Что мешает уточнению Символа веры для противостояния ереси филиокве?

Санкт Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, отец Олег.
В борьбе с еретиками Символ веры неоднократно уточнялся на Вселенских соборах. Но потом это прекратилось и Символ веры оказался неполным и незаконченным. Осталось без внимания то, что не только Отец, но и Сын имеет отношение к исхождению Святого Духа от Отца. Упущено важное взаимодействие между Сыном и Святым Духом. Если Святой Дух исходит от Отца независимо от Сына, то теряется роль Иисуса Христа в Своем воплощении.

Если же сказать, как сказано в Писании, что Иисус посылает Святого Духа, то тогда становится понятным, что именно Иисус Сам захотел воплотиться и воплотился, послав Животворящий Святой Дух, исходящий от Отца, на Деву Марию.

Католики попытались отобразить участие Христа в исхождении Святого Духа, но сделали это крайне неудачно, добавив филиокве (исхождение Святого Духа и от Сына).

Так что же сейчас мешает отобразить в Символе веры участие Сына в исхождении Святого Духа от Отца в соответствии с Писанием? Изменять Символ веры можно, соблюдая незыблемое правило, — не пересматривать и не перерешать того, что было принято догматически. Но для борьбы с ересью можно дополнять Символ веры тем, о чем сказано в Писании.

«Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» (Иоан.20:22).
«Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоан.15:26)
«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Иоан.16:7).
«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоан.16:13-15).

Григорий Палама пишет про исхождение Святого Духа: -«В Своем исхождении Он не отделился ни от Отца, как вечно исходящий от Него, ни от Сына, в Котором почивает».

Поэтому вместо еретического филиокве можно записать, допустим, так: - «…Иже от Отца исходящего, Иже посылаемого нам Сыном…». Есть много вариантов отметить участие Сына в исхождении Святого Духа от Отца, например, «через Сына, посредством Сына, почивает в Сыне». Наверное, полезно собраться всем христианам (было бы желание), обсудить специально хотя бы один этот важный вопрос и устранить всеми понимаемую и уже всем надоевшую ересь филиокве.
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Православные догматисты всегда различали такие понятия, как предвечное исхождение (Духа Святаго от Отца) и схождение во времени (чрез посредство Сына).
Впрочем! католики давно не используют Никео-Цареградский Символ Веры с филиокве (Filioque — «и Сына»), они читают Апостольский Символ веры, где нет никакого филиокве.
Кстати! Филиокве у западных христиан существовало столетиями до разделения 1054 года... Причина которого не была связана с этим вопросом.
 
Последнее редактирование:
Сверху