О душе и теле (стихиях)

Православный христианин
Модераторское:
Тему открыла по просьбе Даниила. Ему есть что ответить нашим античным философам. Участникам следует помнить, что тема модерируется.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Причем тут фамилия лектора? Хорошая обзорная лекция! Кстати писала про Эпикура последователя Демокрита еще в старт топике этой ветки.
Ирина вот уж сколько лет почитывал Дугина,с его просто страстной любовью к Хайдеггеру.Отсюда и восприятие его достаточно понятное.
Всё жду от Андрея ввод в античную философию.И.Дамаскин в своих трудах опирался на Аристототеля.Вот Андрей отделил бы мух от котлет.Было бы интересно его послушать.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Последнее редактирование:
Православный христианин
Ирина вот уж сколько лет почитывал Дугина,с его просто страстной любовью к Хайдеггеру.Отсюда и восприятие его достаточно понятное.
Всё жду от Алексия ввод в античную философию.И.Дамаскин в своих трудах опирался на Аристототеля.Вот Андрей отделил бы мух от котлет.Было бы интересно его послушать.
Лекция Дугина выложена со специальной задачей: показать парадигмальный переход в философии. Дугин хорошо это показывает,с персоналиями,кратким изложением идей.
 
Православный христианин
Уже исправил,извиняюсь.
Поверьте,есть люди,которых вам будет полезнее слушать,чем меня. И учиться у них. Но,к сожалению для вас,вы их гоните из своего интеллектуального пространства. А Господь ведь вам их именно для этого посылает - Он спасает людей через людей.
 

Абд-ал-Масих

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Научное исследование не находит ангелов, душу, Бога. Вы пытаетесь подвести стихии - под научное исследование, но я нигде ни разу не утверждала, что их можно обнаружить и исследовать как атомы, кварки или другие сложные материальные частицы.
Ангел, душа, Бог - нематериальные естества. Хотя по сравнению с Богом и ангелы и душа ограничены в пространстве-времени и грубы по сравнению с Духовностью Бога.

Стихии же описываются как раз как материальные естества. Им придают очень даже материальные свойства. Да и само определение стихий как первоэлемента вещества, материи говорит о материальности стихий. Если же представить стихии как нематериальные сущности, то становится не понятно их соотношение с материальным. В таком случае стихии куда ближе к "теории струн".

В общем стихии не подтверждаются научным исследованием, их описание весьма странно, с научной точки зрения стихии и их описание никак не оправдано, да и с богословской точки зрения не понятно зачем стихии нужны, какая их роль, и зачем их описывать в таком случае как материальные сущности, со всеми качествами.

Я нахожу, что стихии больше укладываются в языческое, бытовое, мифическое представление. И богословская ценность учения о стихиях, по-моему весьма сомнительна.

Атомы и электроны поддаются обнаружению, так как они тела сложные.
Тащемто фундаментальные частицы так и называются поскольку не описаны как сложные. Это как раз простые тела.
И не понятен Ваш посыл: почему это научному исследованию подлежат только сложные тела? С чего вдруг?

Еще раз попробую объяснить, что Бог творит мир буквально из ничего, вот эти начала - голые понятия, простые неизмеримые, не имеющие частей, сторон, веса, никак не определяемые (потому что просты), которые только можно описать и то очень условно: движение от себя ( вверх), движение к себе (вниз) - и чтобы не разбегались - добавлено промежуточные... о которых я уже цитировала. Где и как и какими приборами,какой наукой влезете в ум Божий - чтобы обнаружить начала.
Не вижу логики. Творение из ничего и начала - как вообще соотносятся? Неужели невозможно из ничего сотворить фундаментальную частицу? Зачем эти стихии? Их роль не понятна.
 
Православный христианин
Если же представить стихии как нематериальные сущности, то становится не понятно их соотношение с материальным
Читаем тот же вопрос: какая возможность из невещественного произойти веществу?
Читаем внимательно ответ: это глава 23 и 24
 

Абд-ал-Масих

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Читаем тот же вопрос: какая возможность из невещественного произойти веществу?
Читаем внимательно ответ: это глава 23 и 24
Не понял. Причём тут это? Нисский вообще-то опровергает совечность Бога и материи.
Мы же говорим о стихиях, то есть том, что по любому тварно и Богу не совечно.
 
Православный христианин
Не понял. Причём тут это? Нисский вообще-то опровергает совечность Бога и материи.
Мы же говорим о стихиях, то есть том, что по любому тварно и Богу не совечно.
Да, опровергает. Одним из доводов спорщиков был подобный вашему вопрос. В 24 главе дан замечательный ответ: где стеклись вместе сказанные свойства, там производится телесное существо. Вы же это спрашивали. Из качеств которые стекаются например сухое и холодное производится тело - земля, вода — холодная и влажная; воздух — влажный и теплый, огонь — теплый и сухой.
 
Православный христианин
Эти простые тела только названы подобно нашим земным аналогам: земля, воздух, вода, огонь.
Вот пишет святитель:
Все сии свойства сами по себе — понятия и голые умопредставления. Ибо ни одно из них само по себе не есть вещество, но сходясь между собою, делаются они веществом.
 

Абд-ал-Масих

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Все сии свойства сами по себе — понятия и голые умопредставления. Ибо ни одно из них само по себе не есть вещество, но сходясь между собою, делаются они веществом.
Хм... это действительно близко к теории струн. Где струны представляют собой никие одномерные объекты, колебания которых и порождает всё многообразие фундаментальных частиц... ну и далее всей материи.
 
Православный христианин
Хм... это действительно близко к теории струн. Где струны представляют собой никие одномерные объекты, колебания которых и порождает всё многообразие фундаментальных частиц... ну и далее всей материи.
Понимаете, этих качеств ведь на самом деле много. Аристотель же их класифицировал, убрал повторяющиеся - скажем так оптимизировал - и вышло у него попарно -8. Были ведь теории про 5 стихий как Вы писали про китайцев. Но Святые отцы взяли у философов самое лучшее - и это оказался Аристотель, то есть оптимально было взято - 4.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Поверьте,есть люди,которых вам будет полезнее слушать,чем меня. И учиться у них. Но,к сожалению для вас,вы их гоните из своего интеллектуального пространства. А Господь ведь вам их именно для этого посылает - Он спасает людей через людей.

Андрей.
В Союзе в свое время выходил такой журнал-"Наука и Религия".Ежемесячный научно-популярный журнал, посвященный вопросам научного и религиозного мировоззрения.По нему можно было изучить пусть и изнаночно,с позиций критики научного атеизма -религоведение.
Посему нет нужды опять втискивать себя в чуждое интелектуальное пространство,тем более уже добровольно а не по нужде.Когда есть широкий и невозбраненый доступ к Св.Отеческому наследию.

Стремление интеллектно оформлять онтологию,по любому сведется к диалектиктической методе.А она в свою очередь разложит волю и низведет веру в невесть что.Иди сам разбирайся что такое "хорошо" и что такое "плохо",и сам же борись со страстями и похотями.Этакий религиозный романтизм,а по Св.Отеческому-пелагианство.

Вера (в силу своей ортодоксальности) сбрасывая с себя все наносное имено Апостольким Преданием,не оставляет камня на камне от духовной диалектики,прямо и четко определяя движение и правила нахождения в этом движении ибо оно организуется благодатью.Посему спасает Господь,а люди либо могут присоединится к Его спасению либо-нет.
 
Православный христианин
Не знаю, что Вам ответит Андрей, а я Вам напишу так, что диамат "стащил" диалектику у Святых Отцов.
 
Православный христианин
Вчера нашел себя пытающимся систематически объяснить некоторые духовные вещи, а потому в тупике естественных движений разума.

Чтобы не забыть важную мысль о своей ограниченности, вновь напомнил себе библейские слова и мнение о них Григория Нисского:


«Подобие злата в пестротах серебра»


Насколько в нашей власти видеть и изображать словами духовные вещи?

*

Духовные вещи беспредельны и бесконечны.

Человек конечен.

Потому, мы видим не сами вещи (злато), но их подобие. Некоторый их образ или начертание.

Изображаем словами (серебро) не вполне, но в малой степени (пестроту).

*

Такое же мнение, думаю, следует иметь и о словах отцов. Как бы авторитетны они не были, все равно их мнение есть "подобие злата в пестротах серебра"

**
Как и Ваши слова о словах Отцов. С одной лишь разницей, слова Отцов признаны Церковью и служат для назидания и научения верных. Ваши же слова, это назидание и обучение самого себя. Если Вы согласовываете свои слова и Церковное Предание, то не выпадаете за ограду. Если же происходит выпадение за ограду, надо возвращаться самому.
 
Сверху