Есть у ли человека свободная воля или действует предопределенность

Крещён в Православии
Здравствуйте батюшка Сергий, я запутался есть ли у человека свободная воля или все предопределено ?
Бог всё знал, что будет с основания мира. Бог заключил всех в непослушание, чтобы помиловать. У вас и волосы на голове посчитаны, и всё что, с человеком происходит - доброе или худое - всё от Бога. Если Иисус предсказал Петру, что он Его предаст, значит, Он знает, что будет со всеми людьми, Он знает, что будет с дьяволом, Он знал, что будет с Иудой, с Содомом.Ведь предсказания святых сбывались матроны московской. Монаха авеля вообще через несколько веков предсказание сбывались. И даже во время земной жизни Иисуса Христа Иисус знал что Петр от него трижды отречется. Что иуда предаст. Что будет распят на кресте. Даже монах Арсений который крестил Паисия святогорца предсказал ему монашеский путь. А значит нет у человека свободы выбора или я не прав? раз предсказания сбываются. Хотя я знаю что верить в судьбу грех.... Проясните ситуацию с божьей помощью батюшка. Заранее спасибо
 
.. есть ли у человека свободная воля или все предопределено ?...
Дорогой Илия!

Предопределение совокупно образуют Воля Божия и воля человеческая. А предведение Бога есть одно ведение будущего, как бы общее направление, без определения его в частности, то есть оно не определяет существования того или другого объекта. Предопределение же Божие есть определение частное, то есть оно и определяет, что должно быть. Но определяет только добро, а не зло, ибо если бы оно определяло и зло, то это было бы противно естественному свойству Божию - благости. Прп. Иоанн Дамаскин так объясняет это: «...Бог все предвидит, но не все предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силою к добродетели». А св. Иустин Философ поясняет: «Не предведение есть причина будущих событий, а будущие события — причина предведения. Не из предведения вытекает будущее, а из будущего — предведение; не Христос — виновник предательства Иуды, а предательство — причина Господнего предведения». То есть если человек будет жить богоугодно, — спасется, а если развращенно, — погибнет. Бог предвидит и то, и другое, но ни того, ни другого не предрешает Его предведение. Человек или спасется или погибнет, одно из двух — несомненно, но это не определено наперед. Бог хочет спасти человека, но Его благое хотение, которое Святые Отцы называют предваряющим, само по себе недостаточно для спасения человека. Эта благодать Божия - предваряющая, но необходимо со стороны человека иметь произволение следовать ей. Однако человек может свободно направлять свою волю и вопреки благодати - так, например, первомученик архидиакон Стефан обвиняет иудеев: «Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян. 7, 51). Бог призывает всех, но необходимо, чтобы человек внимал Ему.

Воля Божия – примерно как маяк, ночью указывающйй капитану нужное направление, куда должен быть доставлен ценный груз. Однако капитаны разнятся – один посчитает, что контракт невыгоден, идти далеко и долго, да и море штормит – буду каких-нибудь переселенцев на другой край бухты перевозить, а важный рейс пока отложу. Другой контрабандой гнушается, , но ленив, и выйдя в море, головой крутит – куда бы поскорей причалить? И, увидев в стороне портовые огни, своевольно сворачивает, чтобы, оставив судно, забыться в душном дурмане матросского кабака. И чтобы вернуть такого загулявшего на капитанский мостик, фрахтовладельцу иногда приходится посылать к нему трезвого и мускулистого вахтенного матроса, А у иного, нерадивого – мотор заглох и ветром назад сносит. Сильную волю и немалый опыт судовождения нужно иметь, чтобы благополучно дойти до порта назначения и груз доставить в сохранности – но именно с такими верными судоводителями Заказчик и расплачивается сполна… Так и человеческую жизнь не просто определяет вероятность счастливых случайностей — ее, как суденышко в океанской буре, непрестанно ведет по стрелке компаса благожелательная Божественная Сила, но сила эта действует не самовольно, и не по беспечной людской прихоти, а лишь в связи со штурвалом судоводителя...
 
Последнее редактирование:
То есть Паисий святогорец должен был сто процентов стать монахом?
Почему же? Если бы захотел, мог бы остаться в армии радистом, и даже дослужиться до генерала. Но перед глазами у него всегдв лежал "компас"...
 
Сверху