Православие о самозащите

Краснодар
Православный христианин
Алексей Михайлович, здравствуйте!

Очень хотелось бы узнать аргументированное мнение по вопросу самозащиты.

Заранее благодарю!
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствйте, Игорь!

История Церкви знает святых — активных участников воинских сражений (Александр Невский, Димитрий Донской...), знает битвы, что велись по благословению преподобных отцов, знает случаи обороны монастырей.

Что же касается случаев персональной самозащиты, защиты семьи, здесь есть, о чём дискутировать.

Разумеется, заповеди Христа для христианина — закон. Нужно стараться их исполнять, в том числе следующую: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39).

Однако, как именно следует понимать её смысл: всегда ли необходимо следовать сей заповеди буквально, вне зависимости от условий и обстоятельств?

На данный счёт существуют разные мнения. С одной стороны, нам известно немало примеров смиренного и терпеливого перенесения праведниками побоев, и даже принятия смерти; а также немало примеров, когда мудрое слово и кроткое поведение охлаждало и вразумляло обидчиков. Случалось, что Бог особым вмешательством охранял Своих верных, посылая им в помощь ангелов или даже диких зверей.

Так, «во время нашествия арабов на Палестину было возвещено по всем монастырям, чтобы все спасались бегством. Отцы лавры святого Саввы Освященного просили преподобного Иоанна (молчальника — А. Л.) на это время удалиться из пустыни, потому что уже многие варвары рассеялись по ней. Но угодник Божий не согласился, а вполне вверил себя хранению Божию. Господь, любящий рабов своих, послал для охраны святого Иоанна огромного льва, который стерег днем и ночью его пещеру так, что когда варвары хотели напасть на святого, то лев с большим ревом бросился на них, и они со страхом бежали» [1, с. 15-16].

С другой стороны, трудно представить, что было бы с обществом, если бы в нём перестали давать силовой отпор злодеям и насильникам: как бы тогда исполнялись гражданские законы? разве это не способствовало бы приумножению зла? В данной связи нередко обращают внимание на слова апостола Павла, который, когда его стали бить по устам, по приказу первосвященника, ответил тому резким укором: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня» (Деян. 23:3).

В Писании много говорится о кротком перенесении обид. Но оно также являет нам факты малодушия. Как их не перепутать?

Святитель Иоанн Златоуст даёт такой совет: «Итак, что такое кротость и что малодушие? Когда мы, видя других оскорбляемыми, не защищаем их, а молчим, это — малодушие; когда же, сами получая оскорбления, терпим, это — кротость. Что такое дерзновение? Опять тоже самое, т. е. когда мы ратоборствуем за других. А что дерзость? Когда мы стараемся мстить за самих себя. Таким образом великодушие и дерзновение на одной стороне, а дерзость и малодушие на другой. Кто не щадит себя, тот едва ли будет сожалеть о других; и кто не мстит за себя, тот едва ли оставит без защиты других» [2, т. 9 (ч. 1), с. 418].

Мне кажется, что достаточно взевешенный комментарий на слова Христа о терпении обид дают епископ Агафангел и архимандрит Феодор: «Чувство кротости и любви, заповеданное в сих словах Спасителем, было во все времена отличительным признаком тех, кои истинно принадлежали к Церкви Его... Но само собою разумеется, что Христовы правила о терпении обид, об отречении от возмездия, как направленные собственно против Иудейской любомстительности, не исключают не только общественных мер к ограничению зла и наказанию делающих зло, но и частных услий и забот о ненарушимости правды, о вразумлении легкомысленных обидчиков, о доведении злонамеренных до невозможности вредить другим. Ибо иначе самые духовные Христовы законы мы по Иудейски обратили бы только в букву, могущую послужить к успехам зла и к подавлению добродетели. Итак, хотя Спаситель изрек заповедь в виде общего правила, но исполнять ее буквально во всех случаях, без исключения было бы несогласно с духом Христианского учения и с другими изречениями Господа и Апостолов. Христианин есть сын Небесного Отца и благодатный общник Божественного естества (2Пет. 1:4). Любовь христианина должна иметь в себе характер любви Божией. Но любовь Божественная неразлучна со святостью и премудростью, и потому не только допускает и терпит зло, но и огранчивает и наказывает его, как по внутренним свойствам Божественной природы, так для уврачевания зла и для блага человечества. Подобным образом и любовь христианина должна терпеть зло только в той мере, в какой оно остается более или менее безвредным для славы Божией и для спасения человеков» [3, т. 1, с. 568].

Благодарю за вопрос!

1.Подвиги веры. Примеры добродетелей, извлеченные из Житий святых угодников Божиих. Душеполезное чтение в помощь пастырям и в назидание пасомым. М.: Изд. Фонд «Благовест»; Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1997.
2.Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. М.: Изд. Радонеж, 2003.
3.Барсов М. Толкование Четвероевангелия. Сборник статей для назидательного чтения. Изд.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002.
 
Последнее редактирование:
Сверху