Чудотворные иконы

г.Иваново
Православный христианин
Батюшка пишет вполне удобовразумительно.
это не доказывает ничего. Мне кажется уважаемый батюшка несколько заблуждается, мягко сказать. Нужны доказательства от Святых Соборов или высказывания Святых Отцов на тему иконопочитания. Ибо я нигде не встречал в Православном христианстве такого учения о поклонении веществу иконы. Если и вы считаете такое поклонение веществу нормальным, то потрудитесь найти доказательства. Буду ждать.
Впрочем если вы доверяете о. Даниилу Сысоеву, чьё видео вы выложили выше, то можете у него в лекциях послушать об иконопочитании. Он очень подробно и в лёгкой форме излагает этот достаточно сложный и важный вопрос.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
holyicons.jpg
ДОГМАТ
о иконопочитании
Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора, Никейского
Храним не нововводно все, писанием или без писания установленные для нас Церковные предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию Евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению Святых Отец наших и преданию Кафолическия Церкве, (вемы бо, яко сия есть Духа Святого в ней живущего), со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие.


Вот то о чём Вы спрашиваете. К какому Образу больше стремится сердце Ваше, к Образу который есть прообраз Святости или к Образу который есть Прообраз Святости, которого Сам Господь Коснулся, на котором Пребывает? Никто не говорит о поклонении веществу как таковому, но Господу, Который Освятил. Не мыслите только по плоти, но мыслите и по духу.
 
г.Иваново
Православный христианин
Определение Седьмого Вселенского Собора гласит:
«Определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались (для поклонения) точно так же, как и изображение честнаго и животворящаго креста, будут ли они сделаны из красок или (мозаических) плиточек или из какого-либо другого вещества, только бы сделаны были приличным образом, и будут ли находиться во святых церквах Божиих на священных сосудах и одеждах, на стенах и на дощечках, или в домах и при дорогах, а равно будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, или непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, или честных Ангелов и всех святых и праведных мужей. Чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самих первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует одному только божественному естеству».7
Стало быть, перед нами икона Спасителя, возводящая к Первообразу, и мы, воздавая ей не истинное служение (потому что служить нельзя никому, кроме Бога), но «почитательное поклонение», как говорят святые отцы, относим его к Богу. Вещество иконы мыслится отдельно от лица, изображенного на иконе. Феодор Студит говорит, что это похоже на отражение подобия в зеркале, когда подобие остается вне того предмета, который оно отражает. Если я стою перед зеркалом, то в нем получится мое изображение. Это не есть мое настоящее лицо, а только подобие, и если бы кто захотел поцеловать в зеркале мое изображение, то очевидно, что не стекло, не вещество, к которому он прильнет устами, а отображенного в нем меня самого. Как изображения царя мы встречаем на разных вещах и не принимаем их за царя, так и подобие Христа не принимается за Него Самого и не смешивается с веществом, на котором оно начертано. Вещество икон, которые изображают подобие Божие, может быть различно и многообразно, но Первообраз один, и этому Первообразу мы и приносим наше истинное служение, воздавая образу почитательное поклонение.
В Требнике есть молитва на освящение икон святых:
«Господи Боже наш, человека по образу и по подобию Своему создавый, преслушанием же первозданнаго растленну бывшу, вочеловечением Христа Твоего, иже зрак раба приим, образом обретеся яко человек, сей обновив, в первое достояние в святых Твоих привел еси, ихже мы изображения благочестно чтуще, святых, иже Твой образ и подобие суть, чтем: оных же чтуще Тебе яко первообразнаго, чтим и славим».8
Из этой молитвы мы видим, что не только, кланяясь иконе Самого Спасителя, мы воздаем честь Ему, но подобно этому, почитая святых Его угодников и их иконы, мы в их лице воздаем почесть Тому же Первообразу – Богу, по образу Которого они были созданы, которому и уподобились.


http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/ob-ikonakh



Во-первых, [воздается поклонение] тем, на ком почил Бог, Который один только — свят и во святых почивает, как-то: во Святой Богородице и всех святых людях. Это же суть те, которые по возможности уподобились Богу как вследствие своего собственного так и Божия пребывания и содействия, — те, которые поистине называются богами, не по природе, но по благодати, подобно тому как раскаленное в огне железо называют огнем не по природе, но по положению и по участию в огне. Ибо говорит [Писание]: Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш (Лев 19: 2). Это прежде всего зависит от произволения. Потом всякому, кто предпочтительно избирает благое, Бог помогает в деле достижения [самого] блага. Затем [говорит Бог]: И буду ходить среди вас (Лев 26: 12); и [еще читаем в Писании]: Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1 Кор 3: 16). Потом: Дал [Иисус Христос] им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь (Мф 10: 1). И: Дела, которые творю Я, и он [верующий в Иисуса Христа] сотворит, и больше сих сотворит (Ин 14: 12). Затем: Живу Я, говорит Господь Бог. Я прославлю прославляющих Меня (1 Цар 2: 30). И: Если с ним пострадаем, с ним и прославимся. И: Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд (Пс 82: 1). Посему, подобно тому как они поистине суть боги[6] не по природе, но как причастники Того, Кто Бог по природе, так и достойны поклонения они не по природе, но как имеющие в себе самих Того, Кто по природе достоин поклонения; совершенно так, как и накаленное в огне железо не по природе недоступно для прикосновения и жгуче, но как причастное тому, что жгуче по природе.
преп. Иоанн Дамаскин, Третье защитительное слово против порицающих святые иконы
 
г.Иваново
Православный христианин
Никто не говорит о поклонении веществу как таковому, но Господу, Который Освятил.
так прочитайте внимательно ещё раз. Батюшка как раз и говорил о почитании в том числе и самого вещества, причём только в чудотворных иконах.
Чудотворная икона как часть Священного Предания, является и вещественной святыней и догматическим образом. Другими словами, если в иконе как в образе почитанию принадлежит только изображение, а не доска и краски, то в чудотворной иконе почитается и само вещество. Таким же образом, как святость святых переносится на их мощи и личные предметы, послужившие подвигу. Например, мы чтим Крест не только как образ, но и части древа Креста Господня. Это никогда не оспаривалось в церкви, и поэтому если чудотворная икона от ветхости теряла свой образ, то изображение переписывали или поновляли на том же самом веществе. Полностью сохраняя почитание чудотворной иконе, даже если изображение было совершенно изменено. Ярким примером является чудотворная Ченстоховская икона Божией Матери.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Однажды во время Литургии, Серафим Саровский удостоился зреть Христа! Христос Войдя Западным Входом, вошёл в Свой Образ в Алтаре. Кому поклоняемся в этом Образе? Святые отцы устанавливали догматы, для Христиан всех уровней благочестия. Но есть Сам Господь! Который Благословляет, и в том числе, может явить особое благоволение! Как было с вопросом Субботы.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Всё нужно уметь истолковывать. Почитание вещества не как такового, а Образа Освящённого Самим Господом! Нераздельно. Но вещество становится для нас свидетельством Присутствия Самого Господа, Который коснулся Образа. Покланяемся Господу, но благоговеем от того, что Сам Господь коснулся. Если кто то знаменитый здоровается с поклонником, то наверное поклонник неделю не будет мыть руку...
 
г.Иваново
Православный христианин
Михаил.79
я вас понял, но где доказательства? Где слова Святых Отцов? Где постановления Святых Соборов, которые кстати Духом Святым были водимы.
Догматы для того и установлены чтоб их не нарушать, это рамки за которыми можно скатиться в ересь поклонения твари - т.е. вещества в случае с иконой, или природе в случае со святыми.
Вы не спешите, выше я вам очень важные выдержки предложил, прочтите пост 44.
 
г.Иваново
Православный христианин
Всё нужно уметь истолковывать. Почитание вещества не как такового, а Образа Освящённого Самим Господом! Нераздельно.
неправда ваша, раздельно. См. пост 44

"Вещество иконы мыслится отдельно от лица, изображенного на иконе."
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Всё нужно уметь истолковывать. Почитание вещества не как такового, а Образа Освящённого Самим Господом! Нераздельно. Но вещество становится для нас свидетельством Присутствия Самого Господа, Который коснулся Образа. Покланяемся Господу, но благоговеем от того, что Сам Господь коснулся. Если кто то знаменитый здоровается с поклонником, то наверное поклонник неделю не будет мыть руку...

Т.е у Вас вещество уже и Образом стало?Это же сакрализация краски,через Образ,тем более нераздельно.Зачем Вам Бог тогда?

"Проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь." (Втор. 27-15)
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Однажды во время Литургии, Серафим Саровский удостоился зреть Христа! Христос Войдя Западным Входом, вошёл в Свой Образ в Алтаре. Кому поклоняемся в этом Образе? Святые отцы устанавливали догматы, для Христиан всех уровней благочестия. Но есть Сам Господь! Который Благословляет, и в том числе, может явить особое благоволение! Как было с вопросом Субботы.

Да действительно, кому же поклоняемся глядя на Образ Божий?Я-Богу,Вы получается-краске.
Интересно,это возможно на каком же уровне благочестия?

" Итак, мы, будучи родом Божьим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого."( Деян. 17-29)
 
Екатеринбург
Православный христианин
Батюшка, повторю ещё раз мой вопрос: освящение доски, на которой написана икона, равнозначно тому, как освящаются стены храма или стены жилища? Или Вы имеете в виду что-то иное?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Прочитал многое. Не нашел оправдания своим измышлениям. Считаю Вас в доступном нам понимании правыми. Хотя не считаю вопрос закрытым в виду того, что от нас сокрыто. Приношу свои извинения перед Вами Михаил, Сергий, Ольга! Каюсь. Батюшка Владимир! Приношу и Вам свои извинения за то, что так получилось! Господь больше человеческих измышлений, пусть и ради благих целей.
 
http://чудотворный-образ.рф/

Уфимская чудотворная икона Живоносный источник
Istochnik.jpg

25 апреля в Уфе праздновалась почитаемая в Вознесенской церкви чудотворная икона Живоносный источник. Вероятно она прославилась именно в этот день, поскольку основное празднование иконы происходит в пятницу Пасхальной недели. Об иконе известно очень мало. Тем не менее с ней совершался крестный ход не только в приходе, но и по всему городу. А в период советской власти верующие добивались разрешения НКВД на многодневный крестный ход в Уфимском и Белебеевском кантоне. Так, например имеются документы о том, что в 1928 году такой крестный ход совершался в течение 4-х месяцев с 25 мая по 25 сентября.[1]



[1] ЦГИА РБ Ф. 168. Оп. 1. Д. 257. Л. 42.
 
http://чудотворный-образ.рф/
21 мая празднуется Николо-Березовская икона свт.Николая Мирликийского
Чтимая копия Николо-Березовской иконы свт.Николая Мирликийского
В Уфимской епархии почитание святителя Николая началось с чудесного явления Николо-Березовской иконы и обращало внимание еще первых исследователей. Так П.И.Рычков[4] в середине XVIIIвека замечает, что местные народы, отличающиеся упорным язычеством, чтут чудотворца Николая. Например, у мордвы его образ присутствует в каждом доме, а в храм жертвуют воск и свечи. Марийцы имеют свою молитву “Тряхтон, Вахтон, Николай Милостивой…”[5]. Кроме этих народов святитель известен удмуртам, чувашам, башкирам и татарам, которые величали его «Божиим Святым»[6]…
читайте н/статью: “Чудотворная Николо-Березовская икона святителя Николая: история и Формирование традиций почитания”



В 1880-х годах крестный ход уже состоял из трех частей: Уфимское направление продолжалось в период с 9 мая (ст.ст) до середины августа посещая г.Уфу и г.Бирск с уездами; Сарапульское направление было перенесено на осень; Местное направление – совершалось зимой, но 6 декабря (ст.ст.) икона собирала паломников дома в Николо-Березовке[31]. В начале XXвека походы с иконой увеличились и были распределены в году на пять частей[32].
 
Это глубоко печальные факты, а также и те, которые говорят о том, что и храмы остаются вне церкви. Аргументы собственников не серьезны, и даже с юридической точки зрения могут быть успешно оспорены. Поскольку наше государство признанный правопреемник советской и царской власти. Все дискриминационные антицерковные законы отменены, а потому утрачена сила права владения. Следовательно государство, а также частные лица не имеют легальных оснований удерживать культовое имущество. В этом вопросе не существует срока давности, значит, факт смены собственников церковного имущества становится ничтожным. Ссылка на появление музейной, исторической и художественной ценности вообще не может являться в списке аргументаций лишения прав собственности церкви - это всего лишь новая незаконная антицерковная политика.
Таким образом, дискриминация церкви просто приняла новые формы. Чем это отразится на состоянии государства? Нетрудно спрогнозировать. Ибо всякий грех увеличивает беззаконие, а потому общество все больше будет переходить к несправедливости.
 
Православный христианин
протоиерей Владимир, уместно /приемлемо/ ли в этой теме задать Вам вопросы по символике отдельных икон, и иконописи, трудности и сложности прочтения некоторых житийных сюжетов? Атрибуция образов, подчас представляет собой своеобразный детектив…
 
Православный христианин
Мир всем! К сожалению о.Владимир озвучил мысль, приведшая, в итоге, к смущению многих. И поводом послужило искаженное представление по теме. Однако и другие не оказались в состоянии исповедовать православно все, ни в полноте, ни по отдельности, того что касаемо Иконопочитания. Многое из того что сказано о.Владимиром, не только спорно и небезупречно, а прямо противоречит православному учению. Вероятнее всего это недостаточное знание, а не инакомыслие по убеждению. Знания у многих лишь поверхностные, и пастыри не исключение. Если будет позволено доведу до сведения Форума, то, что с Божией помощью удалось мне узнать на сегодня. И пусть каждый из участников, сам, сверяет насколько он мыслит православно.

Во-вервых, необходимо различить два понятия: богопоклонение и почитательное поклонение. Первое присуще только одному Богу; почитательное поклонение - Богородице, святым, иконам, Кресту, Евангелию, мощам и другим святыням. Оба эти поклонения не только не противопоставляются друг другу, но являются тесно взаимосвязанными между собой. Более того, одно из них переходит в другое, а именно, почитательное поклонение переходит в богопоклонение.
Вообще богопоклонение может осуществляться только через почитательное поклонение. «Честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». Почитательное поклонение, совершается в виде поклонов, целования, чтении молитв, воскурении ладана, возжжения свечей и лампад.

Преподобный Феодор Студит объясняет, что одно и то же поклонение одновременно в отношении иконы будет являться почитальным поклонением, а в отношении Христа, изображенного на иконе, - богопоклонением. Здесь категорически недопустимо отождествление образа с первообразом. В противном случае почитательное поклонение будет сливаться с богопоклонением, а богопоклонение относиться к самой иконе, что, несомненно, будет являться идолопоклонством. Нельзя так же и разделять эти оба поклонения - одно образу (иконе), а другое первообразу, так как в таком случае будет совершаться только почитание деревянной доски с красками, не переходящее в богопоклонение первообразу. Таким образом, в Православии эти оба поклонения между собою и нераздельны и неслиянны.

В отношении икон Богородицы, святых, святых мощей, других священных реликвий почитательное поклонением им переходит в богопоклонение нетварной божественной благодати, почивающей на них, то есть самому Богу, по учению свт. Григория Паламы. «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Святые, по слову священномученика Дионисия Ареопагита, представляют собой «нераздельное, премирное и священное... единство с Богом». Стяжавиши подвигом и усвоивши себе при жизни божественную благодать, они навсегда «соделались причастниками Божеского естества», неразлучно соединились по благодати (и душей и телом) с Богом. Поклоняясь почитательным поклонением святым, мы, таким образом, совершаем истинное богопоклонение! Не случайно во время Божественной Литургии, как на проскомидии, так и во время Евхаристического канона, сразу же после Христа воспоминаются Пресвятая Богородица и другие святые угодники Божии, как представляющие собой нераздельное и неразлучное единство с Господом, по слову Христа: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» и «Где Я, там и слуга Мой будет».

Святые являются нашими предстателями и молитвенниками пред Богом, и, соединившись со Христом по благодати, «яко в зерцале, видят вся наша нужды и прошения». Однако церковное почитание и молитвенное призывание святых не вводит «иного посредничества», кроме Христа. Почитая святых, как верных слуг, угодников и друзей Божиих, Церковь призывает их в молитвах, не как богов, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом, Который является Единым источником и раздаятелем всех благ, даров и милостей, и ходатаев наших, имеющих силу ходатайства и священство Христа, который Един есть в собственном смысле и самостоятельный «посредник между Богом и человеками... предавший Себя для искупления всех».

Особое место среди православных святых занимает Пресвятая Богородица, как «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим». По слову святителя Григория Паламы: «Она Единая является границей между тварной и несотворенной природами, и никто не пришел бы к Богу, если только через Нея не был бы истинно озарен истинно-божественным озарением». «Посредством Ее, Единой, пришел к нам, явился на земле и жил среди людей Тот, Который до Нея был невидим для всех, - так и в будущем непрестанном веке всякое проистечение божественного озарения и всякое откровение божественных тайн, и всякая форма духовных даров, помимо Ее не будет иметь место ни для кого. Но Она первая, прияв полнейшее исполнение Исполняющего вселенную, устанавливает для всех меру полноты, распределяя каждому по силе его, согласно соответствию и мере чистоты каждого, так чтобы Она была хранительницей и распорядительницей богатства Божества». Следовательно, «чрез Нее станут участниками те, которые будут причастниками Бога». «Она - Верх Совершенства всего святого». Каждая Безкровная Жертва, приносимая во время Литургии, совершается молитвами Богородицы и святых. «Но прося Бога Отца, чтобы Он молитвами святых принял сию Жертву за нас, мы обнаруживаем не недостаток веры в силу Ея, а только смиренное сознание недостаточности наших молитвенных усилий к усвоению спасительных плодов Ея.

Вот собственно, упрощенно, без ущерба обо всем что касается темы. Я специально разбил текст на короткие фрагменты, для облечения усвоения, и для удобства цитирования в случае надобности.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Здравствуйте. Скажите, а можно ли на символические изображения, как-то: голубь, рыба, орёл, молиться, как на иконы? К примеру, если на киоте иконы изображён голубь, можно ли к нему обращаться, как к Святому Духу? И еще мне не понятно, если мы воздаем Пресвятой Богородице почитательное поклонение, то почему поется: "Сущую Богородицу Тя величаем"?
 
Сверху