«Наш Афон»: фотоальбом

«Наш Афон»
Фотовыставка Костаса Асимиса

...Чуть-чуть отдохнем от большой и серьезной темы, а потом вернемся к ней.

А сегодня, дорогие, я хочу вас познакомить с фотовыставкой «Наш Афон», которая проходит в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора.

Я уже был здесь с семьей и детьми и познакомился с прекрасными фотографиями моего греческого тезки Костаса Асимиса. В другой раз я пришел сюда утром, буквально на 15 минут, чтобы сделать снимки, с которыми смогу познакомить моих читателей, не имеющих возможность посетить Петропавловку.
Хожу, снимаю. Посетителей почти нет. Страшно мешает солнце, которое бликует от фотографий и не позволяет их фотографировать. Время поджимает. Взад и вперед по выставке ходит какой-то человек интеллигентной наружности. Уходит. Опять приходит. Шепчется со смотрительницей и опять исчезает. Подходит ко мне и спрашивает: «Нравится?»
Отвечаю: «Нравится».
«Вот и людям нравится. Представляете, приходят и часами сидят. Смотрят на фотографии, о чем-то думают… Может, чего-то, на ваш взгляд, на нашей выставке не хватает?»
«Я бы, – говорю, – поставил магнитофон, колонки и тихо транслировал афонское монашеское пение».
«Был, был магнитофон…» И человек занервничал и пошел беседовать со смотрительницей.
Я продолжал фотографировать, так как время уже было на исходе.

Мой собеседник опять присоединился ко мне: «И получается?»
«Получается», – и показал ему несколько фотографий на экране фотоаппарата.
«Ага!» И начал рассказывать мне про фотографа Костаса Асимиса, с которым знаком уже много лет. Я спросил этого человека, какое отношение имеет он к выставке, видно, что какое-то имеет.
«Я? Я, позволю сообщить вам, Хранитель Петропавловского собора и Великокняжеской усыпальницы!»
«Очень приятно». Я тоже представился.

«Мало, мало ходят на выставку!– говорил мне мой новый знакомый. – А ведь надо классами приводить детей! Почему никто не знает? И на сайте дали, и по радио, и в Новостях сообщили… А народу мало».
Я пообещал, что приглашу на эту выставку читателей моего блога, живущих в Петербурге.
Поблагодарил, подхватил меня под локоть и повлек за собой: «Ладно, на выставку вы еще вернетесь, а я вам покажу собор, пойдемте в эту потайную дверь…» И Хранитель повел меня служебными ходами в Петропавловский собор…

Но это уже другая история. А пока смотрим фотографии «Наш Афон».

Несколько слов о фотографе, с работами которого мы сейчас познакомимся.
Костас Асимис родился в городе Ташкенте, в семье греков. Затем его семья переехала в Югославию. Там Костас Асимис получил филологическое образование и серьезно увлекся фотографией. Первый опыт фотомастерства он получил в студии моды и рекламы в Мюнхене. В Грецию Костас Асимис вернулся в 1982 году. В городе Салоники он открыл собственную студию и продолжил работу в области профессиональной фотографии.
В 1984 году Костас Асимис впервые побывал в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне и практически остался там навсегда.
Выставка в Петропавловской крепости демонстрирует результаты многолетней творческой деятельности Костаса. На протяжении более чем 20 лет фотограф снимал Святой Афон: монастыри, храмы, повседневную жизнь монахов, священников и послушников, посещения паломников, визиты именитых гостей, создав тем самым современную фотолетопись монастырской жизни.

Костасу исключительно повезло. Этого фотографа знают на Афоне все монахи, и перед ним открыты все двери и все сокровищницы монастырей. Там, где мне не разрешали фотографировать, он ставит штатив и ведет спокойную съемку. А все потому, что знают и любят его не просто как профессионала, а как благочестивого, искреннего человека. «Фотограф в рясе» – если так скажешь о нем, это не будет преувеличением. Костас получил благословение на ношение подрясника и ходит по Афону, подпоясавшись кожаным монашеским поясом, как инок.
Этому автору принадлежат несколько альбомов об Афоне, его жизни и святынях.

Скажу о личном впечатлении от фотографий Костаса. Не все произвели на меня впечатление. На мой взгляд, во многих из них не хватает внутренней энергетики, движения, жизни. Они мне показались слишком статичными. Здесь все замерли, жизнь остановилась, а не продолжается.
Однако у фотографа есть свой фотографический почерк, его фотографии узнаваемы, а это главное. Может быть, некая статичность, фиксация жизни, застывшей, как мушка в янтаре, и есть то, что он хочет нам сообщить своими работами? Может, именно таким он и видит Афон? Мне Афон видится немного иным, но, может, потому, что я его и не знаю, я был здесь всего 3 дня…

В добавление к фотографиям самого Костаса Асимиса, я предлагаю еще несколько прекрасных дореволюционных фотографий, которые можно увидеть на выставке. В 1980-е годы во время своих посещений Афона Костас познакомился со старинным фотоархивом русского Свято-Пантелеимонова монастыря середины XIX – 30-х годов XX века. К сожалению, архив находился в плачевном состоянии, хрупкие стеклянные пластины с негативами находились в полуразрушенном виде. Благодаря Костасу Асимису архив этот был спасен и отреставрирован.
За этот, поистине, подвиг фотографа скажем ему большое спасибо!

Итак, представляю вашему вниманию несколько переснятых мною фотографий Святого Афона из тех, что мне особенно понравились. На некоторых видна засветка. Преодолеть ее не удалось, за что прошу прощения.

Увеличивайте фотографии – и получайте радость от соприкосновения с Афоном, где денно и нощно молятся и за нас с вами, в том числе.

1.JPG
Вхожу в массивные ворота Петропавловской крепости. Весеннее солнце ослепляет... Талый снег искрится, бьют куранты.

2.JPG
Петропавловский собор. К нему примыкает помещение бывшей Усыпальницы, в которой расположена выставка.

3.JPG
Вот так выглядит фрагмент этой выставки.

4.JPG
Постепенно, двигаясь вдоль стенда, ты погружаешься в мир молитвы, богомыслия и послушаний.

5.JPG
Закат у берегов Афона.

6.JPG
На службе.

7.JPG
В костехранилище Свято-Панталеимонова монастыря.

8.JPG
Алтарник...

9.JPG
Возле чудотворной иконы «Отрада», или «Утешение».

10.JPG
После службы все направляются в трапезную.

11.JPG
Обед, приготовленный с молитвой...

12.JPG
Старинные фонарики. На Афоне электричество провели только в 1960-е – 1980-е годы, а кое-где его и поныне нет. Храм и кельи освещаются вот такими фонариками или масляными лампами.

13.JPG
Руки монаха перебирают четки.

14.JPG
Келия, куда едва ли можно забраться. Здесь живет отшельник.

15.JPG
Келия.

16.JPG
Многие подвижники живут в келиях на скалах, куда, не зная особой тропы, не пробраться. Многие живут в пещерах. Благодаря этому подвижника никто не отвлекает от молитвы. Порой монах умирает, а об этом узнают спустя несколько лет.

17.JPG
Пещера подвижника.

18.JPG
Древняя келия.

19.JPG
И еще посещение пещеры отшельника.

20.JPG
Чудотворная икона Божией Матери «Иверская» крупным планом.
О моем посещении монастыря Иверон смотрите по ссылке.

21.JPG
Чудотворная икона «Млекопитательница» из келии св. Саввы Сербского.

ф1.JPG
Монах спешит на службу.

ф2.JPG
Жизнь и послушания монахов.

ф3.JPG
...

ф4.JPG
...

ф5.JPG
...

ф6.JPG
...

ф7.JPG
...

ф8.JPG
...

ф9.JPG
...

ф10.JPG
...

ф11.JPG
...

ф12.JPG
...

А теперь несколько старинных фотографий,
найденных и отреставрированных
Костасом Асимисом:


ф13.JPG
Монахи на отдыхе. Конец 19-го века.

ф14.JPG
Чтение Псалтири.

ф15.JPG
В библиотеке Свято-Пантелеимонова монастыря. Начало 20-го века.

ф16.JPG
Фотолаборатория Свято-Пантелеимонова монастыря. Начало 20-го века.

ф17.JPG
Гидросамолет на Афоне. Начало 20-го века.

ф18.JPG
Русский крейсер у берегов Афона. 1915.

ф19.JPG
Первый снег на Афоне. Конец 19-го века.

Комментарии

Только что написала комментарий к греческому альбому о. Константина. Последнаяя Фраза: завтра буду, Бог даст, читать Афон. Предвкушаю. Закрываю текст и вижу новый материал: "Наш Афон"...
Замечательно! Непременно сходим на выставку.
 
Спаси Бог, батюшка за фотографии! Меня поразили на фотографиях лица монахов. Светлые и умиротворенные! В миру такие редко встретишь.
 
Спасибо, батюшка, за рассказ о выставке и за фотографии (особенно любопытны дореволюционные!) Моё внимание привлёк кадр, где монахи чистят чеснок. Огромное количество чеснока! :) Интересно, что из него потом готовят и на какое количество человек?..

"Не получается выкладывать материал каждый день или даже через день…"
Вы извиняетесь, а я была уверена, что так Вами и задумано было. :) Думала: "Вот молодец батюшка! Должно быть, много трудится Великим постом. Книгу, может быть, пишет новую, не отвлекаясь на блог. И молится много, так что времени не хватает - достойный пример нам". :) И даже хотела поблагодарить Вас за эту великопостную тишину в блоге - за возможность неторопливо и осмысленно читать Ваши последние статьи, не волнуясь, что завтра выйдут новые материалы, а сегодняшние еще не прочитаны. Конечно, ритм "статья в день" (а иногда и больше) - тоже радостен для нас. У многих уже вошло в привычку начинать рабочий день с посещения Вашего блога. :) Но отдохнуть от него иногда, фокусируя внимание на каких-то других вещах - тоже хорошо и полезно. :) Тем сильнее будет пасхальная радость! :) Спасибо!
 
Да,батюшка, большое спасибо за статью. Смотришь на труд монахов, видишь его несуетность и то, с какой любовью они все делают и сразу подтягиваешься, пытаешься перенести такое отношение на свою работу.
 
Что-то есть в этой статичности...несомненно...у нас есть большая книга-фотоальбом, посвященный Афону. (Возможно, там как раз тоже есть фотографии этого замечательного мастера.).Так вот, там тоже всё достаточно статично, спокойно, тихо, мирно, из страницы в страницу....но...именно это и радует душу, каким-то покоем, вековой незыблемостью духовных основ... Мне кажется, сфотографируй на Афоне обычное дерево - и всё-таки фотография будет "говорящей". А портретом монаха тем более можно долго любоваться, думать над ним...Спасибо.
 
Спасибо, батюшка, за статью. Спасибо, Людмила Никеева, за предоставленную информацию. Очень интересно!
 
Сегодня слышала, как выставку Афонских фотографий рекламируют в петербургском метрополитене! :)

Кстати, друзья, тому, что в метро города на Неве стали открыто рекламировать православные выставки и прибытие святынь в храмы, мы обязаны новому губернатору Петербурга - Георгию Полтавченко! Об этом я случайно прочитала в Интернете. Оказывается, до совсем еще недавнего времени (до февраля этого года) в петербургском метрополитене (точнее, в его рекламном бюро "Коммет") не соглашались принимать рекламу, в которой употреблялись такие слова как "православный", "священник", "мощи", "храм" и т.п.. И даже информацию о выставке "Православная Русь" приходилось подавать на рекламных щитах с надписью "Ваша долгожданная выставка" (выкручивались прямо как в советские времена!). К слову, такого "табу" никогда не было в Москве - только у нас! А после личного обращения к нашему новому верующему губернатору этот запрет был снят, что очень радостно! :) Еще я совсем недавно слышала, спускаясь на эскалаторе, как анонсировали доставление мощей святой Матроны в Троицкий собор, где служит отец Константин. Так что вот оно как теперь - рупор православия звучит даже под Невой! :)

Подробнее о запрете на рекламу в петербургском метрополитене можно прочесть здесь:
http://www.online812.ru/2012/02/27/009/
 
Спаси Господи, о.Константин, посетили выставку. Посетителей в эту субботу было много, звучало оч. хорошее сопровождение. Низкий поклон Вашему священному служению.
 
Сверху