«Наш Афон»
Фотовыставка Костаса Асимиса
...Чуть-чуть отдохнем от большой и серьезной темы, а потом вернемся к ней.
А сегодня, дорогие, я хочу вас познакомить с фотовыставкой «Наш Афон», которая проходит в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора.
Я уже был здесь с семьей и детьми и познакомился с прекрасными фотографиями моего греческого тезки Костаса Асимиса. В другой раз я пришел сюда утром, буквально на 15 минут, чтобы сделать снимки, с которыми смогу познакомить моих читателей, не имеющих возможность посетить Петропавловку.
Хожу, снимаю. Посетителей почти нет. Страшно мешает солнце, которое бликует от фотографий и не позволяет их фотографировать. Время поджимает. Взад и вперед по выставке ходит какой-то человек интеллигентной наружности. Уходит. Опять приходит. Шепчется со смотрительницей и опять исчезает. Подходит ко мне и спрашивает: «Нравится?»
Отвечаю: «Нравится».
«Вот и людям нравится. Представляете, приходят и часами сидят. Смотрят на фотографии, о чем-то думают… Может, чего-то, на ваш взгляд, на нашей выставке не хватает?»
«Я бы, – говорю, – поставил магнитофон, колонки и тихо транслировал афонское монашеское пение».
«Был, был магнитофон…» И человек занервничал и пошел беседовать со смотрительницей.
Я продолжал фотографировать, так как время уже было на исходе.
Мой собеседник опять присоединился ко мне: «И получается?»
«Получается», – и показал ему несколько фотографий на экране фотоаппарата.
«Ага!» И начал рассказывать мне про фотографа Костаса Асимиса, с которым знаком уже много лет. Я спросил этого человека, какое отношение имеет он к выставке, видно, что какое-то имеет.
«Я? Я, позволю сообщить вам, Хранитель Петропавловского собора и Великокняжеской усыпальницы!»
«Очень приятно». Я тоже представился.
«Мало, мало ходят на выставку!– говорил мне мой новый знакомый. – А ведь надо классами приводить детей! Почему никто не знает? И на сайте дали, и по радио, и в Новостях сообщили… А народу мало».
Я пообещал, что приглашу на эту выставку читателей моего блога, живущих в Петербурге.
Поблагодарил, подхватил меня под локоть и повлек за собой: «Ладно, на выставку вы еще вернетесь, а я вам покажу собор, пойдемте в эту потайную дверь…» И Хранитель повел меня служебными ходами в Петропавловский собор…
Но это уже другая история. А пока смотрим фотографии «Наш Афон».
Несколько слов о фотографе, с работами которого мы сейчас познакомимся.
Костас Асимис родился в городе Ташкенте, в семье греков. Затем его семья переехала в Югославию. Там Костас Асимис получил филологическое образование и серьезно увлекся фотографией. Первый опыт фотомастерства он получил в студии моды и рекламы в Мюнхене. В Грецию Костас Асимис вернулся в 1982 году. В городе Салоники он открыл собственную студию и продолжил работу в области профессиональной фотографии.
В 1984 году Костас Асимис впервые побывал в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне и практически остался там навсегда.
Выставка в Петропавловской крепости демонстрирует результаты многолетней творческой деятельности Костаса. На протяжении более чем 20 лет фотограф снимал Святой Афон: монастыри, храмы, повседневную жизнь монахов, священников и послушников, посещения паломников, визиты именитых гостей, создав тем самым современную фотолетопись монастырской жизни.
Костасу исключительно повезло. Этого фотографа знают на Афоне все монахи, и перед ним открыты все двери и все сокровищницы монастырей. Там, где мне не разрешали фотографировать, он ставит штатив и ведет спокойную съемку. А все потому, что знают и любят его не просто как профессионала, а как благочестивого, искреннего человека. «Фотограф в рясе» – если так скажешь о нем, это не будет преувеличением. Костас получил благословение на ношение подрясника и ходит по Афону, подпоясавшись кожаным монашеским поясом, как инок.
Этому автору принадлежат несколько альбомов об Афоне, его жизни и святынях.
Скажу о личном впечатлении от фотографий Костаса. Не все произвели на меня впечатление. На мой взгляд, во многих из них не хватает внутренней энергетики, движения, жизни. Они мне показались слишком статичными. Здесь все замерли, жизнь остановилась, а не продолжается.
Однако у фотографа есть свой фотографический почерк, его фотографии узнаваемы, а это главное. Может быть, некая статичность, фиксация жизни, застывшей, как мушка в янтаре, и есть то, что он хочет нам сообщить своими работами? Может, именно таким он и видит Афон? Мне Афон видится немного иным, но, может, потому, что я его и не знаю, я был здесь всего 3 дня…
В добавление к фотографиям самого Костаса Асимиса, я предлагаю еще несколько прекрасных дореволюционных фотографий, которые можно увидеть на выставке. В 1980-е годы во время своих посещений Афона Костас познакомился со старинным фотоархивом русского Свято-Пантелеимонова монастыря середины XIX – 30-х годов XX века. К сожалению, архив находился в плачевном состоянии, хрупкие стеклянные пластины с негативами находились в полуразрушенном виде. Благодаря Костасу Асимису архив этот был спасен и отреставрирован.
За этот, поистине, подвиг фотографа скажем ему большое спасибо!
Итак, представляю вашему вниманию несколько переснятых мною фотографий Святого Афона из тех, что мне особенно понравились. На некоторых видна засветка. Преодолеть ее не удалось, за что прошу прощения.
Увеличивайте фотографии – и получайте радость от соприкосновения с Афоном, где денно и нощно молятся и за нас с вами, в том числе.
Вхожу в массивные ворота Петропавловской крепости. Весеннее солнце ослепляет... Талый снег искрится, бьют куранты.
Петропавловский собор. К нему примыкает помещение бывшей Усыпальницы, в которой расположена выставка.
Вот так выглядит фрагмент этой выставки.
Постепенно, двигаясь вдоль стенда, ты погружаешься в мир молитвы, богомыслия и послушаний.
Закат у берегов Афона.
На службе.
В костехранилище Свято-Панталеимонова монастыря.
Алтарник...
Возле чудотворной иконы «Отрада», или «Утешение».
После службы все направляются в трапезную.
Обед, приготовленный с молитвой...
Старинные фонарики. На Афоне электричество провели только в 1960-е – 1980-е годы, а кое-где его и поныне нет. Храм и кельи освещаются вот такими фонариками или масляными лампами.
Руки монаха перебирают четки.
Келия, куда едва ли можно забраться. Здесь живет отшельник.
Келия.
Многие подвижники живут в келиях на скалах, куда, не зная особой тропы, не пробраться. Многие живут в пещерах. Благодаря этому подвижника никто не отвлекает от молитвы. Порой монах умирает, а об этом узнают спустя несколько лет.
Пещера подвижника.
Древняя келия.
И еще посещение пещеры отшельника.
Чудотворная икона Божией Матери «Иверская» крупным планом.
О моем посещении монастыря Иверон смотрите по ссылке.
Чудотворная икона «Млекопитательница» из келии св. Саввы Сербского.
Монах спешит на службу.
Жизнь и послушания монахов.
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
Монахи на отдыхе. Конец 19-го века.
Чтение Псалтири.
В библиотеке Свято-Пантелеимонова монастыря. Начало 20-го века.
Фотолаборатория Свято-Пантелеимонова монастыря. Начало 20-го века.
Гидросамолет на Афоне. Начало 20-го века.
Русский крейсер у берегов Афона. 1915.
Первый снег на Афоне. Конец 19-го века.
Фотовыставка Костаса Асимиса
...Чуть-чуть отдохнем от большой и серьезной темы, а потом вернемся к ней.
А сегодня, дорогие, я хочу вас познакомить с фотовыставкой «Наш Афон», которая проходит в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора.
Я уже был здесь с семьей и детьми и познакомился с прекрасными фотографиями моего греческого тезки Костаса Асимиса. В другой раз я пришел сюда утром, буквально на 15 минут, чтобы сделать снимки, с которыми смогу познакомить моих читателей, не имеющих возможность посетить Петропавловку.
Хожу, снимаю. Посетителей почти нет. Страшно мешает солнце, которое бликует от фотографий и не позволяет их фотографировать. Время поджимает. Взад и вперед по выставке ходит какой-то человек интеллигентной наружности. Уходит. Опять приходит. Шепчется со смотрительницей и опять исчезает. Подходит ко мне и спрашивает: «Нравится?»
Отвечаю: «Нравится».
«Вот и людям нравится. Представляете, приходят и часами сидят. Смотрят на фотографии, о чем-то думают… Может, чего-то, на ваш взгляд, на нашей выставке не хватает?»
«Я бы, – говорю, – поставил магнитофон, колонки и тихо транслировал афонское монашеское пение».
«Был, был магнитофон…» И человек занервничал и пошел беседовать со смотрительницей.
Я продолжал фотографировать, так как время уже было на исходе.
Мой собеседник опять присоединился ко мне: «И получается?»
«Получается», – и показал ему несколько фотографий на экране фотоаппарата.
«Ага!» И начал рассказывать мне про фотографа Костаса Асимиса, с которым знаком уже много лет. Я спросил этого человека, какое отношение имеет он к выставке, видно, что какое-то имеет.
«Я? Я, позволю сообщить вам, Хранитель Петропавловского собора и Великокняжеской усыпальницы!»
«Очень приятно». Я тоже представился.
«Мало, мало ходят на выставку!– говорил мне мой новый знакомый. – А ведь надо классами приводить детей! Почему никто не знает? И на сайте дали, и по радио, и в Новостях сообщили… А народу мало».
Я пообещал, что приглашу на эту выставку читателей моего блога, живущих в Петербурге.
Поблагодарил, подхватил меня под локоть и повлек за собой: «Ладно, на выставку вы еще вернетесь, а я вам покажу собор, пойдемте в эту потайную дверь…» И Хранитель повел меня служебными ходами в Петропавловский собор…
Но это уже другая история. А пока смотрим фотографии «Наш Афон».
Несколько слов о фотографе, с работами которого мы сейчас познакомимся.
Костас Асимис родился в городе Ташкенте, в семье греков. Затем его семья переехала в Югославию. Там Костас Асимис получил филологическое образование и серьезно увлекся фотографией. Первый опыт фотомастерства он получил в студии моды и рекламы в Мюнхене. В Грецию Костас Асимис вернулся в 1982 году. В городе Салоники он открыл собственную студию и продолжил работу в области профессиональной фотографии.
В 1984 году Костас Асимис впервые побывал в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне и практически остался там навсегда.
Выставка в Петропавловской крепости демонстрирует результаты многолетней творческой деятельности Костаса. На протяжении более чем 20 лет фотограф снимал Святой Афон: монастыри, храмы, повседневную жизнь монахов, священников и послушников, посещения паломников, визиты именитых гостей, создав тем самым современную фотолетопись монастырской жизни.
Костасу исключительно повезло. Этого фотографа знают на Афоне все монахи, и перед ним открыты все двери и все сокровищницы монастырей. Там, где мне не разрешали фотографировать, он ставит штатив и ведет спокойную съемку. А все потому, что знают и любят его не просто как профессионала, а как благочестивого, искреннего человека. «Фотограф в рясе» – если так скажешь о нем, это не будет преувеличением. Костас получил благословение на ношение подрясника и ходит по Афону, подпоясавшись кожаным монашеским поясом, как инок.
Этому автору принадлежат несколько альбомов об Афоне, его жизни и святынях.
Скажу о личном впечатлении от фотографий Костаса. Не все произвели на меня впечатление. На мой взгляд, во многих из них не хватает внутренней энергетики, движения, жизни. Они мне показались слишком статичными. Здесь все замерли, жизнь остановилась, а не продолжается.
Однако у фотографа есть свой фотографический почерк, его фотографии узнаваемы, а это главное. Может быть, некая статичность, фиксация жизни, застывшей, как мушка в янтаре, и есть то, что он хочет нам сообщить своими работами? Может, именно таким он и видит Афон? Мне Афон видится немного иным, но, может, потому, что я его и не знаю, я был здесь всего 3 дня…
В добавление к фотографиям самого Костаса Асимиса, я предлагаю еще несколько прекрасных дореволюционных фотографий, которые можно увидеть на выставке. В 1980-е годы во время своих посещений Афона Костас познакомился со старинным фотоархивом русского Свято-Пантелеимонова монастыря середины XIX – 30-х годов XX века. К сожалению, архив находился в плачевном состоянии, хрупкие стеклянные пластины с негативами находились в полуразрушенном виде. Благодаря Костасу Асимису архив этот был спасен и отреставрирован.
За этот, поистине, подвиг фотографа скажем ему большое спасибо!
Итак, представляю вашему вниманию несколько переснятых мною фотографий Святого Афона из тех, что мне особенно понравились. На некоторых видна засветка. Преодолеть ее не удалось, за что прошу прощения.
Увеличивайте фотографии – и получайте радость от соприкосновения с Афоном, где денно и нощно молятся и за нас с вами, в том числе.
Вхожу в массивные ворота Петропавловской крепости. Весеннее солнце ослепляет... Талый снег искрится, бьют куранты.
Петропавловский собор. К нему примыкает помещение бывшей Усыпальницы, в которой расположена выставка.
Вот так выглядит фрагмент этой выставки.
Постепенно, двигаясь вдоль стенда, ты погружаешься в мир молитвы, богомыслия и послушаний.
Закат у берегов Афона.
На службе.
В костехранилище Свято-Панталеимонова монастыря.
Алтарник...
Возле чудотворной иконы «Отрада», или «Утешение».
После службы все направляются в трапезную.
Обед, приготовленный с молитвой...
Старинные фонарики. На Афоне электричество провели только в 1960-е – 1980-е годы, а кое-где его и поныне нет. Храм и кельи освещаются вот такими фонариками или масляными лампами.
Руки монаха перебирают четки.
Келия, куда едва ли можно забраться. Здесь живет отшельник.
Келия.
Многие подвижники живут в келиях на скалах, куда, не зная особой тропы, не пробраться. Многие живут в пещерах. Благодаря этому подвижника никто не отвлекает от молитвы. Порой монах умирает, а об этом узнают спустя несколько лет.
Пещера подвижника.
Древняя келия.
И еще посещение пещеры отшельника.
Чудотворная икона Божией Матери «Иверская» крупным планом.
О моем посещении монастыря Иверон смотрите по ссылке.
Чудотворная икона «Млекопитательница» из келии св. Саввы Сербского.
Монах спешит на службу.
Жизнь и послушания монахов.
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
А теперь – несколько старинных фотографий,
найденных и отреставрированных
Костасом Асимисом:
найденных и отреставрированных
Костасом Асимисом:
Монахи на отдыхе. Конец 19-го века.
Чтение Псалтири.
В библиотеке Свято-Пантелеимонова монастыря. Начало 20-го века.
Фотолаборатория Свято-Пантелеимонова монастыря. Начало 20-го века.
Гидросамолет на Афоне. Начало 20-го века.
Русский крейсер у берегов Афона. 1915.
Первый снег на Афоне. Конец 19-го века.