"Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую"

администратор

Команда форума
Православный христианин
Всякому ли человеку мы должны подставлять правую щёку (Мф.5:38-41), (Лк.6:26-29)?

1.
См: Подставить другую щеку? Роман Маханьков
"В библейской традиции удар по щеке – это метафорический образ тяжкого оскорбления или поражения человека. Кроме того, Христос не случайно сказал об ударе именно по правой щеке. Если такой удар наносил не левша, то он мог это сделать лишь тыльной стороной ладони. Именно такая пощечина расценивалась древними израильтянами как самый сильный способ нанесения оскорбления и бесчестия человеку. То есть, во-первых, речь здесь идет о непротивлении конкретному злу – личному оскорблению, а не злу вообще. И, во-вторых, совсем не обязательно это оскорбление может носить характер физического насилия".

2.
В Евангелии от Матфея (Мф.5:39) Христос заповедал подставлять другую щеку тому, кто ударил в правую. Принято считать, что этот текст учит нас не применять силу, тем более что выше сказано: не противьтесь злому.
Но обратим внимание на слово правая: разве можно, ударяя человека, нанести удар по правой щеке, если ты не левша? Нет, здесь речь не о вульгарной оплеухе, а о страшнейшем для всего древнего Востока ритуальном оскорблении: лица оскорбляемого касаются тыльной стороной правой кисти.
Так что Нагорная проповедь учит не только не мстить, и тем самым не умножать зло, но и не стремиться к утверждению своей правоты. И если мы вспомним, с какой кротостью переносил Спаситель муки и глумления на Своем Крестном пути, каким величественным молчанием встречал ложные обвинения, то еще раз поймем, насколько же это трудно – следовать за Ним. Поистине это не в силах человеческих. Поистине только благодать Божьих даров может сотворить христианина – пусть даже и не очень совершенного.
Марина Журинская

3.
«Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матф.5:39). Чтобы понять эти слова, нужно знать, что в древнееврейском государстве существовал особый обычай, позволяющий выразить человеку свое презрение тому, кого этот человек не уважает. Наивысшей формой демонстрации презрения у древних евреев было нанесение удара ладонью по одной щеке, а потом тыльной стороной ладони по другой щеке. Если человек виновен в чем-либо и достоин публично выраженного ему презрения, и согласен с предъявленными ему обвинениями, то он должен смиренно подставить сперва одну, потом другую щеку. Этим действием человек показывает то, что признает свою вину, то, что заслужил презрение и покорно воспринимает эту унизительную процедуру. Если человек не виновен, он не должен подставлять второй щеки, а доказать свою невиновность и не заслуженность обвинений в презрении и неуважении к его личности.

Так Иисус Христос не признал Себя достойным унижений и необоснованных обвинений, и не подставил второй щеки под удар. «Один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Иоан.18:22–23). Отказом подставить щеку, Иисус Христос, во-первых, продемонстрировал свою невиновность в обвинениях, и следовательно дал понять, что Он не заслужил презрения. Во-вторых, Иисус Христос не подставлением второй щеки показал, что он не согласился с несправедливым обвинением, и не подчинился злу и насилию. Но сумел отвратить от себя несправедливость не путем агрессии в ответ на незаслуженное насилие, а кротостью и правдивым вопросом, таким образом, победив зло добром.
А.Г. Долженко, Нагорная проповедь.

4.
Человек, мучимый бесом и источавший во множестве пену от действия жившего в нем демона, ударил по щеке старца-отшельника. Старец подставил ему другую щеку. Демон, не вынеся действия смирения, тотчас вышел из беснующегося. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 514. № 130).
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху