Ориген - не учитель Церкви!

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Православный христианин
Уважаемый отец Олег, С большим интересом и я и мой супруг слушаем ваши лекции, открываем для себя много нового в понимании Библии.
Спасибо вам за это огромное!
Слушая толкование на Евангелие от Марка я временами даже не могла сдержать слёз, так глубоко вы погружали в евангельскую атмосферу.
И только одно словосочетание невыносимо резало мне слух - "по словам учителя Церкви Оригена"...
Я понимаю, что Ориген являлся одним из самых дотошных исследователей церковной истории и некоторые его труды, такие как "Ориген против Цельса" и доныне перепечатываются (к великому сожалению!), однако анафемствований V Вселенского Собора никто не отменял. Ориген и оригенизм были осуждены и осуждение это подтверждено и последующими Соборами.
"Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и Оригена с нечестивымп их сочинениями, и всех прочих еретиков, которые были осуждены и анафематствованы Святою Кафолическою и Апостольскою Церковью и святыми четырьмя помянутыми соборами, и тех, которые мудрствовали или мудрствуют подобно вышесказанным еретикам, и пребыли в своем нечестии до смерти: тот да будет анафема"

Святые отцы Православия именовали Оригена не иначе, как "нечестивый".
Можно ли его после всего именовать учителем? Да ещё учителем Церкви?!

Вы ведь сами боретесь с ересями, а оригенизм - ересь страшная, вновь и вновь поднимающая свои ядовитые ростки. Я была знакома с человеком, также называвшим Оригена Учителем, Адамантом и имевшим в результате очень серьёзные духовные повреждения...
Христом Богом прошу вас, не именуйте нечестивого Оригена учителем нашей Православной спасительной Церкви!
 
Москва
Православный христианин
- Ориген и Тертулиан не отцы Церкви, а именно учителя.
Святые отцы, близкие к Оригену, называли его: "отец отцов". Но такую формулировку Церковь не приняла.
То есть, у них есть чему научиться. И Церковь всегда знала, чему у них учиться нельзя...
Оригенизм ересь с этим никто не спорит...
Но в своих комментариях на Слово Божие, он озвучивал истолкования Александрийской школы, и это бесценные материалы.

В богословских изысканиях, Церковь всегда умела отделить "пшеницу" подлинной экзегетики от "плевел" телагуменов и ереси.

Древняя Русь знала труды Оригена и использовала их, но с забавной формулировкой: "Ориген егда не бысть еще еретик..."
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Как известно, звания учителя Ориген был лишён ещё при жизни и несмотря на все разговоры о том, что это епископ Димитрий сделал, якобы из-за личной обиды, никто из святых отцов и истинных Учителей Церкви никогда Оригену этого звания более не возвращал. "Еретиком богохульствующим" называет Оригена блаж. Иероним Стридонский, например, и вот как ещё о нём высказывается: "Кого изгнал из города Александрова Димитрий, того отовсюду гонит Феофил, к которому Лука писал Деяния апостольские, который получил имя от любви к Богу. Где теперь этот извивистый змей? Где эта ядовитейшая ехидна — верхняя часть человека... приставленная к волчьему чреву (Энеида 3)?"
Уважаемый отец Олег сам всегда учит, что при сомнении всегда следует спросить: "А где об этом сказано в Писании?". Касательно "учителя" Оригена хочется переформулировать вопрос: "А кто из святых отцов вернул Оригену звание учителя? Где об этом сказано в Предании?"
"Забавная формулировка древней Руси" как раз богословски выдержана и не режет слух.
 
Москва
Православный христианин
В абсолютно чистом виде истинна веры, сохраняется только в Священном Писании и в том согласии отцов, когда они не противоречили друг другу.

Блаженный Августин, говорил: «Только эти книги Писания, называемые каноническими, столь достославны, что мы веруем: авторы их ни в чем не погрешили против истины. Что же до прочих писателей, труды коих мне довелось читать, то полагаю, не все в их трудах истина, ведь какой бы не достигли они учености и святости, это все равно просто их собственные писания и помышления».
Святой Марк Эфесский, говоря во «Втором слове об очистительном огне» по поводу тех ошибок, которые имеются в учении святителя Григория Нисского, отмечает: «Большая разница между сказанным в канонических писаниях и предании Церкви, и тем, что было отдельным из учителей частным образом написано или даже учением его». То есть, того или иного отца.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, говоря о книгах блаженного Августина, замечает: «Даже у весьма ученых мужей есть то, что можно рассматривать, подвергая сомнению».
Известная книга «Преподобных отцев Варсануфия Великаго и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников», вопрос 610 говорит: «Григорий Нисский… говорит, что мучение будет смягчено и окончится. Итак, скажи, Отец мой, почему такой человек не говорит справедливо, как прилично было бы мужу Святому?»
Ответ святого Варсануфия: «Итак послушайте, что Бог открыл мне, за три дня до того, как вы написали мне свой вопрос… Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божии; ибо Апостол говорит:отчасти разумеваем и отчасти пророчествуем(1Кор. 13, 9)... Святые, сделавшись учителями, или сами собою, или принуждаемые к тому другими людьми, весьма преуспели, превзошли своих учителей и, получив утверждение свыше, изложили новое учение, но вместе с тем сохранили и то, что приняли от прежних учителей своих, т.е. учение неправое. Преуспев впоследствии и сделавшись учителями духовными, они не помолились Богу, чтобы Он открыл им относительно первых их учителей: Духом ли Святым внушено было то, что они им преподали, но, почитая их премудрыми и разумными, не исследовали их слов; и таким образом мнения учителей их перемешались с их собственным учением».
Вот эта позиция – она очень важная, она устанавливает, что святые отцы не погрешают в истине, но иногда, проявляя доверие к предшественникам, они принимают какие-то концепции и не испытывают их, не просят Бога в молитве, чтобы Господь открыл, правильно это или нет. И в таком случае, что называется, вернейшее пророческое слово – это, прежде всего, Священное Писание.
Святитель Григорий Великий, который отделяет откровение, данное непосредственно от Бога, и те изыскания, которые проводят верующие люди, писал: «Не достойны веры те вещи, которые даны на опыте человеческого разума». И во Втором послании Петра сказано: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет. 1, 21).

То есть вернейшее пророческое слово – это Библия, и мы всегда должны об этом помнить. И мы стараемся читать Писание вместе со Святыми Отцами в том виде, в каком вера Святых Отцов сохраняется в согласии их друг с другом. Не касаясь их частных богословских мнений.
 
Москва
Православный христианин
Как известно, звания учителя Ориген был лишён ещё при жизни и несмотря на все разговоры о том, что это епископ Димитрий сделал, якобы из-за личной обиды, никто из святых отцов и истинных Учителей Церкви никогда Оригену этого звания более не возвращал.
Василий Великий и другие отцы, почитали его выше чем Учителя Церкви! Называя: "Отец отцов"...
 
Православный христианин
Василий Великий и другие отцы, почитали его выше чем Учителя Церкви! Называя: "Отец отцов"...

Хотелось бы увидеть развёрнутую цитату, где св. Василий Великий так говорит.
Однако, в любом случае, уважаемый отец Олег, вашими же словами: "мы стараемся читать Писание вместе со Святыми Отцами в том виде, в каком вера Святых Отцов сохраняется в согласии их друг с другом. Не касаясь их частных богословских мнений."

После соборного осуждения и анафемствования всех его книг именование Оригена "отцом отцов" нельзя принять иначе, как частное богословское мнение. Если говорить о согласии Отцов в отношении Оригена, то именно оно и было высказано Всеправославным Вселенским Собором. Неужели этого недостаточно?
 
Православный христианин
Василий Великий и другие отцы, почитали его выше чем Учителя Церкви! Называя: "Отец отцов"...

Тут можно порассуждать, выше ли "отец отцов" нежели "Учитель" или нет:)
"Отец отцов" может относиться к истории развития богословской мысли, в чём Ориген преуспел немало, прародительство мысли, так сказать:)
Учитель - тот кому дано в Церкви право учить, в чём Оригену отказано было сначала епископом Димитрием, который имел на это право, данное ему Церковью, а затем и святой Вселенский Собор подтвердил, что Ориген никак не может считаться Учителем Церкви, поскольку является еретиком, т.е. толкует не от Духа Святаго, а от собственного ума. Если причислять к учителям всех, кто так или иначе повлиял на развитие богословской мысли, то в список "учителей" могут попасть пожалуй и языческие философы, тот же Сенека, Платон, Аристотель, а почему нет? Ведь и Ориген тоже у них чему-то учился, т.е. для него они были "отцами". Если же под отцовством разуметь святость, т.е. Святых Отцов, как обычно мы понимаем ныне, то вряд ли св. Василий Великий мог иметь это в виду. Вы больше можете знать о том, когда именно понятие "Отцы" в богословии стало связано с непременной святостью, удостоверенной Церковью, т.е. канонизацией.
Как я понимаю, (если неверно, то поправьте пожалуйста) Учитель Церкви в первую очередь передаёт истинное понимание о Православной вере, т.е. толкует от Духа Святаго, в согласии с Церковью. Церковь же жива святыми своими.
Ориген имел много талантов, ума и трудолюбия, но не имел Духа Святаго.
Чему же он может научить, этот отец многих ересей и раскола, человек с двоящимся умом (настаивал на сугубой аллегоричности Писания, сам же оскопил себя буквально)?
Бежал от наказания одного епископа под защиту к другому (опять двойственность и раскол!).
С таковыми то "учителями" чему учиться? Гордости ума?
Разве что поучиться тому, как далеко от Истины может отстоять самый изощрённый и развитой ум, если не стяжает Духа.
 
Последнее редактирование:

Соня М.

Moderator
Москва
Православный христианин
Вам, уже объяснили что "учитель" и "отец" в Церкви, принципиально разные вещи.
Что оригенизм осуждается всеми...
Почитайте книгу отца Олега: "Экзамен без права на пересдачу", она целиком оспаривает идеи оригенистов: http://azbyka.ru/stenyaev/ekzamen-bez-prava-na-peresdachu-ili-kak-projti-mytarstva.html
Непонятно, что вы хотите всем навязать? Перепишете тогда все учебники по патрологии, раскритикуйте православные энциклопедии, совершите нападение на наследие святых отцов, тех из них, которые одобряли Оригена.
Вы этого хотите? Историю Церкви переписать невозможно...
На Страшном Суде, все расставят по своим местам.
Скрытые цитаты из Оригена, мы находим в целом ряде святоотеческих текстов. - Вы хотите уничтожить эти книги?
Схемы Оригена, наполняют, почти все, изложения вероучения Церкви. - Что, надо запретить книги Дамаскина, Нисского и др.?

"В греческой рукописи сохранилась пометка богослова Георгия Схолария, свидетельствующая, что «там, где Ориген хорош, нет никого лучше его, а там, где он плох, нет никого хуже его». Св. Григорий Богослов: «Ориген есть точильный камень всех нас», но с другой стороны, «он – источник дурных учений».
Учение Оригена, явившее собой первое системное изложение идей христианства в философском контексте, оказало значимое воздействие на творчество последующих мыслителей: Евсевия Памфила, Григория Богослова, Григория Нисского, Василия Великого и других" (Православная Энциклопедия).
 
Последнее редактирование:

Соня М.

Moderator
Москва
Православный христианин
Официальная точка зрения по Учителям Церкви: «От отцов Церкви следует отличать прочих церковных писателей, которые также стремились к сознательному выражению церковного учения, однако не были прославлены Церковью. Некоторые из них в определенные периоды жизни могли впадать в ересь или уклоняться в раскол (Тертуллиан), другие были осуждены посмертно (Ориген), третьи всегда пребывали в общении с Церковью и не подвергались осуждению (Климент Александрийский, Евсевий Кесарийский, Иоанн Грамматик Кесарийский, Леонтий Византийский, Леонтий Иерусалимский и др.). Хотя с точки зрения своего авторитета произведения этих церковных писателей не могут быть поставлены на один уровень с творениями свв. отцов, они также не лишены догматической значимости и в некоторых случаях могут рассматриваться как голос церковного Предания. Произведения этих церковных писателей образуют исторический фон, в отрыве от которого понимание святоотеческого учения оказывается затруднительным, а иногда даже невозможным» (Догматическое богословие, протоиерей Олег Давыденков).
 

Соня М.

Moderator
Москва
Православный христианин
"В качестве Учителей Церкви почитается также ряд церковных писателей, живших, как правило, в первые века христианства: Тертуллиан, Ориген, Климент Александрийский... Их творения по большей части были посвящены полемике с язычниками и порой содержали мнения, впоследствии не принятые Церковью. Тем не менее все они внесли заметный вклад в развитие христианского богословия" (Закон Божий).
 
Православный христианин
Официальная точка зрения по Учителям Церкви: «От отцов Церкви следует отличать прочих церковных писателей, которые также стремились к сознательному выражению церковного учения, однако не были прославлены Церковью. Некоторые из них в определенные периоды жизни могли впадать в ересь или уклоняться в раскол (Тертуллиан), другие были осуждены посмертно (Ориген), третьи всегда пребывали в общении с Церковью и не подвергались осуждению (Климент Александрийский, Евсевий Кесарийский, Иоанн Грамматик Кесарийский, Леонтий Византийский, Леонтий Иерусалимский и др.). Хотя с точки зрения своего авторитета произведения этих церковных писателей не могут быть поставлены на один уровень с творениями свв. отцов, они также не лишены догматической значимости и в некоторых случаях могут рассматриваться как голос церковного Предания. Произведения этих церковных писателей образуют исторический фон, в отрыве от которого понимание святоотеческого учения оказывается затруднительным, а иногда даже невозможным» (Догматическое богословие, протоиерей Олег Давыденков).

Спасибо Соня, за столь развёрнутый ответ. Вы частично сняли противоречия в моей душе, которые мешали мне слушать лекции отца Олега с чистым сердцем. Я поняла, что в Церкви нет однозначного отношения к личности Оригена и хотя мне остаётся ближе позиция патролога С.Л. Епифановича я хотя бы не так сильно буду переживать.
«Надо заметить, что у нас неправильно называют «учителями» церковных писателей, которые погрешали в истории и не удостоены имени св. отцов, между тем, как наименование «учитель Церкви» более почтенно, чем «отец Церкви» и усвоено немногим из них, которые были корифеями и вождями в борьбе против ересей. Гораздо правильнее поэтому всех, не причисленных к лику отцов, называть «писателями церковными» (ecclesiasticiscriptores). К ним неприложимы признаки отцов Церкви, глазным образом по отсутствию православия в их воззрениях по некоторым пунктам учения и, следовательно, по отсутствию общения с Церковью. Авторитет за ними Церковью не признается, причем это непризнание их выражается или в форме оставления их без внимания при перечне свидетелей Священного Предания и непринятия в святцы, или в форме открытого отвержения.» (С.Л. Епифанович)
 

Соня М.

Moderator
Москва
Православный христианин
Остановитесь на вышеприведенных высказываниях, здесь золотая середина между двумя возможными крайностями: Св. Григорий Богослов: «Ориген есть точильный камень всех нас», но с другой стороны, «он – источник дурных учений»;
"В греческой рукописи сохранилась пометка богослова Георгия Схолария, свидетельствующая, что «там, где Ориген хорош, нет никого лучше его, а там, где он плох, нет никого хуже его».
Старайтесь во всем держаться срединного "царского" пути! не ошибетесь!
Крайности плохи везде и во всем...

Сам факт, что Церковь бережно сохраняет и переиздает книги Оригена, Климента Александрийского, Тертуллиана, Евсевия и др., тоже о чем-то говорит...
 
Последнее редактирование:

Соня М.

Moderator
Москва
Православный христианин
наименование «учитель Церкви» более почтенно, чем «отец Церкви» и усвоено немногим из них
Здесь уважаемый С.Л. Епифанович, совершенно четко выражает взгляд римо-католической церкви по вопросу термина "учитель Церкви" (лат. doctor ecclesiae), которое не совпадает с традиционным православным пониманием данного термина. Подобное нововведение обнаружилось в римской церкви, только в 1298 году. Восточная Церковь, не знала и не знает подобного отношения... настаивая, именно, на приоритете, - "Отцов Церкви" (Ἐκκλησιαστικοί Πατέρες). - Данное понятие, устоичиво сохраняеться в Церкви с конца 4-го века, подчеркивая исключительное значение для нас, определения в наименовании: Отцы Церкви.

220px-Three_Holy_Hierarchs.jpg
 
Последнее редактирование:
Православный христианин

Соня М.

Moderator
Москва
Православный христианин
Как и членство в всц... к сожалению...
Не забывайте и второй стороны проблемы: Св. Григорий Богослов: «Ориген есть точильный камень всех нас», «там, где Ориген хорош, нет никого лучше его..." (Георгий Схолария).

Кстати! Если членство в ВСЦ, есть площадка для свидетельства об истинности нашей Веры... то любая площадка оправдана, даже - АД!
"потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал" (1Пет.3:18-19)
и еще: "Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его" (1Пет.2:21).
 
Последнее редактирование:

Соня М.

Moderator
Москва
Православный христианин
Блаженный Иероним, осуждавший оригенизм, характеризовали Оригена как «величайшего учителя церкви после святых апостолов».
Святитель Григорий, Нисский, величал Оригена «князем христианского учения».

Действительно! Отцы умели отделять "плевелы", заблуждений Оригена, от "пшеницы", его усердия в изучении Слова Божия.
 
Последнее редактирование модератором:
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху