Что Христос говорит о богатстве?

В прошлой записи я предложил присылать вопросы на тему: Насколько современная Церковь соответствует Учению Христову?

Один из вопросов касается темы богатства членов Церкви и священнослужителей. Давайте посмотрим, что нам об этом говорит Христос.

Многие люди отделяют священников от прихожан. Говорят: «Мы-то, обычные люди, можем быть богатыми, а священник не имеет права». В этих словах есть лукавство. Потому, что если речь идет о монахах, то да, монахи дали обет нестяжательства и отказались от всего земного. Древние отцы говорили, что ряса монаха должна быть такой, чтобы, если он ее вывесит за дверь, на нее никто не позарился.

Впрочем, не забывайте, что монашество и предписания, касающиеся их образа жизни, – это не евангельское установление. Христос действительно говорил, что есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит (Мф. 19:12). Христос имеет в виду людей, отказавшихся от семьи ради всецелого служения Евангельскому благовестию. Таким был Сам Христос, такими были некоторые Апостолы. Но про имущество этих людей ничего не сказано.

Мнение, что монах не должен ничего иметь, – это не евангельская заповедь, а практика Церкви. Я более того скажу: меняются времена, меняются жизненные обстоятельства. То, что казалось идеальным для 4-го века, не обязательно таким должно быть в веке 21-м.

Кого-то коробит, что монах ездит на автомобиле и пользуется ноутбуком. Брюзжат: «Монах не должен ничего иметь». Отвечу: В древности все монахи жили отшельниками или в монастырях. Сегодня всецелое предание себя на служение Богу не всегда подразумевает отшельничество или монашескую келию. Есть и монахи, живущие в миру, которые решили всю свою жизнь посвятить Богу и трудиться в Церкви на поприще богословия, социальной и иной деятельности. То есть, я считаю, что современная монашеская жизнь не всегда идентична той, что была тысячу – полторы тысячи лет назад. Да, я считаю, что изменилось время, обстоятельства, специфика монашеских послушаний и проч. И сегодня некоторые монахи (епископы, игумны, городские монахи и проч.) могут иметь и имущество, и средства, и какие-то атрибуты современной жизни. Главное, чтобы это не мешало, а помогало в их всецелом предании всего себя Богу и служении Церкви. В этом смысле человек одинокий или после смерти второй половины/развода не ставший повторно создавать семью, чтобы всего себя посвятить Богу, – тоже, по сути, монах, хотя никаких постригов и не принимал.

Впрочем, это о монахах.

А про то, что мирской священнослужитель должен отказаться от мирских благ, – это выдумка. Священнослужитель может иметь или не иметь материальные блага ровно в том же количестве, сколько любой благочестивый христианин. И тот – и тот призваны жить по-христиански, призваны помогать неимущим, всей своей жизнью стремиться к Царствию Божьему и святости.

Когда я вижу людей, заявляющих, что они верующие, но считающих, что священник должен жить более аскетично, чем они, я вижу в этом политику двойных стандартов. У любого христианина (и священника, и мирянина) должно быть одинаковое отношение к имуществу, к богатству. И священнослужители, и миряне – составляют одно тело Церкви Христовой, заповеди и советы Церкви ко всем относятся в равной степени.

Какое?
Посмотрим, что об этом думал Спаситель Иисус Христос.

Христос не считает, что владение денежными средствами – грех. У Его учеников был специальный ящик, куда все желающие опускали пожертвования. Из этих средств ученики оплачивали ночлег в гостиницах, питание, «транспортные» и иные расходы. Сколько там было денег? Нам, конечно, это неизвестно, но вот одна ситуация. За Иисусом следует множество народа. Люди проголодались. Иисус говорит, чтобы ученики накормили людей.
И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? (Мк. 6:37).

Двести динариев – это сумма, в пересчете на наши деньги, приблизительно в 250 тысяч рублей. Похоже, что такая сумма была в кружке для пожертвований.

Вообще, Христос и Его ученики не производят впечатления малоимущих людей. Это люди среднего класса. Кстати, семья Самого Иисуса (Мария, Иосиф) считалась даже не средним классом, а обеспеченным классом. Об этом смотрите и читайте…

Хотя бы в неплохой книге современного историка:

E72A7244.JPG
E72A7247.JPG


Возвращаемся к нашей теме.

Может ли человек иметь материальные средства, и даже значительные? Может. Главное – правильно распоряжаться этими средствами, которые Бог тебе поручил.

Христос критикует не тех, кто имеет средства, а кто не делится с нуждающимися! Проблема в том, что, обладая богатством, человеку слишком тяжело сделать правильный выбор. Большие деньги, высокое положение – открывают возможности для удовлетворения желаний, и чаще всего это греховные желания. Почему-то, владея богатством, человек не спешит делать добро, а устраивает пиры и развлечения, заводит порочные знакомства, увлекается приобретением земель и зданий…

Именно поэтому Христос говорит:
...как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Мк. 10:23-25).

Ученики услышав это, взволновались: ужас, все пропало, никто не может спастись… Но Учитель утешает их:
Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу (Мк. 10:27).
То есть, с помощью Божией можно выстроить в своей жизни правильную вертикаль земных и духовных приоритетов, можно научиться быть мудрым распорядителем мирских богатств.

В Евангелии мы находим замечательную притчу, которая четко и ясно расставляет акценты в вопросе о том, как правильно распоряжаться богатством, чтобы не лишиться Царства Божьего. Это всем известная притча о богаче и Лазаре (Лк., 16-я гл.).

Был некий богач, и был некий нищий, которого звали Лазарь.

Уже с первых строк начинается интрига. Имя богача не упомянуто, зато названо имя нищего. Это единственный случай, когда Иисус дает имя герою своей притчи. Из более чем тридцати притч, из сотни действующих лиц лишь один – получает имя. Может быть, потому, что в имени этом (Лазарь евр. – Бог помогает) кроется подсказка к смыслу притчи?

Богач одевался в порфиру и виссон (алый плащ по примеру патрициев и тонкую льняную рубашку), пиршествовал блистательно (буквально: его столы светились от иллюминации). Одеждой Лазаря была… короста, которая покрывала его тело, а что касается утоления голода, то он мечтал перехватить кусок, который со стола богача получали собаки.

Но ни деньги, ни положение не спасут нас от смерти. Она и пришла в свое время – и для богача, и для Лазаря. Одного – просто похоронили, другого – Ангелы отнесли к пиршественному столу на Небесах, где Авраам пирует с лучшими представителями рода человеческого.

И вот дальше начинается самое интересное. Богач, который раньше никогда не замечал Лазаря, вдруг прозревает (о да, для многих смерть и то, что будет потом, будет прозрением, может быть, весьма горьким).
Приведу этот текст:

И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь (Лк. 16:23-25).

Главный вопрос: в чем вина богача? В том, что он пиршествовал блистательно? В том, что одевался и вообще жил в свое удовольствие? Нет! Богатство может быть благословением Божиим, и если ты им владеешь, ты можешь позволить себе и хорошо питаться, и отдыхать. Вина богача была в том, что он не замечал нуждающегося человека, который был рядом.

Вот главный смысл притчи: богач обращает внимание на нищего только после своей смерти, а ведь эта встреча: глаза – в глаза, должна была произойти раньше! И тогда судьба богача могла бы не быть столь печальной.

Иисус знает, что есть бедняки… В то время были люди, обиженные власть имущими, люди, разоренные из-за долгов, проценты по которым не могли отдать, были вдовы, были нетрудоспособные, больные и прочие, находящиеся в крайне стесненных обстоятельствах. То есть были люди, которые не просто стали бедняками из-за лени – к таким люди относились с презрением, но которые обеднели в результате не зависящих от них обстоятельств. Конечно, Спаситель относится к таким людям с милосердием и добротой.

Он говорит, что с приходом Евангелия, с момента Его проповеди наступает совершенно другое время. Люди становятся братьями и сестрами друг другу. Мы – делимся, мы – помогаем. Слышали, наверное, выражение: Заповеди блаженств. А знаете ли, что в Евангелиях есть две версии Заповедей блаженств?

Первый вариант мы находим в Евангелии от Матфея, в Нагорной проповеди: Блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны кроткие… Эти заповеди – с отчетливым богословским смыслом. Над ними можно и нужно не спеша размышлять.

А вот второй вариант – совсем другой. Он приведен Лукой, и эти заповеди имеют отчетливо выраженный социальный колорит:
И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие[1], ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь (Лк. 6:20-21).

Вероятней всего, Христос дал оба варианта, просто, видимо, в разное время и разной аудитории.

Этот текст позволяет увидеть, что Христос понимает нужду простых людей. И говорит, что мы, Его ученики, не должны быть равнодушными, как общество Его времени, к этим страдальцам.

В Евангелии есть замечательный и глубокий текст, над которым, чтобы его понять, нужно подумать:
Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? (Лк. 16: 10-11).

О чем этот текст? Здесь под «малым» и под «неправедным» подразумевается земное богатство. Мы должны продемонстрировать Богу правильное владение этим богатством, чтобы заслужить «истинное», то есть Царство Божие, с его неизмеримыми сокровищами.

Если человек не сумел правильно распорядиться земным, что Бог ему вверил, то разве такому человеку будет что дано из богатств в вечности? Перечитаем последнее предложение: И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Здесь курьезная игра понятиями. Мы привыкли, что то, что имеем в сей жизни, – наше, мое! А Христос говорит, что это – не наше. «Чужое» – значит, Божье, данное нам в распоряжение. А вот по-настоящему нашим будет богатство в вечности. Разве заслужим мы его, это богатство на Небесах, которое воры не крадут и которое не гниет и не ржавеет, если земным, суетным и призрачным богатством распорядиться правильно не сумели?..

Ученики Христовы усвоили этот принцип. Они делились друг с другом, помогали бедным и обездоленным. Если христианин был состоятельным, это не вгоняло его в уныние, а подвигало на добрые дела. Состоятельные христиане в своих домах устраивали христианские собрания, накрывали столы с угощением, спонсировали миссионерскую деятельность Апостолов, выкупали христиан из тюрьмы, в которую они попали за веру...

Как христианину употреблять данное Богом богатство?
Помнить, что то, что нам дает Господь (выше мы уже разобрали, что, по мысли Христовой, все наше богатство – от Бога), дано нам для того, чтобы мы содействовали в этой жизни и в этом мире осуществлению замысла Божия. А он состоит в приближении Царствия Божия. Мы – не пассивные зрители процессов, происходящих в мире; мы должны деятельной любовью способствовать тому, чтобы Царство Божие осуществлялось в нашем мире. А это значит защищать права людей, кормить и лечить бедных, призирать за немощными и стариками.

Усвоившие заповедь Божию о любви, а также держащие в сердце слова сродника Иисуса Христа, Ап. Иакова, что вера без дел мертва (Иак. 2:20), христиане охотно творили дела любви и милосердия.

Посмотрим, что нам говорят об этом книги Нового Завета:

Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого (Деян. 2:44-45);

У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит – сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов (Деян.4:32сл.);

А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, – так изобилуйте и сею добродетелью (служением материальной помощью). Говорю это не в виде повеления… (2 Кор. 8:7-8).

Какие конкретно нужды были в Церкви 1-го века?

Церковь помогала своим членам, которые были немощны или оказывались в нужде: Разделяли всем, смотря по нужде каждого (Деян. 2:45).

Одни церкви помогали другим, попавшим в трудное положение по не зависящим от них причинам (стихийное бедствие или гонения):
В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав [собранное] к пресвитерам через Варнаву и Савла (Деян. 11:27-30).

Верующие заботились о тех, кто нес им Евангельскую проповедь, заботились об Апостолах, пророках и учителях: Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования (1 Кор. 9:14).

Большое значение придавалось гостеприимству: Одна женщина из города Фиатир, именем Лидия… просила нас (Апостола Павла, Силу и Тимофея), говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас (Деян. 16:14-15).

Церкви заботились не только о том, чтобы принять у себя делателей на ниве Христовой, но и посылали им пожертвования в другие города: Вы (филиппийцы) и в Фессалонику и раз и два присылали мне (Апостолу Павлу) на нужду (Флп. 4:16)

Из посланий мы узнаем, что иногда Апостолы просили христианские общины заранее накопить средства для помощи бедствующим верующим в Иерусалиме:
братьев же послал я для того, чтобы вы, как я говорил, были приготовлены… и предварительно озаботились, дабы возвещенное ваше было готово (2 Кор. 9:3-5).

Само служение благотворительности Апостол Павел ставил в духовном плане настолько высоко, что рассматривал его как дар Божий:
И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры; [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, – в учении… раздаватель ли, [раздавай] в простоте… благотворитель ли, [благотвори] с радушием (Рим. 12:6-8).

При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. (1Кор. 16:1-3)

Благотворительность, социальное служение, разнообразные служения любви… Эта сторона жизни первых христиан мало обсуждается, у кого-то складывается впечатление, что христиан это не сильно-то и интересовало. Поэтому позволю себе напомнить некоторые факты:

Самое начало 2-го века: «Вместо полей искупайте души от нужд, сколько кто может, помогайте вдовам и сиротам; богатство и все стяжания ваши употребляйте на такие дела, на какие вы и получили их от Бога (т. е. для бедных). Потому что Бог обогатил вас для того, чтобы вы исполняли такое служение Ему. Делать это гораздо лучше, чем покупать поместья или дома, так как все это погибнет в этом мире; напротив, то, что сделаешь во имя Божие, обретешь в своем городе, и будешь иметь радость без печали и страха. Итак, не желайте богатств язычников, ибо несвойственны они рабам Божиим; избытком же своим распоряжайтесь так, чтобы могли мы получить радость» (Ерм Пастырь. Подобие 1).

В этом же 2-м веке Иустин Мученик рассказывает о практике христианских общин своего времени: «Люди состоятельные и желающие, каждый по своему достатку и сколько хочет, полагают перед предстоятелем, и он поддерживает вдов, сирот и нуждающихся, будут ли то больные или страдающие каким-либо другим недостатком, или заключенные и прибывшие чужеземцы» (Иустин Апология 1.67).

Язычник Лукиан, писавший о христианах злые памфлеты, признает: «Их первый Законодатель убедил их, что они все друг другу братья; они выказывают невероятную деятельность, когда случается что-нибудь, затрагивающее их общественные интересы: ничто им тогда не дорого» (Лукиан О смерти Перегрина 13.1).

Другой враг христиан, Юлиан Отступник, в Письмах раздраженно замечает: «Эти безбожные галилеяне кормят не только своих бедняков, но и чужих, тогда как мы отвергаем наших собственных».

В 3-м веке, в разгар гонений на веру, христиане только одного Рима содержали более 1500 вдов и сирот. Причем, христиане не ограничивали помощь кругом братьев и сестер во Христе (Евсевий История 6.43).

Тертуллиан (3-й век) рассказывает о ящике для пожертвований, в который опускали христиане жертву: «В наш ящик каждый в первый день месяца или когда хочет, если только хочет и если только может, делает небольшое подаяние. Ибо к этому никто не принуждается, но каждый приносит добровольно. Это есть как бы залог любви, ибо деньги, собранные в этот ящик, тратятся не на пиры, не на попойки и не на неблагодарные харчевни, но на питание и погребение бедных, на мальчиков и девочек, лишившихся имущества и родителей, и на стариков уже домашних, также на потерпевших кораблекрушение, и, если кто-либо находится или в рудниках, или на островах, или под стражей, то и он делается воспитанником своего исповедания. Но за такие дела и особенно за дела любви некоторые поносят нас. «Смотри, — говорят, — как они любят друг друга», ибо сами ненавидят друг друга. Говорят – «как они готовы друг за друга даже умереть», ибо сами (язычники) готовы друг друга убить (Тертуллиан Апологетик 39)».

Старое предание из времен преследования императора Деция рассказывает, как диакон Лаврентий в Риме, от которого потребовали выдать все сокровища Церкви, указал на бедных как на единственное сокровище Церкви.

Кроме нуждающихся находящихся на воле, христиане помогали заключенным. Существует много поразительных свидетельств материальной помощи заключенным, как христианам, так и нехристианам. Приведу одно на этот счет пронзительное свидетельство. Не зная, как покончить с помощью христиан осужденным, последний император-гонитель Лициний издал закон, чтобы никто из человеколюбия не подавал пищи заключенным в темницах страдальцам и не показывал жалости к тем, которые изнемогают от голода. «К нему прибавлено было, – продолжает историк, оставивший нам этот факт, – и наказание, то есть люди сострадающие должны потерпеть одинаковую участь с теми, которым они сострадали, а совершающие дела человеколюбия в отношении к заключенным в узы и темницы, должны понести равное наказание с узниками» (Евсевий История 10.8). Эта изуверская и совсем не человеколюбивая мера должна была, по замыслу императора, остановить христиан в их помощи заключенным.

Когда начинались всенародные беды, и тут христиане спешили на дела любви.

Когда около 259 г. в Александрии появилась моровая язва, то, по свидетельству Дионисия, епископа Александрийского, «весьма многие из наших братий, от избытка любви и братолюбия, не щадили самих себя, но поддерживали друг друга. Без боязни посещали больных, неутомимо ходили за ними и, служа им ради Христа, вместе с ними радостно умирали... Да, многие, заботясь о больных и подкрепляя других, перенесли их смерть на себя и скончались сами... Таким образом оставили жизнь лучшие из наших братьев: некоторые пресвитеры, диаконы и многие весьма почитаемые миряне... Совершенно напротив поступали язычники: они прогоняли начавших хворать, убегали от самых любезных, выбрасывали на улицу полумертвых, оставляли их без погребения...» (Евсевий История 7.22).

То же самое слышим мы и при моровой язве во времена императора Максимина: «Они показали себя язычникам в самом ярком свете; потому что одни только христиане среди столь многих и ужасных бедствий засвидетельствовали на деле свое сочувствие и человеколюбие; они целый день то приготовляли и погребали мертвых (потому что о многих некому было заботиться), то собирали в одно место мучимых в целом городе и раздавали им хлеб; так что об этом все узнали, все прославляли христианского Бога и, убедившись самими делами, начали сознаваться, что только христиане люди благочестивые и истинные богопочитатели» (Евсевий История 9.8). Должно согласиться, что такие случаи, как рассказанный Евсевием, должны были производить глубокое впечатление на нехристиан и существенно способствовать распространению христианского учения.

Подобные случаи можно умножать долго, впрочем, достаточно.

Подведем итоги сказанному:

1. Господь наш Иисус Христос не считает, что деньги губят. Но Он говорит, что деньги, материальные ресурсы – это очень соблазнительная вещь: очень легко озаботиться накоплением материальных богатств и забыть о главном – о Вечной Жизни, о Спасении.

2. Но Бог поможет нам победить искушения богатством и научиться правильно распоряжаться вверенными нам средствами.

3. Мы должны относиться к материальному, как к Божьему, лишь данному нам для того, чтобы мы через это послужили ближним и пришли к Вечной Жизни.

4. Христиане должны помогать нуждающимся, немощным, участвовать в социальных программах, которые инициирует Церковь. В случае если мы сами, например, по занятости, не совершаем дел милосердия, мы жертвуем ту сумму, которую считаем нужным, Церкви. И она уже этими средствами на свое усмотрение распоряжается.

5. Всегда были и будут люди, которым трудно побороть искушение и которые будут прилепляться к деньгам, к материальному и забывать о духовном. К таким людям (церковнослужители ли они, или миряне), нужно относиться с милосердием и терпением. Все мы – несовершенны, все мы – в процессе духовного роста. Драматизировать это не стоит. Как Бог к нам долготерпелив, так же и мы должны быть терпеливыми к слабостям наших ближних: Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим. 14:4).

Наконец, последнее. Многие мысленно, и совершенно справедливо, сопоставят первохристианскую социальную деятельность с нынешней. И, пожалуй, сделают вывод не в пользу последней. Думаю, это не объективно. Мы, пастыри, все время призываем людей к большему служению, к более активной деятельности. Это справедливо, потому что, на мой взгляд, вот этого измерения практической любви нам сегодня не хватает. Но это не значит, что ее совсем нет. Все зависит от самих людей. Кто-то несет посильное послушание разнообразного служения ближним своими средствами, своими силами, личным временем, а кто-то живет в свое удовольствие и считает себя нормальным христианином. Как достучаться до тех, кто пребывает в самоуспокоенности и душевной расслабленности?..

Я знаю, что священники взывают к людям, призывают их к активной позиции, но люди меняются очень медленно. Я никогда не изучал сопромат, но я на личном пастырском опыте открыл, что самый сопротивляющийся и не поддающийся изменению материал в нашем мире – это человек.

При всем этом, есть множество христиан, которые не забывают, что наше христианство должно включать в себя активную любовь и бескорыстное служение, собственно, то, что называется Христом накоплением богатств Небесных.

Я могу говорить лишь о том, что конкретно знаю и вижу, а я знаю и вижу, как десятки моих прихожан и духовных чад несут какое-то посильное послушание многоразличных служений, не жалеют времени и средств на это, порой делясь последним. В масштабах нашего собора тоже идет такое служение. При соборе действует приют для брошенных детей.

О социальной работе, ведущейся на уровне Русской Православной Церкви, можно почитать на специальном ресурсе: http://www.diaconia.ru/

Для тех, кто хотел бы послушать об интересном фрагменте из Евангелия, который я намеренно пропустил в этом очерке, смотрите мою проповедь:



[1] В нашем, Синодальном, переводе там добавлено «духом», но переводчики сделали это по собственной инициативе, чтобы было похоже на Матфея. В оригинале этого слова нет.
  • Like
Реакции: 6 человек

Комментарии

Добрый день. В ранней Церкви была община , и процесс сбора и распределения материальных пожертвований был понятен и прозрачен. Сейчас нет общины (которая распоряжается деньгами). А церковная администрация никому не подотчетна, со всеми вытекающими из этого последствиями . Поэтому жертвовать надо напрямую нуждающимся. Благо возможностей - море . И от сомнений убережешься и должное дело сделаешь . Я так думаю.
 
Я согласен, что нужна относительная прозрачность. Но в какой форме она возможна? Если публиковать на приходском сайте сумму пожертвований и на что они пошли, это может быть соблазнительным для различных категорий людей по разным причинам. Именно об этом мне рассказывал настоятель одного храма, где пытались так сделать. Остается доверять настоятелю и священникам, которых Вы знаете, и жертвовать через них. Можно попробовать такой вариант: Вы говорите, что хотели бы ежемесячно вносить какую-то сумму, и хотите знать конкретно, на что она пойдет. У любого настоятеля/священника есть масса вариантов (семей, людей, проектов), на которые можно направить Ваши деньги.

Ну, и конечно, есть множество других вариантов. Например, не обязательно, чтобы священники и настоятели занимались социальными служениями прихода. Пусть инициативные прихожане объединяются в группы и выбирают какое-то направление для служения. Уже в этой группе выбирают человека, которому доверяют. И через него собирают средства. Молодежная община нашего собора, например, занимается сбором пожертвований и вещей для украинских беженцев, участвует в проектах по поддержанию одиноких матерей, больных детей и проч.

Согласен с Вами в том, что необходимо развивать направление более продуманной соц.помощи, которая будет доходить до адресата, а не исчезать, не растворяться. Но важно здесь и палку не перегнуть, не юридизировать.

Есть в Санкт-Петербурге собор, в котором направление социального служения продумано и поставлено очень хорошо. Я имею в виду Феодоровский собор. Если Вы пройдете по ссылке http://feosobor.ru/ рекомендую зайти в раздел СЛУЖЕНИЯ. Там увидите целый спектр направлений, чем занимаются прихожане собора. Каждый найдет себе послушание по душе и по силам.
 
Последнее редактирование модератором:
Вина богача была в том, что он не замечал нуждающегося человека, который был рядом. Согласен с этим. Но тогда почему Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь....Отец Константин, как понимать эти слова? Почему Авраам не сказал богачу прямо по смыслу: ты не правильно распорядился данным Богом имуществом.


И ещё вопрос: актуально ли сейчас ветхозаветное Божье обетование - «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф» (Мал.3:10-12).
 
Последнее редактирование:
Прозрачность распределения денежных средств прихода обеспечивается работой ревизионной комиссии, назначаемой приходским собранием. В обязанности комиссии входит, в том числе, проверка наличия денежных средств, законности и правомерности их расходования. Акты проверок предоставляются на рассмотрение приходского собрания.
 
Последнее редактирование:
Смотрю, Вы хорошо осведомлены в этом вопросе. Али таки состоите тамо?


"...работой ревизионной комиссии..."

В таком приходе, где такие комиссии создаются "швондерами" не может быть доверительных отношений.

"Акты проверок предоставляются на рассмотрение приходского собрания."
Простите, это церковь или гос. учреждение? Таких активистов, нужно вежливо взять подмышки и проводить до ближайшей автобусной остановки с посадкой в общественный транспорт. Ибо их задача не молитва, а выискивание кто, сколько и куда потратил, что купил. такие "активисты" не остановятся на достигнутом. Если считаешь, что на твои деньги купят новый москвич (последней модели), не жертвуй, вот и все!
 
"Блаженны, кто не любит новостей и не любопытсвует о делах других"
Иеросхимонах Иероним (1802-1885 гг.)
 
Последнее редактирование:
Геннадий Федорович Вчера, в 23:55 Прозрачность распределения денежных средств прихода обеспечивается работой ревизионной комиссии, назначаемой приходским собранием. В обязанности комиссии входит, в том числе, проверка наличия денежных средств, законности и правомерности их расходования. Акты проверок предоставляются на рассмотрение приходского собрания.

Все правильно. Есть такая комиссия и есть приходское собрание (раз в году). И ревизионная комиссия нам отчитывается. Но нам, членам собрания, а это 15 человек! Я же говорю о прозрачности для всех прихожан, куда идут их средства!
 
А что мешает чаще проводить собрание и приглашать на него всех желающих? Заодно и обсуждать насущные вопросы? Быть ближе к пастве?
 
А какое отношение к финансовой деятельности храма имеют "все" желающие. Набегут совершенно посторонние люди. Если делать расширенное собрание, то речь может идти только о приглашении членов общины. А для этого нужно ввести учет членов общины.
Лично я - за членство в приходской общине. Вот это направление нужно развивать, согласен.
 
Михаил Р.Б. Четверг в 18:21 Вина богача была в том, что он не замечал нуждающегося человека, который был рядом. Согласен с этим. Но тогда почему Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь....Отец Константин, как понимать эти слова? Почему Авраам не сказал богачу прямо по смыслу: ты не правильно распорядился данным Богом имуществом.

Не знаю, почему ответ Авраама был дан в такой форме (мы же понимаем, что на самом деле такого диалоге не было, это придумал Христос). Может быть, потому, что в иудаизме считалось, что на том свете каждый "дополучит" те блага, что не получил в этой жизни.
 
И ещё вопрос: актуально ли сейчас ветхозаветное Божье обетование - «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф» (Мал.3:10-12).

Я много читал и думал над этим. Все-таки прихожу к мысли, что конкретная десятина (десятая часть заработка) не является общепринятым правилом в христианской Церкви. Жертвовали каждый сколько мог. Кто-то больше, кто-то меньше. Совесть - лучший подсказчик сколько жертвовать.
 
Спасибо Отец Константин, я не понятно видимо задал второй вопрос про десятину. Смысл вопроса в том, что в ветхозаветные времена Бог изливал благословения на тех кто приносил десятины, на их хозяйство и т.п. Действует ли сейчас такой закон? Непреложен ли он? Или же, поскольку христианам обещано по сути больше чем ветхозаветным иудеям, Царство Небесное и вечное блаженство в будущем веке, то и не стоит ждать от Бога в этом веке таких благодеяний.
 
Думаю, что спасение делает невозможным не само богатство, а любовь к нему.
Среди перечисляемых грехов вы не встретите грех, который бы назывался "богатство", но вот грех под названием "сребролюбие" имеется.
Потому губит душу не золото, а наша извращенная к нему привязанность, если она чрезмерна.
 
Мф. 6:24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне*.


Так что Господь думает о вреде богатства земного для рабов Божьих.
 
Последнее редактирование:
Христос говорит ,что трудно богатому войти в Царство Небесное.Думаю,что честно нажить богатство не легко.Отказаться от него, поделиться с неимущими тоже трудно.Нередко богатый презирает бедных,нередко и обирает.
 
Г
Вы правы. Главное как человек относится к богатству, как он к нему привязан и насколько?. Но здесь есть нюанс, когда человек отказывается от богатства или например раздаёт его, он поручает заботу о себе Богу. И Бог действительно заботится о нём и человек в этом убеждается и вера его становится крепче и крепче. Бог же даёт всё что человеку необходимо в данное время: и машину, и жильё, и ноутбук и одежду и еду и работу и прочие.
 
Сверху