Не отдавай в рост брату твоему...

Почему в Ветхом Завете запрещается давать деньги в рост, а в Новом Завете про это ничего не сказано? Что изменилось? Насколько я знаю, например, мусульмане до сих пор не могут получать проценты с кредита.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Во времена Ветхого Завета эта цитата была актуальна. Евреи вообще очень любили давать деньги в рост. А в Новом Завете об этом даже не могли подумать. Первые христианские общины - безграничная любовь братьев и сестер. Готовы были отдать друг другу все, какой уж там рост.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Рассмотрим первоисточник.
«Не давай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост"... (Второзаконие, 23:19-20).
Это указание из Ветхого Завета и, соответственно, относится к ветхозаветным временам. В Новом Завете оно уже не повторяется по следующим причинам.

Ветхий Завет подготавливал израильтян к приходу Спасителя, как народ, который будет нести для всех народов благую весть о Его Воскресении и заповедях. "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Матф. 28;19). Этот народ должен быть сплочён и национально, и максимально приближен духовно к тем идеалам, которые должен был принести ему воплотившийся Бог, в условиях языческого окружения.
Данное повеление относится к БРАТУ. Под этим понимается единоплеменник в условиях существовавшего тогда общественно-экономического строя. Это указание способствовало воспитанию народа, как одной семьи, где действуют законы любви, а не ростовщичества. В этом смысле этот закон действует и сейчас, когда не принято наживаться на своих близких.

К чему может привести буквальное восприятие ветхозаветных текстов мы видим на примере мусульман, которые восприняли эти слова, не соотнеся их с историческим моментом. В итоге получилось лукавство. Они и поныне дают беспроцентные кредиты в банках, взимая плату за его обслуживание, равную кредитному проценту. Зачем, по их мнению это нужно Богу, понять сложно...
 
Последнее редактирование:
Россия
Православный христианин
Почему в Ветхом Завете запрещается давать деньги в рост, а в Новом Завете про это ничего не сказано? Что изменилось? Насколько я знаю, например, мусульмане до сих пор не могут получать проценты с кредита.
По-моему, здесь то же что "не искушай". Почему- попытаюсь объяснить так- деньги в рост своему ближнему переводят отношения родственные в отношения "хозяин-раб", когда давая в рост ты заставишь его работать и ненавидеть тебя за его неумение жить, за то что он попал в затруднительное положение.Деньги в рост развращают душу и давшего и взявшего, для первого халява, для второго ненависть. Хочешь помочь- отдай сколько не жалко, и радуйся что помог ничего не ожидая взамен. Хочешь заиметь себе врага- дай в долг ,или что хуже под проценты.
 
Петрозаводск
Православный христианин
А по-моему, все не так просто. Объснить все "существовавшим тогда общественно-экономическим строем" и смеяться над якобы нелепыми поступками мусульман было бы слишком легко. Это явно признак поверхностных размышлений.

Ув. Кирилл, во первых, послушайте сами себя: "К чему может привести буквальное восприятие ветхозаветных текстов". А каким должно быть это восприятие? Вы хотите сказать, что тексты Священного Писания следует воспринимать не буквально? Как тогда? Как мифы? Как благочестивые сказки? Речь ведь здесь идет не о притчах (что и по правде являет собой иносказательный жанр), а о вполне ясных и прямых указаниях - о заповедях. Вы хотите сказать, что после пришествия Христа эта заповедь была отменена? Разве для этого пришел в наш мир Господь? Чтобы отменить Свои же заветы? Или чтобы дать нам большее знание, чтобы углубить уже имеющееся? И по милости Своей он может дать и еще больше: "Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить" (Ин. 16, 12).

Так почему же мы считаем себя в праве рассматривать Его ветхозаветные (не отмененные) заповеди как нелепые архаизмы ничего общего не имеющие с нашей нынешней жизнью? Уж простите, но Богу, наверное, виднее, если он прямо указывает не делать "денег из ничего" (не давать в рост, не наживаться на проценте, а трудиться в поте лица и жить плодами рук своих). Что, если в этом и есть предостережение? Предостережение от создания всей этой раздутой пустышки называемой мировой финансовой системой? Ведь, простите, капитал, созданный людьми на основе банковской системы ("денег-в-рост", "денег-из-ничего", стремительно рушащейся сейчас системы кредитования), это уже какая-то небиологическая форма жизни! Только живое существо способно бороться за свое выживание и расти! Многие ведь теперь не Богу, капиталу служат. (Для более полного понимания столь тонких моментов рекомендую почитать "Проект РОССИЯ" книга 3)

Мне кажеться, тут как всегда есть о чем подумать, а не решать в одночасье, что вам в деталях понятен Замысел Божий. Бога нельзя постичь. Можно лишь бесконечно к этому стремиться. Посему, при все уважении, заявления вроде:...

"Они и поныне дают беспроцентные кредиты в банках, взимая плату за его обслуживание, равную кредитному проценту. Зачем, по их мнению это нужно Богу, понять сложно..."

...просто нелепы. Разве вы считаете, что теперь не нужно выполнять эту заповедь?

"Понять сложно" - говорите вы? "Невозможно" - отвечаю я. Ибо неисповедимы пути Господни.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вы хотите сказать, что тексты Священного Писания следует воспринимать не буквально?

Орест Михайлович, Вы носите с собой лопатку? Почему Вы не воспринимаете эту заповедь буквально?:)
кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка...
Кроме того, надеюсь Вы обрезаны?
Могу ещё пару десятков ветхозаветных заповедей привести, которые Вы сознательно не исполняете.

А насчёт процента читайте внимательнее, там говорится о том, чтобы не давать в рост "брату", т.е. члену рода, племени. Странно будет, если мы своим друзьям под проценты будем деньги давать.

Не спешите одобрять кредиты, принятые в исламском мире, это чистой воды лукавство. Или Вы думаете, что они зарплату не получают и прибыли не имеют? Они просто лукавят, пытаются обойти заповедь. Ведь деньге берут, но называют это не кредитным процентом, а платой за обслуживание.
 
Петрозаводск
Православный христианин
Уууу..... Аргумент про лопатку сильный. Кураева мы все уважаем и готовы его цитировать - это правда. Только вот, Кирилл, дело тут не в том, что мы не евреи, а в том, что вокруг "нашего стана" не ходит Господь принявший облик облака. И наши экскременты не будут осквернять его присутствия. Вы ведь не будете испражняться рядом (прости меня, Господи!) со святынями? Не присядите по нужде недалеко от храма? А ведь храм - это не Сам Бог. Так и евреи из-за того, что Господь все время пребывал рядом в столь явном обличии, боялись делать скверну.

Вместо обряда обрезания давно уже крестят в купели, если Вы вдруг забыли, ну и так далее...

"Брату"? Разумеется, во времена, когда иудеи были хранителями Истины, под "братом" разумелся еврей. Вот только сейчас, когда Истину и Новый Завет хранит не один какой-то народ (род/племя), а Церковь Христова, под "братом" очевидно (чтобы не было лицемерия) нужно понимать ближнего. Ну, а о том "кто мой ближний" в Библии сказано вполне ясно.
Но дело все равно не в такой формальности. Я еще раз прошу вас: подумайте. Просто допустите, что вам не дано понять всей глубины мудрости Бога. И что ему уж точно виднее, с чего это не стоит делать денег из воздуха.

А одобрять кредиты в исламе я не спешу. Равно, как и одобрять сам ислам. Это лишь искажение Истины.

Авторитеты это конечно хорошо, но и своим умом думать неплохо.

Простите ради Бога, если вдруг я был где-то резок. Просто для меня шаблонное мышление крайне неприятно. Равно как и слепое признание авторитетов. Да, есть умные люди и хорошие богословы, но кроме Бога абсолютных авторитетов быть не должно. Люди... они все ошибаются.
 
"Брату"? Разумеется, во времена, когда иудеи были хранителями Истины, под "братом" разумелся еврей. Вот только сейчас, когда Истину и Новый Завет хранит не один какой-то народ (род/племя), а Церковь Христова, под "братом" очевидно (чтобы не было лицемерия) нужно понимать ближнего. Ну, а о том "кто мой ближний" в Библии сказано вполне ясно.
к Галатам, гл. 6:
10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Орест Михайлович, извиняться не за что, Вы вполне корректны и с Вами приятно вести беседу. :) Итак, продолжим, если не возражаете.

Процитировал я не протодиакона Андрея, а Библию. Тем не менее, Вы признали, что часть заповедей (заветов Бога) всё же отменена, хотя ранее писали: "Вы хотите сказать, что после пришествия Христа эта заповедь была отменена? Разве для этого пришел в наш мир Господь? Чтобы отменить Свои же заветы?".

К счастью, наши экскременты не могут осквернить Господа. Практически во всех храмах существуют туалеты, это никого не смущает, хотя Престол может находиться в десятке метров. Евреи соблюдали ритуальную чистоту не потому, что "боялись делать скверну", а потому, что такова было заповедь. Ветхий Завет - это воспитание путём чётко регламентированного Закона. Это был необходимый этап духовного роста, но он уже прошёл.

Вы ведь знаете смысл этих слов Господа, ведь речь здесь идёт не о тружениках полей:):
28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Что касается того, что Бог выше нашего разумения, то это очевидный факт, с этим я и не спорю. Но обсуждаемый вопрос принципиален для нашего спасения и Господь дал нам на него ответ. В том числе, своей Крестной смертью. А иначе мы бы так и жили под "бременем" многочисленных законов и предписаний...
 
Россия
Православный христианин
Братья и сестры! Тема об утилизации сама по себе познавательна, но к сожалению мало способствует воспитанию души. Все таки изначально обсуждался вопрос о влиянии ростовщичества на спасение человека. Все таки , как вы считаете, ростовщики (то бишь весь наш Центробанк России) дастойны спасения (или все банкиры остануться перед закрытыми вратами Царствия Божьего?) и что будет хорошего нам, не дающим денег в рост (а также тем, кто сдает внаем излишки жилья, то есть получает нетрудовые доходы)?
 
Москва
Православный христианин
Не все так просто в Ветхом Завете. И время это не прошло.
Не прошло? :confused: А апостол Павел говорит, что прошло:
« Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве».
(Римл. 7, 4,6)
 
Москва
Православный христианин
Не прошло? :confused: А апостол Павел говорит, что прошло:
« Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве».
(Римл. 7, 4,6)
В обновлении духа не значит в отвержении его. Заметьте тут апостол не случайно противопоставляет букву и дух.

Я уже не говорю об известных, но не всегда верно понимаемых словах Христа: "17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все."

Можем ли мы с уверенностью сказать, что все исполнилось? Так пойдем путем фарисеев.

Не ветхозаветная ли это заповедь?: "29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; 30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!"

К сожалению отвержение ВЗ как устаревшего немало обедняет наш путь к Богу.
 
Москва
Православный христианин
В обновлении духа не значит в отвержении его. Заметьте тут апостол не случайно противопоставляет букву и дух.
Да, не случайно: вот и здесь то же говорит - о том, что служение Нового Завета несравненно со служением Ветхого:
6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, —
8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?
9 Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.
10 То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего.
11 Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.

(2 Кор. 3)

И здесь объясняет разницу между Ветхим и Новым Заветом, открытым для нас Христом:

5 Посему Христос, входя в мир, говорит: …
9 … "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.

14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою.
(Евр. 10)


Не ветхозаветная ли это заповедь?
Нравственные заповеди, данные Богом, вечны, кто спорит? Прообразы поучительны, опять-таки кто спорит? Но Новый Завет содержит больше, чем заповеди - в нём - причастие людей к жертве Христа, к Богу, искупление и спасение наше Богом. И потому старое, ветхое было отменено Богом, давшим Новое, спасительное. Апостол пишет, что Закон имел лишь тень того, что даровал нам Христос, и никого не спасал, и это различие, которое мы не имеем права забывать:

" 1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. (Евр. 10, 1)
11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
...
14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
(Евр. 9)


К сожалению отвержение ВЗ как устаревшего немало обедняет наш путь к Богу.
К чему крайности? Отвергать Слово Божие гибельно, но и недооценивать Его даров Нового Завета - гибельно не менее.
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
К чему крайности? Отвергать Слово Божие гибельно, но и недооценивать Его даров Нового Завета - гибельно не менее.
К чему крайности?:)
Недооценивать Ветхий Завет и противопоставлять его Новому Завету безумие. Ибо в Ветхом Завете мы, при внимательном рассмотрении, видим Новый Завет.

"Новый Завет скрывается в Ветхом, Ветхий открывается в Новом".
блаженный Августин.

Собственно я сказал, что не все так просто и Ветхий Завет не только для древних иудеев, но и для нас ибо мы до сих пор во многом ветхозаветные.
 
Москва
Православный христианин
К чему крайности?:)
Недооценивать Ветхий Завет и противопоставлять его Новому Завету безумие. Ибо в Ветхом Завете мы, при внимательном рассмотрении, видим Новый Завет.

"Новый Завет скрывается в Ветхом, Ветхий открывается в Новом".
блаженный Августин.
Всё это так. Но нельзя говорить, что время Ветхого Завета не прошло. Правильнее сказать, что Слово Божие не преходит. Потому что собственно сам завет, установления закона - окончились со смертью и воскресением Христовым, может быть, в тот самый момент, когда разодралась завета храма, и те, кто утверждают обратное, заблуждаются отнюдь не безопасно... :(
 
Москва
Православный христианин
может быть, в тот самый момент, когда разодралась завета храма, и те, кто утверждают обратное, заблуждаются отнюдь не безопасно... :(
Ну нет же!
Когда разодралась завеса храма разодралось фарисейское толкование Ветхого Завета.
Не Ветхий Завет отменили. Нельзя отменить слово Божие. Не говорил Бог в Ветхом Завете одно, а в Новом Завете другое.:) Это слишком примитивно.

Воплощением Христа дан новый уровень понимания воли Божией и учение "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня."
Или Христос не присутствовал в ветхозаветный период?

Вообще это разделение на периоды на мой взгляд вполне условно.
И еще. Для Бога времени нет.
 
Москва
Православный христианин
Ну нет же!
Не Ветхий Завет отменили. Нельзя отменить слово Божие. Не говорил Бог в Ветхом Завете одно, а в Новом Завете другое.:) Это слишком примитивно.
Где просто, там ангелов со сто :), а не примитивно. Как же это, я цитирую Вам апостола Павла, прямо пишущего, что Ветхий Завет отменён:
Отменяет первое, чтобы постановить второе.
(Евр. 10, 9)
- а Вы возражаете... апостолу? Не вернее ли нам, если наши мысли не согласуются с Св. Писанием, предположить, что мы что-то понимаем не так, как апостол? Слово Божие не отменяется, но законы, заповеди, установления могут быть и были отменены, заменённые совершенными, о чём и пишет апостол, и очень много пишет.
Бог говорил в Ветхом Завете многое, что упразднилось в Новом, и это совершенно естественно, ибо поменялось главное - путь спасения для нас, искупленных Христом. Тот, кто теперь будет отвергать Новый Завет, утверждая, что может спастись и Ветхим, попирает бесценные дары Божии, навлекая на себя Его гнев:
23 будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.
28 Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью,
29 то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?
30 Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой.
31 Страшно впасть в руки Бога живаго!

(Евр. 10)

Когда разодралась завеса храма разодралось фарисейское толкование Ветхого Завета.
Да разве одни фарисеи принадлежали к Ветхозаветной церкви, что было дано такое знамение? Посмотрите, как толкуют это святые отцы:
Церковная завеса состояла из некоего полотна, повешенного среди храма и отделяющего внутреннее от внешнего, как некая стена. Что она раздирается, - то чрез это Бог показывает, что храм, недоступный и невиденный, внутреннейшее которого закрывала завеса, будет в таком уничижении и презрении, что всем он будет доступен и всякий может рассматривать его. Иные указывают и другие причины раздрания. Раздираемая завеса означала, говорят, упразднение буквы законной, а также то, что раскроется все законное, что прежде закрывалось буквою, как некою завесою, - и все, прежде неясное и загадочное, станет ясным теперь, исполнившись на Христе. Можно и то сказать, что как был обычай у иудеев в случае богохульства раздирать одежды, так теперь и храм Божий, как бы скорбя о смерти Бога, разорвал одежду свою, завесу.
Блаженный Феофилакт (архиепископ Болгарский). Толкование на Евангелие от Матфея.

Для Бога времени нет.
Для Бога - нет, но Ветхий Закон был дан людям, живущим во времени, на некоторое время - как детоводитель ко Христу.
 
Москва
Крещён в Православии
Как же это, я цитирую Вам апостола Павла, прямо пишущего, что Ветхий Завет отменён:
Отменяет первое, чтобы постановить второе.
(Евр. 10, 9)
Что касается заданной темы, то Христос в Новом Завете дает новую заповедь: "Просящему у тебя дай!" Не говорит: "Просящему у тебя единоверцу дай!" Не говорит: "Просящему у тебя дай в рост!" Но всякому просящему - дай! А в Ветхом Завете давать полагалось только своим (иудеям), то есть у Христа заповедь на порядок выше ветхозаветной. Ведь так? Объясните, я не понимаю. Если мы не способны исполнить новозаветную заповедь, то хотя бы не нарушим ветхозаветную. Разве не так? Или одно не можем, а другое отвергнем?
 
Москва
Православный христианин
Раздираемая завеса означала, говорят, упразднение буквы законной, а также то, что раскроется все законное, что прежде закрывалось буквою, как некою завесою, - и все, прежде неясное и загадочное, станет ясным теперь, исполнившись на Христе. Можно и то сказать, что как был обычай у иудеев в случае богохульства раздирать одежды, так теперь и храм Божий, как бы скорбя о смерти Бога, разорвал одежду свою, завесу.
Блаженный Феофилакт (архиепископ Болгарский). Толкование на Евангелие от Матфея.
Ох! Опять ведь речь о букве.
Буков там раз два и обчелся.:)
А о духе много но мало кто говорит. Оставим пока это препирательство ибо я только начинаю приступать к Ветхому Завету.
Если у кого есть ссылки, дайте пожалуйста все что можете. Откровенно говоря толкования, которые я имею меня пока не вполне устраивают. Поверхностно все.
 
Сверху