Рождество Твое, Христе Боже наш... 1

Рождество Твое, Христе Боже наш...
Часть 1

Рождество Христово! Храмы наполняются молящимися, сверкают огоньки елок, душа ликует и поет. В день этого праздника, когда отступает все суетное и второстепенное, когда мы понимаем, что есть, есть! единое на потребу, самое драгоценное и важное, наш Бог, наша вера, в этот день хочу предложить нам с вами еще раз перечитать рассказ о Рождестве в Евангелии от Луки.

Настоящая беседа – фрагмент занятий нашей Воскресной школы для взрослых (встречи проводятся каждую субботу в 16 часов в Свято-Троицком соборе, вход свободный). В этом году мы разбирали шаг за шагом Евангелие от Луки. Аудиозаписи были расшифрованы моей доброй помощницей и духовной дочерью Лидией. Огромное спасибо ей за помощь!

Давайте перечитаем рассказ о Рождестве в Евангелии от Луки и подумаем над ним. Я провел минимальную правку расшифрованного устного текста, поэтому прошу прощения за некоторые стилистические погрешности. Писать мне легче, чем говорить:)

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле (Лк 2,1).
От кесаря Августа, то есть, от римского императора Августа, который правил в то время. Август был самым первым императором, после которого все императоры получали имя Август. И отсюда пошло выражение августейшая, т.е. царственная, особа. Император Август был римлянином, язычником, но его жизнь очень интересна тем, что однажды, когда люди его слишком превозносили и хотели его провозгласить божественным, то сенат спросил, не против ли он будет, если, кроме всех великих титулов, ему (а он навёл порядок в Римской империи, шло мощное строительство) дадут титул «божественный», самый высший титул. И тогда Август пошёл к знаменитым Севиллам, языческим пророчицам, которые молились и пытались узнать волю богов.

И им было откровение, что нет, титул божественный Августу не должен принадлежать, потому что скоро родится Младенец, Который и станет Божественным. Ну, естественно, люди того времени, например, придворные, как они отреагировали? Даже если в Интернете набрать тему «император Август божественный», будет написано, что люди, жившие во времена Августа, так истолковали это пророчество, что, видимо, речь идёт о сыне или внуке Августа, то есть, рано Августу самому принимать такой титул. А вот его сын или внук точно получат такой титул. Таким образом, все довольны: Август доволен, придворные поэты и льстецы тоже довольны. Особенно довольны его потомки и последующие императоры, которые себе быстро присваивали этот титул и сами начинали верить в свою божественность (а то, что толпа в это верила, по-моему, даже излишне и говорить).

Но самого Августа это отрезвило. Он приказал построить языческий жертвенник и храм этому Великому Неведомому Младенцу и там написать по-латыни, что на этом месте было откровение мне, что родится некий Божественный Младенец. И, естественно, Август не мог догадываться, что просто-напросто в его время, когда он правил Римом, родился другой Младенец в Иудее, Который и стал Божественным. И когда в 4-м веке Константин Великий легализовал христианство, когда гонения на христиан прекратились, тогда этот жертвенник, построенный Божественному Младенцу, разрушили, а надпись эту оставили и на этом месте основали православный храм в честь Божией Матери и в честь Иисуса Христа. И сегодня эта надпись древняя, латинская, которая ещё до Рождества Христова была сделана, сохранилась, потому что вмонтирована в стену храма. Этот храм находится в самом центре Рима, к нему ведёт огромная красивая лестница, построенная Микеланджело. Там находится одна из очень древнейших икон Божией Матери 6-го века, и там сохранилась эта надпись.
См. О храме и надписи.

Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею (Лк 2, 2)
Дальше в Евангелии идут подробности, лишние для нас, но которые полностью упоминают всех героев этих событий. Квириний – это такой легат императорский, который правил Сирией. А Иудея была частью Сирии, этой большой территории. Учёные много перьев сломали, пытаясь определить, на самом ли деле была такая перепись населения, или ее не было. Надо сказать, что на сегодняшний день, честно говоря, не находится исторических свидетельств того, что именно в то время, когда Христос родился, была такая перепись. Известно, что перепись в то время, когда Квириний правил Сириею, была за несколько лет до Рождества Христова, а потом через какое-то время после Рождества Христова. А именно в сам год Рождества Христова такой переписи не было. И вы, наверное, с этим столкнётесь, если будете с какими-нибудь умными людьми беседовать, а те скажут: нет, ничего подобного, никакой переписи в то время не было. Достаточно любой учебник открыть, такую научную книгу о Риме, и там будет сказано, что перепись была в таком-то году и в таком-то, а вот во времена Христа никакой переписи не было. Как же это объяснить? А учёные объясняют это так: перепись проводилась не как сегодня (сегодня берут и за 2 недели всех переписывают).

А в то время переписать всех было сложно, и поэтому перепись делали так: в этот год – перепись в одном районе, в одной стране, в следующий год – перепись в другой стране. Известно, что за несколько лет до Рождества Христова Квириний объявил такую перепись. Возможно, что как раз Иудею переписывали именно в то время, когда родился Христос. Поэтому, строго говоря, действительно, перепись была объявлена за несколько лет до Рождества Христова. Но известно из истории, что перепись проводилась именно таким образом – по странам, по регионам. Так что совершенно нормально и научно вероятно, что Христос Спаситель, Божия Матерь и Иосиф подпадают под эту перепись.

Для чего существовали переписи? Женщин вообще не переписывали, женщины были никому не нужны в то время, они не ценились, а переписывали мужчин, мальчиков, юношей, потому что, прежде всего, Рим вёл разные войны и нужно было знать столице (т.е. Риму), сколько он может воинов набрать из того или иного района. Постоянно волновались окраины Империи, восставали против Рима варвары... То есть, первое: перепись проводилась для военных целей (а переписи проводились каждые 20-30 лет, чтобы посмотреть, сколько людей родилось, сколько людей умерло, и т.д.). И второе: перепись была нужна для того, чтобы знать, сколько налогов с этой страны брать. Сколько мужчин запишется, на такие налоги и можно рассчитывать.
Должен был отправиться на перепись только один Иосиф, но он взял с собой Марию. В таком сложном положении Она была, скоро Ей нужно было рожать. И возникает вопрос: зачем он вообще Её взял? Евангелие даёт нам много всяких загадок, на которые не отвечает, мы можем только размышлять над этим и что-то предполагать. Есть такая версия: Мария оказалась беременной раньше срока, ведь Она ещё не была замужем за Иосифом, Она была только его обручницей. Но люди не знали всей этой ситуации, не знали о чудесном посещении Ангела, они лишь видели, что девушка, которая должна ещё хранить своё девство, вдруг забеременела, что Она ждёт ребёнка. Вполне возможно, что местные жители начали к Ней относиться отрицательно, иронично, может быть, насмешливо. И Иосиф, чтобы уберечь юную Марию от этих разговоров, от этих человеческих склок, может быть, от каких-то там сплетен, он Её уводит из этого окружения. Он Её не оставляет Одну, когда уезжает на перепись, а берёт с собой.

И пошли все записываться, каждый в свой город (Лк 2, 3)
Все, кому нужно было записаться на переписи, шли на свою родину, потому что в администрации каждого городка хранились книги всех потомков, даже если они жили далеко-далеко. Они всё равно должны были прийти в свой регион, чтобы записаться, если они себя считали евреями. Если, например, человек себя не считал евреем, принимал языческие обряды или что-то другое, он уже мог не записываться. А всякий иудей, а иудеи очень следили за своей родословной, должен был записаться именно в том месте, откуда происходил. И вот Иосиф направился в город Вифлеем.

Пошел также Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, Которая была беременна (Лк 2, 4-5)
Записаться с Мариею – может быть, Лука не совсем понимает эти нюансы, потому что он был немножко далёк от всего этого. Мария не должна была записываться, только Иосиф должен был записаться.

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк 2, 6-7)
Слово «первенца» не позволяет нам сделать вывод, что, раз это был первенец, то у Неё был и другой сын, другие дети, потому что Предание говорит, что больше у Божией Матери детей не было. И, кроме того, слово «первенец» – это был просто почётный титул, означающий первого ребёнка, первого сына. Это очень почётный титул был, потому что наследство переходило к первенцу, другим детям доставалась уже меньшая часть наследства. И слово «первенец» было торжественным наименованием первого родившегося ребёнка, желательно сына. Вот у них родился как раз Сын.

Вифлеем был перегружен паломниками, все шли записываться, и им не нашлось места в гостинице. Некоторые учёные говорят, что Богоматерь родила Сына Своего в пещере, в поле. Но в то время, как показывают археологические исследования последних десятилетий, эта пещера располагалась прямо в черте города. Известняковые пещеры, изрытые такими ходами, были часто обжиты, использовались в качестве жилища, а чаще в качестве складских помещений, в качестве хлева для скота. Некоторые комментаторы говорят, что дело было не совсем так, как считалось прежде, то есть, что, когда в доме или гостинице им не нашлось места, все проявили равнодушие. Скорее, им сказали: в гостинице мест нет, все переполнено, но иди в нашу пещеру, которая занята под хлев, там Ты можешь родить. Археологические раскопки последнего времени все-таки показывают, что во время Рождения Христа эта пещера была в черте города, на самой его границе. А уже сегодня эта пещера находится в самом центре Вифлеема, потому что Вифлеем разросся.

Мария положила Младенца в ясли. Ясли тоже не были, как обычно изображают, красивой деревянной конструкцией, это было просто выдолбленное в камне прямоугольное углубление, в которое клали корм, чтобы животные ели. Если бы это была деревянная конструкция, такая, куда аккуратно кладут сено, то голодные животные быстро разломали бы ее своими языками. Что касается реконструкции библейской жизни, мы должны доверять именно современным исследованиям. На сегодняшний день, благодаря археологическим исследованиям, которые очень активно ведет государство Израиль, не осталось ни одного не прояснённого места в Библии. Всё, что в Библии читаем, теперь можно понять, как это работало, функционировало, как было устроено, потому что учёные много раскапывают, исследуют всё это. В Иерусалиме даже есть Институт библейской археологии.
И только после того, как в 19-м веке евреи стали возвращаться в Святую Землю, начали занятые арабскими бедуинами земли осваивать, раскапывать, слой за слоем поднимать, вести тщательные исследования, только тогда они мир библейской археологии для себя открыли. Поэтому, если в отношении нравственных выводов мы должны придерживаться святоотеческой литературы, то в отношении именно археологии нам святые отцы не помогут, потому что к их времени эта страна уже не существовала. Она была покрыта землёй и песком.

Интересный момент: Евангелие указывает, что Мария спеленала Младенца. Спеленала – это тоже означает очень многое, это означает очень большую любовь Матери к Сыну, потому что, несмотря на то что обычно, когда женщина родит, у неё нет сил (и сегодня в роддомах помогают акушерки), в древности считалось, что именно мать должна первый раз спеленать своего ребёнка, чтобы он рос здоровым. Таков был еврейский обычай. И вот здесь специально упоминается, что Она спеленала Своего Ребёнка и положила в ясли.

См. продолжение...

Как-то был в Эрмитаже и сделал там несколько снимков. Предлагаю познакомиться с великолепной майоликой Джованни делла Роббиа, 15-й век. Это сюжеты Рождества Христова. А вот третья скульптурка из представленных, принадлежащая руке того же мастера, поставила наших искусствоведов в тупик...

маль1.JPG

маль2.JPG

маль3.JPG

маль4.JPG
Табличка под статуэткой мальчика. Неведомый малыш не с дудочкой, а прямо-таки "с дудкой".
Не знаю, ломали ли голову в самом деле эрмитажные работники, или просто постеснялись написать это славнейшее из имен? А вы не узнаете в этом мальчике Христа? Пастыря Доброго и Истинного, голос пастушеской дудочки Которого знают овцы и идут за ним? (См. Евангелие от Иоанна, гл. 10)

Комментарии

Был тут не так давно с детьми в Эрмитаже и обратил тоже внимание на Мальчика с дудкой. Что-то во мне воспротивилось тому, что это просто мальчик просто с дудкой, но я не узнал. Спасибо, отец Константин, впредь буду вдумчивей
 
Замечательно! очень интересно! Если можно, выложить бы все Ваши уроки для взрослых в воскресной школе.Я стараюсь читать вслух по главе Евангелие каждый день, для домашних. И с Вашим комментарием библейские события оживают.
И Ваш поход в Эрмитаж... Можно было бы просто скользнуть взглядом, не акцентируя. Ну, мальчик и мальчик...А ведь, действительно, глубинный смысл таков, что это - маленький Христос. Он начинает пасти Свое стадо. Спасибо!
 
С Рождеством Христовым! Поддерживаю предложение Елены! Очень ценные историко-археологические справки и интересные комментарии к Писанию!
 
Елена Панцерева написал(а):
Если можно, выложить бы все Ваши уроки для взрослых в воскресной школе.

Есть вариант лучше. За последние два года мы на наших занятиях в храме разобрали два Евангелия (от Марка и от Луки). Трудами моей помощницы Лидии все беседы были расшифрованы и представляют собой две, в общем-то, объемные книги. Теперь моя задача: внести кое-какие научные данные, а также святоотеческие толкования, потом отдать все на редактуру и затем снова все просмотреть. И у нас получатся общедоступные и простые комментарии. Их и выложим. И с ними можно будет более осмысленно читать Евангелия.
 
Сверху