Канон Андрея Критского

Эта запись является частью серии записей Великий пост
Канон Андрея Критского: 2

Мы с вами, дорогие братья и сестры, сейчас находимся в пространстве Великого поста. И, как вы знаете, первые четыре дня первой седмицы по вечерам в храмах будет читаться Великий канон Андрея Критского. О Каноне Андрея Критского и о самом его авторе, боговдохновенном Андрее, мне хотелось бы сегодня поговорить.

Сначала несколько слов о самом святом Андрее Критском.
Он родился около 660 года в Сирии, в городе Дамаске, в семье небогатых родителей. Небогатых, но очень благочестивых и горячо верующих. Родился мальчик болезненным. По одним преданиям, он вообще до семи лет не мог говорить, по другим преданиям, он мог говорить, но был гугнивым, то есть косноязычным. Ему тяжело давалась речь. Знаете, есть такие дети, которые не могут, год за годом проходит, а они все еще не могут начать говорить. И родители приходят и спрашивают: что делать? Все прошли, с логопедом занимались, и все говорят: «Ничем помочь не можем». Мы, священники, говорим, что детей надо не только водить по врачам, но и воцерковлять, причащать. И действительно: детей причащают – и происходят чудеса. Детки, которые плохо ходили, начинают ходить, которые не говорили, начинают разговаривать.

Что-то похожее, но, наверное, в большей степени, произошло и с Андреем Критским. Мальчик в семилетнем возрасте, после усердных молитв родителей, пошел на поправку и постепенно начал говорить. В четырнадцать лет из Сирии его привезли в Палестину и отдали в иерусалимский монастырь Братства Гроба Господня. Юноша был поставлен экономом в монастыре. Он следил за раздачей продуктов, пищи. В двадцатилетнем возрасте его повезли в первый раз в Византию, в Константинополь, где он вместе со старцами из этого монастыря предстал перед лицом византийского императора. В то время по поводу иконопочитания император издал определенный Указ. В знак своего согласия вот эти старцы иерусалимские вместе с двадцатилетним юношей прибыли в Византию, предстали перед императором и общались с ним. Юноша этот так понравился императору, у него оказался такой мелодичный, красивый, благозвучный голос, что его оставили в Константинополе.

С двадцатилетнего возраста Андрей остается в Константинополе. Его рукополагают во диакона. Он служит службу в соборе Святой Софии Константинопольской. (Этот самый величественный православный храм, выдающийся храм мира, был позже превращен в мечеть, как и сам город Константинополь превращен в Стамбул, а уже последние лет восемьдесят этот собор является музеем.)
И вот Андрей, молодой человек, стал служить диаконом. Произносил ектении, сочинял песнопения, мелодии, тексты для богослужения… А также заведовал Домом для сирот, который находился на балансе, как бы мы сейчас сказали, храма Святой Софии. У храма Святой Софии много было разных учреждений благотворительного характера: и дома престарелых, и приюты. Правда, храм Святой Софии имел много средств: все храмы Византийской империи отчисляли какой-то процент в фонд храма Святой Софии.

И так отец Андрей двадцать лет проходит послушание диакона и надзирателя за Сиротским домом. Андрей очень полюбился всем горожанам, но, когда ему исполняется сорок лет, его избирают на епископскую кафедру острова Крит. Это самый большой греческий остров, очень богатый. Плодоносный, прекрасный, но и очень сложный в политическом, социальном отношении остров. В том смысле, что этот остров лежит на пересечении торговых путей. И еще в древности его облюбовали пираты. Там были пиратские базы. И во времена еще Римской империи Юлий Цезарь много боролся с этим. И во времена Андрея Критского пираты тоже совершали набеги на прибрежные городки, и грабили, и убивали население. Или же население пленяли, увозили в рабство…

Кстати, два слова о последующей судьбе острова Крит. Через сто лет после смерти Андрея Критского арабы захватили этот город, всех христиан казнили, все же, кто хотел остаться в живых, должны были принять ислам. Это была страшная история…
Через сто пятьдесят лет византийцы отбили этот остров, но еще через сто (без малого) лет арабы снова захватили этот остров. И опять всех христиан перебили и все уничтожили.
Потом остров захватили крестоносцы, потом – турки. И только когда, в начале двадцатого века, вспыхнуло греческое восстание, греки сумели сбросить гнет турок и освободиться.
Сейчас это греческий остров, очень красивый, утопающий в зелени. Но, к сожалению, никаких древних святынь там не осталось. Я был на этом острове и хотел посетить святыни, связанные с именем св. Андрея Критского. Мне показали церковь, где он проповедовал, – от этой церкви остались только разбросанные большие камни. Потому что арабы эти камни не смогли утащить, камни слишком большие были…
Город Гортина, который был столицей и во времена Апостола Павла, и во времена Андрея Критского, арабы превратили в пустыню. Сейчас этот город, хотя уже прошла почти тысяча лет с тех пор, как остров захватили арабы, представляет собой пустынное, поросшее кустарником и лесом место, на котором еще видны какие-то вросшие в землю развалины, гигантские камни. Если груда камней лежит – значит, это был храм православный. Еще груда камней – это был монастырь. Сейчас это пустынное место, хотя раньше это была цветущая столица, одна из ведущих столиц мира.

И вот Андрей Критский, когда он приехал на Крит, стал бороться с пиратами: тем, что просвещал людей. Потому что критяне были людьми искренне добрыми, но, конечно, примитивными – это были в основном крестьяне. У них были, к сожалению, в ходу языческие обычаи, некоторые сохраняются даже до сих пор, хотя это христианский остров. Андрей Критский стал бороться со всем этим. С безнравственностью, с языческими суевериями. Людей объединял на борьбу против пиратов. И очень скоро остров пришел в изобильное, прекрасное, благоденственное состояние. И вот там Андрей Критский правил как епископ практически до семидесятилетнего своего возраста.

Однажды он был по делам в Византии и очень сильно заболел. Одни говорят, что он простудился, что у него было воспаление легких. Другие говорят, что он малярией заболелТак или иначе, не доезжая до своего острова, на одной из стоянок, он предал свою душу Богу. Андрей Критский был благочестиво похоронен, а его песнопения стали золотым богослужебным фондом всего православного мира.

Перу Андрея Критского принадлежат замечательные богослужебные тексты. Он оставил нам очень много гимнов, канонов. Например, он написал каноны на все двунадесятые праздники (главные двенадцать праздников Православной Церкви). Знаете, что такое канон? Это когда после полиелея чтецы читают ряд торжественных текстов. Сейчас канон читается у нас кратко, чтобы не переутомлять прихожан, тогда как подлинный канон – это длинное произведение. Ну, может быть, покороче, чем тот канон, который будет эти дни читаться, – Андрея Критского, но тоже достаточно длинное произведение. В каноне каждая песня состоит из большого числа – до двадцати иногда – тропарей. Канон Андрея Критского, который мы называем Великий покаянный канон, имеет двести пятьдесят тропарей! То есть, двести пятьдесят раз человек обращается к Богу с молитвой, с просьбой простить его, помиловать, вразумить...
В истории так произошло, что, поскольку этот канон, ввиду его особенного покаянного характера, стали читать в день Марии Египетской, то к нему присовокупили песнь в честь Марии Египетской. А еще позже, уже после смерти Андрея Критского, присоединили и канон в честь Андрея Критского. Поэтому вы, если будете сегодня за богослужением молиться, то услышите: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» а потом: «Преподобная Мати Марие, моли Бога о нас», и «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас». Это как раз каноны Андрею Критскому и Марии Египетской.

Но канон, этот, так называемый Великий, несмотря на свою потрясающую величину, – чтобы его прочитать, нужно как минимум 2 часа, – это не самый большой канон святителя Андрея Критского. Почти в полтора раза больше канон на Сретенье, сочиненный им. Это удивительный канон, в России его не читают, а на Востоке используют за богослужением только в некоторых монастырях. В наиболее строгих монастырях, где люди могут молиться всю ночь.

Много и других текстов, песнопений, молитв было составлено Андреем Критским… Но мы поговорим лишь об известном Покаянном каноне, который представляет собой неудобозримую глубину мудрости. Этот канон – это беседа кающейся человеческой души с Богом. Причем построен он очень интересно. Андрей Критский взял почти всех выдающихся персонажей, которые встречаются на страницах Библии. Он отметил, чем тот или иной человек знаменит перед Богом: например, своим милосердием или своим целомудрием. И противопоставил кающейся душе, осознающей свои недостатки, слабости, падения. Показал, насколько мы не соответствуем даже этому ветхозаветному стандарту благочестия.
Канон это очень серьезный, глубокий. Я всем рекомендую его приобрести, причем постараться купить канон с двумя параллельными текстами – славянским и русским, так этот канон часто издают. И во время чтения канона в храме, если вам что-то непонятно, обратиться к русскому варианту и тут же перечитать этот текст по-русски.
Кроме употребления в храме (в первые четыре дня Великого поста и вечером в среду на пятой неделе Великого поста), рекомендую читать этот канон, хотя бы малую его часть, в дни Поста дома. А можно читать и весь год: брать один тропарь и, прочитав его утром, потом размышлять над ним. Канон состоит из двухсот пятидесяти тропарей. Нам почти на целый год хватит размышлений над ним…

Этот канон святитель Андрей Критский сочинял почти всю свою жизнь. Он его перерабатывал, дополнял. И всегда, сколько бы мы его ни читали, мы будем черпать там огромную глубину. И очень важные для нашей души поддержку и ответы на многие вопросы. И умиление – то состояние, которое растапливает наше сердце, позволяя ему увидеть, как мы далеки от Милосердного Отца Небесного, Бога, и устремляя нас к покаянию.

Я хотел бы коснуться некоторых моментов, на которые вы сможете обратить внимание во время чтения.
Как начинается канон? – Он начинается со слов хора, которые формулируют: Бог даже впавшего в грехи человека не оставляет в падшем состоянии, но спешит спасти. Смотрите:

Помощник и покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его – Бог Отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися.

Так поем мы по-славянски. В переводе на русский язык это первое песнопение звучит так:

Помощник и покровитель, явился мне для спасения. Он – Бог мой, и прославлю Бога Отца моего, и превознесу Его, чтобы Он торжественно прославился.

И далее разворачивается история греха и покаяния. Начинается она со слов кающегося грешника:

Откуду начну плакати, окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь мне прегрешений оставление.

И дальше, как я уже сказал, появляются личности Ветхого Завета. И сравниваемся мы, грешники, с этими людьми. И вывод для нас неутешителен…

Первозданного Адама преступлению поревновав…

«Поревновав» – то есть, пытаясь подражать.
Подражая преступлению первозданного Адама, что я достиг? – спрашивает грешник. Познах себе обнажена от Бога… – увидел себя обнаженного, лишенного одежды. Эта одежда, помните, которой они лишены были, – одежда небесной славы, которая сиянием покрывала первых жителей земли.

Познав себе обнаженна от Бога и лишенного присносущного Царствия и сладости, грехов ради моих...

Так размышляет кающийся мужчина. А женщина? Ведь она должна себя сравнивать с Евой. Следующий тропарь – как раз от лица Евы.

Увы мне, окаянной душе, что уподобилась еси первой Еве. Видела бо еси зле, и уязвилась еси горце. И коснулась еси древа, и вкусила еси дерзостно бессловесныя снеди.

То есть, променяла разумного Бога на бессловесного, на глупую, ничтожную снедь – плод с Древа познания добра и зла, и лишилась Бога.

Я переведу тексты на русский язык, чтобы вы лучше поняли, о чем говорит этот прекрасный канон. Вот, смотрите, следующий текст упоминает уже о убийце брата, о Каине:

Превзойдя Каиново убийство сознательным произволением через оживление греховной плоти, я сделался убийцею души, вооружившись против нее злыми моими делами.

Так плачет кающийся грешник. Или дальше:

По помыслам моим я – человек, попавшийся разбойникам. Теперь я весь изранен ими, покрыт язвами. Но Ты Сам, Христос Спаситель, прииди и исцели меня.

Узнаете мотив притчи о Милосердном самарянине?
И далее:

Священник, заметив меня, израненного, прошел мимо, и левит, видя меня в беде, обнаженного, презрел, но Ты, воссиявший от Марии, Иисусе, прииди и умилосердись надо мною!

Это опять та же притча и тот же плач, моление исцелить и помиловать от лица кающейся души.
Или вот другие тропари:

Воззри на меня, Боже, Спаситель мой, милостивым Своим оком, и прими мою пламенную исповедь. Согрешил я более всех людей. Один я согрешил перед Тобою. Но, как милосердный Бог, сжалься, Спаситель, над Своим созданием! Буря зла окружает меня, милосердный Господи, но, как Петру, и мне Ты простри руку.

Или вот, сравнение с блудницей:

Как блудница, и я, Милосердный, проливаю слезы! Смилуйся надо мною, Спаситель, по благоснисхождению Твоему.

А посмотрите, как красиво говорит святитель Андрей о том, что, нашему Богу подобная, то есть, похожая на Бога, созданная по Его образу и подобию, душа, отпав от Бога, повредилась, извалялась в грязи:

Помрачил я красоту души страстными удовольствиями и весь ум совершенно превратил в прах. Разодрал я первую одежду славы Божией. Одежду, которой был одет, которую Ты соткал мне при творении, Создатель. И оттого теперь лежу, обнаженный и израненный. Облекся я в разорванную одежду, которую соткал мне змей коварством. Лежу в этой рваной одежде и стыжуся. Взглянул я на красоту древа – познания добра и зла – и прельстился в уме. Оттого и лежу, обнаженный, и стыжуся теперь. На хребте моем пахали все вожди страстей, проводя вдоль по мне беззаконие свое.

Смотрите, какой образ: вот есть пашня, плуг прошел и выворотил комья земли…
Так же св. Андрей от лица кающейся души говорит:

Мой хребет похож на эту пашню, на которой все страсти пахали. Все вожди страстей, все бесы по мне проехались, и лежу я, весь изуродованный, лишенный боговидной одежды, обезображенный.
Погубил я первозданную красоту и благообразие мое и теперь лежу, обнаженный, и стыжуся. Облекся я одеянием стыда, как смоковница листьями. Оделся я в одежду, постыдно запятнанную и окровавленную нечистотой страстей, и своей сластолюбивой жизнью. Отобразив в себе безобразие моих страстей, сластолюбивыми стремлениями исказил я красоту ума.

Или вот, последний тропарь, который я прочитаю сейчас. В Евангелии есть притча о том, как некая женщина потеряла драгоценную монету – драхму. И вот она уборку совершает в доме, чтобы эту монету найти. И св. Андрей говорит:

Ничтожна душа моя, но она ведь по образу и подобию Божию создана. И вот эта душа потерялась. Но Ты, Господи, Ты, как эта заботливая женщина, Ты эту драхму ищешь, выметаешь комнату. Находишь эту драхму моей потерявшейся души, извлекаешь из мусора, из закоулков…
Засыпал страстями красоту первобытного образа, Спаситель. Ее, как некогда драхму, Ты разыщи и найди.

Вот только некоторые тексты этого прекрасного, боговдохновенного канона Андрея Критского, который помогает нам с вами глубже осознать свое падение и из глубины сердца обратиться к Богу за помощью. Обратиться и получить эту помощь от Него, Спасителя нашего и Господа. Аминь.
Перейти к следующей записи О великих темах первых недель Поста
Перейти к предыдущей записи Канон Андрея Критского: 1
  • Like
Реакции: 1 человек

Комментарии

Нет комментариев для отображения

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
27.546
Последнее обновление
Сверху