Меня посещают матерные, блудные и богохульные помыслы во время молитвы. Как с этим бороться?
А вы, дорогой Илия, замечали, в какое именно время клубок навязчивых помыслов накручивается на мозг? Спутанное мыслесмущение обычно происходит в периоды молитвенных пауз, которые вы сразу заполняете мысленными фантомами, приправленными только что совершённой молитвой. А ведь Святые Отцы предупреждают о такой опасности: когда перестаем молиться, впадаем в самодоволственную гордыню - и тогда в нас возникает какая-то особая духовная беспечность, от которой и происходят все постмолитвенные искушения.
Периодическая дискретизация молитвы, её формальная фрагментарность делает её неискренней. Поэтому питательной почвой всех ваших проблем является разрывность молитвенного состояния. Между тем апостолом Павлом заповедано:
«Непрестанно молитесь…» (1 Фес. 5, 17), - это все равно, что сказать: непрестанно стремитесь к Богу. Полностью погрузить всего себя в океан любви Божией, как в неизвестную стихию, человеку, не умеющему «плавать», слишком страшно. Можно многократно просить Бога «помилуй мя», но когда наступает «обеденный» перерыв, то удовлетворительно и утомленно вздыхать, уже как бы не считая, что надо «мя помиловать», не так ли? Когда молитва есть «исполнение правила», то это хорошо и необходимо, но при условии, когда человек понимает, что оно лишь
средство, а не цель. Да, нельзя беспечно ожидать какого-то особенного «молитвенного настроения» – новоначальному нужно подгонять себя, как кнутом ленивого раба, чтобы побудить душу к молитвенному труждению. И всё же одного «хлестания» недостаточно… Святые отцы-молитвенники ясно говорят нам «Молитва рождается от любви». А если любви нет, то в памяти человек держит не Бога, а лишь самого себя, горделиво стоящего на «молитвенной высоте» – так возникает отвратительное молитвенное сластолюбие, когда любовь подменяется «правилом»…
Научиться молиться - это значит научиться любить. Вне скорби о людях мы имеем ещё не молитву - из своего любимого, темного и комфортного угла надо радостно и открыто выйти на свет к людям, раскрывая им объятия свои, но идти с молитвой. Святые Отцы и так ещё говорили:
«Любовь выше молитвы», прежде всего указывая на непрестанность любви, из которой, как из источника, вытекает непрестанность молитвы. Такая любовь жила в святых не из расчета наград или воздаяния в будущей жизни, а сама по себе, в своем настоящем, которое было у них началом вечности в Боге. К такой любви мы должны себя непрестанно готовить…
И, чтобы искусительные образы современной жизни не вытесняли молитвенную память, каждому из нас, особенно если его жизнь тесно связана с жизнью других людей, надо про себя взывать к Богу с краткой непрерывной молитвой. Именно
непрестанность молитвы рождает её искренность - мы ведь не гордимся своим физическим дыханием, его непрерывностью, мы никак его умом не замечаем - мы просто дышим. Так же и идеальная молитва должна стать не замечаемой умом в естественной простоте своего непрерывного дыхания.