Март в Великом Новгороде. Часть III

Варлаамо-Хутынский монастырь...

Отвлекись ненадолго от суетных дел:
В мире место иным есть вещам.
Приезжай в монастырский старинный предел
Поклониться священным мощам.
Хор монашеский в храме молитву поет,
И пока она с нами – Россия живет.
Средь божественных ликов, лампад и свечей,
В стороне от мирских и назойливых глаз
На восходе ли дня иль в закате лучей,
Слышишь, братия молится Богу о нас.
о. Андрей Гуров из Иосифо-Волоцкой обители

Такое святое место, где можно отвлечься от суетных дел, есть и недалеко от Питера. Это опять Великий Новгород. Удивительный монастырь. Варлаамо-Хутынский.
Хутынский. Хутынь. Худынь. Худо. Худое место...В нехорошее место пришел молиться инок Варлаам. Страшное. Злые демоны оседлали эту землю. Нечистая сила не собиралась сдаваться и всячески искушала инока Варлаама. Но, если с тобою Христос, то кто против тебя? У преподобного Варлаама было неодолимое оружие крест Христов. И молитва. Еще подходя к Хутыни, он увидел светлый луч, просиявший из чащи леса. Это было знамение, что место для молитвы и борения выбрано правильно. Со слезами благодарности ко Господу преподобный припал к земле, воскликнул словами Пророка: "Здесь покой мой, и здесь вселюся в век века!" (ср. Пс. 131:14). Здесь же и соорудил он себе келью среди чащи.
Страшное было место, и страшно там было жить. Множество искушений одолел молящийся инок. И звери нападали, и люди злобные, все хотели изгнать молитвенника. Но он выстоял с помощью Божией. И на месте одинокой кельи расцвел монастырь.

20120401_0591.JPG
Конкретное подтверждение победы Света над тьмой. Мы физически ощущаем концентрацию духовности. Непрекращающаяся молитва имеет огромную внутреннюю силу. И даже , когда монастырь был разрушен в безбожные годы, молитвами самого Преподобного и его сподвижников он все равно уцелел и спасал Россию. И был возрожден. Говорят, что в каждой церкви живет свой Ангел, которого ей дарует Господь. Если церковь уничтожили, даже камня на камне не осталось, то Ангел все равно кружит над этим местом и плачет. А если церковь возрождается, то это радость для Ангела. И он поет и молится вместе с прихожанами.

20120401_0594.JPG

20120401_0596.JPG
Над этой красотой слышна песнь Ангела.

20120401_0595.JPG
Последние дни Великого Поста. Народ притекает в храм.

20120401_0597.JPG

20120401_0599.JPG
Настоятель Спасо-Преображенского собора иеромонах Макарий, замечательный батюшка. Он очень суровый, но чуткий и любящий. Сфотографировать его можно только чудом! Паломники рассказывают такую историю: постоянно в монастырь приезжала одна женщина с немым мальчиком. И батюшка молился вместе с ней об отроке. А однажды она приехала без сына и попросила батюшкиных молитв, потому как беспокоилась. Батюшка ее успокоил, помолился и поцеловал в губы. Женщина смутилась. Вернулась домой, а ее встретил сын, который начал говорить!

20120401_0600.JPG
Вот так живет батюшка! Постоянно люди, постоянно мольбы, просьбы, разговоры. И на всех у него есть время и сердце.
Настоятельница монастыря, игуменья Алексия, пришла сюда из Пюхтицкого монастыря. Начинали сестры, когда их было всего 14 человек.Тяжелый физический труд, который лишь дополняет мощное духовное молитвенное стояние. Но чудо произошло, и обитель расцвела.

20120401_0603.JPG
Внутри собора тепло, потрескивают свечи, мерцают блики и тени. Иконостас высок, уходит вверх, тянется к небу.

20120401_0604.JPG

20120401_0605.JPG

20120401_0606.JPG
А вот так выглядит издалека рака со святыми мощами Преподобного. Справа от алтаря, под балдахином. Здесь особое место для молитвы. Сюда тянется вся Северо-Западная Русь, да и не только она. Слава о чудотворном святом давно пересекла границы Новгородчины. Традицию молиться у мощей Преподобного открыли еще московские князья, начиная с Василия Темного. Все помнили слова настоятеля: "Телом я ухожу, но духом всегда буду рядом с вами". И со всеми своими проблемами к гробнице притекает народ.

20120401_0614.JPG

20120401_0616.JPG

20120401_0607.JPG

20120401_0623.JPG

20120401_0624.JPG

20120401_0609.JPG
Эти сухие лепестки от принесенных Преподобному цветов может взять каждый. Я взяла.

20120401_0625.JPG
Людской поток бесконечен. Приливы, отливы. Но люди текут, плачут, молятся, благодарят...
В храме можно помолиться в любом уголке. Везде можно поговорить с полюбившейся тебе иконой. А они все нас слышат. Почему-то в этом соборе такое чудесное свойство икон проявляется особенно явно.

20120401_0615.JPG

20120401_0617.JPG

20120401_0613.JPG

20120401_0620.JPG
Лестница в небо?

В Спасо-Преображенском Соборе есть еще два придела. В левом, северном, похоронен прах великого русского поэта Гаврилы Ивановича Державина, того самого, о котором Пушкин-лицеист сказал:
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.


20120401_0632.JPG

20120401_0631.JPG

20120401_0628.JPG

На державинской могильной плите выбиты слова: «Под сим камнем сокрыт прах действительного тайного советника и разных орденов кавалера Гавриила Романовича Державина». Державин не был чужд жанру эпитафии. Известный факт: в 1800 году, незадолго до своей смерти, Суворов спросил гостившего у него поэта: «Какую же ты мне напишешь эпитафию?» «По-моему, много слов не нужно, отвечал тот. Довольно сказать: Здесь лежит Суворов». «Помилуй Бог, как хорошо!» воскликнул знаменитый полководец. Только эти три слова и присутствуют на его могиле в петербургской Александро-Невской Лавре. О себе Державин предполагал написать более пространно. Однажды, еще при императрице Екатерине II, он набросал вариант собственной эпитафии: «Здесь лежит Державин, который поддерживал правосудие; но, подавленный неправдою, пал, защищая законы». Строки весьма энергичные, но они так и затерялись в архиве поэта. А жаль характеристика-то говорящая. Державин, один из «екатерининских орлов», прошедший головокружительный путь от простого солдата до одного из высших российских сановников, действительно немало терпел за свою приверженность к правде и закону. Екатерина Великая, вознесшая его в 1783 году, после прочтения оды «Фелица» (Державину было тогда сорок лет), в конце своей жизни приказала ему лишь числиться в должности, «ни во что не мешаясь». Наследовавший ей Павел I, вызволив Державина из опалы, уже после короткого общения с поэтом велел тому сидеть в Сенате «смирно», обещая в противном случае «проучить». Сюжет повторился и при Александре I новый император сделал Державина министром юстиции, однако спустя год укорил его в «слишком ревностной службе» и отрешил от дел.

«Новгородская» история поэта уходит своими корнями в 1794 год. 15 июля того печального года Гаврила Романович потерял свою первую жену, Екатерину Яковлевну (Плениру в семейном обиходе), которую горячо любил. Он сильно горевал, не находил себе места, ночами бродил в тоске по Петербургу. И... «чтоб от скуки не уклониться в какой разврат», решил жениться. Выбор его пал на Дарью Дьякову, дочь уже умершего к тому времени обер-прокурора Сената. Такое решение было вполне логичным Дашу Дьякову Державин знал еще подростком, она приходилась родной сестрой женам ближайших его друзей, поэта Василия Капниста и архитектора Николая Львова, приятельствовала с Екатериной Яковлевной Державиной. Последняя за год до своей смерти, надеясь спасти двадцатисемилетнюю Дарью от участи старой девы, пыталась сосватать ее за поэта Ивана Дмитриева, но получила отказ: «Нет, ответила предполагаемая невеста, найдите мне такого жениха, как ваш Гаврила Романович, тогда я пойду за него и надеюсь, что буду с ним счастлива». Дело, как видим, решилось естественным течением событий 31 января 1795 года Державин ввел в свой дом новую хозяйку. Любопытно, что согласие на предложение поэта эта серьезная молодая особа дала лишь после двухнедельного изучения державинских расходно-приходных книг, что многое говорит о ее характере и образе мыслей. «Таким образом, элегически замечает Державин в «Записках», совокупил свою судьбу с сею добродетельной и умной девицей, хотя не пламенною романическою любовью, но благоразумием, уважением друг друга и крепким союзом дружбы».

Спустя два года Дарья Алексеевна приобрела у своей матери новгородское имение Званка на берегу Волхова, в 55 верстах от Новгорода. С тех пор Державин ежегодно летом уезжал туда, а с 1803 года, после увольнения со службы, Званка и вовсе превратилась в своеобразную «доминанту» его жизни. К концу 1800-х годов имение преобразилось. «Державинский» облик усадьбы создал по просьбе поэта архитектор Николай Львов. Деревянный дом сменился каменным, его дополнили многочисленные хозяйственные постройки, теплицы, оранжереи, ткацкая фабрика, а вокруг раскинулся живописный парк. К реке спускалась лестница, перед домом бил фонтан, в сам дом вода подавалась при помощи специальных машин, на балконе стояли чугунные пушки, выстрелами из которых приветствовали гостей.

Хозяйством Державин практически не занимался все заботы подобного рода взяла на себя Дарья Алексеевна.

Ее стараниями были прикуплены еще несколько деревень, и поместье протянулось на девять верст вдоль Волхова. Званский быт Державин в несколько раблезианских тонах изобразил в известном стихотворении «Жизнь Званская», посвященном епископу Старорусскому и викарию Новгородскому Евгению (Болховитинову). Это оттуда: «Дыша невинностью, пью воздух, влагу рос,/Зрю на багрянец зарь, на солнце восходяще,/Ищу красивых мест между лилей и роз,/Средь сада храм жезлом чертяще...»

Владыка Евгений (впоследствии епископ Вологодский, епископ Калужский, архиепископ Псковский, митрополит Киевский и Галицкий) появился в Новгороде в начале 1804 года. Великий книжник, он, помимо исправления собственно церковных должностей, много занимался изучением древностей, В Новгороде архиерей, кроме того, приступил к составлению светского «Словаря российских писателей», и ему понадобились сведения о Державине. Граф Хвостов посоветовал викарию обратиться напрямую к поэту, сказав, что тот обитает неподалеку от Новгорода. Епископ Евгений написал поэту письмо, затем съездил к нему в гости в Званку и понемногу завязалась крепкая, несмотря на большую разницу в возрасте, дружба, продлившаяся до самой смерти Державина. Летние месяцы владыка проводил в Хутынском монастыре эта древняя обитель ему пришлась по душе. «Театр мой целый сад, музыка птичек хоры,/Мой пышный двор друзей любезных разговоры...» цитируем его собственные стихи. Вскоре он сообщил графу Хвостову об ответном визите Державина в Хутынь. До 1808 года, когда епископа Евгения перевели в Вологду, Гаврила Романович посещал обитель еще несколько раз. Сидя на балконе архиерейского дома и любуясь прекрасными видами, он не однажды говорил о том, что хотел бы «навсегда остаться здесь».

Это желание было исполнено. 8 июля 1816 года Державина не стало. Его тело перевезли на лодке в Хутынский монастырь. Похоронили поэта в приделе Спасо-Преображенского собора. Дарья Алексеевна пережила мужа на 26 лет. В 1842 году она легла в монастырскую землю рядом с ним.

По завещанию, ею подписанному, большая сумма определялась в качестве фонда именных стипендий для недостаточных студентов Казанского университета (Державин был из казанских дворян). На другое пожертвование учредили в Москве приют для освободившихся из заключения. Основной же капитал в 150 тысяч рублей и новгородское имение со всеми угодьями уступались духовному ведомству для устроения в Званке женского монастыря и училища для девиц.

В силу разных обстоятельств, последнее пожелание Дарьи Алексеевны довольно долго оставалось неисполненным. Званка тем временем приходила в ветхость. Уже в 1863 году академик Я. Грот, побывавший в этих местах, рисовал печальную картину: «Плывя по Волхову, вы тщетно стали бы искать на возвышенном его берегу жилище поэта, двухэтажный дом с мезонином... Теперь ничего уже нет... Все здесь тихо, пустынно, мрачно». Тем не менее, в 1869 году Званско-Знаменский женский монастырь (и училище при нем) был открыт и благополучно просуществовал до революции.

В советскую эпоху не повезло как Хутынскому монастырю, так и Званке. Во время ожесточенных боев времен Великой Отечественной войны они были практически стерты с лица земли. Но если Хутынский монастырь в 1990-е годы возродился буквально из пепла, то Званки как таковой по-прежнему нет на карте Новгородской области. Исполнилось державинское пророчество из «Жизни Званской»: «Разрушится сей дом, засохнет бор и сад...» Правда, в 1993 году, когда праздновалось 250-летие со дня рождения поэта, на Званском холме установили памятник. ОСВЯТИЛ его архиепископ Новгородский и Старорусский Лев.

Прах Державина из оскверненной обители в 1959 году перенесли в Новгород, и на протяжении 34 лет он покоился в Новгородском кремле. А в 1993 году, накануне второго рождения Хутынского монастыря, вернулся на прежнее место под своды соборного храма обители.

Этот материал я взяла с сайта Варлаамо-Хутынской обители. Так подробно и четко рассказано: ни убавить, ни прибавить. Хотя, наверное, специалисты по Державину могут и прибавить.

20120401_0641.JPG
Часовенка на горке преп. Варлаама.

20120401_0634.JPG

20120401_0646.JPG
Это очередь за продуктами. Плоды монастырского труда можно купить. Все выращено с любовью и молитвой. Поэтому вкусно необыкновенно!

20120401_0635.JPG

20120401_0636.JPG

20120401_0638.JPG

20120401_0647.JPG

20120401_0649.JPG

20120401_0593.JPG

20120401_0639.JPG

Приезжайте в этот монастырь, не пожалеете. Здесь переплелись история веры, история русской литературы, подвиг молитвенный и подвиг воинский. Земное наше Отечество прорастает корнями в Отечество небесное. Именно здесь.
  • Like
Реакции: 1 человек

Комментарии

Из стихотворения Державина, посвященного Владыке.
"Евгению. Жизнь Званская" :
...Иль , утомясь, идем скирдов, дубов под сень,
На бреге Волхова разводим огнь дымистый.
Глядим, как на воду ложится красный день,
И пьем под небом чай душистый.
 
В Варламо-Хутынском монастыре в его последние дни перед закрытием безбожными властями был в послушниках тогда еще молодой Павел Груздев.
 
Спасибо, Дмитрий! Спасибо Татьяна Анатольевна за замечательные стихи. Они так хорошо ложатся на душу! Я их не знала. Спасибо, Елена Анатольевна за дополнение. Это очень важно для понимания духовного пути о. Павла.
 
Спасибо! тоже хотела бы съездить (скоро отпуск)куда нибудь в монастырь, может и поработать там
 
Лет десять назад одна наша прихожанка, которой я абсолютно доверяю, побывала у св. Варлаама и потом рассказывала мне об удивительном опыте своего общения с этим святым. Попала она в паломническую поездку к нему случайно, практически ничего о нем не знала. А у нее тогда были серьезные проблемы с ногами. И вот она кое-как взошла на горку, а с нее - сбежала... И больше у нее проблем с ногами - именно с ногами, потому что какие угодно другие возрастные проблемы были, - не было.
Мне пока, к сожалению, до св. Варлаама не довелось добраться: много раз была в Новгороде, но проездом в другое место, и эти 8 километров, которые надо проехать до Варлаамской обители, никак не укладывались в мое расписание пересадок. И этот очерк снова напомнил мне о том, что у Варлаама я так пока еще и не была...
Рассказ Елены интересен для меня еще и тем, что соединил эти две уникальные, каждая в своем роде, фигуры - преп. Варлаама и Гаврила Державина. Хотя я и прочитала в свое время обстоятельную книгу Ходасевича, однако то, что Державин "не однажды говорил о том, что хотел бы навсегда остаться здесь" и что, когда его не стало (8 июля 1816 года), его тело перевезли на лодке в Хутынский монастырь и похоронили в приделе Спасо-Преображенского собора, - это всё как-то прошло мимо моего сознания. Дальнейшую историю, приведенную Еленой, пересказывать не буду. Добавлю только, что теперь у меня есть еще один серьезный повод побывать у преп. Варлаама.
Дорогая Елена, спасибо!
 
Последнее редактирование модератором:
Доброго времени суток и приятного поста Елена. Обязательно теперь съезжу снова в этот м-рь, это так я понимаю напоминание для меня... надо ехать точно. Статья конечно поравилась, спасибо и ждем к нам на совмстную молитву как всегда.
 
Спасибо всем за добрые слова! После таких откликов хочется сделать что-нибудь еще, появляется настроение и вдохновение.И Вам Нина, спасибо. Это для меня напоминание, чтобы опять пришла в наш Матфеевский садик на молитвенное стояние. Спасибо!
 
Удивительное письмо прислал мне мой однокурсник из Вологды. С замечательными дополнениями про Державина. Поэтому неудержусь, приведу здесь отрывки:
Вот уж воистину дивно и чудно: за окном плюс 25 градусов и даже в городе стоит густой запах скошенной травы и терпкий потной конской упряжи, а на твоих фотографиях – девственный весенний снег, даже хруст его будто слышится. Посмотрел и в очередной раз задумался над превратностями судеб – монастырских и людских: «Если Хутынский монастырь в 1990-е годы возродился – буквально из пепла, - то Званки как таковой по-прежнему нет на карте Новгородской области.
Еще одно исполнилось пророчество:

«Разрушился сей дом, засохнет бор и сад,
Не вспомнится нигде и имя Званки…»

И далее:
«Река времен в своем стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы…»

Кстати, в своих стихах Державин увековечил и «Шекснинску стерлядь золотую…»
Ты заговорила о Державине, а я вернулся к книге Владислава Ходасевича «Державин».
В связи с ним вспомню и его знаменитого современника Александра Семёновича Шишкова, вице-адмирала, член адмиралтейского совета и Российской Академии, чьи взгляды в целом Державин разделял. А Шишков, если ты помнишь, был фанатиком того, что начинали звать русским направлением, «он негодовал на политический дух, заносимый из Франции, ворчал на молодых администраторов нерусского воспитания, восстал против французских мод и обычаев, особенно – против повального употребления французского языка в разговорах; действительно, было противно уму и чувству то, что русские люди зачастую вовсе разучивались не только писать, но и говорить по-русски; иные в том видели даже лоск и тонкую образованность…»
В отношение Державина есть большая несправедливость и в другом: в школе творения певца Фелицы – «классический пример русского лжеклассицизма. То есть чего-то по существу ложного, недолжного и неправого. Чего-то такого, что, слава Богу, кончилось, истлело, стало «историей» - и к чему никто уже не вернется. И точно его «придавили могильным камнем, из-под которого и не встанешь» (В.Ходасевич).
Разве не так? Разве в школе, да и в университете мы любили его поэзию? А ведь Гавриил Романович был (я начинаю это понимать только теперь) гениальным поэтом. В его стихах «дух дышит мощно и глубоко. Это язык первобытный, творческий. В нем – абсолютная творческая свобода, удел дикарей и гениев» (В.Ходасевич).
Обидно, но ничего не поделаешь. Не у него одного такая «школьная» судьба.
И ещё вот о чем подумалось, вспоминая Державина. Опять сошлюсь на Владислава Ходасевича: «Живя почти гостем на Званке, он привыкал к положению частного человека и как бы гостя в самой России…»
Я уже и забыл, где похоронен Державин, и уж точно не знал о судьбе его праха.
И еще добавление, про Ангелов над соборами и церквями. Они, Ангелы, становится зримыми, когда воплощаются в голубей (по-моему, это писал Пришвин). Голуби, привыкшие каждое утро кружить над куполами и крестами храма, однажды прилетели, а храма с куполами нет. Они кружили в воздухе не один день именно там, где высились купола, будто слышали их державный гул, чувствовали их тепло, и в своём полёте словно обводили их контуры, пытаясь вернуть к жизни. Удивительный образ!
 
Сверху