Тварное и нетварное.

Василко

Заблокирован
Здравствуйте,Алексей Михайлович, тему открыл на форуме - http://azbyka.ru/forum/showthread.php?p=158566#post158566

Как Ваше мнение, может ли нетварная благодать переходить в тварное состояние, тварный образ ангела, души человеческой или плоти, творя из себя мир?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте!

Нетварная Божественная благодать есть нетварное Божественное действие. Промышляя о мире Бог, конечно же, может производить те или иные видения-образы (в частности, видение «Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» (Ис. 6:1), созерцавшееся пророком Исаией).
В то же время из этого не следует, будто нетварное может в буквальном понимании слова прелагаться в тварное: в точном осмыслении термина тварное может быть названо РЕЗУЛЬТАТОМ нетварного (Божественного действия), примером чего служит наш мир, хотя и образованный в результате нетварного Божественного действия-творения, однако же созданный не из нетварного, а "из ничего".

Уместно также утверждать и о возможности СОЗЕРЦАНИЯ тварными созданиями (ангелом, человеком) нетварных Божественных действий (энергий), как это произошло с учениками Спасителя на горе Преображения (Фавор), как это впоследствии происходило с монахами-исихастами и т. д.


Благодарю за вопрос!
 

Василий 60

Заблокирован
Православный христианин
Здравствуйте!

Нетварная Божественная благодать есть нетварное Божественное действие. Промышляя о мире Бог, конечно же, может производить те или иные видения-образы (в частности, видение «Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» (Ис. 6:1), созерцавшееся пророком Исаией).
В то же время из этого не следует, будто нетварное может в буквальном понимании слова прелагаться в тварное: в точном осмыслении термина тварное может быть названо РЕЗУЛЬТАТОМ нетварного (Божественного действия), примером чего служит наш мир, хотя и образованный в результате нетварного Божественного действия-творения, однако же созданный не из нетварного, а "из ничего".

Уместно также утверждать и о возможности СОЗЕРЦАНИЯ тварными созданиями (ангелом, человеком) нетварных Божественных действий (энергий), как это произошло с учениками Спасителя на горе Преображения (Фавор), как это впоследствии происходило с монахами-исихастами и т. д.


Благодарю за вопрос!
 

Василий 60

Заблокирован
Православный христианин
Уже больше года прошло с Вашего ответа, Алексей Иванович, но мне он не даёт покоя. Изучив вопрос в других источниках, пришел к выводу, что это православное учение о невозможности нетварного быть тварным, а не только Ваше мнение.

Но как тогда быть со словами апостола Иоанна?
[Ин.1:14] И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
Слово нетварное.
Плоть Христа тварная
Нетварное Слово стало тварной плотию.

Изучая вопрос и мнение многих православных философов о невозможности нетварному стать тварным, встаёт другой обобщающей вопрос, - а учат ли и веруют современные учителя православия о воплощении Бога?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Василий!

Воплощение Сына Божия есть не что иное как восприятие Им в Свою Ипостась человеческого естества. В результате этого восприятия Бог Слово, не перестав быть Совершенным Богом, стал Совершенным Человеком. По учению Церкви, Божественное и человеческое естества соединены в Лице Сына Божия «неслитно» и «неизменно». Это значит, что в результате воплощения Божественная природа (заключенная в Лице Бога-Слова) не изменилась и не слилась с человеческой, а лишь соединилась с ней особым ипостасным соединением. Ни о каком превращении нетварного естества в тварное здесь речи не идёт.

Благодарю за вопрос!
 

Василий 60

Заблокирован
Православный христианин
"И Слово стало плотию" - свидетельство и учение апостола. Бог стал человеком во плоти, то есть нетварное Слово стало тварной плотью. И какие бы доводы не отвергали воплощение Бога. - они неприемлемы для христианина.
Святые отцы это подтверждают:

II Константинопольский Собор (V Вселенский). 8-я сессия (2 июня 553 г.)

2. Если кто-либо не исповедует двух рождений Иисуса Христа: одного, происшедшего прежде веков от Отца, безвременного и бестелесного, и другого - в последние дни, рождения Того же, Кто, сойдя с небес, воплотился в Святой и Прославленной Марии, Матери Божией и Приснодеве, и родился от Нее, да будет отлучен от сообщества верных.
 

Василий 60

Заблокирован
Православный христианин
Ещё раз перечитал Ваш ответ. Сложилось впечатление, что Вы утверждаете, Слово не стало плотию, а соединилось с человеческим естеством неслиянно и нераздельно. Не само Слово стало плотию, а приняло плоть, как бы со стороны, и стало существовать неслиянно и нераздельно. Тогда встаёт вопрос, чья эта плоть была раньше?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Василий!

У Вас сложилось неверное впечатление. Ваша ошибка заключается в том, что Вы, вместо того, чтобы признать вместе с Церковью воплощение как восприятие в Ипостась Сына Божия человеческого естества, стремитесь понять это как некое превращение неизменяемого и непревращаемого Бога в тварную плоть.

Судя по вашей реплике, Вы смешиваете два понятия: «человеческое естество» и «человеческая плоть» (перечитайте ваше высказывание: «Сложилось впечатление, что Вы утверждаете, Слово не стало плотию, а соединилось с человеческим естеством неслиянно и нераздельно. Не само Слово стало плотию, а приняло плоть, как бы со стороны, и стало существовать неслиянно и нераздельно»).

Выражение «И Слово стало плотию» (Ин. 1:14) необходимо понимать не в той странной интерпретации, будто Слово стало человеческим естеством, а в том смысле, что Сын Божий, не переставая быть Богом, стал Человеком. Напоминаю Вам, что по учению Церкви, одушевленная душой плоть (зд.: тело) Христа не была воспринята Им «как бы со стороны» (на что указываете Вы), а получила бытие в момент восприятия в Ипостась Бога Слова человеческой природы.

Именно в этом контексте и следует понимать учение о двух рождениях Спасителя. Вот, например, что пишет по данному поводу преподобный Иоанн Дамаскин: «Ибо Само Слово сделалось плотию, заченшись от Девы, но явившись Богом вместе с воспринятой плотью, так как тотчас и она была обожествлена Им одновременно с приведением её в бытие, так что вместе случилось три обстоятельства: восприятие, бытие, обожествление её Словом. И таким образом Святая Дева мыслится и называется Богородицею не только по причине естества Слова, но и по причине обожествления человеческой природы...» [1, с. 171].

P. S. Рекомендую Вам ознакомиться со статьей:
Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция»

Благодарю за неравнодушие к теме. Спаси Господь!

1.Преподобный Иоанн Дамскин. Точное изложение Православной веры. М.: Изд. Сретенский монастырь, 2003.
 
Последнее редактирование:
Сверху