Псалтирь наизусть - за и против?

"За" или "Против"?


  • Всего проголосовало
    11
Православный христианин
Давайте попробуем поставить вопрос следующим образом: возможно ли выучить Псалтирь из тщеславия?
 
Московская область
Православный христианин
Давайте попробуем поставить вопрос следующим образом: возможно ли выучить Псалтирь из тщеславия?
Добрый день!
Можно поститься и делать добрые дела из тщеславия, только будет ли толк из всего этого?
"Делая хоть малое добро, не делать его со тщеславием или из человекоугодия, или по какому-нибудь человеческому побуждению, дабы сие малое не погубило всего, что он сделал."
Авва Дорофей.
 
Православный христианин
Псалтирь-не обычная книга. Многие Святые полагают, что псалмопение способствует очищению от грехов. Знаем ли мы людей, которым знание псалмов не пошло на пользу? Может ли процесс заучивания Псалтири помочь в преодолении тщеславия?
 
Московская область
Православный христианин
Я думаю, что Псалтырь несомненно помогает человеку, старающемуся жить духовной жизнью, то есть в преодолении тщеславия и остальных грехов. А читать из тщеславия не стоит, чтобы не возгордиться, я вот такой молитвенник.
Может поэтому и не удается христианину все псалмы сразу запомнить, чтобы он так не считал?
 
Православный христианин
Давайте попробуем поставить вопрос следующим образом: возможно ли выучить Псалтирь из тщеславия?
У Иоанна Лествечника в Лествице о тщеславии написано так:
6. Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но в самом деле угождает не Богу, а людям.
   7. Всякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна, ибо он и то и другое делает для похвалы человеческой.
Думаю из тщеславия конечно можно выучить, но... Наша Вера - Православаная, значит правильно славить Бога. А тщеславие?- Значит тщетно( бесполезно) славить...Кого?- скорее всего себя, себя любимого... И уж никак, не Бога, увы:(
 
Православный христианин
Вы правы,конечно. Но я немного не о том. Я о мистическом наполнении Писания. Может быть Псалтирь не "позволяет" заучить себя человеку, руководимому гордыней? Мы знаем о Святых, знающих Псалтирь наизусть. Можем вспомнить наверное и благочестивых мирян, заучивших псалмы. Но не назовем человека, грешного и знающего Псалтирь наизусть. Может быть потому, что Церковь не хранит память о грешниках :" Да потребится от земли память их"(Пс.108)? А может быть потому, что таких нет?
 
Православный христианин
Никогда не задумывался над этим. "Псалтирь не позволяет заучить..." Другими словами, Боговдохновенный текст "не позволит" человеку, так скажем, из корыстных побуждений...Хм? Вы хотите сказать, что Псалтирь, сама определяет у кого закрепляться в памяти человеческой, а у кого - нет? Но в таком случае нельзя исключать и такой случай, когда человек из тщеславия приступает к заучиванию Псалмов, и под воздействием текстов меняется... Ну, как при рыбной ловле: рыба заглатывает приманку и далее,как не старалась бы, сорваться с крючка уже не может. Так и тщеславный человек вроде бы начинает изучение Псалтири из корыстных побуждений, но далее отстать от этого занятия не может, и заканчивает уже другим человеком. В таком случае критерием для "усвоения" Псалтири служит не греховность человека (или отсутствие), не его намерения, а способность, вернее сказать готовность человека, к внутренним изменениям. К тому, что Псалтирь изменит всю его жизнь! Вот тогда и ваш вопрос "А может таковых нет?" будет справедливым. Ибо Псалтирь и тщеславного изменит...
 
Православный христианин
Вот именно." Кто поет псалмы, тот, хотя бы и был крайне развратным, стыдясь псалма, обуздывает силу страдострастия, и, хотя обременен был бесчисленными пороками и одержим унынием-услаждаясь удовольствием, облегчает свои мысли, окрыляет ум и возвышает душу"(свт. Иоанн Златоуст). Из окружающих людей я знаю одного, который " сломался" на 12-м псалме и бросил занятие, и другого, который настойчиво, по одной строке в день учит и не собирается останавливаться, наблюдая волшебное воздействие псалмов. Возможно, первый руководствовался не совсем правильными мотивами, возможно, причина в чем-то другом. Хотелось бы познакомиться и с другими.
 
Православный христианин
Хотелось бы познакомиться и с другими.
У меня, к сожалению, не большой опыт чтения Псалтири. Один раз я читал 40 дней 1-ю и 2-ю кафизмы по моей двоюродной сестре. Затем я читал всю Псалтирь, в течение 40 дней по моему двоюродному брату. И в Великий Пост пробовал, читать, после вечернего правила по одному псалму. Наиболее действенным и с точки зрения понимания текста и с точки зрения осознания того, что делаешь, было в первом случае. Тогда, после смерти двоюродной сестры, между родственниками были распределены кафизмы, которые читались каждый день, до 40-го дня. Таким образом получалось так, что ежедневно прочитывалась вся Псалтирь по усопшей. Мне доверили читать 1-ю и 2-ю кафизмы. Заучивать текст псалмов я не пытался, но с каждым днем читать псалмы становилось всё легче: появлялись любимые места, открывалась глубина некоторых фраз. Но главное было даже не в этом. Я явно чувствовал связь с другими чтецами, и осознание того, что чтение Псалтири, невидимой нитью связывает нас, читающих об упокоении рабы Божией Вероники. Что это чтение есть помощь усопшей. И вот всё это заставляло концентрировать внимание на каждом слове, на каждом стихе. Мне кажется, такое чтение всё-таки лучше заучивания, хотя я могу и ошибаться.
 
Православный христианин
Как мне кажется, заучивший псалмы, сделавший их непрерывной молитвой, устанавливает невидимую связь с сонмом Святых, которые живы, и здесь и сейчас произносят вместе снами:" Блажен муж. иже не иде на совет нечестивых, и на путь грешных не ста.." и с Самим Христом, чьи последние слова были словами из Псалтири.
,
 
Православный христианин
Как мне кажется, заучивший псалмы, сделавший их непрерывной молитвой, устанавливает невидимую связь с сонмом Святых, которые живы, и здесь и сейчас произносят вместе снами:" Блажен муж. иже не иде на совет нечестивых, и на путь грешных не ста.." и с Самим Христом, чьи последние слова были словами из Псалтири.
,
Игорь, а у вас какой опыт в заучивании, ну или в чтении Псалтири?
 
Православный христианин
Андрей. Я изучаю Псалтирь почти 6 лет, и много знаю о Псалтири и из неё, в том числе наизусть. Я фанат Псалтири, если позволите так выразиться. Возможно, мое увлечение Псалтирью делает необъективным ее восприятие. Поэтому я чувствую необходимость в оценке со стороны. И особенно мне важно мнение людей, "подсевших",как и я, на заучивание псалмов.
 
Православный христианин
Я наизусть знаю только 50 и 90-й псалмы. Первый (50) заучился как-то сам, ну потому что каждое утро его читаешь, во время утренней молитвы. Ну, а "Живый в помощи Вышняго..." я специально учил наизусть. Я рад за вас, и очень сомневаюсь, что "увлечение Псалтирью" может сделать необъективным её восприятие. Вы наверняка использовали и толкования Святых Отцов, а может и наших современников... Кого бы вы посоветовали при изучении Псалтири?
 
Православный христианин
Есть два пути.Можно заучить псалмы, чтобы молиться ими. Тогда толкования не нужны.Они будут только смущать.Дело в том, что Паслтирь запоминается только тогда, когда она становится ежедневным правилом. А толкования мы не запомним. И не к чему.Достаточно иметь хороший перевод.Лучший на сегодня-перевод Бируковых. Хороший-перевод Юнгерова. Синодальный нам не подойдет.И переводами не стоит злоупотреблять- по той же причине.Их можно использовать для составления словаря незнакомых слов(непщевах, мех на слане и др.), а также словаря слов, которым мы обычно придаем иное значение(оправдания,глумиться и др.) Словарь можно разместить на обороте обложки.А дальше- понимаем как понимается, вреда не будет.Иное дело-научиться узнавать в Псалтири исторические события, Ветхозаветные события, пророчества о Новом Завете, о Христе, описания Церкви, личные переживания Давида и других сочинителей псалмов, поводы для этих переживаний. (Тот же 50-й псалом составлен Давидом после серьезного грехопадения. Он "увел" жену слуги, которого и убил). В этом случае Псалтирь открывается во всей своей красе. Не случайно ее называют "малой Библией".Но этот случай требует системного теологического образования.Самочинно к трудам Отцов я не рекомендовал бы обращаться. Если кому не по силам очное образование, можно пройти интернет-обучение.Очень серьезный,"крепкий" курс дает, например,ПСТГУ.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Сегодня я закончил заучивание Псалтири. Закончился эксперимент, на который, я знаю, не многие решаются.Готов ответить на вопросы, если кому интересно. На Ваш, Александр, вопрос я бы ответил так: мне лично сердечная молитва недоступна, к сожалению. Но мне стал понятен язык Псалтири и я нашел, что переводы( и самые талантливые )не дают правильного ее понимания. А толкования-тем более.
 
Православный христианин
Заучивание Псалтири,-это труд. И труд не всегда бесполезный. Это можно сравнить с семенем, брошенным в почву. Если человек духовно развивается, и чувствует от своего труда сначала удовлетворение, затем вдохновение, то это значит слова из Псалтири "прорастают" и дадют свой плод... Непонятные и заученные места вдруг как бы "открываются" и становятся понятными. Но если человек не ищет "Царствия Божия" то Боговдохновенные тексты, как зерна брошенные при дороге будут растоптаны или их склюют птицы...
Вообщем учить Псалтирь наизусть или не учить, каждый человек должен решать сам: кому-то это даже очень полезно, а кому-то и не очень...
Псалтирь я не знаю наизусть и заучивать тексты не пытался... Но вот утренее правило я знаю наизусть и могу читать его по памяти и вот что заметил. Некоторые слова читаешь каждое утро изо дня в день, и некоторые из них не понятны, а может быть и понятны, но не проникают "внутрь", не трогают тебя... Но в один день происходит как бы озарение и фраза, вроде бы уже "замыленная", читаемая "на автомате",вдруг открывается своей ёмкостью, глубиной... Вообщем, ради этой минуты стоит учить.
100% согласен. Проверено на собственном опыте.
 
Сверху