На расстоянии протянутой руки...

На расстоянии протянутой руки...

Всякий раз, когда я бываю в Киеве, я обязательно прихожу во Владимирский собор. Это один из любимейших моих православных храмов, и очень грустно осознавать, что сегодня он оккупирован украинскими раскольниками.
Построенный в псевдовизантийском стиле, собор соединяет в себе несколько пластов высоких культур: византийскую, древнерусскую и дореволюционную российскую. Византийские своды здесь соседствуют с муравчатыми узорами из Древней Руси, а стены украшены выдающимся русским художником Виктором Васнецовым.

Я вообще очень и очень скептически отношусь к живописи на стенах православных храмов. То, что эту живопись называют высоким словом «академическая», часто ее не спасает. За исключением некоторых мастеров, чаще всего это плохое и безвкусное художество. Все-таки для православного храма уместнее традиционная иконографическая роспись.
Но есть автор, у которого, на мой взгляд, получилось создать живопись, подходящую для храма, причем живопись выдающуюся! Искусствоведы могут иронизировать надо мною, но мне кажется, что живопись Васнецова в храмах смотрится органично.
Приходя во Владимирский Киевский собор, я всегда с большим удовольствием рассматриваю фрески, выполненные Васнецовым. Его картины вызывают сильные эмоции, они притягивают, магнетизируют. Сам Васнецов был благочестивым человеком, и, конечно, он вложил в свои работы и большое религиозное чувство.
Единственно, что расстраивает, это то, что на стенах и сводах Владимирского собора эти фрески плохо видны. Не будешь, в самом деле, бинокль с собой в храм брать…
А в альбомах (я уже не говорю об открытках) сила воздействия картин снижается в разы.

Тем более, я был очень обрадован, когда узнал, что в Москве, в Третьяковской галерее, производится выставка… этих самых работ. Ну, не этих самых, конечно, со стен собора их не снимешь, но полотен, созданных Васнецовым как эскизы, как образцы для написания фресок. То есть сначала художник создал эти картины, комиссия их одобрила, и потом он (и специальные мастера) их написали на стенах собора.
Итак, перед нами – полотна, написанные рукой Виктора Васнецова. Практически в ту самую величину, в какую они даны на стенах собора. Эти полотна перед нами, и их можно рассматривать не торопясь: разглядывать детали, открывать доселе неизвестные подробности, думать над цветовым или художественным решением художника в данном сюжете.
Уверяю вас, они производят очень сильное впечатление! Кто будет иметь такую возможность, советую посетить, благо выставка будет продолжаться до 8 сентября этого года.

Давайте вместе посмотрим на эти работы и поделимся теми мыслями и чувствами, что у нас возникают.
Напоминаю, что приведенные мною фотографии можно увеличить, кликнув по той или иной фотографии.

васнецов1.jpg
Владимирский собор города Киева.

васнецов2.jpg
Войдем под его прекрасные своды.

васнецов3.JPG
Крещение Руси святым князем Владимиром.
Мне очень нравится эта картина своим пафосом, энергетикой. Кстати сказать, в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси (в этом году пройдут торжества в честь 1025-летия), эта картина стала официальным символом праздника.
Князь Владимир воздевает руки к Небесам, и оттуда льется свет – русским язычникам воссияло Солнце Правды, Христос Бог наш!
И тут же начинается работа духовенства – крестят людей в водах Днепра. Тут и старики, и дети…

васнецов4.JPG
Здесь можно спокойно сидеть и думать над изображенным. На этом длинном полотне изображен момент из Апокалипсиса: Ангелы приглашают войти в Царство Божие всех праведных людей. И те, воскресшие и преображенные, устремляются в Царство отовсюду.
Впрочем, давайте приблизим отдельные моменты этого сюжета.

васнецов5.JPG
Как прекрасно художник передал торжество прославления праведников! К вечному Царству Ангелы возносят мучеников и праведников. Кто-то из мучеников держит меч – эта мученица, вероятно, была казнена мечом. Среди мучеников есть совсем молодые люди, как этот сонм девушек, замученных во имя Христа в древнеримские времена.
Слева – ветхозаветные праотцы и праведники в древних одеждах. Между ангелами – царственная пара: святые равноапостольные Константин и Елена. За девушками-мученицами – два молодых брата. Это, несомненно, первые русские святые братья Борис и Глеб.
А что за особая честь деве, которую возносят Ангелы на самом переднем плане?.. Кто она?
Я люблю загадывать загадки. Давайте и в этот раз спрошу вас: кто она, эта прекрасная незнакомка, которая даже несколько испугана воздаваемой ей честью?

васнецов6.JPG
Крупным планом – Архангелы, приглашающие всех войти в Царство Божие.
Вы обратили внимание, что я стараюсь не употреблять выражение Царство Небесное. В Новом Завете эти два выражения взаимозаменяемы. Евреи старались не употреблять попусту слово Бог, поэтому заменяли его какими-нибудь другими словами, в частности Небо, Небеса.
Таким образом, выражение Царство Божие часто произносилось как Царство Небесное.
И у современного человека, для которого небо – это пространство над головой, складывается впечатление, что речь идет о каком-то Царстве, которое Господь построит на небесах. На самом деле, речь идет о Царстве, которое Господь построит в нашей преображенной Вселенной, на нашей с вами земле.
То есть если для древних людей выражение Царство Небесное означало лишь Царство, построенное Господом, у нас это понятие вызывает неверные пространственные представления.

Итак: Ангелы приглашают всех войти в тот прекрасный город, или великолепное Царство, которое Бог откроет и осуществит на земле.

васнецов7.JPG
С другой стороны к этому Царству Божию тоже устремляются люди. Мы можем узнать благоразумного разбойника, с диковатым лицом и… царя Давида, который не расстается с псалтирью (древний музыкальный инструмент, прародитель арфы).

васнецов8.JPG
А вот еще другие люди, устремляющиеся в Царство Божие. Младенцы (может быть, Вифлеемские?) и… несомненно наши любимицы и красавицы Вера, Надежда, Любовь и София.
Я не мог отвести глаз от этих милых мучениц, льнущих к матери, которые даже тут, когда последовало приглашение войти в радость Господа, по деликатности своей не решаются этого сделать.

васнецов10.JPG
Вот она – кульминация жертвенности и любви Господа. Сын Божий отдает Себя на поругание и на смерть, отдает в руки грешных людей.
Обратите внимание: Ангелы прячут лица или закрывают глаза, не в силах смотреть на это Таинство Жертвы, на этот ужас Богоубийства.
Ангелы, даже демоны ужаснулись содеянному. Только люди не ужаснулись, а, умыв руки, пошли к пасхальному столу пировать и праздновать победу…

васнецов11.JPG
Очень многозначительный сюжет, который невозможно понять человеку, незнакомому с образами книги Апокалипсис.
Несколько слов в пояснение:
А) Ангел держит свиток с грехами людей и весы, на которых будет взвешивать их злые и добрые поступки. Свиток пока не развязан, то есть Суд пока не начался.
Б) На Великий и окончательный Суд собираются люди отовсюду. Все мертвецы, абсолютно все прибудут сюда.
В) Ангелы трубят, и ломаются могильные камни. Одновременно море начинает отдавать мертвецов, как Господь и предупреждал. То есть все, даже потонувшие, съеденные рыбами, размолотые на части, – все явятся на Суд.
Г) Обратите внимание на епископа справа. Это какой-то грешник, который, видимо, думал, что его сан защитит его от праведного Суда. Но на Вечном Божьем Суде никакие наши регалии, ордена, чины и знакомства нам не помогут. Будет иметь значение только то, каким ты был на самом деле!

Давайте увеличим вот эти, боковые, части фрески, рассказывающей про собирание людей на Суд Божий.

васнецов12.JPG
...

васнецов13.JPG
...

васнецов14.JPG
Господь предает Сына Своего на Смерть. Всемогущий Бог отдает Своего Сына в руки людей, доверяя им. В то же время Бог Отец знает, что произойдет. Эта мудрая покорность написана в Лике и всей позе Господа.
Мне, когда я посмотрел эту фреску, сначала, пришло иное толкование. Мне показалось, что это изображение Бога, окончившего творение мира, как говорится, выложившегося, давшего прекрасный мир, чудесное мироздание человеку. Отсюда такая усталость…
Впрочем, сам Васнецов писал здесь Бога Отца как Того, Кто отдает Сына Своего в руки людей.

васнецов14п.JPG
Вот таким был Виктор Васнецов, когда приступил к работе над удивительными фресками Владимирского собора.

васнецов15.JPG
На витринах – уникальные материалы, рассказывающие о работе над фресками в соборе.
На фото – разворот дореволюционной книги о Владимирском соборе.

васнецов16.JPG
Выхожу на улицу. Двадцатиградусный мороз – не шутка. Однако нельзя не отдать должное тем видам, которые открываются с Большого Москворецкого моста. Кладу на парапет моста сумку, на нее опираю фотоаппарат, чтобы выдержка была побольше, и делаю вам на память несколько снимков.

васнецов17.JPG

васнецов18.JPG

васнецов19.JPG

Комментарии

Спасибо, отец Константин, за материал!
Меня лично религиозная живопись В.В. Васнецова пугает: в Русском музее висят некоторые полотна, и всякий раз, как я попадаю в эти залы, хочется оттуда сбежать. Жуткие они какие-то. Нравится только Богоматерь с младенцем в черно-белой гамме.
Согласна, что лучше всего для православного храма традиционная иконопись.
 
Ольга Самохвалова написал(а):
Спасибо, отец Константин, за материал!
Меня лично религиозная живопись В.В. Васнецова пугает: в Русском музее висят некоторые полотна, и всякий раз, как я попадаю в эти залы, хочется оттуда сбежать. Жуткие они какие-то. Нравится только Богоматерь с младенцем в черно-белой гамме.
Согласна, что лучше всего для православного храма традиционная иконопись.

Она слишком реалистична. И от этой реалистичности становится жутковато.
Но в этом ее и сила. У нас часто религиозные сюжеты настолько лакируются и мифологизируются, что какой-то реализм, жизненность, пропадают.
Васнецов такие великие темы и Личности, как Царство Божие, Суд, Христос, Богородица, можно сказать, возвращает нам. Мы вдруг осознаем, что все это - реальные исторические личности, они такие же, как и мы...
Впрочем, скажу, что и мне некоторые его работы не кажутся близкими.
 
Вопрос не снимается.
Так кто же изображен на 5-й фотографии этого очерка? Кого так бережно несут Ангелы к Горнему Иерусалиму, к Царству Божию?

Подумайте, и жду Ваших мнений.
 
Огромное Вам, отец Константин, спасиБо! Какая замечательная тема. Меня давно интересовали эти фрески В.Васнецова... Ваш материал приняла как подарок!
Не комментирую обычно ваши темы в блоге, но каждый день их открываю, и читаю, и жду с нетерпением. И всегда благодарю Вас!
Марина г. Пенза
 
Батюшка, надо признать было нелегко найти ответ, тем более, к нашему стыду, не очень мы разбираемся в живописи... :(
Но благодаря умельцам, которые создали сайт Владимирского собора (г. Киев), ответ удалось раздобыть на одной из страниц этого сайта, где приведен фрагмент росписи барабана центрального купола собора.
Так вот, этой прекрасной незнакомкой является - Великомученица Екатерина.
"По преданию ангелы вознесли тело Великомученицы после казни на гору Синай, где в VI веке его обрели монахи и перенесли в монастырь. Взгляд Святой тверд и спокоен, на руке ее блестит обручальное кольцо, символ обручения ее с Небесным Женихом." - взято с сайта собора. (Там же можно прочитать и про других изображенных праведниках этого фрагмента).

Отче, отдельное спасибо за морозные фотографии ночной Москвы. :) Очень красиво!
 
Большое спасибо за познавательный материал.
К Вашему рассуждению "Царство Небесное/Божие", я вот не пойму, зачем изображается Бог-Отец в виде старца в белой одежде на облаке, его же в отличие от Сына никто не видел. А по этим изображениям многие необразованные люди, особенно в дореволюционные времена искренне считали, что Бог это некий дедушка, сидящий где-то наверху. Да ещё расспрашивали лётчиков и космонавтов, виден ли им был Творец... Рисовать то конечно проще, чем разъяснять, что "Царство Божие внутри вас есть".
 
Отче, думается что Дмитрий и Наталия ответили на Ваш вопрос, а вот что за животные изображены на сюжете Апокалипсиса, впрочем здесь ответ прост :)
 
священник Константин Пархоменко написал(а):
Она слишком реалистична. И от этой реалистичности становится жутковато.
Но в этом ее и сила. У нас часто религиозные сюжеты настолько лакируются и мифологизируются, что какой-то реализм, жизненность, пропадают.
Васнецов такие великие темы и Личности, как Царство Божие, Суд, Христос, Богородица, можно сказать, возвращает нам. Мы вдруг осознаем, что все это - реальные исторические личности, они такие же, как и мы...
Впрочем, скажу, что и мне некоторые его работы не кажутся близкими.

Батюшка, Ваша фраза, что живопись Васнецова возвращает нам эти личности подсказала мне то, что меня больше всего отталкивает - это полное отсутствие жизни, статичность и мертвенность лиц. Живопись реалистична, качественная, но такое впечатление, что они все вот только что умерли и Васнецов их в таком виде изобразил. Самое человечное изображение - Бог Отец, хотя оно и не каноничное, лик Христа на распятии не вызывает возмущений. Цветовая гамма мрачная.
Вспомните Андрея Рублева, Дионисия - это, конечно, высший пилотаж, но надо же с чем-то сравнивать - сколько у них света! Свет, жизнь во всей полноте - это то, что должна являть духовная живопись.
Пример хорошей современной росписи, на мой взгляд, церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Политехническом институте, именно основное помещение, в притворе другой автор трудился и тоже, по-моему, неудачно.
 
Хочется вступиться за Васнецова. Лично мне очень нравится реалистичность этой живописи. В ней есть какая-то незыблемость. И подчеркнуто яркие краски, на мой взгляд, создают ощущение былинности, древности и в то же время вечности запечатленного... А насчет отсутствия жизни... Как жизненна скорбь ангелов о распятом Господе, сколько в их позах ужаса и благоговения, с какой теплотой и покорностью они пытаются закрыть Его своими крылами...
 
А я не была во Владимирском соборе. Тема раскола у нас настолько остра, что «нога не поднимается» переступить порог захваченных храмов. В Одессе у нас всего один филаретовский храм, а в Киеве на каждом шагу, особенно новой постройки, в спальных районах. Простые люди часто не хотят вникать, в ритме большого города им проще в воскресный день пойти в ближайший храм. Так вот и становятся раскольниками невольно, грустно… Грустно и то, что именно во Владимирском соборе ныне пребывают мощи Св. великомученицы Варвары.

А что касается полотен Васнецова, конечно, они не однозначны. Не мне, профану, судить о каноничности, но то, что они цепляют за живое это факт. Часто ли мы в повседневной жизни по настоящему задумываемся о Божием Суде, о Царствии Божием, и о своей посмертной участи? Предложенные о.Константином работы меня заставили остановиться мыслями...и подумать… о Вечном…

Спасибо!
 
А мне кажется, что княгиня Ольга вместе с князем Владимиром изображены слева от Бориса и Глеба, а девушка в царских одеждах, может быть, великомученица Екатерина?
 
Незарегистрированный написал(а):
А мне кажется, что княгиня Ольга вместе с князем Владимиром изображены слева от Бориса и Глеба, а девушка в царских одеждах, может быть, великомученица Екатерина?

Да, может быть, Вы правы. Наверное, это не святые Константин и Елена, а Владимир и Ольга. А, может быть, впрочем, и Константин и Елена...
А под девушкой, возносимой на крыльях Ангелов, конечно, нужно понимать святую великомученицу Екатерину. Об этом говорит ее царская одежда (она была царского рода) и перстень (она обручила себя Христу).
Девушка за ней, прижимающая к груди меч, - святая Варвара. Сегодня ее мощи в этом соборе. Прежде они были в Михайловском монастыре, в советское время были реквизированы, а после Великой Отечественной войны возвращены Церкви. Только помещены уже во Владимирском соборе.

Я поздравляю победителей: Дмитрия и Наталью, моих дорогих прихожан и друзей!
 
Да, печально. Я даже и не знала, что Владимирский собор оккупирован украинскими раскольниками. Для меня это особый собор. В 1982 году меня в нём крестили, когда мне было 11 лет. Детство моё прошло большей частью на Украине, поэтому и с Киевом, и с Владимирским собором связаны самые тёплые воспоминания. Уже много лет не была там, а так хочется опять посетить собор. И действительно, грустно осознавать то, что в нём сейчас происходит.
Большое спасибо за чудесные фото собора и фресок.
А в ответ на загадку (я ещё тогда не видела ответа в комментариях), сразу подумала, что это святая Великомученица Екатерина. Ведь Екатерина была царицей, а на фреске девушка в короне, и притом очень красивая, какой Екатерина и была в жизни.
 
Фрески сами по себе мне очень понравились и я люблю живопись на стенах храма.
Только не пойму,как такой знаменитый собор достался раскольникам?не могу представить,чтоб такое было в России.( спаси Господи!)
 
В 2002 году я познакомился на Украине с одним священником, настоятелем простого деревенского прихода. Прихода, прямо скажем, небогатого. Меня представили ему как гостя из Санкт-Петербурга. Он посмотрел на меня и произнес: "Хорошо вам там в России..." Помолчал и добавил:"У вас раскола нет." Для многих это проблема №1.
 
Так как вы пишите и рассказываете, публикуете фото, которые хочется изучать и разглядывать(высочайшее качество), когда начинаешь действительно думать над материалом фото, над задаваемыми загадками и вопросами - это чудо, талант которым вы обладаете, редкостный дар (такого если честно нигде не встечала), никто не пишет так как вы - это открытие!!! Интересно всегда. Это проповедь, невозможно пройти мимо!!!! Потрясающе. Спаси и сохрани вас и всего доброго и светлого близким и любимым людям!!!
 
Сверху