Текст: Анастасия Коренькова
Фото: Евгений Горин, Анастасия Коренькова
По дороге в Оптину
Я начала этот текст буквально на следующий день после возвращения из Оптиной пустыни. Как всегда, не хотелось откладывать – пока впечатления свежи. Физически поездка была трудной: изматывающая июльская жара, ранние подъемы, переезды, отекшие ноги… Вернувшись в 5 утра в Петербург, в 7.30 я уже работала. Что делать! Спасибо и на том, что отпустили на несколько дней в этот нежданно-негаданный отпуск. Зато такого душевного подъема я не испытывала давно. Сейчас боюсь только одного: как бы не расплескать это чувство, не потерять его в водовороте экономических санкций, предвыборной грызни и неумолимо надвигающегося ремонта жилища. Но… и без этого никак. А потому смиряюсь и с радостью делюсь с читателями блога впечатлениями о поездке.
Оптина открывалась постепенно, что, кстати, оказалось очень логично и правильно. Святыни Серпухова и Калуги как бы готовили нас к знаменательной встрече. Увенчало эту «вступительную» часть поездки Шамордино. И только потом, когда душа «дозрела», настроившись на нужный лад и будучи способной все вместить, мы оказались в Обители.
Итак…
Серпухов
Лет этак 600-700 назад мы бы вряд ли отправились в южное Подмосковье с паломническими целями. Сюда ехали не на богомолье, а на войну: граница Московского княжества постоянно подвергалась набегам иноземцев. Если Крымский хан перешел Оку – все, столице беда! А потому в Серпухове, как и в Туле, был построен кремль. Местным князьям постоянно приходилось доказывать свою доблесть на поле битвы. Один из них, Владимир Андреевич, двоюродный брат Димитрия Донского, по сути, стал «виновником» победы на Куликовом поле. Если бы не его Засадный полк, появившийся в тяжелый для русских час, наши войска проиграли бы.
Вид на Серпухов. Красивый белый храм – кафедральный собор, известный как «Никола Белый»
Серпуховский кремль не сохранился. И лишь Красный холм с Троицким собором напоминает о том, что здесь была крепость
А вот, все, что осталось от кремля
Но если армия и крепкие крепостные стены были материальной защитой этих приграничных земель, то их духовными форпостами стали монастыри, основанные в те неспокойные годы. Знакомство с Серпуховом мы начали с Владычнего Введенского женского монастыря (1360).
Владычний монастырь – одна из доминант города
Владычний… Необычное название, правда? Не сразу и сообразишь, в чем тут дело. А когда узнаешь, впору удивиться: обитель основала Пресвятая Богородица! Отсюда и определение.
Было же дело так. По преданию, митрополит Алексий, будучи регентом при 10-летнем Димитрии Донском (а фактически – правителем Московского княжества), во время молитвы услышал повеление Божией Матери построить монастырь в Ее честь. Она же указала конкретное место – «в пределах града Серпухова; тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим». За дело взялся келейник святителя – инок Варлаам. Место будущей обители ему вроде бы и не приглянулось, но именно здесь во время ночевки монах услышал звон церковных сосудов. Вернувшись в столицу, рассказал, что место найдено. Правда, после этого произошло нечто страшное: в Москве уже был отслужен напутственный молебен, собраны вещи в дорогу, как Варлаам упал, испустив дух. Митрополит Алексий не верил своим глазам: кто будет строить монастырь? И горячо взмолился, прося Богородицу вернуть помощника. Его просьба была исполнена: келейник ожил, очнувшись в слезах. Как оказалось, эта «смерть» была вовсе не случайной. Через много лет святой расскажет: в тонком сне он увидел на руках у ангелов Иерусалимский Храм, в который праведные Иоаким и Анна вводили юную Деву Марию. А посему новую обитель освятили в честь Введения Богородицы во Храм (как, кстати, впоследствии и Оптину пустынь).
Часовня над гробницей Варлаама Серпуховского
Поем величание преподобному и прикладываемся
Именно Введенский монастырь – «родина» знаменитой чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша». Эта икона вообще-то и раньше была известна, как «Никейская» или «Бысть чрево Твое святая трапеза». Но особое почитание образа в России началось с 1878 года, когда отставной солдат-пьяница Стефан по молитве перед иконой получил исцеление от своего недуга. Обретенный во Владычнем монастыре образ стали называть «Неупиваемая Чаша».
Паломникам Свято-Троицкого Измайловского собора, участвующим уже два года подряд в крестном ходе вокруг Вырицы 18 мая, в день празднования «Неупиваемой Чаши», было интересно познакомиться с историей обретения образа. А она такова: уж неизвестно, за какие такие заслуги, но именно горькому пропойце Стефану из Тульской губернии явился во сне некий старичок, показавший икону Богородицы с какой-то чашей и повелевший ее искать в Серпухове. Опустившийся вояка и не думал следовать совету. Тем более что ноги в результате пьянства практически отказали. Вторичное явление старца, а это был Варлаам Серпуховской, тоже не подействовало. И только после третьего раза, когда святой буквально выгнал Стефана из дома, тот даже не пошел – пополз в Серпухов. В одном из помещений Введенской обители он заметил икону с Чашей.
Сам чудотворный образ во времена большевистских гонений бесследно исчез. В середине 90-х в обители появился новый список, к которому по-прежнему во множестве притекает народ: проблема алкоголизма в России все острее и острее. К тому же появилось много новых пристрастий – наркомания, азартные игры и другие зависимости, – об избавлении от которых молятся перед «Неупиваемой Чашей».
Мы приехали в обитель воскресным утром, когда Божественная литургия была в самом разгаре: женский хор пел «Херувимскую». Небольшой храм не мог вместить всех желающих: многие внимали словам молитвы на улице. Когда же мы буквально протиснулись внутрь, бросилось в глаза, что подавляющее большинство молящихся – женщины. У многих заплаканы глаза. Нетрудно догадаться, какая беда привела их к «Неупиваемой Чаше».
На другом берегу реки Нары находится монастырь с не менее замечательной историей – Высоцкий Богородицкий мужской монастырь (1374). Достаточно сказать, что основал его сам преподобный Сергий Радонежский, который пешком (!) пришел специально из своей обители. А сделал он это по просьбе уже известного нам князя Владимира Андреевича, который просил молитв святого о чадородии. Главный собор нового монастыря был назван Зачатьевским, а храбрый герой Куликовской битвы стал отцом шести сыновей.
Строгие монашествующие не разрешают фотографировать на территории Высоцкого монастыря. Поэтому каюсь: не запечатлеть эту красоту было нельзя!
Ныне одной из святынь обители также является «Неупиваемая Чаша», и на водосвятном молебне после Литургии, на котором мы успели побывать, также было много страждущих. Не хочется употреблять слово «битва», но что-то подобное происходило в очереди за освященной водой. В результате совершавшему чин батюшке пришлось даже шутливо урезонивать паству: дескать, зачем торопиться, ведь путь у всех один – на кладбище…
Древняя обитель достаточно популярна, и не в последнюю очередь, конечно, в связи с «Неупиваемой Чашей». Так что, дорогие читатели, теперь вы знаете: если семью постигла такая беда, как пьянство, ваш путь – в Серпухов…
Еще несколько серпуховских зарисовок. Я – типичный житель большого города, но когда соприкасаюсь с милой красотой наших провинциальных городков, сердце почему-то щемит
Калуга
Свернув с южной трассы «Дон» к западу, на трассу «Украина», мы взяли курс на Калугу. Прекрасная природа: бесконечные поля, живописная долина Оки… Повезло калужанам! Сам город тоже оставил хорошее впечатление: компактный, ухоженный, уютный. Была бы возможность, с удовольствием прогулялась бы по нему, а так пришлось довольствоваться только видами из окна автобуса.
Калуга считается родиной космонавтики, ведь здесь жил изобретатель Константин Циолковский. И что-то, наверное, в этом есть. Калужская земля тесно связана с небом зримым и Небом духовным, вместив в себя столько святынь, включая, конечно, главную – Оптину пустынь.
Я никогда раньше не подозревала о существовании Калужского образа Богородицы. Он не похож ни на какой другой: юная Дева изображена с книгой.
А какая удивительная история обретения! В 1748 году две крепостные девушки разбирали хлам на чердаке помещика Хитрово. Среди прочих вещей обнаружили, как они подумали, портрет некоей игуменьи монастыря. Надо сказать, что одна из служанок отличалась дерзким нравом. Вторая, желая ее урезонить, заговорила о гневе игуменьи. Но добилась противоположного: желая показать, во что она ставит авторитеты, ее гордая товарка плюнула на портрет. И тотчас же гордячку парализовало. Так стало ясно, что портрет – никакой не портрет, а икона Пресвятой Богородицы, да еще и чудотворная. Девица пришла в себя только после совершенного молебна и горько плакала, раскаиваясь в содеянном.
А образ этот теперь вы встретите в каждом храме Калужской области. Он прекрасен! Мы поклонились ему сначала в Георгиевском соборе (1701) Калуги...
... а потом в Троицком (1808).
И еще одна интересная встреча ждала нас в Калуге. Перед отъездом в Оптину было решено заехать на окраину города, в Лаврентьев монастырь. Обитель эта только возрождается и пока, скорее, похожа на большую строительную площадку.
Чем же интересно это место? В каком-то смысле оно … резиденция губернатора. Да, именно так. Блаженного Лаврентия, жившего здесь в 16-м веке, считают небесным не то что покровителем, а управителем города. Невольно напрашивается параллель с нашей Ксеньюшкой: не зря ее часовню на Смоленском кладбище называют «небесной приемной».
Юродивый Лаврентий изображается на иконах в мирской одежде и с … топориком. Именно этим орудием блаженный спас калужского князя Симеона в 1512 году от крымских татар.
Конечно, святой не бился плечом к плечу с правителем на корабле. Нет, он провидел духовным зрением, что Симеон терпит поражение и будет неизбежно убит. Желая предотвратить это, Лаврентий перенесся чудесным образом на корабль и вручил своему господину тот самый топорик, которым тот отбился.
Мы приехали в монастырь во время вечерней службы. Приложившись к образу святого и уже зная события жития, мы пошли на его мнимую могилу. Мнимую, так как еще несколько назад считалось, что мощи старца не обретены.
И только мы пропели величание и поклонились могильному кресту на месте предполагаемого захоронения, как к нам подошел один из монахов обители.
«А вы знаете, что мощи блаженного Лаврентия обретены?» – спросил он.
«Нет», – в изумлении ответили мы.
«Идите во вновь отстраиваемый храм Рождества Пресвятой Богородицы – там вы увидите раку с мощами, – показал наш собеседник. – Только будьте осторожны – ведутся работы!»
Обрадованные, мы поспешили в собор. В храме было абсолютно пусто, только рабочий штукатурил стены. Пахло строительными смесями. И в этой пустоте стояла, запылившись, деревянная гробница. Снова пропев величание, мы приложились к раке.
Но и это еще не все! Когда мы хотели двинуться к выходу, снова пришел монах и открыл нам раку! Что ж, в третий раз мы поспешили поклониться блаженному Лаврентию… Чудо из чудес!
Возвращаясь в автобус, мы размышляли: почему святой открывался нам постепенно? Почему «заставил» нас поклониться себе трижды? Кто знает, но мы все-таки дерзнули уповать на то, что блаженный старец принял нас как своих гостей и благословил.
Сделанный на бегу из монастыря в автобус кадр
И вот мы едем в сторону Козельска, в сторону Оптиной. Внутри все, я бы сказала, изнывает.
«Смотрите налево: сейчас обитель покажется на том берегу Жиздры», – указал наш провожатый Александр.
И точно: как великолепный корабль в зеленом море леса, показалась Обитель. На фоне общего ансамбля выделялась колокольня, словно мачта этого корабля. Какое же это было красивое зрелище! Жаль, что на ходу было невозможно сделать фотографию. Но открывшаяся нам картина навсегда останется в моей памяти.
Поселились мы в гостинице в нескольких километрах от Оптиной. Разместившись, уже в сумерках пошли прогуляться. Честно говоря, мы хотели дойти до знаменитого источника Пафнутия Боровского, чтобы искупаться в нем после утомительного пути. Но в темноте не нашли дорогу. Поэтому «освежились» только прохладой наступавшей ночи. Засыпали в предощущении близости к Обители и скорой встречи с ней…
Фото: Евгений Горин, Анастасия Коренькова
По дороге в Оптину
Я начала этот текст буквально на следующий день после возвращения из Оптиной пустыни. Как всегда, не хотелось откладывать – пока впечатления свежи. Физически поездка была трудной: изматывающая июльская жара, ранние подъемы, переезды, отекшие ноги… Вернувшись в 5 утра в Петербург, в 7.30 я уже работала. Что делать! Спасибо и на том, что отпустили на несколько дней в этот нежданно-негаданный отпуск. Зато такого душевного подъема я не испытывала давно. Сейчас боюсь только одного: как бы не расплескать это чувство, не потерять его в водовороте экономических санкций, предвыборной грызни и неумолимо надвигающегося ремонта жилища. Но… и без этого никак. А потому смиряюсь и с радостью делюсь с читателями блога впечатлениями о поездке.
Оптина открывалась постепенно, что, кстати, оказалось очень логично и правильно. Святыни Серпухова и Калуги как бы готовили нас к знаменательной встрече. Увенчало эту «вступительную» часть поездки Шамордино. И только потом, когда душа «дозрела», настроившись на нужный лад и будучи способной все вместить, мы оказались в Обители.
Итак…
Серпухов
Лет этак 600-700 назад мы бы вряд ли отправились в южное Подмосковье с паломническими целями. Сюда ехали не на богомолье, а на войну: граница Московского княжества постоянно подвергалась набегам иноземцев. Если Крымский хан перешел Оку – все, столице беда! А потому в Серпухове, как и в Туле, был построен кремль. Местным князьям постоянно приходилось доказывать свою доблесть на поле битвы. Один из них, Владимир Андреевич, двоюродный брат Димитрия Донского, по сути, стал «виновником» победы на Куликовом поле. Если бы не его Засадный полк, появившийся в тяжелый для русских час, наши войска проиграли бы.
Вид на Серпухов. Красивый белый храм – кафедральный собор, известный как «Никола Белый»
Серпуховский кремль не сохранился. И лишь Красный холм с Троицким собором напоминает о том, что здесь была крепость
А вот, все, что осталось от кремля
Но если армия и крепкие крепостные стены были материальной защитой этих приграничных земель, то их духовными форпостами стали монастыри, основанные в те неспокойные годы. Знакомство с Серпуховом мы начали с Владычнего Введенского женского монастыря (1360).
Владычний монастырь – одна из доминант города
Владычний… Необычное название, правда? Не сразу и сообразишь, в чем тут дело. А когда узнаешь, впору удивиться: обитель основала Пресвятая Богородица! Отсюда и определение.
Было же дело так. По преданию, митрополит Алексий, будучи регентом при 10-летнем Димитрии Донском (а фактически – правителем Московского княжества), во время молитвы услышал повеление Божией Матери построить монастырь в Ее честь. Она же указала конкретное место – «в пределах града Серпухова; тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим». За дело взялся келейник святителя – инок Варлаам. Место будущей обители ему вроде бы и не приглянулось, но именно здесь во время ночевки монах услышал звон церковных сосудов. Вернувшись в столицу, рассказал, что место найдено. Правда, после этого произошло нечто страшное: в Москве уже был отслужен напутственный молебен, собраны вещи в дорогу, как Варлаам упал, испустив дух. Митрополит Алексий не верил своим глазам: кто будет строить монастырь? И горячо взмолился, прося Богородицу вернуть помощника. Его просьба была исполнена: келейник ожил, очнувшись в слезах. Как оказалось, эта «смерть» была вовсе не случайной. Через много лет святой расскажет: в тонком сне он увидел на руках у ангелов Иерусалимский Храм, в который праведные Иоаким и Анна вводили юную Деву Марию. А посему новую обитель освятили в честь Введения Богородицы во Храм (как, кстати, впоследствии и Оптину пустынь).
Часовня над гробницей Варлаама Серпуховского
Поем величание преподобному и прикладываемся
Именно Введенский монастырь – «родина» знаменитой чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша». Эта икона вообще-то и раньше была известна, как «Никейская» или «Бысть чрево Твое святая трапеза». Но особое почитание образа в России началось с 1878 года, когда отставной солдат-пьяница Стефан по молитве перед иконой получил исцеление от своего недуга. Обретенный во Владычнем монастыре образ стали называть «Неупиваемая Чаша».
Паломникам Свято-Троицкого Измайловского собора, участвующим уже два года подряд в крестном ходе вокруг Вырицы 18 мая, в день празднования «Неупиваемой Чаши», было интересно познакомиться с историей обретения образа. А она такова: уж неизвестно, за какие такие заслуги, но именно горькому пропойце Стефану из Тульской губернии явился во сне некий старичок, показавший икону Богородицы с какой-то чашей и повелевший ее искать в Серпухове. Опустившийся вояка и не думал следовать совету. Тем более что ноги в результате пьянства практически отказали. Вторичное явление старца, а это был Варлаам Серпуховской, тоже не подействовало. И только после третьего раза, когда святой буквально выгнал Стефана из дома, тот даже не пошел – пополз в Серпухов. В одном из помещений Введенской обители он заметил икону с Чашей.
Сам чудотворный образ во времена большевистских гонений бесследно исчез. В середине 90-х в обители появился новый список, к которому по-прежнему во множестве притекает народ: проблема алкоголизма в России все острее и острее. К тому же появилось много новых пристрастий – наркомания, азартные игры и другие зависимости, – об избавлении от которых молятся перед «Неупиваемой Чашей».
Мы приехали в обитель воскресным утром, когда Божественная литургия была в самом разгаре: женский хор пел «Херувимскую». Небольшой храм не мог вместить всех желающих: многие внимали словам молитвы на улице. Когда же мы буквально протиснулись внутрь, бросилось в глаза, что подавляющее большинство молящихся – женщины. У многих заплаканы глаза. Нетрудно догадаться, какая беда привела их к «Неупиваемой Чаше».
На другом берегу реки Нары находится монастырь с не менее замечательной историей – Высоцкий Богородицкий мужской монастырь (1374). Достаточно сказать, что основал его сам преподобный Сергий Радонежский, который пешком (!) пришел специально из своей обители. А сделал он это по просьбе уже известного нам князя Владимира Андреевича, который просил молитв святого о чадородии. Главный собор нового монастыря был назван Зачатьевским, а храбрый герой Куликовской битвы стал отцом шести сыновей.
Строгие монашествующие не разрешают фотографировать на территории Высоцкого монастыря. Поэтому каюсь: не запечатлеть эту красоту было нельзя!
Ныне одной из святынь обители также является «Неупиваемая Чаша», и на водосвятном молебне после Литургии, на котором мы успели побывать, также было много страждущих. Не хочется употреблять слово «битва», но что-то подобное происходило в очереди за освященной водой. В результате совершавшему чин батюшке пришлось даже шутливо урезонивать паству: дескать, зачем торопиться, ведь путь у всех один – на кладбище…
Древняя обитель достаточно популярна, и не в последнюю очередь, конечно, в связи с «Неупиваемой Чашей». Так что, дорогие читатели, теперь вы знаете: если семью постигла такая беда, как пьянство, ваш путь – в Серпухов…
Еще несколько серпуховских зарисовок. Я – типичный житель большого города, но когда соприкасаюсь с милой красотой наших провинциальных городков, сердце почему-то щемит
Калуга
Свернув с южной трассы «Дон» к западу, на трассу «Украина», мы взяли курс на Калугу. Прекрасная природа: бесконечные поля, живописная долина Оки… Повезло калужанам! Сам город тоже оставил хорошее впечатление: компактный, ухоженный, уютный. Была бы возможность, с удовольствием прогулялась бы по нему, а так пришлось довольствоваться только видами из окна автобуса.
Калуга считается родиной космонавтики, ведь здесь жил изобретатель Константин Циолковский. И что-то, наверное, в этом есть. Калужская земля тесно связана с небом зримым и Небом духовным, вместив в себя столько святынь, включая, конечно, главную – Оптину пустынь.
Я никогда раньше не подозревала о существовании Калужского образа Богородицы. Он не похож ни на какой другой: юная Дева изображена с книгой.
А какая удивительная история обретения! В 1748 году две крепостные девушки разбирали хлам на чердаке помещика Хитрово. Среди прочих вещей обнаружили, как они подумали, портрет некоей игуменьи монастыря. Надо сказать, что одна из служанок отличалась дерзким нравом. Вторая, желая ее урезонить, заговорила о гневе игуменьи. Но добилась противоположного: желая показать, во что она ставит авторитеты, ее гордая товарка плюнула на портрет. И тотчас же гордячку парализовало. Так стало ясно, что портрет – никакой не портрет, а икона Пресвятой Богородицы, да еще и чудотворная. Девица пришла в себя только после совершенного молебна и горько плакала, раскаиваясь в содеянном.
А образ этот теперь вы встретите в каждом храме Калужской области. Он прекрасен! Мы поклонились ему сначала в Георгиевском соборе (1701) Калуги...
... а потом в Троицком (1808).
И еще одна интересная встреча ждала нас в Калуге. Перед отъездом в Оптину было решено заехать на окраину города, в Лаврентьев монастырь. Обитель эта только возрождается и пока, скорее, похожа на большую строительную площадку.
Чем же интересно это место? В каком-то смысле оно … резиденция губернатора. Да, именно так. Блаженного Лаврентия, жившего здесь в 16-м веке, считают небесным не то что покровителем, а управителем города. Невольно напрашивается параллель с нашей Ксеньюшкой: не зря ее часовню на Смоленском кладбище называют «небесной приемной».
Юродивый Лаврентий изображается на иконах в мирской одежде и с … топориком. Именно этим орудием блаженный спас калужского князя Симеона в 1512 году от крымских татар.
Конечно, святой не бился плечом к плечу с правителем на корабле. Нет, он провидел духовным зрением, что Симеон терпит поражение и будет неизбежно убит. Желая предотвратить это, Лаврентий перенесся чудесным образом на корабль и вручил своему господину тот самый топорик, которым тот отбился.
Мы приехали в монастырь во время вечерней службы. Приложившись к образу святого и уже зная события жития, мы пошли на его мнимую могилу. Мнимую, так как еще несколько назад считалось, что мощи старца не обретены.
И только мы пропели величание и поклонились могильному кресту на месте предполагаемого захоронения, как к нам подошел один из монахов обители.
«А вы знаете, что мощи блаженного Лаврентия обретены?» – спросил он.
«Нет», – в изумлении ответили мы.
«Идите во вновь отстраиваемый храм Рождества Пресвятой Богородицы – там вы увидите раку с мощами, – показал наш собеседник. – Только будьте осторожны – ведутся работы!»
Обрадованные, мы поспешили в собор. В храме было абсолютно пусто, только рабочий штукатурил стены. Пахло строительными смесями. И в этой пустоте стояла, запылившись, деревянная гробница. Снова пропев величание, мы приложились к раке.
Но и это еще не все! Когда мы хотели двинуться к выходу, снова пришел монах и открыл нам раку! Что ж, в третий раз мы поспешили поклониться блаженному Лаврентию… Чудо из чудес!
Возвращаясь в автобус, мы размышляли: почему святой открывался нам постепенно? Почему «заставил» нас поклониться себе трижды? Кто знает, но мы все-таки дерзнули уповать на то, что блаженный старец принял нас как своих гостей и благословил.
Сделанный на бегу из монастыря в автобус кадр
И вот мы едем в сторону Козельска, в сторону Оптиной. Внутри все, я бы сказала, изнывает.
«Смотрите налево: сейчас обитель покажется на том берегу Жиздры», – указал наш провожатый Александр.
И точно: как великолепный корабль в зеленом море леса, показалась Обитель. На фоне общего ансамбля выделялась колокольня, словно мачта этого корабля. Какое же это было красивое зрелище! Жаль, что на ходу было невозможно сделать фотографию. Но открывшаяся нам картина навсегда останется в моей памяти.
Поселились мы в гостинице в нескольких километрах от Оптиной. Разместившись, уже в сумерках пошли прогуляться. Честно говоря, мы хотели дойти до знаменитого источника Пафнутия Боровского, чтобы искупаться в нем после утомительного пути. Но в темноте не нашли дорогу. Поэтому «освежились» только прохладой наступавшей ночи. Засыпали в предощущении близости к Обители и скорой встречи с ней…