как бороться с помыслами во время молитвы

Крещён в Православии
Здравствуйте батюшка Сергий. Меня посещают матерные, блудные и богохульные помыслы во время молитвы. Как с этим бороться?
 
Меня посещают матерные, блудные и богохульные помыслы во время молитвы. Как с этим бороться?
А вы, дорогой Илия, замечали, в какое именно время клубок навязчивых помыслов накручивается на мозг? Спутанное мыслесмущение обычно происходит в периоды молитвенных пауз, которые вы сразу заполняете мысленными фантомами, приправленными только что совершённой молитвой. А ведь Святые Отцы предупреждают о такой опасности: когда перестаем молиться, впадаем в самодоволственную гордыню - и тогда в нас возникает какая-то особая духовная беспечность, от которой и происходят все постмолитвенные искушения.

Периодическая дискретизация молитвы, её формальная фрагментарность делает её неискренней. Поэтому питательной почвой всех ваших проблем является разрывность молитвенного состояния. Между тем апостолом Павлом заповедано: «Непрестанно молитесь…» (1 Фес. 5, 17), - это все равно, что сказать: непрестанно стремитесь к Богу. Полностью погрузить всего себя в океан любви Божией, как в неизвестную стихию, человеку, не умеющему «плавать», слишком страшно. Можно многократно просить Бога «помилуй мя», но когда наступает «обеденный» перерыв, то удовлетворительно и утомленно вздыхать, уже как бы не считая, что надо «мя помиловать», не так ли? Когда молитва есть «исполнение правила», то это хорошо и необходимо, но при условии, когда человек понимает, что оно лишь средство, а не цель. Да, нельзя беспечно ожидать какого-то особенного «молитвенного настроения» – новоначальному нужно подгонять себя, как кнутом ленивого раба, чтобы побудить душу к молитвенному труждению. И всё же одного «хлестания» недостаточно… Святые отцы-молитвенники ясно говорят нам «Молитва рождается от любви». А если любви нет, то в памяти человек держит не Бога, а лишь самого себя, горделиво стоящего на «молитвенной высоте» – так возникает отвратительное молитвенное сластолюбие, когда любовь подменяется «правилом»…

Научиться молиться - это значит научиться любить. Вне скорби о людях мы имеем ещё не молитву - из своего любимого, темного и комфортного угла надо радостно и открыто выйти на свет к людям, раскрывая им объятия свои, но идти с молитвой. Святые Отцы и так ещё говорили: «Любовь выше молитвы», прежде всего указывая на непрестанность любви, из которой, как из источника, вытекает непрестанность молитвы. Такая любовь жила в святых не из расчета наград или воздаяния в будущей жизни, а сама по себе, в своем настоящем, которое было у них началом вечности в Боге. К такой любви мы должны себя непрестанно готовить…

И, чтобы искусительные образы современной жизни не вытесняли молитвенную память, каждому из нас, особенно если его жизнь тесно связана с жизнью других людей, надо про себя взывать к Богу с краткой непрерывной молитвой. Именно непрестанность молитвы рождает её искренность - мы ведь не гордимся своим физическим дыханием, его непрерывностью, мы никак его умом не замечаем - мы просто дышим. Так же и идеальная молитва должна стать не замечаемой умом в естественной простоте своего непрерывного дыхания.
 
Последнее редактирование:
А как же понять промысел о себе?
Те, кто не замечают Промысла Божия в повседневной жизни, могут увидеть его в чрезвычайных явлениях. Однако, если таких мгновенных прозрений не дано, человеку иногда приходится всю свою жизнь читать что написано о нем в книге бытия, чтобы понять смысл своих скорбей, надо много страдать, чтобы дойти до той радости, которую Господь приготовил для каждого человека и которой никто не может отнять. Всем дано страдать, но немногие умеют переносить страдания. Еще меньше тех, кто умеет благодарить Бога за эти страдания.

И не пристало христианину, сложив лапки в комфортном предлежании у экрана телевизора, оправдывать свою лень ложным фатализмом "чему на роду написано, тому не миновать"... Между тем в Писании ясно сказано о свободе воли человека и его ответственности за эту свободу. Господь Иисус Христос зовет всех: " Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною," (Мф.16:24). Насколько же легче винить Господа в своем несовершенстве и по-маниловски сидя в мягком кресле под завораживающее звучание лекций професоора Оипова, размышлять без особого труда "Ах, каким бы совершенным я хотел бы быть"... А ведь Господь ясно призвал: "Если хочешь быть совершенным, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною." (Мф.19:21), то есть человеку предоставлена полная свобода действий, за которую он и отвечает. На самом деле быть в Церкви - это значит вступить на тесный и скорбный путь Христов, но как мало дерзающих на это!

И если нам не известны сегодня первохристианское мученичество и исповедничество, то всем взамен даны скорби, которые мы можем без ропота принять ради Христа - и через них стать совершенными. И тогда Промыслом Своим Бог может прославиться через нас и в нас, как некогда прославился он через исцеление слепорожденного человека (Ин.34, 1-38). Радость прозрения дается Крестом Христовым, которым Он приобщается всей нашей тьме, и нашим крестом, которым мы приобщаемся Его Свету.

Остается сделать малый, но очень трудный шаг - безропотно взять Крест свой, и - пойти за Господом...
 
Сверху