Господи, помилуй! (Беседа на Евангелие в Неделю 25-ю по Пятидесятнице)

  • img36.jpg
  • Очередное воскресенье, и очередное евангельское зачало:

    И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,
  • потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.
  • И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,
  • подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
  • И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, - и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
  • Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
  • Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.
  • Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
  • Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
  • Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
  • Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
  • Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
  • И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
  • Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
  • И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.
  • И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
Редкий случай, когда в одно зачало помещается сразу несколько эпизодов из земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.

Исцеление женщины, страдающей много лет кровотечением, и воскрешение дочери Иаира - связанные хронологической последовательностью события.
Но только ли этим исчерпывается их взаимосвязь?

Не думаю.
Давайте рассмотрим внимательнее первый эпизод.
Итак, женщина, страдавшая много лет, как бы сегодня сказалали "женским" кровотечением.
Современный человек не в силах понять всю глубину страдания этой несчастной израильтянки.
И дело не только в том, что такая болезнь "высасывает" последние силы из итак немолодого организма.
Дело не только в том, что уровень медицины того времени не вселял надежду на выздровление.
Не только и в том, что эта женщина лечилась долгие годы, и потратила на это все свои средства.
Прежде всего эта женщина была отщепенцем общества.

Вспомним ветхозаветные постановления, которыми жил и руководствовался ветхозаветный мир, в пространство которого пришёл Господь.
Даже регулярное "женское" кровотечение считалось скверной, а уж непрекращающееся тем более.
Женщина в "эти дни" считалась "нечистой". Немыслимая дерзость - войти в самую гущу толпы, где все к ней прикасаются, и прикоснуться в этой нечистоте к Самому Господу, в твёрдой уверенности, что болезнь прекратится.

Господь же прекрасно знал, кто и с какой целью к Нему прикоснулся. Почему же Он не сказал об этом сразу, а задал вопрос?
Он ждал, и Ему было важно, чтобы эта женщина сама добровольно призналась и покаялась в столь вызывающем нарушении ветхозаветного закона.
И исцелённая, припав на колени к стопам Спасителя, тут же покаялась перед Ним, окружённая теми, кого она так беспечно "осквернила".
Я так и вижу эти недовольные лица, и раздражённые речи, упрекающие её в наглости и бесстыдстве.
Женщине в с "женским" кровотечением ни в коем случае нельзя было входить в синагогу,храм или прикасаться к святыне. А здесь прикосновение к Самому Богу! какое святотатство для ветхозаветного человека!

Тогда почему же, Господь, который Сам о Себе сказал, что не нарушил ни одной буквы в Законе, исцелил её, да ещё сказал "Дерзай, дщерь" ?
Дело в том, что это было одним из первых свидетельств того глобального процесса, который происходил на глазах ещё не осознающего общества - пришло время Нового Завета. Время, когда законничество и жёсткое наказание за его нарушение уступало место любви и милосердию, которое выше закона.

"Милости хочу, а не жертвы", - сказал Господь.
Итак, что же такого важного и масштабного произошло в тот обычный день, когда толпа, как обычно, теснила Христа?

Произошло то, о чём спустя три века будет неоднократно говорить святитель Иоанн Златоуст: когда мы просим у Бога милости, говорим "Господи, помилуй", мы этими словами как бы говорим: "Господи, нарушь своей любовью и милосердием закон собственной справедливости, и прости меня вопреки ему".
Вот что произошло: Господь нарушил из Своего милосердия, по Своей любви, закон Собственной справедливости.
Только слово "разрушил" здесь относится к нравственному закону, а не к ветхозаветным предписаниям, и это нужно понимать, потому что все эти перемены были заложены в тексте Св. Писания Ветхого Завета. Господь, разрушив закон справедливости Своей Любовью, исполнил ветхозаветное чаяние об этом великом событии.
Смысл Ветхого Завета был в подготовке человечества к Завету Новому - Завету Любви.
На смену воспитанию кнутом приходит воспитание пряником, потому что человечество созрело для его принятия.

Поэтому, несмотря на явное ветхозаветное нарушение, Господь исцеляет страдалицу, и только после её покаяния подбадривает и хвалит силу её веры.

Почти никто ещё не понял тогда, наверное, что это Ветхий Завет закончился и наступил Новый.
И мы, живя в эту прекрасную Новозаветную эпоху, имеем неоспоримые преимущества перед ветхозаветными верующими. Согрешив, мы имеем великую дерзость каяться и, получив прощение, начинать жизнь с чистого листа.
Жаль, что немногие понимают ныне, что необходимость для христианина регулярно посещать храм, исповедоваться, причащаться - не тяжкая повинность и обязанность, а великая честь и возможность, добытая Кровью Творца!

Узнаём ли мы в кровоточащей женщине себя?
Почему должны узнать? - спросите вы?
Очень просто. Каждый из нас, как никто другой. имеет отношение к этому случаю, потому что, как и эта женщина, мы грешим, но, несмотря на это, имеем дерзновение поднять очи горе и сказать: "Господи, помилуй!".
От частого употребления мы "заездили" эти слова и редко вспоминаем, насколько они чудесны и велики!

Никто из нас не достоин Божьих милостей. Если мы получаем от Бога просимое, должны знать - это не награда, а аванс, подарок, который мы не заслужили.

Знаете, милосердие Божие можно уподобить нашему земному получению чего-то "по знакомству".
Справедливо таким образом получить нужный товар, устроить сына в университете?
Нет, скажете вы, и будете правы.
Но Господь Своей милостью и любовью, словно по этому самому "знакомству", тех, кто верует в Него и живёт по Его заповедям, любит Его, прощает и, милуя, подаёт просимое, вопреки закону справедливости.
Ведь, положа руку на сердце, по справедливости мы не достойны даже глаза поднять к небу, однако дерзаем куда на большее - причащаться Самого Христа!
И эта мысль струится сквозь всё правило ко причастию, где мы вспоминаем, что не достойны прийти на пир, потому что не имеем брачной одежды. В одной из молитв мы прямо сравниваем себя с женщиной в нечистоте, с блудницей, и даже с разбойником.
И уму непостижимо, что. являясь столь беззаконными, мы просим и получаем просимое!

И ещё одно.
Вспомним прошлое воскресное чтение и гадаринских жителей.
Как и эта женщина, они нарушили ветхозаветные законы, которые сегодня упразднены. Мы ведь и свинину вкушаем, и женщина в "женские дни" может молиться в храме.

Эти два эпизода объединяет одно - нарушение закона, и разъединяет не только причина, толкнувшая на это преступление, но и то, чем всё закончилось.
Жители гадаринского селения нарушили закон, но из желания заработать. Женщина сделала то же, но из желания выздороветь и сильной глубокой веры.

Неудивительно, что так по-разному эти два нарушения заканчиваются.
В одном случае - изгнанием Господа. В другом - исцелением, покаянием и похвалой!

Исцелив одну страдалицу, Господь узнаёт, что умерла другая. Однако для Господа нет невозможного, и Он спешит в дом неутешных родителей, где на их глазах воскрешает дочь!
Нужно ли говорить, что воскрешение человека - великое чудо.
Мне кажется, это очевидно. Но меня всегда поражало, как буднично и между прочим об этом говорит евангелист и Церковь.
Случись такое сегодня, и были бы написаны книги, а здесь всего несколько строчек.
Я думаю, причина проста - не может быть удивления, если речь о Господе и Его чудных делах.
Мы сегодня глазам не верим, увидев истекающее чудесным образом миро на иконе, но это от маловерия.
В те далёкие времена человек понимал, осознавал величие Творца. Что удивляться маленькой капельке благовонного масла, если вся вселенная и ты сам сотворён Богом?
Удивляемы мы потому, что видим доказательство существования Бога пред своими маловерными очами.
Там где Господь - там всегда мир, радость и чудо, но куда более великое чудо - чудо преображения души человеческой!

Что же сближает эти два эпизода, кроме временных рамок?
В каждом из них Божье милосердие нарушило закон. В первом случае - закон ветхозаветный, закон справедливости. Во втором - закон естества, предуказав тем самым Своё собственное Воскресение!

Не один год я наблюдаю в храмах нашей Церкви одну прискорбную традицию - произнесение "Господи, помилуй" 3, 12 или 40 раз, впопыхах, небрежно и скучно, проглатывая слоги, а то и целые слова.

И очень печально, что ныне мы утратили новизну и грандиозную вселенскую машстабность и чудесность этих двух великих слов, доставшихся нам в бесценный дар, купленный Кровью и Голгофой.
  • Like
Реакции: 13 человек

Комментарии

"Мы ведь и свинину вкушаем, и женщина в "женские дни" может молиться в храме."
Где можно прочитать, чтобы своей жене показать?
Спаси Господи!
 
Г
Прекрасно написано о законе и милости. Но здесь не только это. Здесь и вера и возможности Бога, и конечно в исцелении женщины описаны ощущения для того кто попробует свои силы в исцелении ближнего.
 
Сверху