Могут ли люди прожившие всю жизнь в неверии попасть в рай?

Могут ли люди прожившие всю жизнь в неверии попасть в рай? или для людей всю жизнь не желавших верить в Бога рай закрыт? учитываются ли Богом добрые дела неверующих? Или фраза Христа -"без Меня не можете делать ничего" - означает что добрые дела неверующих не засчитываются? души искренних христиан постепенно становятся всё более чистыми можно ли сказать что души неверующих с каждым днём становятся всё чернее и грязнее (в смысле - становятся все более грешными)?
 
Возникает вопрос: а зачем? Если они в Бога не верили, и Богу не верили, то какой будет в этом смысл?

ну, всё таки было бы странно увидеть в аду доброго порядочного но неверующего человека. вспомните главного героя фильмов "с лёгким паром"или "служебный роман" он тихий спокойный добрый но по видимому неверующий. так что же его в ад?
 

Борис Т

Супер-Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Когда Господа спросили, кто же может спастись, Он ответил: Человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу (Мк. 10:27)
Сейчас практически не найти человека, который бы не слышал о Христе. Если он неверующий - это значит, что его сердце не принимает Христа, не принимает Бога, Его учения. В раю находятся не порядочные люди, а кающиеся грешники.
Что он будет делать в раю? Для него Бога нет, он сам выбрал путь неверия. Зачем его насильно в рай?
Господь не зря основал Церковь, не зря призвал нас креститься и жить по заповедям. Если бы это было бы не обязательно, стал бы Христос всему этому нас учить? Достаточно было бы сказать: "Будьте, ребята, порядочными людьми, тихими, скромными, и все будет хорошо".
Однако, не пристало нам судить о загробной участи других людей. Евангелие - это не схема, по которой четко можно определить, кто куда попадет.
Давайте не забывать, что первым из людей в рай попал разбойник. Но он покаялся. Пускай в последний час своей жизни, пускай не успел креститься, но для него этого оказалось достаточным. Но всё-таки, он уверовал, и уже потом покаялся.
Многие Святые Отцы, и многие батюшки говорили на эту тему достаточно подробно. Не поленитесь, поищите в интернете.
Спаси Господи!
 
Когда Господа спросили, кто же может спастись, Он ответил: Человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу (Мк. 10:27).......

Ну что ж возможно порядочным тихим неверующим нечего делать в раю но ведь трудно представить их в аду да ещё в вечных мучениях. вы можете представить героя фильма -берегись автомобиля - Юрия Деточкина в аду? я не могу.
 
оренбург
Православный христианин
могут ли люди прожившие всю жизнь в неверии попасть в рай? ..
Да. Те из неверующих, которым не дано было уверовать во Христа, но они творили добро лишь по доброму расположению своего сердца.
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне...
 

Борис Т

Супер-Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я вас отлично понимаю, и вижу вашу искренность :) Но здесь немного другое.
Зачем Бог создал человека? Для того, чтобы разделить с ним любовь.
И по любви, Бог дал человеку свободу. Свободу выбирать.
«Меня любит тот, кто исполняет заповеди мои».
А уж тем более, как человек может любить Того, в Кого он вообще не верит?
Представьте, что вас заперли в одной комнате с человеком, которого вы не любите, и который вам не интересен, навечно. Вам будет хорошо?
Или же представьте человека, который, например, всю жизнь слушал тяжелую музыку, а потом его навечно посадить в консерваторию, и заставить слушать музыку, которую там играют? Да для него это будет настоящий ад, и настоящая мука.
Зачем же Бог насильно заставит человека быть рядом с Ним, если этому человеку Бог не нужен и не интересен? Разве это проявление любви к человеку?
Даже в отношениях между людьми, истинно любящий другого человека, дает ему свободу. А когда "я хочу, чтобы она была со мной, и только со мной" - это уже не любовь, а чистой воды самолюбие.
Господь же всегда открыт для нас, и Он всегда ждет нас. Нам надо только придти к Нему.
И потом, в аду же нас мучают наши неудовлетворенные страсти, которые мы скопили, и с которыми не боролись, за время своей земной жизни.
Даже если человек порядочный, это ещё не значит, что он борется со своими страстями.
Но вы так не мучайтесь, может вы помните:
Тот же авва Антоний, приникая в глубину судов Божиих, вопросил Бога так: Господи! для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? для чего одни бедны, а другие богаты? для чего нечестивые богаты, а благочестивые бедны? Тогда пришел к нему глас: Антоний! себе внимай! А то суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их.

Наше дело думать о своих грехах, и о своей душе.
 
У каждого все будет взвешено точно, поскольку, как говорят Святые отцы: даже крыло мухи имеет свой вес, а у Господа Бога весы еще более точные

У каждого спростится по мере поданного, насколько кому будет что открыто. Господь Бог смотрит в сердце, готово ли оно к Царствию Божиему или же ему нужно пройти через еще какие-то испытания.
 
У каждого все будет взвешено точно, поскольку, как говорят Святые отцы: даже крыло мухи имеет свой вес, а у Господа Бога весы еще более точные

У каждого спростится по мере поданного, насколько кому будет что открыто. Господь Бог смотрит в сердце, готово ли оно к Царствию Божиему или же ему нужно пройти через еще какие-то испытания.

то есть вы считаете что люди прожившие всю жизнь в неверии могут попасть в рай?
 
люди не верующие в Бога или верующие в ложь, то есть в ересь рая не наследуют. их сердце туда не приведет...

но ведь христиан в этом мире всего около милиарда неужели остальные 6 милиардов людей(неверующих, или из других религий) попадут в ад?
 
Когда Господа спросили, кто же может спастись, Он ответил: Человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу (Мк. 10:27).....


Борис, приведите слова покаяния разбойника. На основании чего утверждаете, что разбойник уверовал? Попробуйте опровергнуть мой вариант: На Голгофе распинают троих - в центре Иисус Христос, слева поносящий Христа разбойник (читай - иудеи не принявшие учения Иисуса), а с права разбойник поносящий Христа, но вскоре одумался ( читай - иудеи и язычники принявшие учение Иисуса Христа.) Ну в самом деле три Евангелиста говорят, что оба разбойника поносили Христа, а Лука утверждает обратное.
 
Россия
Православный христианин
Могут ли люди прожившие всю жизнь в неверии попасть в рай? или для людей всю жизнь не желавших верить в Бога рай закрыт? учитываются ли Богом добрые дела неверующих? Или фраза Христа -"без Меня не можете делать ничего" - означает что добрые дела неверующих не засчитываются? души искренних христиан постепенно становятся всё более чистыми можно ли сказать что души неверующих с каждым днём становятся всё чернее и грязнее (в смысле - становятся все более грешными)?
Если перед кончиной, ну допустим во время болезни (как это произошло с Жанной Фриске, резко обратившейся к Богу в период её неизлечимой болезни), в их сердце откроется Господь, и они уверуют во имя Иисуса Христа, Спасителя Нашего, сердечно и искренне раскаяются в своём неверии и прочих грехопадениях, и уйдут из мира сего, освободившись от тяжести своих грехов, то конечно Господь примет их, как чад своих долгожданных, но ходивших долгое время во тьме и неведении, как принял разбойника, распятого рядом с Ним на кресте в момент его покаяния. Если же они жили без Христа и умерли без Него, не приняли Его, не познали, отреклись, то ничего в этих людях не изменится, когда они встретят его уже за дверями земной суеты. За гробом нет покаяния, уже нельзя изменить своё состояние, нельзя принести плодов покаяния, доказать делами свою любовь к ближним и Богу, там уже окончательно сформировавшееся состояние души, души, прожившей без Любви, души, творившей беззакония, души, не принявшей искупительную жертву Сына Божия. если бы спасение было возможно без Христа, зачем тогда Христос шёл на распятие, претерпевая страшные мучения, если было бы возможно спасение без Него?! Поэтому к сожалению такие души обречены на вечное отчуждения от Источника Благодати и Любви, так как сами отказались от этого Источника, по своей свободной воле, по своему свободному выбору. Там состояние души уже не меняется, кроме вечного раскаяния души, не имеющей возможности вернуться на землю, и плодами покаяния приобрести состояние очищенное с возможностью лицезреть и наслаждаться Святым. Где-то читала - что испёк, то и кушай.
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
(1Кор.13:1—8)

Тогда пожалеют отступившие ныне от путей Моих, и отвергшие их с презрением пребудут в муках.
10 Те, которые не познали Меня, получая при жизни благодеяния,
11 и возгнушались законом Моим, не уразумели его, но презрели, когда еще имели свободу и когда еще отверсто было им место для покаяния,
12 те познают Меня по смерти в мучении.

18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

В Новом Завете есть указания на то, что все люди предстанут на Суд слышавшими благовестие Христа — даже те, которые не знали Христа в земной жизни. Апостол Петр говорит о том, что Христос после Своего Воскресения сходил во ад и проповедовал там тем грешникам, которые во дни Ноя погибли в водах потопа: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым он и находящимся в темнице, сошед, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды (букв, "через воду", "посредством воды"). Так и нас ныне подобное сему образу крещение... спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3:18-21).
 
Россия
Православный христианин
Вникнем в состояние души разбойника и в окружающую его обстановку.

Всю жизнь провел он в разбоях и преступлениях. Но, видно, не умерла в нем совесть, и в глубине души осталось нечто доброе. Предание говорит даже, что он был тем самым разбойником, который во время бегства Христа в Египет сжалился над прекрасным дитятей и не позволил Его убить своим сотоварищам, вместе с ним напавшим было на бежавшее в Египет Святое семейство. Не вспомнилось ли ныне ему лицо того Младенца, когда он всмотрелся в лицо Висевшего рядом с ним на кресте?

Но было ли то так или нет, во всяком случае взгляд разбойника на Христа пробудил в нем совесть. Ныне он висел рядом с Праведником, рядом с Красным добротою паче сынов человеческих (Пс. 41, 3), Которого в то время был вид безчестен, умален паче всех сынов человеческих, не имевшим ни вида, ниже славы (Ис. 53, 2—3).

Глядя на Него, разбойник словно очнулся от глубогого сна. Ему ясно представилось различие между Ним и им самим. Тот — несомненный Праведник, прощающий даже Своим мучителям и молящийся за них Богу, Которого называет Своим Отцом. Он же — убийца многих жертв, проливавший кровь людей, не сделавших ему никакого зла.

Взирая на Висевшего на кресте, он, словно в зеркале, увидел свое нравственное падение. Все лучшее, что таилось в нем, пробудилось и искало выхода. Он осознал свои грехи, понял, что к печальному концу привела его лишь собственная вина и винить ему некого. Посему злобное настроение против исполнителей казни, каковым был охвачен разбойник, распятый по другую сторону от Христа, а вначале и он сам (Мф. 27, 44), сменилось в нем чувством смирения и сокрушения. Он почувствовал страх грядущего над ним суда Божия.

Отвратителен и ужасен стал для него грех. В душе он уже не был разбойником. В нем проснулись человеколюбие и милосердие. Со страхом за участь своей души в нем сочеталось отвращение к происходившему надругательству над невинным Страдальцем.

Несомненно, он слышал и прежде о великом Учителе и Чудотворце из Назарета. Происходившее в Иудее и в Галилее было предметом многих разговоров и толков во всей стране. Прежде то, что он слышал о Нем, проходило мимо его внимания. Теперь, очутившись вместе с Ним и в одинаковом с Ним положении, он начал понимать нравственное величие Его личности.

Беззлобие, всепрощение и молитва Христова поразили разбойника. Он сердцем понял, что рядом с ним не обычный человек. Так обращаться к Богу как к Своему Отцу в час смерти мог лишь тот, кто воистину сознавал себя Сыном Божиим. Не поколебаться в своем учении о любви и всепрощении, перенося всю низость людской клеветы и злобы тех, коим творил благодеяния, мог лишь тот, кто был в тесном общении с источником Любви или Сам был Им.

Вспомнилось разбойнику все, что он слышал необычного о распятом ныне с ним, и теплое чувство веры зародилось в его сердце. Да, несомненно, Он был Сын Божий, воплотившийся на земле, но пребывающий непрерывно в общении со Отцом Своим, Сын Божий, не принятый землей и возвращающийся на небо, Сын Божий, могущий прощать людям! У него появилась надежда, что он избежит осуждения на суде посмертном. Если Иисус молит Отца Своего за Своих распинателей, Он не отвергнет и распятого с Ним. К Нему нужно обратиться, чтобы Он, разделяющий сейчас с ним одну участь горьких страданий, принял его и в Своем блаженстве.

Правда, обращение к Иисусу со словами любви и участия встречено будет насмешками окружающей толпы, беснующейся и хулящей Его. Признать Его праведником и Сыном Божиим — значит привлечь к себе внимание и [навлечь на себя] гнев старейшин иудейских. Хотя они не смогут причинить ему телесных мучений больше, чем он уже терпит, но как тяжело будет чувствовать вокруг себя одну злобу, сколь тяжки сделаются для него страдания, когда и над ним начнет издеваться бушующий здесь праздный народ!

Впрочем, что для него теперь гнев земных властей, что ему ныне насмешки людские? Как ни тяжело быть отверженным людьми у порога смерти, еще тяжелее быть отверженным Богом. На суд Божий идет он, и Бога лишь нужно ему страшиться! Нужно в последние мгновения жизни сделать то, что еще в его силах, чтобы снискать благоволение Божие!

Пусть своими словами он хоть несколько облегчит страдания Христа, пусть хоть один из хулящих усовестится и перестанет злословить Его. Христос, обещавший вознаградить за чашу воды, поданную во имя Его, не оставит за то и его без воздаяния. Пусть поносящие Христа поносят и его с Ним! Это еще теснее свяжет его с Христом! С Христом будет делить он участь здесь, не забудет его Христос и в Своей славе!

И вот, среди шума громких насмешек, злословий и ругательств, он стал увещевать своего сотоварища, висевшего по левую сторону от Христа, перестать злословить Его. «Ни ли ты боишися Бога, яко в том же осужден еси? И мы убо в правду: достойная бо по делом наю восприемлева. Сей же ни единаго зла сотвори». А затем из уст его послышался смиренный глас: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си».

То был зов бывшего разбойника, а ныне нового ученика Христова, уверовавшего во Христа тогда, когда прежние ученики оставили Его.

«Разбойник богословяше, аз же отвергохся» (седален, глас 5-й), — вопил со скорбию после св. апостол Петр. Усомнились в то время в Господе и все остальные апостолы.

Даже св. Иоанн Богослов, неотлучно следовавший за своим Учителем и стоявший у Креста на Голгофе, хотя и продолжал быть верен возлюбившему его Иисусу, не имел тогда совершенной веры в Божественность своего Учителя: лишь после Воскресения, войдя в пустой гроб, где лежали пелены и головной плат, обвивавшие мертвое Тело Христово, он виде и верова [Ин. 20, 8], что Христос воистину воскрес и есть Сын Божий.

Апостолы поколебались в своей вере в Иисуса как в Мессию, потому что они ожидали и хотели в Нем видеть земного Царя, в Царстве которого они смогут сидеть одесную и ошуюю Господа [Мк. 10, 37].

Разбойник понял, что царство униженного и преданного на позорную смерть Иисуса из Назарета несть от мiра сего [Ин. 18, 36]. Но именно того царства и искал ныне разбойник: затворялись за ним врата земной жизни, открывалась вечность. Расчеты с земной жизнью у него были покончены, он думал теперь о жизни вечной. И у порога вечности стала ему понятна тщета земной славы и земных царств. Он осознал, что величие заключается в праведности, и в праведном, невинно мучимом Иисусе он узрел Царя правды. Не славы в земном царстве просил он у Него, но спасения своей души.

Вера разбойника, родившаяся из преклонения пред нравственным величием Христа, оказалась крепче, чем вера апостолов, хотя и плененных высотой учения Христова, но еще больше веровавших в Него ради происходивших от Него чудес и знамений.

Не совершилось ныне чудесного избавления Христа от его врагов — и вера апостолов поколебалась.

Но проявленное Христом терпение, всепрощение и вера в то, что слышит его Отец Небесный, так ярко выразили праведность Иисуса, Его нравственную высоту, что, уверовав во Христа ради нее, нельзя было поколебаться тому, кто искал духовного и нравственного возрождения.

А того именно и жаждал сознавший свое глубокое падение разбойник.

Не просил он у Христа быть в Его Царстве «одесную Его или ошуюю», но, сознавая свое недостоинство, он смиренно просил лишь «помянуть его во Царствии Своем», дать ему хоть последнее место.

Он открыто пред всеми исповедовал Распятого Христа Господом и просил у Него помилования.

Смиренная вера во Христа сделала его исповедником. Произволением своим он был даже мученик, ибо, не побоявшись признать своим Господом всеми отверженного «Царя Иудейского», на Котором была сосредоточена вся ненависть бесчисленного народа, собравшегося в те дни в Иерусалиме со всех концов мiра на праздник Пасхи и вместе со своими старейшинами и священниками хулившего Христа, он, конечно, не устрашился бы и страдать за Него.

Так глубокое покаяние разбойника родило смирение и вместе с ним оказалось прочным основанием такой твердой веры, какой в то время не обладали ближайшие ученики Христовы.

Уверовавший разбойник проявил тот подвиг, на который тогда не был способен ни один из них.

«Всяк убо иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех», — сказал Господь Иисус Христос (Мф. 10, 32).

Разбойник исповедал Христа, исповедал Его пред многочисленным народом, издевавшимся над Ним, исповедал тогда, когда это никто не осмелился сделать и когда даже оставшиеся верными Ему немногие ученики и женщины лишь горькими слезами свидетельствовали о своей любви к Нему.

Разбойник сделал то, что некогда сделали три отрока в Вавилоне, отказавшиеся поклониться золотому истукану, которого поставил Навуходоносор на поле Деире и которому кланялись «все народы, племена и языки» (Дан. 3, 7).

Уверовал разбойник в Господа страждущего, «исповеда Бога таящагося», прежде всех он познал Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его (Флп. 3, 10), прежде всех понял, в чем состоит «Царство не от мiра сего», уразумел «что есть истина» (Ин. 18, 36—38).

Он первый уразумел, что есть Царство Христово, посему первый и входит в него.

Он первый увидел Иисуса Христа, и Сего распята (1 Кор. 2, 2), первый проповедал Христа распята, иудеем убо соблазн, еллином же безумие, самем же званным иудеем же и еллином Христа, Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1, 23—24).

Посему он первый и испытывает на себе Божию силу и мудрость, силу сострадающей и возрождающей любви Христовой, первый «услышал слух силы Креста, яко рай отверзеся им» (4-я песнь канона Вознесения).

Полное раскаяние в своих грехах и преступлениях, глубокое смирение, твердая вера в отдавшего Себя на страдание Распятого Господа Иисуса Христа и исповедание Его тогда, когда весь мiр был против Него, — вот из чего сплелся венец, венчавший главу бывшего разбойника как победителя и подвижника, вот из чего сковался ключ, отворивший ему двери рая!

Многие грешат и надеятся на покаяние перед смертью, указывая на пример благоразумного разбойника.

Но способен ли кто на подобный подвиг?
Сможем ли мы тогда нравственно переродиться в мгновение и духовно возвыситься, подобно «спутнику Христову», «мал глас испустившему и велию веру обретшему»? «Не восхитит ли нас внезапная смерть, оставив нас обманутыми в надежде на покаяние перед смертью?» (Св. Кирилл Александрийский. О Страшном Суде // Великий Часослов).
Пример благоразумного разбойника да побудит нас не откладывать покаяние, а «сраспяться Христу» (Гал. 2, 19) и «тепле каяться», дабы и нам испытать на себе «милость сострастия» (молитва Симеона Нового Богослова). Плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), будем ревновать о скорейшем полном внутреннем своем исправлении, предавая себя всецело воле Божией и прося у Христа милости и благодати.

«Разбойниче покаяние и нам подаждь, Едине Человеколюбче, верою служащим, Христе Боже наш, и вопиющим Ти: помяни и нас во Царствии Твоем» (Блаженны воскресны 4-го гласа).

«Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя» [ексапостиларий, утреня Великой пятницы].
Архиепископ ИОАНН (Максимович)
 
Россия
Православный христианин
Борис, приведите слова покаяния разбойника. На основании чего утверждаете, что разбойник уверовал? Попробуйте опровергнуть мой вариант: На Голгофе распинают троих - в центре Иисус Христос, слева поносящий Христа разбойник (читай - иудеи не принявшие учения Иисуса), а с права разбойник поносящий Христа, но вскоре одумался ( читай - иудеи и язычники принявшие учение Иисуса Христа.) Ну в самом деле три Евангелиста говорят, что оба разбойника поносили Христа, а Лука утверждает обратное.
Вникнем в состояние души разбойника и в окружающую его обстановку.

Всю жизнь провел он в разбоях и преступлениях. Но, видно, не умерла в нем совесть, и в глубине души осталось нечто доброе. Предание говорит даже, что он был тем самым разбойником, который во время бегства Христа в Египет сжалился над прекрасным дитятей и не позволил Его убить своим сотоварищам, вместе с ним напавшим было на бежавшее в Египет Святое семейство. Не вспомнилось ли ныне ему лицо того Младенца, когда он всмотрелся в лицо Висевшего рядом с ним на кресте?

Но было ли то так или нет, во всяком случае взгляд разбойника на Христа пробудил в нем совесть. Ныне он висел рядом с Праведником, рядом с Красным добротою паче сынов человеческих (Пс. 41, 3), Которого в то время был вид безчестен, умален паче всех сынов человеческих, не имевшим ни вида, ниже славы (Ис. 53, 2—3).

Глядя на Него, разбойник словно очнулся от глубогого сна. Ему ясно представилось различие между Ним и им самим. Тот — несомненный Праведник, прощающий даже Своим мучителям и молящийся за них Богу, Которого называет Своим Отцом. Он же — убийца многих жертв, проливавший кровь людей, не сделавших ему никакого зла.

Взирая на Висевшего на кресте, он, словно в зеркале, увидел свое нравственное падение. Все лучшее, что таилось в нем, пробудилось и искало выхода. Он осознал свои грехи, понял, что к печальному концу привела его лишь собственная вина и винить ему некого. Посему злобное настроение против исполнителей казни, каковым был охвачен разбойник, распятый по другую сторону от Христа, а вначале и он сам (Мф. 27, 44), сменилось в нем чувством смирения и сокрушения. Он почувствовал страх грядущего над ним суда Божия.

Отвратителен и ужасен стал для него грех. В душе он уже не был разбойником. В нем проснулись человеколюбие и милосердие. Со страхом за участь своей души в нем сочеталось отвращение к происходившему надругательству над невинным Страдальцем.

Несомненно, он слышал и прежде о великом Учителе и Чудотворце из Назарета. Происходившее в Иудее и в Галилее было предметом многих разговоров и толков во всей стране. Прежде то, что он слышал о Нем, проходило мимо его внимания. Теперь, очутившись вместе с Ним и в одинаковом с Ним положении, он начал понимать нравственное величие Его личности.

Беззлобие, всепрощение и молитва Христова поразили разбойника. Он сердцем понял, что рядом с ним не обычный человек. Так обращаться к Богу как к Своему Отцу в час смерти мог лишь тот, кто воистину сознавал себя Сыном Божиим. Не поколебаться в своем учении о любви и всепрощении, перенося всю низость людской клеветы и злобы тех, коим творил благодеяния, мог лишь тот, кто был в тесном общении с источником Любви или Сам был Им.

Вспомнилось разбойнику все, что он слышал необычного о распятом ныне с ним, и теплое чувство веры зародилось в его сердце. Да, несомненно, Он был Сын Божий, воплотившийся на земле, но пребывающий непрерывно в общении со Отцом Своим, Сын Божий, не принятый землей и возвращающийся на небо, Сын Божий, могущий прощать людям! У него появилась надежда, что он избежит осуждения на суде посмертном. Если Иисус молит Отца Своего за Своих распинателей, Он не отвергнет и распятого с Ним. К Нему нужно обратиться, чтобы Он, разделяющий сейчас с ним одну участь горьких страданий, принял его и в Своем блаженстве.

Правда, обращение к Иисусу со словами любви и участия встречено будет насмешками окружающей толпы, беснующейся и хулящей Его. Признать Его праведником и Сыном Божиим — значит привлечь к себе внимание и [навлечь на себя] гнев старейшин иудейских. Хотя они не смогут причинить ему телесных мучений больше, чем он уже терпит, но как тяжело будет чувствовать вокруг себя одну злобу, сколь тяжки сделаются для него страдания, когда и над ним начнет издеваться бушующий здесь праздный народ!

Впрочем, что для него теперь гнев земных властей, что ему ныне насмешки людские? Как ни тяжело быть отверженным людьми у порога смерти, еще тяжелее быть отверженным Богом. На суд Божий идет он, и Бога лишь нужно ему страшиться! Нужно в последние мгновения жизни сделать то, что еще в его силах, чтобы снискать благоволение Божие!

Пусть своими словами он хоть несколько облегчит страдания Христа, пусть хоть один из хулящих усовестится и перестанет злословить Его. Христос, обещавший вознаградить за чашу воды, поданную во имя Его, не оставит за то и его без воздаяния. Пусть поносящие Христа поносят и его с Ним! Это еще теснее свяжет его с Христом! С Христом будет делить он участь здесь, не забудет его Христос и в Своей славе!

И вот, среди шума громких насмешек, злословий и ругательств, он стал увещевать своего сотоварища, висевшего по левую сторону от Христа, перестать злословить Его. «Ни ли ты боишися Бога, яко в том же осужден еси? И мы убо в правду: достойная бо по делом наю восприемлева. Сей же ни единаго зла сотвори». А затем из уст его послышался смиренный глас: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си».

То был зов бывшего разбойника, а ныне нового ученика Христова, уверовавшего во Христа тогда, когда прежние ученики оставили Его.

«Разбойник богословяше, аз же отвергохся» (седален, глас 5-й), — вопил со скорбию после св. апостол Петр. Усомнились в то время в Господе и все остальные апостолы.

Даже св. Иоанн Богослов, неотлучно следовавший за своим Учителем и стоявший у Креста на Голгофе, хотя и продолжал быть верен возлюбившему его Иисусу, не имел тогда совершенной веры в Божественность своего Учителя: лишь после Воскресения, войдя в пустой гроб, где лежали пелены и головной плат, обвивавшие мертвое Тело Христово, он виде и верова [Ин. 20, 8], что Христос воистину воскрес и есть Сын Божий.

Апостолы поколебались в своей вере в Иисуса как в Мессию, потому что они ожидали и хотели в Нем видеть земного Царя, в Царстве которого они смогут сидеть одесную и ошуюю Господа [Мк. 10, 37].

Разбойник понял, что царство униженного и преданного на позорную смерть Иисуса из Назарета несть от мiра сего [Ин. 18, 36]. Но именно того царства и искал ныне разбойник: затворялись за ним врата земной жизни, открывалась вечность. Расчеты с земной жизнью у него были покончены, он думал теперь о жизни вечной. И у порога вечности стала ему понятна тщета земной славы и земных царств. Он осознал, что величие заключается в праведности, и в праведном, невинно мучимом Иисусе он узрел Царя правды. Не славы в земном царстве просил он у Него, но спасения своей души.

Вера разбойника, родившаяся из преклонения пред нравственным величием Христа, оказалась крепче, чем вера апостолов, хотя и плененных высотой учения Христова, но еще больше веровавших в Него ради происходивших от Него чудес и знамений.

Не совершилось ныне чудесного избавления Христа от его врагов — и вера апостолов поколебалась.

Но проявленное Христом терпение, всепрощение и вера в то, что слышит его Отец Небесный, так ярко выразили праведность Иисуса, Его нравственную высоту, что, уверовав во Христа ради нее, нельзя было поколебаться тому, кто искал духовного и нравственного возрождения.

А того именно и жаждал сознавший свое глубокое падение разбойник.

Не просил он у Христа быть в Его Царстве «одесную Его или ошуюю», но, сознавая свое недостоинство, он смиренно просил лишь «помянуть его во Царствии Своем», дать ему хоть последнее место.

Он открыто пред всеми исповедовал Распятого Христа Господом и просил у Него помилования.

Смиренная вера во Христа сделала его исповедником. Произволением своим он был даже мученик, ибо, не побоявшись признать своим Господом всеми отверженного «Царя Иудейского», на Котором была сосредоточена вся ненависть бесчисленного народа, собравшегося в те дни в Иерусалиме со всех концов мiра на праздник Пасхи и вместе со своими старейшинами и священниками хулившего Христа, он, конечно, не устрашился бы и страдать за Него.

Так глубокое покаяние разбойника родило смирение и вместе с ним оказалось прочным основанием такой твердой веры, какой в то время не обладали ближайшие ученики Христовы.

Уверовавший разбойник проявил тот подвиг, на который тогда не был способен ни один из них.

«Всяк убо иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех», — сказал Господь Иисус Христос (Мф. 10, 32).

Разбойник исповедал Христа, исповедал Его пред многочисленным народом, издевавшимся над Ним, исповедал тогда, когда это никто не осмелился сделать и когда даже оставшиеся верными Ему немногие ученики и женщины лишь горькими слезами свидетельствовали о своей любви к Нему.

Разбойник сделал то, что некогда сделали три отрока в Вавилоне, отказавшиеся поклониться золотому истукану, которого поставил Навуходоносор на поле Деире и которому кланялись «все народы, племена и языки» (Дан. 3, 7).

Уверовал разбойник в Господа страждущего, «исповеда Бога таящагося», прежде всех он познал Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его (Флп. 3, 10), прежде всех понял, в чем состоит «Царство не от мiра сего», уразумел «что есть истина» (Ин. 18, 36—38).

Он первый уразумел, что есть Царство Христово, посему первый и входит в него.

Он первый увидел Иисуса Христа, и Сего распята (1 Кор. 2, 2), первый проповедал Христа распята, иудеем убо соблазн, еллином же безумие, самем же званным иудеем же и еллином Христа, Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1, 23—24).

Посему он первый и испытывает на себе Божию силу и мудрость, силу сострадающей и возрождающей любви Христовой, первый «услышал слух силы Креста, яко рай отверзеся им» (4-я песнь канона Вознесения).

Полное раскаяние в своих грехах и преступлениях, глубокое смирение, твердая вера в отдавшего Себя на страдание Распятого Господа Иисуса Христа и исповедание Его тогда, когда весь мiр был против Него, — вот из чего сплелся венец, венчавший главу бывшего разбойника как победителя и подвижника, вот из чего сковался ключ, отворивший ему двери рая!

Многие грешат и надеятся на покаяние перед смертью, указывая на пример благоразумного разбойника.

Но способен ли кто на подобный подвиг?
Сможем ли мы тогда нравственно переродиться в мгновение и духовно возвыситься, подобно «спутнику Христову», «мал глас испустившему и велию веру обретшему»? «Не восхитит ли нас внезапная смерть, оставив нас обманутыми в надежде на покаяние перед смертью?» (Св. Кирилл Александрийский. О Страшном Суде // Великий Часослов).
Пример благоразумного разбойника да побудит нас не откладывать покаяние, а «сраспяться Христу» (Гал. 2, 19) и «тепле каяться», дабы и нам испытать на себе «милость сострастия» (молитва Симеона Нового Богослова). Плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), будем ревновать о скорейшем полном внутреннем своем исправлении, предавая себя всецело воле Божией и прося у Христа милости и благодати.

«Разбойниче покаяние и нам подаждь, Едине Человеколюбче, верою служащим, Христе Боже наш, и вопиющим Ти: помяни и нас во Царствии Твоем» (Блаженны воскресны 4-го гласа).

«Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя» [ексапостиларий, утреня Великой пятницы].
Архиепископ ИОАНН (Максимович)
 
Санкт-петербург
Православный христианин
Если перед кончиной, ну допустим во время болезни (как это произошло с Жанной Фриске, резко обратившейся к Богу в период её неизлечимой болезни)

Жаль женщину.. Царствия Небесного, пусть Господь простит ее и помилует..
 
Россия
Православный христианин
Жаль женщину.. Царствия Небесного, пусть Господь простит ее и помилует..

Её болезнь, страдания и смерть - это милость Божья к ней!!! Господь долготерпелив и многомилостив! И только через страдания в болезни Он обратил её душу на покаяние, на молитву, на веру, очистил её, и дабы вновь душа не нагрешила, он забрал её к Себе! Господи помилуй новопреставленную рабу Твою Анну, и прости ей все согрешения вольные и невольные, и даруй ей Царствие Небесное!
 
Православный христианин
Хотела всем в помощь привести слова святого Антония (Смирницкого) Воронежского) - он говорил об этом Н. А. Мотовилову, человеку, который беседовал со св.Серафимом Саровским и оставил известнейшую на весь мир беседу "О цели христианской жизни"
- так вот, он сказал, "что Царица Небесная не только архиепископу Фоте, но и ему самому лично обещала, что, кто читает каждодневно и, сколько может, чаще сию молитву (так называемую большую Богородичную молитву), тот всегда будет состоять под Ее личным покровом, и Она Сама заступит его от духов злобы не только в жизни сей, но и в день кончины его Сама явится ему, и, взявши в Пречистые руки Свои душу его, Сама защитит от миродержителей тьмы века сего – и в сопровождении Её сонмом ангелов и архангелов проведет к Престолу благодати Вседержителя и Всетворца Бога нашего и Бога Слова Сына Ее Единородного и Святого Утешителя Бога Духа Святого – и вовеки, – как Едина по Боге Всемогущая удостоит с Ним и с Нею вечно радоватися в невечернем дни Царствия Своего.»
Вот эта молитва:

Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, яко зачала еси плотию Сына Божия.
Радуйся, яко Его во чреве Твоем носила еси.
Радуйся, яко Его родила еси.
Радуйся, яко сосцы питала еси.
Радуйся, яко Ему волсви покланялися.
Радуйся, яко Христа в церкви по триех днех обрела еси.
Радуйся, яко Христос воскресе из мертвых и взыде на небеса.
Радуйся, яко Ты сама на небо взята еси.
Радуйся, яко Ты девством Ангелов и славою Святых превосходиши.
Радуйся, яко Ты на земли мир твориши.
Радуйся, яко Тебе жители небеснии вси послушны суть.
Радуйся, яко Ты еже хощеши, у Сына Твоего, Христа Бога нашего, испросити можеши.
Радуйся, яко сподобилася еси быти близь Пресвятыя Троицы.
Радуйся, яко Ты Мати людей озлобленных, иже к Тебе прибегают.
Радуйся, яко Твоя радость во век не скончается.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.(свт.Димитрий Ростовский, "Псалтирь Божией Матери")
 
Сверху