Раб Божий. Почему "раб"?

Тема в разделе "Вопросы неофитов и сомневающихся", создана пользователем Олеся, 19 окт 2006.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Олеся

    Олеся

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Раб Божий. Мне всегда казалось, что слово раб имеет унизительный оттенок?
    У отца обычно сын или дочь - любимые и в тоже время самостоятельные, независимые личности.
    Так почему же "раб"?
     
  2. Раб-тогда значило - работать! Тем более не было в "унизительном" смысле!
     
  3. Раб царя всегда был выше раба сапожника да иногда и просто знатные люди по положению были ниже царского раба. Так и раб Божий. Кто может тронуть того,кто пренадлежит Богу? В те времена когда писались Евангелия,на земле процветало рабовладельчество и тогда были преданные рабы и благочестивые господа. У некоторых первых патриархов,епископов были рабы. Быть рабом у благочистивого господина,который печётся о своём рабе,значит быть в безопасности. Признавая Бога своим Господином,мы признаём себя Его рабом. Отвергая Бога мы становимся РАБОМ греха или попросту дьявола
     
  4. администратор

    администратор Команда форума

    Православный христианин
    1) Слово "раб" в Иудее (в отличие от античного мира) имело не уничижительное современное значение "бесправное, унижаемое господином существо", а просто "работник".
    Слово "раб" в настоящее время говорит о порабощенности; но в древности «рабом» часто называли свободного человека, который свою волю и свою жизнь добровольно отдавал другому (любящий сын, верный друг).

    2) Зная, что Господь ведёт нас к совершенству и желает нам только блага, т.е. счастья и добра, то в подчинении Его воле нет ничего унизительного.

    3) Использование этого эмоционального слова акцентирует наше внимание именно на необходимую степень нашего доверия и верности Творцу. Господь не должен быть в нашей жизни лишь "помощником в кризисных ситуациях".

    4) Глубокое понимание Библии предполагает необходимость учитывать исторический, событийный, лингвистический контексты. В противном случае, фразой "Кесарю кесарево, а Богу Богово" (Мф.22; 15-21) можно оправдать что угодно...

    5) Личные взаимоотношения человека с Богом проходят три последовательные стадии - раб, наемник и сын. Источником этой классификации является Евангельская Притча о блудном сыне (Евангелие от Луки, 15:11-32).
    Все эти термины обозначают полноту причастности человека к Богу.
    "Прочтите у аввы Дорофея то, что он говорит об отношении раба, наемника и сына: раб трудится из страха, наемник - ради оплаты; это все - договор. Сын - на других началах; за любовь не заплатишь, отношения между людьми не выкупишь ничем, не только деньгами". митрополит Антоний Сурожский

    Кстати, на сайте есть статья по заданному вопросу РАБСТВО БОГУ
     
  5. Ивлиев Алексей

    Ивлиев Алексей

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Прочитал в журнале "Фома" ответ диакона Михаила Першина:
    "Для христианского уха в словосочетании раб Божий ударение ставится на втором слове. Если я - Божий, значит, ничей больше. Если я свой Тому, в Чьей власти все судьбы мироздания, значит, никакой узурпатор не властен над моим сердцем. Стать рабом Божиим означает обрести невероятную свободу".

    "Рабство Богу – это большая мера свободы, нежели рабство своим собственным стереотипам и страстям".
    диакон Андрей Кураев
     
  6. Но если Библия переводилась множество раз, а смысл слова "раб" за это время изменился, почему бы не заменить его более соответствующим по значению?
     
  7. Кирилл

    Кирилл Команда форума

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Можете найти адекватный синоним?

    Существуют различные переводы Библии, сделать же абсолютно доступный вариант всё равно не получится.
    В любом случае, человек должен "напрячь мозги", т.к. даже ежедневное чтение Евангелия (это норма)
    не открывало всю глубину этой книги даже святым...
     
  8. Хотя бы "служитель". Это, конечно тоже не очень подходит по смыслу, но столь негативной реакции как "раб" не возникает. Или о значении слова "раб" стоит писать в сносках в Библии.
     
  9. администратор

    администратор Команда форума

    Православный христианин
    Боюсь, что более адекватного синонима нам не подобрать. Термин "служитель" всё-же не несёт той же степени всецелой подчинённости.
    Сноски к Библии сделать практически нереально, т.к. уровней, слоёв понимания даже внешне однозначных фрагментов великое множество. Даже среди библеистов не встретишь специалиста, который является абсолютным знатоком Библии. Для изучения имеет смысл обращаться к толкованиям.

    Возвращаясь к теме обсуждения, хотелось бы добавить, что мы не затронули может быть самого главного аспекта. Мы рассматривали ситуацию раб/свободный человек. На практике же всё сложнее, вернее было бы поставить вопрос: чей раб?
    Раб Божий - это раб любви, честности, доброты...
    Раб диавола (это слово стало непривычно многим нашим современникам, если хотите - падших духов) - раб гордости (она имеет очень много с виду безобидных оттенков) и вытекающих из неё страстей (т.е. зависимостей; это может быть и блуд, и положение в обществе, и деньги, и зависть, и осуждение, и т.д.).
    Т.е. привычное нам понимание слова "раб" относится именно ко второму понятию...

    Хочу привести по памяти слова одного священника: "любой грех - это зависимость, будьте свободными людьми, не позволяйте себе даже несколько минут в день оказываться в рабстве греха".
     
  10. Ивлиев Алексей

    Ивлиев Алексей

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    CВОБОДА, ЕЕ ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ ПОНИМАНИЕ

    Кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет. 2,19).
    Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 34).


    Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8, 36).
    Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 31–32).
    Раб, призванный в Господе, есть свободный Господа... 1Kор. (7, 22.)
    Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. 2Кор (3:17)
     
  11. Кирилл

    Кирилл Команда форума

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Энциклопедия заблуждений: мы не рабы, рабы не мы

    Мы не рабы, рабы не мы — гордо писали наши дедушки и бабушки в своих прописях. «Человек – это звучит гордо!» висело в классных комнатах наших родителей. И вот, на пороге XXI века их дети и внуки приходят в храм, и что они слышат? «Спаси от бед раби твои, Богородице…» Как же так?! Этот «человек, лишенных всех прав и средств производства и являющийся полной собственностью владельца», этот «зависимый, угнетенный человек» (словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, 4-ое издание, 1999 г.) – я? Что это значит? Вот-вот, давайте разберемся: кого библейские и богослужебные тексты называют «рабом»?

    Согласно этимологическому словарю Фасмера, слово «раб» заимствовано руссским языком именно из церковнославянского. В древнерусском языке оно имело форму «роб», «робя», откуда до сих пор встречающаяся в диалектах форма множественного числа «робята». В дальнейшем в результате некоторых фонетических процессов корень «роб» превратился в «реб». Откуда современное «ребенок», «ребята» и проч.
    Теперь обратимся собственно к церковнославянскому слову: откроем словарь церковнославянского языка, например, самый популярный на сегодняшний день Полный словарь прот. Г. Дьяченко. Словом РАБЪ переводятся 2 оригинальных греческих слова (а свв. Кирилл и Мефодий и их ученики переводили именно с греческого текста Библии): οικέτης (oikėtes) и παĩς (pais). Oikėtes значит, во-первых, «домашний, домочадец» (того же корня, что и oikos «дом»); а во-вторых – «раб, слуга», во множественном числе также «челядь». Слово pais тоже имеет 2 значения: 1) в зависимости от артикля «мальчик/девица», «отрок, юноша/девушка», «сын/дочь»; 2) «мальчик, слуга, раб» (см. также словарь древнегреческого языка Вейсмана). Но вернемся к церковнославянскому слову: «рабъ, — читаем у прот. Г. Дьяченко, — обитатель, житель; слуга, невольник, раб… Иногда… сын, дочь; мальчик, юноша; молодой невольник, слуга; ученик (например, Исход гл. 21, строфа 2)». Таким образом, одним церковнославянским словом переводится целый спектр значений: от «ребенка» до «слуги» или «раба».
    Оторвемся на время от чистой лингвистики и обратимся к историко-филологическому анализу текста Библии: кто называет себя «рабом», «рабом Божиим»? Нередко подчиненные, не являющиеся собственно рабами, например, профессиональные воины (1 Царств 17: 8). Чаще – люди, хотевшие подчеркнуть свою лояльность, преданность начальнику или царю (напр., 3 Царств 1: 26; Числа 31: 49). Но в особенности «рабами Божиими» именовали себя те, кто хотел показать свою преданность не за страх, так сказать, профессиональный, а за совесть, обозначить свою готовность к послушанию (Деяния 4: 29). Так, рабом Божиим называл себя пророк Моисей (Числа 11: 11) и знаменитый царь Давид (1 Пар. 17: 16—18). Последние, потрясающие строки мне хотелось бы привести: они показывают не только отношение «раба Божия» к своему Господу, но и живую, горячую любовь Бога к своим рабам: «И пришел царь Давид, и стал пред лицем Господним, и сказал: кто я, Господи Боже, и что такое дом мой, что Ты так возвысил меня? Но и этого еще мало показалось в очах Твоих, Боже; Ты возвещаешь о доме раба Твоего вдаль, и взираешь на меня, как на человека великого, Господи Боже! Что еще может прибавить пред Тобою Давид для возвеличения раба Твоего? Ты знаешь раба Твоего!»
    И, наконец, памятуя о том, что не этимологии и разборы убеждают человека, а вдохновенное слово, приведу несколько строк из апостола Павла:
    «Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным, есть раб Христов» (1 Коринф. 7: 22). Христиане прошлого просто по-другому употребляли это слово – их менталитет, говоря сегодняшним языком, был другим. Поэтому и не было такой богословской проблемы «раб я или право имею?» Потому и не найти у Отцов Церкви толкований слов «раб Божий»: «византийской интеллигенции» (по меткому выражению коллег академика Сказкина, см. «История Византии», 1967 г.) была незнакома данная проблема. Ибо если «[Господь], будучи образом Божиим не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек…» (Филип. 2: 6—7), то воистину «раб Божий» звучит гордо!

    Агафья Логофетова
    "Татьянин день"
    интернет-издание домового храма св. мц. Татианы при МГУ (www.taday.ru)
     
  12. Михаель Вардеджонг

    Михаель Вардеджонг

    Ростов
    Интересующийся
    Люди, читаю ваши посты и удивляюсь!
    А ваша религия, между прочим, отвергает гордыню...
    Человек, кто писал это, хотя бы пытался ознакомиться с мировоззрением этих самых Рабов Диавола? Сама концепция Сатанизма препологает полную и ничем не ограниченную свободу человека. Человек сам решает что ему делать, и сам отвечает за свои поступки. В то время как из того, о чем говорите вы следует лишь одно - человека ведет его хозяин, следовательно хозяину виднее, а сама личность ни за что не отвечает?
    Если я чего-то не понимаю - поправьте меня, я выслушаю, и если ответ будет четким и логичным - соглашусь.
     
  13. администратор

    администратор Команда форума

    Православный христианин
    Грех - это отступление от Бога. Выбранная Вами фраза этому не противоречит. В любом случае, важен контекст и не стоит вырывать наиболее эмоционально окрашенные фразы из текста, чтобы уловить автора.
    Мировоззрение в данном случае не главное. Мне кажется, что сатанист проявляющий любовь к ближнему, неосознанно исполняет волю Бога. Также как и грешащий христианин исполняет волю диавола.
    Зачем же при этом отвергать любовь и поддержку Творца, который ведёт нас к любви и совершенству?

    Встречный вопрос, как Вам кажется, в чём КОНКРЕТНО ограничены христиане Богом?
     
  14. Каценеленбоген Анна

    Каценеленбоген Анна

    Москва
    Православный христианин
    У раба нет ничего своего – даже сам он себе не принадлежит и не вправе сам собою распоряжаться; если исполняет свои обязанности, господин не хвалит его за это; если чего-то не исполнит, наказывается по желанию господина и не имеет права жаловаться; обязан защищать честь своего господина даже ценой своей жизни, не требуя награды, – ибо и жизнь его – собственность господина. (Так в античном мире)
    Разве мы находимся в других, "демократических" отношениях с Богом?
     
  15. Любовь

    Любовь

    Москва
    Крещён в Православии
    Состояние раба по отношению к Богу, это истинно спасительное устроение души христианина, так как это смирение. Именно смирение, которое подобно смирению блудного сына, который хотя и был сыном, однако желает вернуться в отчий дом не в качестве сына, а в качестве наемного работника, то есть раба. Вот, он дух истинного покаяния: считать себя рабом, будучи сыном. Вот почему отец выбегает навстречу сыну, обнимает его, плачет от радости, что сын его ожил, одевает ему сыновье кольцо на руку, устраивает пир радости. Кому? Промотавшемуся в дрызг сыну, павшему во все тяжкие грехи юности. Все грехи искупил сын искренным покаянием и самоуничежением перед родителем своим и Христос не зря рисует нам этот прекрасный образ примирения блудного сына с отцом, ибо это истинный образ примирения человека с Богом.
     
  16. Алтухов Олег Валентинович

    Алтухов Олег Валентинович

    г.Иркутск
    Православный христианин
    Работаю только Богу, и только Его воля в рабе ( Как Бог хочет, а не как я). А чувство унижения-это от самости, от гордыни, от лукавого. За чувством унижения следует чувство противления и доказывания, что всё наоборот-не так, а это очень далеко уводит.Раб Божий, а не греха.
     
  17. Любовь

    Любовь

    Москва
    Крещён в Православии
    Отец Андрей Кураев, отвечая на вопрос лекции "христианин - раб Божий", приводит прекрасную притчу о том, что раб царя больше уже никому не раб и никто кроме царя не может повелевать им. Ни один свободный человек не имеет такого покровительства и защиты от насилия над своей волей, как царский раб и даже человек именитый вынужден отдавать дань уважения царскому рабу, помня, что он раб Господина его. Потому, заключает мысль наш известный апологет и богослов о.Андрей, звание раба Божьего очень высокое звание и носить его нужно с достоинством.
     
  18. Алтухов Олег Валентинович

    Алтухов Олег Валентинович

    г.Иркутск
    Православный христианин
    Думаю нет большей милости Господней и большего достоинства для христианина, когда человек являет волю Божию с полным осознанием , ответственностью и личной устремлённостью к проявлению воли Бога в своей жизни. И по поводу собстенности-не могу представить, что душа будет иметь за чертой смерти? У кого-то есть какая то собственность?Боюст, что мои собстенные дела осудят меня, поэтому дерзновенно надеюсь что смогу стяжать "богатство нетленное" в исполнении воли Божией будучи его и только его рабом.
     
  19. Интересный вопрос задала Анна - Разве мы находимся в других, "демократических" отношениях с Богом?
    А с чего вдруг отношения должны быть другими? Разве воздух, которым мы дышим «сделан» нами, вода, пища? Извините, но собака, которая грызёт кость, данную хозяином, и при этом рычит на дающего – имеет на это право. Она эту кость заработала – дом охраняла. А чем мы можем заплатить Богу, что мы можем сделать лично для Него?
    Это заблуждение, что ми сами зарабатываем свой хлеб. Собственностью человека является лишь его воля, и то до поры.
    Но, говоря о рабе не стоит забывать слова Спасителя – « рабами Я вас больше не называю, вы мои друзья…». Но чтоб стать Господу нашему другом, необходимо не только знать, но и исполнять волю Отца.
    Вот верхняя планка.
     
  20. Возвращаясь к вопросу - Раб Божий.
    Всё намного проще. Слово раб от слова работать. Не просто работать, а работать на кого-то. Значит, раб Божий - работать на Бога. А что, значит работать на Бога. Самая основная работа человека это мышление. Сущность человека определяется его мышлением, которая рождает определённую мысль, которая зависит от формы его мышления. Работать, значит, мыслить. Работать на Бога, значит мыслить так, как предписывает нам Бог. Все знают основной закон диалектики – закон единства и борьбы противоположностей. И ещё, как говорят – в каждом человеке живёт Бог и сатана. Вот вам основной закон диалектики на практике. Человек представляет собой единый организм и в зависимости от формы мышление, так он говорит и действует, так он и живёт. В начале рождается мысль, а она может быть интуитивной, неразумной (рассудочной) и разумной. Это, соответственно, зависит формы мышления. Мысль материализуется в слове, в действии и т.д.
    Мы не имеем права жить понятиями двухтысячной давности, если мы будем жить и так всё понимать, то ничему хорошему это не приведёт. Мир человеческий лучше не стал. А вся беда в неправильном, не объективном понимании азов писаний. Есть правила дорожного движения, где предписаны правила поведения человека на дороге. Есть правила движения человека по жизни, которые предписаны в писаниях, где предписаны правила поведения человека в обществе, в природе. Эти предписания даны для формирования отношения человека к человеку, отношение человека к окружающему миру, для формирования его мышления. Самая большая ошибка человеческой мысли выражена в неправильной постановке основного вопроса философии, что первично, материя или сознание. На этот вопрос сегодня никто не ответил, ни религия, ни наука. И никто не ответить, потому что у человечества не хватает знаний. Этот вопрос нужно оставить нашим потомкам. А мы должны думать о том, как сохранить уже созданное кем-то или чем-то. А это зависит от того, как мы будем относиться друг другу, к окружающему миру. А то мы рубим сук, на котором сидим. Отсюда, основной вопрос философии - межчеловеческие отношения, т.е., как улучшить межчеловеческие отношения. Мы единственные мыслящие существа во всей Вселенной, по крайней мере, в Солнечной системе и мы несём ответственность за сохранность её, за планету Земля. Дарвин поспешил, дав определение нашему современнику, назвав его разумным человеком. Мы люди Рассудка и находимся между животными и человеком Разумным. Мы должны идти по пути развития к Разуму, тем более у нас уже имеются правила поведения на жизненном пути, которые описаны в писаниях. Но эти предписания должны пониматься в новом свете. Когда читаете писания, то подразумевайте под словом Бог, Господь, Создатель и т.д. слово Разум. Под словом сатана, дьявол и т.д., слово Эмоция. Поверьте, Вам многое откроется.
    Значит, быть рабом Бога, а мы должны под словом Бог подразумевать Разум, значит, быть рабом Разума, т.е. жить по Разуму, быть Разумными людьми. Вот к чему призывали все пророки. А под словом сатана, подразумевать Эмоция. И если мы поддаёмся эмоциям, значит, мы поддаёмся сатане, значит, мы рабы сатаны. Свободный человек тот, кто живёт по Разуму, кто подчиняет Эмоции Разуму. Человек, который не идёт на поводу у Эмоций это Разумный человек. Жизнь есть борьба, борьба с Эмоциями, с сатаной. Это есть основной закон диалектики. Всё, что неразумно, всё грешно. Всё, что по Разуму, всё по Божьему. Эмоции нужны, но они должны быть контролируемы Разумом. Поддался эмоциям, предался греху. Грех – это отступление от Разума, разумности. Совершенство человека выражается в его разумности.
    Бережёного Бог бережёт, т.е., Бережёного Разум бережёт.
    Всех Вам благ.
     
Статус темы:
Закрыта.

Поделиться этой страницей