А жена да убоится мужа

А жена да убоится мужа

– Тебя чего, не учили в твоей церкви: жена да убоится мужа?! – грохочет подвыпивший супруг, и его жена, пытавшаяся, было, отстоять какие-то свои права, робеет и умолкает.

Сегодня предлагаю поговорить на тему этого, возможно, самого знаменитого фрагмента из Послания Ап. Павла, этого самого «жена да убоится мужа», особенно любимого всеми пьющими и неверующими мужьями.
Что имел в виду Ап. Павел? Почему именно этот фрагмент читается на венчании?

Эти слова – отрывок из Послания Ап. Павла к Ефесянам (5-я глава), отрывок, в котором великий Павел разворачивает очень интересную богословскую теорию о христианском браке.
Здесь Апостол Павел уподобляет брак – всем обычные, может быть, даже романтичные, но, казалось бы, совсем не мистические – отношения земных мужа и жены отношениям Христа и Церкви.
Приведу весь отрывок:

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Ефесянам 5, 22-33).

Итак, Христос – это Жених Церкви, а Церковь – его Невеста. Напомню, что Церковь – это не некая абстракция, это не институт и не социальная организация… По мысли Апостола Павла, Церковь – живой организм, состоящий из верующих людей.
Представьте себе, все мы, составляющие Церковь, дороги Христу и любимы Им как самое дорогое для Него существо, как Его Невеста.

Как строятся отношения между Христом и Церковью? Сделаем несколько выписок из приведенного отрывка:
Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Чтобы представить ее Себе славной Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
Итак, из этих выписок становятся совершенно понятными отношения Христа и Церкви (то есть общины верующих).
1. Христос очень любит Церковь.
2. Он так любит ее, что отдает Свою жизнь за нее.
3. Жертвуя самой своей жизнью ради Церкви (то есть ради верующих людей), совершая Жертву Искупления, Христос тем самым открывает возможность и людям принять спасение и очиститься от грехов.

Вот удивительная божественная система отношений Христа и Церкви. Христос всю Свою жизнь, всего Себя без остатка полагает за Церковь, спасает людей от греха и проклятия, открывает человечеству возможность спасения.
Как, в таком случае, должна относиться Церковь ко Христу? А как еще можно относиться к такому Супругу? С любовью, нежностью и преданностью. Как к своей Главе и Руководителю.

И после этого, описав как строятся отношения между Христом и Церковью, Ап. Павел предлагает этот образ использовать для описания того, какими должны быть в идеале отношения в христианской семье.
Уяснив аналогию Христа и Церкви, мы прекрасно понимаем, что требуется от христианских супругов.

А это:
Муж должен любить свою жену;
Должен всего себя и свою жизнь полагать ради жены и ради семьи;
Должен помогать жене достойно нести ее супружеское служение, любовью и терпением своим должен побеждать ее немощи и недостатки.
Жена, соответственно, относится к мужу с любовью и преданностью, как к Главе.

А теперь зададим важный вопрос: должна ли жена видеть Христа в слабом, грешном муже? Который не только семью не может спасти, но и сам себя потерял?.. Который и научить-то может не хорошему, а дурному?

Разбираемый нами отрывок слишком часто используют как оправдание диктатуры мужа. Но жена вправе спросить мужа: ты являешься таким, каким является Христос по отношению к Церкви? Понятно, что мы не идеальны и никто от мужа абсолютного идеала не требует, но ты пытаешься, стремишься быть таким мужем, каков Христос по отношению к Церкви?
И если муж не считает для себя слова Ап. Павла руководством к действию, если не старается быть таким, каким должен быть христианский муж, то обязана ли жена чтить такого мужа как Главу семьи, как Самого Христа?

Слишком часто этот отрывок из Послания Апостола Павла к Ефесянам воспринимался как санкция на диктатуру мужа в семье. Но, как мы видим, здесь Ап. Павел скорее начертывает философию христианского брака, он говорит о том, каким, по его мысли, должен быть подлинный брак верующих супругов.

Согласитесь, есть над чем подумать верующим супругам, читателям этого очерка. А подумав работать и вырастать в меру такого супружества, какое Великий Апостол считает абсолютным идеалом.

В заключение сегодняшнего очерка я хочу, дорогие, представить вам несколько фотографий венчания, совершенного недавно в нашем соборе. Венчались наши прихожане Ольга и Денис.
Пожелаем им крепкого и счастливого супружества, такого, какое нам всем рекомендует Апостол Павел.

брак1.jpg
Невеста вошла в храм и немного растерялась...

брак2.jpg
Первым делом нужно подойти приложиться к святыням храма, к чтимым иконам.

брак3.jpg
Обряд обручения.

брак4.jpg
Мгновенья Таинства.

брак5.jpg
...

брак6.jpg
...

брак7.jpg
...

брак8.jpg
Крестный ход вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Молодых ведет священник, символизирующий Самого Христа.

брак9.jpg
Последние минуты Таинства Венчания.

брак10.jpg
Поцелуй перед алтарем...

брак11.jpg
...

брак12.jpg
Напутственное слово священника.

брак13.jpg
Замечательная фотография. С одной стороны молодость и большая жизнь впереди, с другой стороны жизнь, клонящаяся к закату, прожитая, в лице дедушки невесты.
  • Like
Реакции: 1 человек

Комментарии

Невеста прелестна! Фотографии чудные! А само толкование... Замечательно! Теперь есть, что возразить тем, кто упорно повторяет про "забитое" положение жены и ее "освященный" страх перед мужем.
Спасибо!
 
Спасибо! Направление, как муж - понял.
Ну что если я не идеал, но стараюсь исправится, предлагаю своей жене повенчаться, а она не соглашается то одно ей мешает то другое, то пятое то десятое. Вот и думаю о том что живу с ней в блуде и от этого появляется какое то отторжение приходится теперь еще и с ним бороться. Иногда думаю, что мы вообще ни когда не повенчаемся, а хотелось бы жить с обвенчанной женой... что делать ? не разводится же тем более у нас самый любимый мною человек, сын Марк...Не знаю какими словами ее убедить может кто поделится своим опытом, кто что говорил или кто как себя вел при такой проблеме?
 
Михаил, жить в блуде это без штампа. Церковь признает этот брак. Венчаться нельзя насильно заставить. Любите жену и она сама захочет венчаться с таким мужем. бросьте свою горячность, прочтите на сайте о неофитстве.
 
Ув. "Татьяна Тома"
Прочел, в данный момент это ко мне не относится, но испытал на себе. Больше половины жизни я так или иначе связан с Христианской верой, а через 1,5 дня мне будет 30. А насчет горячности, почти в точку! Вот пытаюсь остыть, да обстоятельства, подогревают. )))шучу
В общем ждать, когда она соизволит.
 
С наступающим днем рождения, Михаил! Да, ждать, терпеть и сносить тяготы друг друга. У меня есть очень хороший совет, практически , "волшебные слова": " Да не зайдет солнце в гневе вашем..."Проверено на себе. Работает! Уже много лет работает! Поверьте, скоро Ваша жена сама заговорит о венчании.
 
Спасибо, отец Константин, за статью. Об этом изречении апостола Павла ведется множество споров.
Но вот здесь у меня всплывает встречный вопрос - а должен ли достойный супруг видеть прообраз Церкви в своей грешной,не слушающей его,жене?
Я слышала мнения,утверждающие,что если и случилось так,что в браке кто-то "хромает" в благочестии,это не повод пренебрегать установленной системой любви мужа/послушания жены. Т.е.,какой бы ни был муж,его необходимо слушаться, и, что бы не вытворяла жена,ее нужно любить... естественно,отвергая при этом грех (но не человека/супруга).
Простите...
 
Татьяна С. написал(а):
Спасибо, отец Константин, за статью. Об этом изречении апостола Павла ведется множество споров.
Но вот здесь у меня всплывает встречный вопрос - а должен ли достойный супруг видеть прообраз Церкви в своей грешной,не слушающей его,жене?
Я слышала мнения,утверждающие,что если и случилось так,что в браке кто-то "хромает" в благочестии,это не повод пренебрегать установленной системой любви мужа/послушания жены. Т.е.,какой бы ни был муж,его необходимо слушаться, и, что бы не вытворяла жена,ее нужно любить... естественно,отвергая при этом грех (но не человека/супруга).
Простите...

Дорогая Татьяна. Вопрос Ваш замечательный и мудро поставлен.

Дело в том, что у нас часто воспринимают этот текст Ап. Павла как формулу (типа химической, физической) православной семьи. Но это не формула, то есть не констатация существующего, которая была открыта гениальным Апостолом, а опыт философского осмысления того, какой должна быть православная семья.

Апостол завещает нам прекрасную идею. Это его мысль, его находка. Как могут строиться отношения христианских супругов? Ап. Павел предлагает аналогию отношений Христа и Церкви. Христос – всю свою жизнь полагает за жену, та, в свою очередь предана и верна супругу.
Это не более, чем богословское размышление, концепция. Это не продиктовано с Небес, это идея самого Ап. Павла, величайшего христианского мыслителя.

Апостол дает нам подсказку – как должны строиться отношения, принятые в то время. То есть те, в которых муж - глава семьи.
Я проанализировал его мысль. А остальное – наше понимание вопроса – всецело предоставлено нам.
Кто-то скажет, что жена может быть плохой, но муж все равно должен «тянуть» ее по жизни. Верно, это имеет основания в словах Апостола Павла, если мы возьмем его аналогию Христа и Церкви;
Кто-то предположит, что, даже если муж поступает не как Христос, а как антихрист – учит жену неверию, греху, жена и тут должна вытереть слезы и слушаться мужа, воспринимать его главой семьи. С этим, думаю, Ап. Павел бы поспорил – он так не считает (по крайней мере этого нет в тексте), но даже такие размышления и варианты понимания текста возможны. Мы можем понимать текст, как хотим. Апостол дал подсказку. А мы интерпретируем, как нам угодно.

Я в своей заметке показал, как мне кажется, что хотел нам сказать Ап. Павел. А нюансы, варианты трактовок, споры на эту тему, более углубленное понимание этого отрывка… пусть каждый оставит себе.

Последнее, а именно о Вашем вопросе: Я уже не раз подчеркнул, что Ап. Павел руководствовался принятой в его время моделью, что муж есть глава жены. Апостол не говорит, хорошо ли это, или плохо. Он принимает эту модель как данность, и он дает ей христианское осмысление и наполнение. Не потому муж над женой, что жена человек второго сорта, что она в принципе ниже мужчины – так считали и язычники и иудеи; а потому, что муж и жена образ Христа и Церкви.
Точно так же, как Ап. Павел дает нам подсказку, как христианину нужно относиться к существовавшему в то время главенству мужа в семье, в этом же отрывке он дает подсказку, как христианину-рабу относиться к хозяину: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу».

Понимаете, если считать, что модель супружества, данная Ап. Павлом, – единственно верная, как многие и считают, заявляя: «Библия считает мужа главой семьи…», то тогда и рабство нужно считать нормой…

Но Ап. Павел просто рассуждает о модели, принятой в его время, и дает ей, как я уже сказал, христианское осмысление. Справился он с задачей? Безусловно!

Сегодня времена и роли супругов изменились. Сегодня, как мне кажется, удачней (но это мое мнение, и с несогласными спорить я не собираюсь) строить супружеские отношения иначе. Как? На принципах равенства и взаимного диалога. Не один – главней другого, а оба равны и в любви, и во внимании друг ко другу строят семейные отношения. Кто, в таком случае будет главой семьи? Христос!

Во многих современных семьях, живущих в мире и любви, действует именно такая, вторая, современная модель. Психологи и социологи считают ее более оправданной.

Но есть семьи, в которых основой семейной жизни является первая, традиционная, древняя модель. Вот та самая, в которой муж является главой семьи. В России большинство семей живут именно так (хотя, по правде говоря, роли зеркально изменились: сегодня как раз чаще жена является главой – тащит на себе семью…).

Хорошо ли это? Пусть так, это апробированная и крепкая социальная модель. А мужей она так и вовсе устраивает. Но тогда давайте посмотрим на требования, которые предъявляются к мужу!
Своим очерком я как раз и хотел этой темы коснуться. А то наши мужья, поднимающие голос в защиту своих прав главенства в семье, забывают, чего это главенство от них требует…
 
священник Константин Пархоменко написал(а):
Но это не формула, то есть не констатация существующего, которая была открыта гениальным Апостолом, а опыт философского осмысления того, какой должна быть православная семья.

Это не более, чем богословское размышление, философская концепция. Это не продиктовано с Небес, это идея самого Ап. Павла, величайшего христианского мыслителя.

Отец Константин, из каких источников Вам известно, что это всего лишь филосовская концепция? Спрашиваю потому, что всегда думал, что Апостольские Послания это именно то, что "продиктовано с Небес" (т.е. действие Святого Духа). Иначе можно подумать, что все Послания - филосовская концепция?
 
Максим Николаевич написал(а):
...всегда думал, что Апостольские Послания это именно то, что "продиктовано с Небес" (т.е. действие Святого Духа). Иначе можно подумать, что все Послания - филосовская концепция?

Уважаемый Максим Николаевич. Тема боговдохновенности - особая тема. Кем был священный автор? Механическим инструментом, которым пользовался Бог, перенося Свои мысли на землю? Или человеком, который "сотрудничал" с Духом Святым, богословствуя, или размышляя над какой-то темой?
Сейчас я касаться этих вопросов не буду.
 
Надеюсь, Вы уделите этим вопросам внимание в дальнейшем. Думаю, это было бы очень познавательно. И спасибо, фотографии - очень трогательные :)
 
священник Константин Пархоменко написал(а):
Понимаете, если считать, что модель супружества, данная Ап. Павлом, – единственно верная, как многие и считают, заявляя: «Библия считает мужа главой семьи…», то тогда и рабство нужно считать нормой…

Очень хороший, ясный пример. Спасибо.
Но, признаться, меня тоже привело в смущение то, что

священник Константин Пархоменко написал(а):
..Это не продиктовано с Небес, это идея самого Ап. Павла, величайшего христианского мыслителя.
 
Татьяна С. написал(а):
Очень хороший, ясный пример. Спасибо.
Но, признаться, меня тоже привело в смущение то, что

Дорогие. Что такое боговдохновенность Священного Писания? В древности очень часто ее понимали как диктовку с Небес. Но появление серьезных исследований о Библии (в науке называется Библейская критика) в последние столетия стимулировало более вдумчивый подход к этой теме.
Как совместить с боговдоховенностью то, что в Библии есть противоречия? Что, например, разные авторы священных книг придерживаются разных теорий. Взять хотя бы тему воскресения из мертвых. Помните, саддукеи времен Христа не верили в воскресение мертвых, а фарисеи верили. Как это? И те, и те строят свою веру на Писании. У них что, разные писания?..

Нет, просто в одних книгах есть это учение, в других - нет. Фарисеи делали акцент на одних книгах, саддукеи - на других.

Но это так, к слову.

Сегодня в библеистике принято, что Дух Святой не надиктовывал Истину с Небес, а соучаствовал с автором в творческом процессе создания Священной книги. Просвещал сердце автора Истиной, согревал дыханием веры и мудрости.
Писание - не божественный продукт, а продукт Бого-человеческого со-творчества.

Более того, современная библеистика говорит, что нельзя рассматривать то или иное выражение Библии (тем более ту, или иную мысль, цитату) как самоценную единицу. Необходимо рассматривать ее в комплексе с контекстом, а в более широком смысле, со всем Священным Писанием. Тогда любая цитата получает свое "место" и значение как элемент грандиозной и прекрасной мозаики Слова Божьего.

Вот так же и с нашим отрывком Ап. Павла. Павел использует представления своего времени (а какого он может использовать еще, не может же он "перепрыгнуть" в 21-й век) и своей культуры (он был евреем, а не русским). Он использует ту схему и ситуацию, которая была в его время, но, просвещаемый Духом Святым, дает великолепное решение этой "задачки".
 
Сегодня в библеистике принято, что Дух Святой не надиктовывал Истину с Небес, а соучаствовал с автором в творческом процессе создания Священной книги. Просвещал сердце автора Истиной, согревал дыханием веры и мудрости.
Писание - не божественный продукт, а продукт Бого-человеческого со-творчества.

Как здорово что Вы разъяснили нам это...Потому, что меня всегда смущало, что Ап. или другим святым надиктовывал Дух Святой (у мусульман по-моему пророку именно и надиктовывал такой "дух") именно просвещал сердце и согревал дыханием веры и мудрости...Потому как меня спрашивали по этому поводу не очень воцерковленные люди ищущие истину я умом понимала так, что происходит как бы соединении холодной воды и кипятка и вода (т.е. Ап.) становится горячей, чтоб согреть наши сердца и донести истину. Не знаю правильно ли я говорила, но теперь знаю как говорить...
 
Наталья ВН написал(а):
Если между супругами настоящая любовь такой вопрос не всплывает...
Да почему же Вы так судите...Мы с мужем очень любим друг друга, но он тоже против венчания и только начинает верить, у нас очень много вопросов...что же теперь мы любим не по настоящему?!!!!...Однако.... Все мы разные и степень веры разная тем и прекрасен наш мир, что мы разные....
 
Все-таки странное впечатление оставляют голые плечи женщины, пришедшей венчаться, В ХРАМ, а не во Дворец бракосочетания. Дорогой о. Константин, мне кажется, напрасно Вы разместили именно это венчание. У Вас наверняка в архиве есть фотографии венчания, более приличествующие месту и случаю. Простите.
 
Нет, все таки раньше барышни в этих платьях были прекрасны. К ней и приблизиться чересчур близко невозможно, а если она наклонилась к избраннику очень грациозно!...
 
Сверху