администратор
Команда форума
- Православный христианин
На литургии праздника Воздвижения Креста Господня внимательные прихожане наверняка обратили внимание на возглас "Господь воцарися да гневаются людие". Как его правильно понять?
Это строка из Псалма (Пс. 98:1) на церковнославянском языке, в котором слово гневатися, наряду с современным смыслом, имеет также значение трепетать, ужасаться.
Синодальный перевод этой фразы: Господь царствует: да трепещут народы!
Подробнее: Объяснение священной книги псалмов, псалом 98:
Можно бы, конечно, принять во внимание и это выражение: да гневаются людие — в том смысле, в каком оно принимается и объясняется св. Афанасием Александрийским, блж. Феодоритом и некоторыми другими толковниками, т.е. в смысле смущения, гнева и вражды со стороны Ирода, неверующих иудеев и первосвященников иудейских [3, с. 318; 6, с. 470], если бы к ним только относилось все содержание псалма. Но так как последующие речи псалма вовсе их не касаются, то вернее и основательнее будет принимать это изречение (о гневе людей) в смысле призывания к радостному трепету при наступлении и открытии Царства Божия. Это призывание обращено на иудеев и еллинов (язычников), которые, по мнению блж. Феодорита, «приходят в неистовство и ярость, слыша о Царстве Владыки Христа» [6, с. 470].
Это строка из Псалма (Пс. 98:1) на церковнославянском языке, в котором слово гневатися, наряду с современным смыслом, имеет также значение трепетать, ужасаться.
Синодальный перевод этой фразы: Господь царствует: да трепещут народы!
Подробнее: Объяснение священной книги псалмов, псалом 98:
Можно бы, конечно, принять во внимание и это выражение: да гневаются людие — в том смысле, в каком оно принимается и объясняется св. Афанасием Александрийским, блж. Феодоритом и некоторыми другими толковниками, т.е. в смысле смущения, гнева и вражды со стороны Ирода, неверующих иудеев и первосвященников иудейских [3, с. 318; 6, с. 470], если бы к ним только относилось все содержание псалма. Но так как последующие речи псалма вовсе их не касаются, то вернее и основательнее будет принимать это изречение (о гневе людей) в смысле призывания к радостному трепету при наступлении и открытии Царства Божия. Это призывание обращено на иудеев и еллинов (язычников), которые, по мнению блж. Феодорита, «приходят в неистовство и ярость, слыша о Царстве Владыки Христа» [6, с. 470].