Богородичен

Литература по теме

Богоро́дичен — песнопение в честь Богородицы, входящее в состав церковных служб; различаются между собой не только содержанием, но и местом в составе суточного, седмичного и годового богослужебных кругов.

В «Зеленых Минеях» и в Ирмологии некоторые богородичны помещены в 4 приложения и распределены по гласам:

  1. Богородичны, пое́мые после стихир в воскресные и некоторые праздничные дни — взяты из воскресной службы Октоиха (догматики и богородичны после стиховных стихир).
  2. Богородичны, поемые после стихир в будние дни (здесь указываются дни седмицы). В Октоихе — это богородичны после стиховных стихир вечерни и утрени соответствующих дней.
  3. Богородичны, поемые после тропарей (отпустительные) в воскресные и некоторые праздничные дни. В Октоихе — это богородичны великой вечерни после воскресного тропаря соответствующего гласа. Также они приводятся в Типиконе (глава 53).
  4. Богородичны, поемые после тропарей (отпустительные) в будничные дни (от меньших — здесь указываются дни седмицы). В Типиконе из них состоит вся глава 57.

Особую группу богородичных составляют богородичны догматики, кратко излагающие представленные в них догматические истины, исповедуемые и хранимые Церковью, а также крестобогородичны, отражающие скорбь и плач Богоматери при Кресте с распятым на нём Искупителем, Её Сыном.

Без Богородичных читаются/поются только тропари Господу и Богородице. Тропарь (а также седален, светилен) святого всегда покрывается Богородичным. Только в Неделю праотец тропарь без Богородична; можно считать это исключением.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka