне с филистимлянами (1Цар. 31:2–3). Так, не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Исполин филистимский Голиаф, надеясь на множество крепости своея, угрожал юному Давиду смертью, но Давид, вышедший на вооруженного с головы до ног великана, во имя Господа Бога Саваофа, с одною пращею, убил сего исполина, и «уразумел (тогда) весь сонм израильский, яко не мечем, не копьем спасает Господь» (1Цар. 17). Равным образом и конь есть ложь, бегство на коне оказывается ложным, ненадежным, далеко не достаточным (не довлеет конь – стоит на поле, против слов ложь конь – в «Учебной Псалтири», изд. 1897 г.) средством к спасению от опасности со стороны врагов. Иорама, сына Ахавова, бежавшего от преследования Ииуя на колеснице, не спасли кони его от поражения стрелою, быстрейшею всяких коней (4Цар. 9). Тристаты и всадники египетские, преследовавшие евреев во множестве силы своея, не спаслись на конях и колесницах своих от потопления в Чермном море (Исх. 14).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible