Крест Господень: 1

Опубликовал священник Константин Пархоменко в блоге священник Константин Пархоменко. Просмотры: 13591

Крест Господень: 1
Почитание Креста Христова

Крест Христов – это самый распространенный символ христианства.
Строгий – четырехконечный, ветвистый или узорный, выцарапанный на стене римских катакомб, венчающий купол храма, надетый на шею христианина, – он всегда говорит об одном и том же: о том, что две тысячи лет назад им, Крестом, была одержана победа над сатаной.
Но насколько правомочно почитать крест?.. Этот вопрос, всплывая иногда и будоража протестантов, звучит все реже, потому что даже в самых либеральных протестантских деноминациях находится место кресту. Крест появляется на кафедрах христиан-евангелистов, крест можно увидеть даже у баптистов – самых ярых борцов за безобразность веры.
Сегодня мы поговорим о Кресте Христовом и о его почитании.


Одной из заповедей Божиих, начертанных на скрижалях, была следующая, категорично гласящая: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой...» (Исх. 20. 4-5). Эта заповедь, по сути, является продолжением самой первой: «Я Господь Бог твой... да не будет у тебя других богов» (Исх. 20. 2-3).

Почему такая категоричность?..
Напомним, что для народа Израиля, которому впервые в истории человечества Сам Бог даровал знание о том, что Он Единственный и Истинный Бог, подобное предписание имело очень важное значение.
Евреи жили в постоянном тесном контакте с язычниками, подвергались воздействию их культов, существенное место в которых занимало поклонение идолам – изображению богов. Язычники верили, что идолы наделены сверхъестественной силой и поэтому способны воздействовать на природу, на людей, обеспечивать дальнейшее благосостояние и проч.
Даже сегодня в специальных магазинах продаются обереги, ладанки, магические символы, которые, по словам продавцов, защитят пользующихся ими от сглаза, порчи, негативного воздействия. Это говорят люди современной культуры, что же говорить о жителе какого-нибудь поселка на Ближнем Востоке, две-три тысячи лет назад...
Идолопоклонство было не просто распространено, это был самый массовый вид религии в то время. И совершенно понятно предостережение Господа: не сотвори себе кумира, то есть идола. Оглядываясь на другие народы, евреи рисковали затемнить веру в единого истинного Бога идолопоклонством.


Однако запрещение создавать кумиров не означало, что евреи совершенно не делали никаких изображений. Например, в священной скинии – палатке находился Ковчег Завета, на крышке которого были искусно сделаны два золотых Херувима, обращенные лицами друг к другу. То, что Херувимы представлялись бесплотными духами, предстоящими Престолу Божьему, не мешало евреям их изображать в виде двух крылатых фантастических животных. Там же, в скинии, стоял золотой семисвечник в виде дерева с листьями, цветами и плодами. Этот семисвечник напоминал об утерянном райском Древе Жизни. (Кстати сказать, и в православных храмах в алтаре, за престолом, стоит семисвечник.)
Ни изображения херувимов, ни золотое дерево никогда не были причиной идолопоклонства евреев. Так же и первые христиане, приняв ряд символических изображений, никогда не заменяли этими изображениями или символами Бога.


Символы первых христиан
Таковыми первыми христианскими символами были: рыбка, виноградная лоза, сказочная птица феникс и мн. др.
Эти символы напоминали о каких-то гранях христианского учения. Например, рыба напоминала о Иисусе Христе. Если греческое рыба, ихфис, написать греческими буквами, то каждую из букв: И, Х, Ф, И, С – можно было расшифровать как И – Иисус, Х – Христос, Ф – Феу, И – Иду, С – Сотир.
Из пяти букв получается пять слов: Иисус Христос Божий Сын Спаситель.
Кроме того, как известно, рыба живет в воде, и христиане возрождаются к новой жизни от воды Крещения. Еще рыба является пищей, а наша истинная пища и питие – Христос, Он дал себя верующим под видом Евхаристии как пищу Нового Века.


Рыбка была самым популярным символом Тайны христианской веры в первые века.
Виноградная лоза, с одной стороны, напоминала нам о том, что мы привиты к Богу, мы его ветви, с другой – наводила на мысль о вине, под видом которого мы пьем Евхаристическую Кровь Спасителя.
Птица Феникс, легендарное существо, по мысли людей того времени, воскресала после смерти из пепла. Так и Христос Воскрес и нас воскресит из праха.
Десятки образов мы находим у древних христиан, и никто не дерзнет сказать, что они заслонили Сам живой облик Спасителя.


И первым в ряду таких древних христианских символов является крест. Крест не уводит от Бога, от Христа, он напротив, приводит к истинному богопочитанию, раскрывая Тайну Искупления, совершенного Спасителем.

Здесь уместно пояснить, что мы вкладываем в понятие символ, что мы хотим выразить, когда говорим: крест – символ христианства.
Для современного человека символ – это всего лишь опознавательный знак. Символ является как бы эмблемой, указывающей на что-то, с чем мы имеем дело. Так, если на двери дома или храма изображен знак креста – это означает, что это здание христиан; если крест у кого-то на шее, значит, этот человек христианин.
Но символ имеет гораздо более обширное значение, чем просто значение эмблемы.
В религиозной культуре символ сопричастен той реальности, которую он символизирует.


Какова же реальность, которую символизирует для Христиан Крест Христов?..
Эта реальность: Искупление человеческого рода, совершенное Господом Иисусом Христом через Крестную Смерть.
Апостолы, принесшие миру Благую весть о Христе, проповедовали не только Христа Воскресшего, но и Христа Распятого. И успех их проповеди с трудом поддается объяснению с житейской точки зрения. Бог всегда представляется могущественным и сильным, а здесь Бог унижен, замучен. Апостолы и сами это понимали, но настаивали на своем, проповедуя Крестную Смерть Христа: «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1, 18). Здесь правильнее перевести не юродство, а глупость: «Слово о кресте для погибающих – глупость, для нас же, спасаемых сила Божия».
И далее: «Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных… Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1, 19-25).


Бог, дела Которого невозможно оценивать по обычным человеческим меркам, избрал средством спасения не мирскую мудрость, а проповедь Креста. Язычники, для которых боги, описанные философами, пребывают в недосягаемой лучезарной вышине, считают Крест Христов глупостью. Для евреев, Бог которых на протяжении Ветхого Завета расправлялся с хулителями веры и врагами, слово о Кресте – кощунство, потому что показывает Бога в смирении и уничижении. Но для нас, тех, кто принял Евангелие, кто верит Евангелию, кто познал Истину, Крест – потрясающее свидетельство Любви Божией и славы.

Иисус, Сын Божий, как пишет Ап. Павел, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос...» (Флп. 2, 6-11).
Таким образом, позорная казнь Иисуса – самый нижний предел Его уничижения – в действительности оказывается вершиной Его земной жизни. Вот почему для Христиан Крест – орудие страданий и смерти Иисуса – стал радостным символом победы над Смертью.


Официальное признание Креста Христова
Археология и древние письменные памятники свидетельствуют, что изображения креста почитались уже с первого века, правда, широкое использование таких изображений в церковном искусстве и в богослужении появилось позже. Первоначально использование таких изображений было немыслимо хотя бы по психологическим причинам: препятствовал этому сам вид казни через распятие, повсеместно применявшейся в те времена в языческой Римской империи. Только после отмены крестной казни св. Константином Великим, в начале 4-го века, Церковь вводит изображения Креста в постоянный обиход. Крестами украшается богослужебная утварь, рукописи, литургические облачения.

Тут необходимо упомянуть о совершенно уникальном событии, имевшем значение для всей истории христианства.
В 312 году император Константин собирался выступить в бой против императора Максентия, жестокого и властолюбивого человека. На стороне Максентия были испытанные легионы преторианцев, у Константина же – войско гораздо меньшего количества. Борьба императоров шла за власть над Италией.
Максентий не сомневался, что победа достанется ему. Он проконсультировался с прорицательницами, принес положенные жертвы языческим богам.
Константин меньше рассчитывал на победу, однако накануне сражение произошло нечто весьма необычайное. Император Константин видел (или на небе, или, по сообщению современника Лактанция, «во сне») изображение Креста с надписью «ин хок винцес», что в переводе с латинского означает: «сим победишь!»
Историки сообщают, что после этого император Константин уверенно отправился в бой и одержал победу. Рим был взят. Это произошло 27 октября 312 года.


Давайте прочитаем рассказ об этом видении у церковного историка Евсевия Кесарийского, современника этих событий. Он приводит слова самого Константина и описывает официальную версию случившегося. «Около полудня, когда день склонялся к вечеру (по–нашему, это около 3 часов дня), император увидел выше солнца знамение креста с надписью: «ин хок сигно винцес» ( «сим знаком победишь»). Ужас объял его и свиту. Ночью явился ему Христос с крестом же и повелел сделать подобие его и с этим знаком выступить против своих врагов. Утром Константин рассказал свой сон друзьям, призвал художников и повелел им сделать это изображение». Далее следует рассказ о том, какое было сделано знамя.
Видел ли имп. Константин в действительности на небе этот знак, или это было явлением его духовного опыта, но, безусловно, имело место некое сверхъестественное событие. Во всяком случае, историки (и церковные, и светские) отмечают, что в жизни Константина в этот день произошел некий переворот. Ранее человек осторожный в принятии таких решений, как выбор веры, он после 312 года меняется и дает христианам полную свободу, а сам им откровенно симпатизирует.


Сверхъестественное явление Креста произвело переворот в отношении Римского государства к христианству.
При этом первоначально наиболее частыми становятся не изображения Распятия Христова (которые начнут преобладать лишь в эпоху Позднего Средневековья), а изображения собственно Креста, без Распятого на нем Спасителя.
В 4-м – 10-м веках нередко можно встретить и изображения Креста, на котором к нам простирает руки живой, воскресший Христос. Крест, таким образом, оказывается поистине всеобъемлющим христианским символом. С одной стороны, он причастен спасительной Смерти Христа, с другой – Его Воскресению и Прославлению.


Во многих гимнах, сложенных и на Востоке и на Западе в это время, Крест прославляется и возвеличивается, как Древо, Промыслом Божиим принесшее миру Спасение. Появляется и другой замечательный и очень популярный образ: крест был стилизован под растение, или ветвистое дерево. Таким образом, Крест Христов указывает нам на райское Древо Жизни.

Итак, почитание Креста всегда понималось Учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига.
Крест может освящать пространство храма, пространство жилища христианина, личное пространство христианина, если он носится на груди. Крест Христов, который православные христиане всегда носят на теле, указывает нам и напоминает, какой ценой куплено наше Спасение.


Вообще способы использования изображений Креста в культуре каждого христианского народа диктуются местными обычаями. Одно время нательный крест на Руси носили под рубахой, и он назывался тельником (от слова тело). В 17-м – 19-м веках распространяются красивые, изящные кресты, и русские крестьянки начинают носить их поверх нарядного костюма.
Сегодня крест носится и открыто, и в этом ничего плохого нет. Главное, чтобы богатство и изящество ювелирного нательного крестика не заслонило его смысла и назначения.


Надо упомянуть, что и в прежние времена, и ныне нательный крест действительно воспринимался некоторыми людьми, и даже христианами, как магический знак. Дело в том, что всегда есть в христианстве люди, которые пришли в Церковь не из любви к Богу и не из желания жить по-христиански, а из страха перед наказанием или желая заручиться помощью Божией в их жизни. Таковые носят крест потому, что, как они говорят, крест их охраняет, помогает в делах и проч.
Однажды я столкнулся с примечательной ситуацией в бане. Когда я зашел в парилку, один мужик мне сказал, чтобы я снял крест, так как «спугну крестом духа бани – банника». «Мы, паря, у него в гостях, он к нам с хорошим отношением (то есть дает попариться), а мы ему хамим. Ты, хоть и с бородой, но крест сыми, банника не гневи». Когда я спросил у этого человека, верующий ли он, он ответил: «Очень, очень верующий».


Итак, как мы сказали, для христиан крест – не просто оригинальный знак. Для христиан крест – символ победы над диаволом, знамя торжества Божьего. Для нас Крест Христов неотделим от Смерти Господа нашего. Крест – это высшая точка его уничижения, и Крест же – начальная точка его прославления.
Как пишет Ап. Павел: «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, Он (то есть Христос) взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Евр. 2, 14). Здесь говорится о победе над диаволом и его слугами, а также об отмене ветхозаветного Закона, этого «рукописания», которое Спаситель пригвоздил ко Кресту.
Именно поэтому «мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие...» (1 Кор. 1, 23)
Как пишет тем же коринфянам Ап. Павел: «Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом Распятого» (1 Кор. 2, 2); и он не хочет ничем хвалиться, «разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для меня мир распят и я для мира» (Гал. 6, 14).
И еще раз напомню предостережение Ап. Павла: «чтобы не упразднить креста Христова, ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1, 17,18).


Как благотворно созерцать перед собой Крест Христов и мысленно ежечасно сораспинаться Христу, показывает нам один исторический пример. Жил некий атеист, человек циничный и глумливый. Про таких говорят: нет у него ничего святого. На все призывы к покаянию, к исправлению человек этот отвечал насмешками и ругательствами. И вот однажды он вошел в чей-то дом и на стене дома случайно увидел изображение Распятия Христова. Под Распятием была надпись: «Вот что Я для тебя сделал, – что же ты сделал для Меня?». Этот неверующий человек был так поражен увиденной картиной, что упал перед Крестом и стал со слезами каяться за всю свою жизнь. С тех пор он совершенно переменился и стал верующим, человеком праведной жизни.

1.jpg
Традиционные православный и католический тип изображения Распятия Христова на Кресте.


2.JPG
Обратим внимание на монограмму ХР, находящуюся слева от женщины. Это так называемый, Константиновский крест. Этот тип изображения Креста Господня получил на Западе распространение во времена св. равноап. Константина Великого (4-й век).
На фотографии – фрагмент погребального саркофага христианки 4-го века.


3.JPG
Такие кресты украшали собрания римских христиан в 4-м веке.


4.JPG
Крест, который носили на теле, поверх одежды, в Риме в 5-м веке.
Обратите внимание, что Христос в то время не изображался на Кресте, как умерший. Он - Победитель и поэтому может быть даже на Кресте только торжествующим, только живым.


5.JPG
Нательные кресты разного времени из собрания Церковно-археологического музея Санкт-Петербургской Духовной Академии.


6.JPG
Крест напрестольный 19-го века.
Этот крест используется во время богослужения и обычно лежит на престоле.



Продолжение...
Вам необходимо войти, чтоб оставлять комментарии