Тайна Пасхи: 6

Эта запись является частью серии записей Пасха Христова
Тайна Пасхи
Исследуем событие Воскресения Христа: 6

Каким Иисус Воскрес?
Думали ли вы над тем, что Воскресший Иисус вряд ли похож на того Иисуса, Которого нам рисуют пасхальные открытки и благочестивые картинки? В нашем привычном понимании Воскресший как-то светится, или сияет, или… Но предания о Воскресшем поразительно единодушны: Иисус не светится и не сияет. Ни Он, ни Его одежды. Вот в рассказе о Преображении – Он сияет, и это не только устрашает очевидцев События, но и подробно ими отмечается и потом регистрируется в Евангелии. А в рассказе о Пасхе мы не найдем ни одного указания, что внешний вид Христа стал каким-то сверхчеловеческим. Он воспринимается как обычный человек…
Это особенно интересно, потому что в иудейских текстах времен Христа как раз рассказывается о том, что тела воскресших людей будут сиять, как звезды. Мы в самом начале говорили, что самое конкретное указание на подлинность Евангельского рассказа как раз и состоит в том, что он не имеет преемства с представлениями того времени. Он – оригинален; в его основе лежит опыт неожиданно новый.

Остались ли раны Христа? Евангелия сообщают, что Иисус показывал Свои раны и предлагал их потрогать. Они должны были убедить, что Он – Тот же Самый. Раны остались, но они не пугали, как вид зияющей кровавой раны. Затянулись? От них остались еле видные следы? Практически исцелели? Ответа на этот вопрос у нас нет.

Материальность Воскресшего! Вот поразительный факт. После трапезы с Воскресшим у двух учеников, остались в руках куски разломанного хлеба... Когда Иисус явился на берегу Галилейского озера и угостил учеников рыбой – встреча закончилась, а на песке еще оставались Его следы… Раздутые Им угли костра остывали еще долго…
Древнееврейские и античные источники сообщают нам о встречах с призраками. Отличительная черта этих встреч – призрака нельзя потрогать. А здесь Иисус всегда предлагает коснуться Его.
Книга Товита, очень популярная у евреев в 1-м веке, рассказывает о… дружбе человека с Ангелом. Однажды Ангел говорит: Все дни я был видим вами; но я не ел и не пил, — только взорам вашим представлялось это (Тов. 12: 19). Но Иисус на самом деле ест и пьет… Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними (Лк. 24: 41-43).

Обратите внимание и на то, что встречи с Воскресшим происходят в самой обыденной обстановке. О да, Евангелия умеют рассказывать нам о вещих снах, о чудесных озарениях, об изменениях внешности. Ничего этого здесь нет. Христос появляется при самых обычных обстоятельствах, днем, без каких-либо признаков грандиозности и сверхъестественности, которые, как кажется, должны были бы этим событиям сопутствовать.

Иисус тот же, но одновременно… другой
Как Евангелисты единодушны в рассказе о том, что Воскресший имел обычный вид, так же единодушны они и в том, что Воскресший Иисус каким-то образом стал иным. Христос может исчезать и внезапно появляться посреди учеников, то есть в их круге (см. Лк. 24: 36).

А это, только вдумайтесь: Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились (Мф. 28: 16-17). Как можно не узнать Учителя, с Которым они прожили несколько лет? А рассказ Луки о неких путниках, повстречавших Воскресшего Иисуса, когда они шли в Эммаус? Идут и всю дорогу беседуют. И не узнали! И только когда Иисус преломил с ними хлеб, открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них (Лк. 24: 31).
Евангелист Иоанн в одном рассказе говорит, как Христос предлагает потрогать Его раны и даже вложить в них «перст» – и тут же дважды говорит, как Он проходит сквозь запертые двери.

Ап. Павел, который размышляет над физической природой Воскресшего Иисуса, выстраивает целую философию: как зерно – сеется одно тело; потом как растение – восстает другое тело, изменившееся. С одной стороны, это то же самое тело. С другой стороны – иное
То есть, мы видим у всех авторов встречающийся и никак ими не объяснимый парадокс: Иисус – тот же, да не совсем тот.

У всех Евангелистов есть одна удивительная подробность: Иисус становится узнаваем после некоторого сомнения очевидцев. В одном из рассказов о явлении Воскресшего сказано, что они не узнавали Иисуса, потому, что глаза их были удержаны (Лк. 24: 16). И только после того, как глаза открываются (Лк. 24: 31), они узнают Иисуса. Можно ли сказать, что такой «механизм» действует во всех ситуациях? Или про удержаны и открылись – это частное мнение Евангелиста Луки, а на самом деле Иисус какое-то время мог быть неузнанным, а потом становился узнанным совсем по другой причине?..
У разных святых отцов и богословов мы встречаем много попыток ответа на этот вопрос, но, признаться, точного ответа у нас нет.

Погребальные пелены
К теме, о которой мы говорили чуть выше: Иисус тот же, да не совсем тот… – относится и вот какая интересная деталь Евангельского рассказа о погребении Спасителя. Это погребальные пелены.
Иисус был закутан в дорогую ткань, причем был использован цельный кусок, которым обернули все тело.
Иудейские законы указывают, что покойнику нужно подвязать челюсть, так, чтобы рот был закрыт. Еще нужно связать ноги у щиколоток.
В Евангелии мы читаем о поразивших всех пеленах, лежавших на месте погребения Христа: приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте (Ин. 20: 6-7).
Здесь четко указаны пелены и плат, «особо свитый». Вот этот особо свитый на другом месте плат дает нам некоторую пищу для размышлений[1]. Значат ли эти слова, что плат лежал завязанным на месте головы Христа? И значит ли это, что Иисус, когда Он Воскрес, прошел сквозь плат и ушел, а плат так и остался лежать, где лежал?
Исследования Туринской плащаницы обнаруживают интересный факт. Этой тканью, как мы помним, было накрыто тело некоего человека. В некоторых местах плащаница пропиталась кровью и присохла к телу.
Удивительно, что отделение человека от плащаницы произошло без всякого нарушения структур волокон плащаницы. Всякий, кто отдирал присохший бинт от ранки, знает, что бинт деформируется. В местах отрыва плащаницы от этих присохших мест не было не только деформации, но даже микронного натяжения волокон плащаницы. Такое впечатление, будто человек, накрытый плащаницей, прошел сквозь нее[2].

Встреча Воскресшего с Марией Магдалиной
Читатели Евангелия от Иоанна могут обратить внимание на то, что ко Гробу, в котором был положен Христос, приходит одна Мария Магдалина: В первый же [день] недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику (Ин. 20: 1-2). Может возникнуть впечатление, что Евангелист Иоанн дает нам какие-то другие данные: у Матфея, Марка, Луки пришло несколько женщин, а здесь одна Магдалина.
На самом деле, это впечатление возникает только при поверхностном и невнимательном чтении. Магдалина, в ужасе прибежавшая к Симону Петру и к другому ученику, говорит: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.
Из этих слов очевидно, что Мария Магдалина пришла ко Гробу не одна, просто Евангелие от Иоанна говорит о ней одной.

Но вот дальше идет очень интересный рассказ о том, как Магдалина встретилась с Воскресшим:
Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20: 11-17)
Это самая первая из всех встреч с Воскресшим. Поэтому первым человеком, встретившим Воскресшего Иисуса, можно по праву назвать Марию Магдалину.
Мария не узнает Христа, потому что Он изменился. Очень интересна ситуация: Магдалина хочет прикоснуться ко Христу, а Он не позволяет Ей.
Почему?
Существует древняя версия, поддерживаемая множеством святых отцов, которая пытается найти ответ на этот вопрос. Ответ в том, что Воскресший Христос стал Иным, а Мария своим порывистым жестом показывает, что относится ко Христу, как к прежнему Учителю. Христос отстраняется от нее, показывая, что нельзя мыслить по-земному, что все не как прежде, Он идет на Небеса. Запрет касаться – подчеркивание, что Он Воскрес, изменился и теперь начинается новая эра в Его отношениях с учениками.
Так, например, считает святитель Иоанн Златоуст: «Мне кажется, что она и теперь желала обращаться с Ним, как прежде, и от радости не представляла себе ничего великого, хотя Он и сделался по плоти гораздо совершеннейшим. Поэтому Христос, чтобы отклонить ее от такого мнения и внушить ей не говорить с Ним без всякой осторожности (потому что и с учениками, как видно, Он уже не обращался по-прежнему), – возвышает ее помышления и чрез то научает ее более благоговейному с Ним обращению».

Современные библеисты придерживаются другой точки зрения:
Переведенную у нас фразу не прикасайся ко Мне, можно перевести как «не держись за Меня» или «не удерживай Меня». А это позволяет более глубоко взглянуть на смысл запрета.
Христос повелевает Магдалине бежать и возвестить ученикам, что Он – Воскрес, а не останавливаться, не цепляться за Него. Почему спешка? Потому, что Христос идет к Отцу, Он – восходит для окончательного прославления, чем и явилось Вознесение[3].

И еще на одну трогательную деталь этой истории можно обратить внимание. В 10-й главе Ев. Иоанна Христос сравнивает Себя с хорошим пастухом. У нас это переведено торжественно: «Пастырь добрый», но на самом деле имеется в виду хороший, заботливый пастух. Себя Иисус сравнивает с пастухом, нас – с Его овечками. Иисус говорит: Овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им (Ин. 10: 3-6). А теперь вспомните рассказ о встрече Воскресшего с Марией. Она не узнала Пастыря. Тот окликнул ее по имени, и Мария узнала голос Его и пошла за Ним.
Все мы – овечки Божии, и когда Он нас окликает, должны следовать за Ним.

Сомнения учеников
Многим современным людям непросто принять учение о телесном Воскресении из мертвых и изменении Иисуса Христа. Не надо думать, что скепсис в этом вопросе – знамение нашего времени и что две тысячи лет назад люди были наивными и всему верили. Евангелия, рассказывая о Воскресении Христовом, постоянно сообщают о смущениях, колебаниях, сомнениях очевидцев Воскресения.
Особое внимание этим сомнениям и тому, как сомнения уступают место уверенности и вере, уделил Евангелист Лука.
На одной страничке рассказа о Воскресении Христовом у Луки (вся 24-я глава его Евангелия) он поместил 3 самостоятельных истории: 1) история женщин; 2) путники на дороге в Эммаус; 3) встреча Воскресшего с Апостолами.
И каждый из этих самостоятельных сюжетов строится по принципу: сомнение, сменившееся верой.

Судите сами:
1: В рассказе о посещении женщинами гробницы Лука берет за основу рассказ Марка. Марк ничего не сообщает о растерянности женщин, Лука же акцентирует на этом внимание читателя: войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем… (ст. 3-4).
Увидев Ангелов, женщины совсем пугаются и падают на землю: И когда они были в страхе и наклонили лица [свои] к земле… (ст. 5).
После беседы с Ангелами вспомнили они слова (ст. 8) Иисуса, что показывает постепенное пробуждение в них веры. От растерянности, страха и неверия женщины приходят к вере.

2: Путники идут из Иерусалима в Эммаус. С ними поравнялся Воскресший. Их глаза «удержаны», и далее ученики проявляют крайнюю степень сомнения: А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло… (ст. 21).
Иисус с ними беседует. и постепенно сердца их загораются надеждой. И когда они садятся с Иисусом за стол, пелена спадает с их глаз.
Итак, мы видим, как и здесь от неверия уже не женщины, а ученики приходят к вере.

3: Ученики сидят вместе в одном из домов Иерусалима. Вдруг пред ними предстает Иисус.
Они сомневаются: Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа (ст. 37).
Иисус их прямо обличает за сомнение: Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? (ст. 38)
Воскресший убеждает их, дает потрогать Себя. Но сомнение не проходит: они от радости еще не верили и дивились (ст. 41).
Иисус продолжает доказывать, что Он на самом деле Воскрес. И лишь тогда их неверие сменяется верой.

Вот так Лука показывает, что любому человеку непросто поверить в реальность Воскресения, но не стоит бояться делать шаги навстречу этой вере.

Кстати, отметим и еще одну интересную деталь в этих рассказах Ев. Луки: три маленьких сюжета – женщины, двое учеников и все ученики. Каждый раз они проходят путь от неверия к вере. И каждый раз история их уверования заканчивается одинаково: они бегут, чтобы поделиться этой вестью с другими; они размыкают круг уверовавших, чтобы вовлечь в этот круг и других.
Женщины: Возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим (ст. 9);
Двое: Встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать [Апостолов] и бывших с ними (ст. 33);
Все Апостолы: Поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью (ст. 52).
Евангелист Лука не говорит об этом прямо, но подводит читателя к выводу: если и мы уверовали в реальность Воскресения Христова, мы не должны хранить в себе эту веру, а должны спешить поделиться ею с другими.

Я не хочу углубляться в этот вопрос и рассказывать, как тему неверия – уверования решает каждый из Евангелистов. А у каждого есть свои «приемы» для этого. Но невозможно обойти вниманием Ев. Иоанна. В библеистике рассказ Иоанна о Пасхе считается самым изысканным, самым виртуозным. Здесь описаны не только эмоции участников события Пасхи, здесь создан свой микромир события, в котором находят место даже стихии мира.
Если у Луки мы видим просто неверие, то у Иоанна это уже какое-то отчаяние.
После Смерти Иисуса, кажется, помрачились все…
Это касается и «любимого ученика» (20: 8-9), и горюющей Магдалины (20: 11), и испуганных учеников (20: 19), и Фомы с его несколько циничным требованием: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (20: 25).
Все это происходит, когда было еще темно (20: 1). Это замечание о темноте в стиле присущего Иоанну противопоставления света и тьмы[4] символизирует время недоумений.
Но является Иисус, и время сомнений проходит. На грубоватое требование Фомы Иисус отвечает с доброжелательной иронией: Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим (20: 27). И вообще, когда Иисус появляется, все сомнения исчезают, как ночные призраки. Верить становится так легко…

Самое первое свидетельство о Воскресении Христа
Только представьте себе, что самое первое свидетельство о Воскресении Христовом мы находим не в Евангелиях, которые, по сути, являются биографиями Иисуса Христа, а в совсем другом тексте. А именно, в 1-м Послании Ап. Павла к Коринфянам. Оно было написано в середине 50-х годов 1-го века, то есть через 20 лет после всех случившихся с Иисусом событий и за 20 лет до написания первого Евангелия.
Теме Воскресения Христа посвящена 15-я глава этого Послания. Прочитаем этот очень важный отрывок и прокомментируем:

Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо Я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом Двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию (1 Кор. 15: 1-9).

Итак, прежде всего, Апостол Павел торжественно утверждает, что Евангелие, которое он проповедует, было принято им из традиции ранней Церкви:
Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь… Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял…
Нередко в своих Посланиях Ап. Павел ссылается на свое личное мнение, на свой опыт. Но здесь он собирается говорить о вещах, настолько принципиальных, базовых для Церкви, что отказывается от личного мнения и озвучивает общепризнанную церковную традицию. Рассказ о Воскресении Христовом относится к жанру основополагающих историй, которые никакой человек, даже, Апостол, не вправе менять по своему усмотрению. Эта история оформилась уже через короткое время после Пасхальных событий, поскольку Павел принял ее уже в готовом виде.

…что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию…
По мнению ученых, в стихах 3б-5 Павел пишет не от себя, но дословно цитирует сложившуюся до него традицию.
Обращает на себя внимание, что Иисус назван здесь «Христос», то есть «Мессия». Это значит, что учение о Иисусе как о Христе (Мессии) не принадлежит к числу позднего богословского творчества, как любят говорить светские историки. Они говорят, что, когда, Апостолы создавали новую религию и придумывали христианское вероучение, тогда и появился мотив наделения Иисуса мессианскими атрибутами. Мы видим, что это не так. В 50-е годы, Ап. Павел дословно цитирует традицию, которая сложилась еще до него, т.е. учение о том, что Иисус – не просто человек, а Мессия, Посланник Божий, принадлежит к числу первоначальных основополагающих истин веры.

Именно потому, что Иисус – не простой человек, а Мессия, Его Смерть имеет смысл для всего человечества: Он умер за грехи наши. Простой человек никогда бы не мог своей смертью (таких праведников умирало много, вспомним хотя бы ветхозаветных героев – братьев Маккавейских) что-то сделать для освобождения людей от грехов. Именно потому, что Иисус – не простой человек, Его Смерть действительно что-то радикальное совершает с нашими грехами.

Дальше Ап. Павел перечисляет очевидцев. Заметьте, что он не упоминает женщин, которые на самом деле были первыми свидетельницами Воскресения. Почему? Мы говорили выше, что свидетельство женщин в античном мире в расчет не принималось, и, возможно, Ап. Павел не хочет давать колеблющимся повод сомневаться в истинности Воскресения, о котором сообщили такие ненадежные свидетельницы. Его свидетелям можно доверять – это мужчины.

Кому Христос явился после Воскресения, согласно сообщению Ап. Павла?
Кифе – то есть Ап. Петру. Кифа – так в ранней христианской традиции называли Петра. В переводе с древнееврейского это слово означает камень, скала.

Потом Двенадцати – В то время, когда Воскресший явился, Апостолов Его ближнего круга было не 12, а 11, ведь Иуда отпал от их числа. Просто число Двенадцать к тому времени перестало быть просто числом, а стало названием, именем их группы. И даже когда их стало «одиннадцать», их все равно называли «Двенадцать».

Потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили. Это уникальное явление, о котором мы знаем только из этих слов Ап. Павла, нигде в Евангелиях оно не упоминается.
Где более 500 мужчин-христиан могли быть собраны вместе? В Иерусалимском храме? На одной из гор Галилеи, где проповедовал Иисус и где собрались Его последователи, чтобы вспомнить о Нем и помолиться? Точно это неизвестно, но это явление очень важное. Тогда, перед христианами первого поколения, стояла ответственная задача: засвидетельствовать перед всем миром, что Иисус, Которого знали как простого человека, пусть и творящего чудеса, на самом деле Воскрес и стал иным. Первые христиане столкнулись с насмешками, злобой, с чем угодно, и необходимо было дать им в руки такое духовное оружие, такие мотивы, которые помогли бы им преодолеть все испытания и быть верными идее реального Воскресения. Вот почему Христос являлся этим людям. Они стали первыми Благовестниками миру. Многие из них умерли за свои убеждения, но их смерть стала семенем, из которого выросло христианство.
Слова Ап. Павла – из которых большая часть доныне в живых – показывают, что с этими непосредственными очевидцами явления Воскресшего можно встретиться и поговорить лично. То есть, никакого обмана здесь нет, и каждый может в том убедиться, опросив этих людей.
Это же говорит о том, что явления Воскресшего прекратились. Вряд ли Павел стал бы обращаться к свидетелям, если бы речь шла о каком-то опыте, который люди продолжают испытывать.

Потом явился Иакову. Речь идет о брате Господнем Иакове, а не о ком-то из Двенадцати. Поскольку, согласно православному Преданию, у Пресвятой Богородицы, кроме Иисуса, не было детей, то Иаков был не родным братом, а двоюродным или сводным (от первого брака Иосифа).
Мы не знаем, как относились ко Христу Его сродники во время Его Служения. Некоторые моменты (Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем – Мк. 6: 4) позволяют предположить, что родственники относились к Служению Иисуса скептически. Но впоследствии, что подтверждено первохристианскими текстами, многие из них уверовали. Иаков был одним из них. Возможно, его уверование произошло благодаря тому, что Иисус явился ему после Своего Воскресения.
Впоследствии Иаков, брат Господень, возглавлял общину христиан Иерусалима. Ему принадлежит Послание Ап. Иакова, включенное в Новый Завет. Был убит иудеями примерно в 62-64 годах 1-го века.

Также всем Апостолам… Кроме Двенадцати, у Иисуса были и другие ученики, которые впоследствии посвятили свою жизнь христианской проповеди. Евангелист Лука говорит, что было еще неких 70 Апостолов (Лк. 10: 1,17), но, возможно, это символическое число. Но то, что были такие люди и они были многочисленны, – несомненно.

А после всех явился и мне, как некоему извергу… Слово, переведенное у нас как «выкидыш» (греч. – ектромати), означает «рожденный в неурочное время». Ап. Павел стал Апостолом не в положенное время, в качестве исключения из правил. И явление Воскресшего ему – некое исключение, а не норма. Да, Христос являлся в первое христианское время, а потом перестал являться. Все остальные явления, как и ему, Павлу, Господь делает в порядке исключения.

Дальше Ап. Павел размышляет о том, какое тело будет у воскресших людей. За основу своих размышлений он берет пример тела, которое имел Воскресший Христос. Откуда Ап. Павел знает, какое тело имел Воскресший Христос? Во-первых, он сам встречался с Воскресшим; во-вторых, он знал людей, которые пережили эту встречу, и, конечно, спрашивал, что они об этом всем думают. Наконец, в-третьих, Ап. Павел над этим много думал.
И вот к чему личный опыт и размышления привели Павла:
А) То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. Здесь глагол «оживет» стоит в пассивной форме, что указывает на Божественное действие. Бог оживляет! Сам человек, собственными человеческими ресурсами не сможет этого сделать.
Б) Павел приводит образ семени, которое сеется в землю: И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Невозможно появиться растению во всем его великолепии, если сначала не умрет зерно или семя этого растения. Вот так и тело наше – зерно, или семя, которое должно пройти через опыт смерти.
В) Далее Павел приводит пример разнообразия форм материального существования во Вселенной. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные… Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.
Здесь «слава» означает «природа», и весь приведенный фрагмент – о том, что у каждого существа и предмета своя природа.
Г) Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное.
Апостол противопоставляет жалкий образ существования человека в его нынешнем физическом состоянии, тому славному, что открылось в Воскресшем Христа и потом откроется в нас. Поневоле вспоминаешь слова одного святого отца, который говорил, что страшные раны на теле Христа остались, но после Его Воскресения они перестали пугать и отталкивать, как это делает любая рана. Этот святой отец говорит, что раны Христа (как и раны мученика) сияют, подобно орденам на груди героя. Вместо ужаса они вызывают восхищение.
Д) Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
В пункте В мы видели, как Ап. Павел перечисляет различные формы материального мира. Он взял их из рассказа книги Бытие, где говорится о творении мира. Отсюда же взят образ первого человека, Адама, происходящего «из земли», «перстного». Все мы – связаны с первым, ветхим Адамом и с прежним образом существования мира.
Но в Воскресении Христовом восходит заря новой эры: мир воссоздается в его новом виде. Христос – первый из нового творения. И все, кто будут с Ним связаны через веру, через жизнь, обретут такое же воскресение и прославление.

Окончание следует
Примечания
[1] Наверное, в этом указании на особо свитый плат, лежащий на своем месте, Евангелист Иоанн полемизирует с мнением, что тело Иисуса выкрали, чтобы объявить Его воскресшим. Всем понятно, что воры не стали бы тратить время на то, чтобы аккуратно свернуть головной плат и положить его на место.

[2] Я специально дистанцируюсь от того, чтобы назвать Туринскую плащаницу подлинной. Хотя лично я считаю, что она – подлинна, я не хочу вводить ее в наш рассказ на правах «достоверного документа», потому что многие люди в ее подлинности сомневаются. Мы в своей работе опираемся на тексты и выводы из их исследований, которые всеми учеными (и верующими, и неверующими) признаются как неоспоримые.

[3] Евангелист Иоанн придерживается другой концепции «пребывания Воскресшего», нежели Лука, который говорит, что Иисус периодически являлся на протяжении сорока дней и лишь после этого вознесся. Для Ев. Иоанна Воскресение и Вознесение как бы связаны воедино. Можно сказать, что после Воскресения сразу началось Вознесение. Явления Воскресшего совершаются по ходу Его Вознесения.

[4] См.: Ин. 3: 2; 11: 10; 13: 30.

...........................................

Несколько фотографий о том, что сооружено на месте, где находился Гроб Иисуса Христа, из которого Он Воскрес.

Как вы знаете, Гроб Христов был вырыт в самой горе Голгофе. Голгофа – это массивная известняковая гора диаметром примерно в полкилометра.
На ее верхушке производились казни, а с разных сторон эту гору использовали для других нужд. С одной стороны были каменоломни, и отсюда брали известняк для строительства Иерусалима, с другой стороны были вырыты огромные цистерны для хранения воды, еще с одной стороны были устроены гробницы. Кстати, это были дорогие, так сказать, элитные гробницы, потому что они были совсем близко к Святому городу. Одну из таких гробниц купил для себя и своей семьи Иосиф Аримафейский. Но потом он пожертвовал эту гробницу для своего Учителя Иисуса Христа. Но, как мы знаем, надолго Христу эта гробница не пригодилась:)

В 70-м году 1-го века Иерусалим был разрушен. Во 2-м веке на месте Иерусалима был построен римский город Элия Капитолина. А что было на месте Гроба Христа?
Христианский историк начала 4-го века, Евсевий Кесарийский, рассказывает:
«Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это Истину. Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею всё то место. Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили её камнем, и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру. Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, по истине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мёртвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы» (Евсевий Кесарийский, «Жизнь Константина». III, 36).

Но по приказу Императора Константина Великого в начале 4-го века были предприняты раскопки на этом месте и был, ко всеобщему удивлению и радости, обретен Гроб Христа и даже Крест, на котором Спаситель был распят.
В 4-м веке на этом месте был построен христианский храм. Он поражал своими колоссальными размерами и великолепием, о чем пишут паломники того времени.

В 1009 году халиф Аль-Хаким би-Амруллах, по совершенно придуманному поводу воспылал ненавистью к христианам и приказал разрушить храм. В то время Иерусалим принадлежал арабам... Впоследствии, сообщают современники, Аль-Хаким раскаялся в этом поступке, но было поздно.

Через 20 лет христиане получили разрешение восстановить храм. Работы начались в 1038 году и длились 11 лет.
Восстановленный храм был гораздо меньше предыдущего и скромней. Конечно, была восстановлена и часовня на месте, где непосредственно находился Гроб Иисуса Христа. Эта часовня называется кувуклия. С тех пор кувуклия перестраивалась не раз. Существующая Кувуклия построена в 1809–1810 годах по проекту греческого архитектора Николая Комина. Впоследствии она пострадала при землетрясении 1927 года и сегодня укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками.

в1вв.jpg
Вот так выглядел Храм Гроба Господня, построенный в 4-м веке.

в2ав.jpg
А вот какая была кувуклия. В ней – ложе, на котором лежал Спаситель во Гробе.

E72A9090.JPG
В нынешнем Храме Гроба остались «осколки» былого великолепия. То тут, то там можно увидеть фрагменты храма построенного по приказу св. Константина и разрушенного Аль-Хакимом. Вот, например, остатки колоны. Сами можете сделать вывод о грандиозности постройки, которую мы, увы, навсегда утеряли... (Еще фрагмент)

в3.JPG
А вот как выглядит кувуклия сегодня.

в4.JPG
В нее не иссякает поток паломников, которые благоговейно целуют место, где лежало и где воскресло тело Иисуса Христа.
Перейти к следующей записи Тайна Пасхи 7
Перейти к предыдущей записи Тайна Пасхи: 5

Комментарии

Отец Константин, спаси Вас Христос за все труды!
Прочитав данную статью, моё внимание акцентировалось на рассуждениях о свойствах тела Воскресшего Господа, вспомнился отрывок из сочинений свт. Игнатия(Брянчанинова) с рассуждениями о свойствах тела Господа нашего Иисуса Христа. И у святителя свойства, которые проявлялись после Воскресения, отмечаются и до Воскресения на разных примерах, начиная с Рождества, с сылками на Писание, толкования и изложение Православной Веры. То есть признаётся, что Иисус Христос обладал этими свойствами как всесовершенный человек ещё до Воскрешения, просто потом он стал являть их постоянно. Вот об этом рассуждении я говорю: http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_B...noj-tserkvi-o-bozhiej-materi/#sel=38:1,38:446
У меня сложилось ощущение, что я недопонял Вашу статью, а что ещё хуже - Писание и после Воскресения Иисус Христос явился ученикам ещё более "иным", хотя и при жизни являясь как Богом так и человеком Он обладал свойствами описываемыми после Воскресения. Мне интересно Ваше мнение и взгляд, возможно и Вы рассуждали по этому вопросу и даже уже где-то писали об этом... Появились ли у Господа новые свойства после Воскресения?
 
Почему-то у меня получается читать очерки о. Константина перед важными событиями. Вчера, перед ночной службой я стала читать этот очерк.
Каково это, встретить воскресшего Христа. Узнать? Не узнать? А как вообще это могло быть там, у них, в их времени? Нам хорошо, мы уже знаем, что Чудо произошло. А они? И все равно, мы знаем, но каждый раз трепещем. И это молчаливое стояние в храме, где ногу некуда поставить и ты колышешься не сам по себе, но вместе с сонмом тысяч людей. Сколько их было у нас в Соборе? Две, три тысячи? Говорили, три. Молчаливое ожидание. Мы все веруем, но боимся, а
вдруг не воскреснет? Это как с ужасом, страхом и трепетом ожидать схождения Благодатного Огня. И в таинственном сакральном церковном полумраке из алтаря раздается первое "Воскресение Твое , Христе Боже..." на самой тихой ноте удивительного пьяниссимо. И потекло, усиливаясь с каждой нотой, с каждым дыханием. И уже вся церковь поет. И взметнулись к куполу руки с горящими свечами. "Веры тонкая свеча в твоей руке" - как у иеромонаха Романа.
Наш Господь воскрес! Мы все свидетельствуем об этом.
 
Андрей П.К. написал(а):
Отец Константин, спаси Вас Христос за все труды!
Прочитав данную статью, моё внимание акцентировалось на рассуждениях о свойствах тела Воскресшего Господа, вспомнился отрывок из сочинений свт. Игнатия(Брянчанинова) с рассуждениями о свойствах тела Господа нашего Иисуса Христа. И у святителя свойства, которые проявлялись после Воскресения, отмечаются и до Воскресения на разных примерах, начиная с Рождества, с сылками на Писание, толкования и изложение Православной Веры. То есть признаётся, что Иисус Христос обладал этими свойствами как всесовершенный человек ещё до Воскрешения, просто потом он стал являть их постоянно. Вот об этом рассуждении я говорю: http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_B...noj-tserkvi-o-bozhiej-materi/#sel=38:1,38:446
У меня сложилось ощущение, что я недопонял Вашу статью, а что ещё хуже - Писание и после Воскресения Иисус Христос явился ученикам ещё более "иным", хотя и при жизни являясь как Богом так и человеком Он обладал свойствами описываемыми после Воскресения. Мне интересно Ваше мнение и взгляд, возможно и Вы рассуждали по этому вопросу и даже уже где-то писали об этом... Появились ли у Господа новые свойства после Воскресения?

Дорогой Андрей. Вы затронули очень важную тему.

Существуют три точки зрения на этот вопрос.
1. Правы святые отцы! Их просвещал Дух Святой. и они знали лучше, чем кто-то иной. Поэтому, не мудрствуя лукаво, нужно придерживаться только мнения святых отцов.
2. Святые отцы ошибались! Они были людьми своего времени и мыслили в соответствии с представлениями и научными данными своего времени. Мы должны доверять только библейским исследованиям: археологии, филологии, истории и проч.

Мне кажутся эти точки зрения крайностями. Я выбираю третью точку зрения: Святые отцы действительно были людьми своего времени. Нужно делать поправку на представления их времени, на научные данные, им доступные, на религиозную культуру, через призму которой они воспринимают Священное Писание.
В каком-то смысле, о чем непосредственно говорит Писание, лучше узнать от современных ученых, которые в своей работе имеют доступ к колоссальным данным, накопленным за 2 тысячи лет!
Вместе с тем, никто кроме святых отцов не поможет нам постичь духовный и сокровенный смысл Писания.
Самый правильный подход – синтетический (от слова синтез): Использовать научные данные и учитывать святоотеческие исследования и мнения богословов за все время существования Церкви.

Конкретно к теме, Вами поставленной: как отнестись к тому, что подавляющее большинство святых отцов считало, что Христос при жизни имел практически те же сверхъестественные «характеристики», что и Воскресший Христос?
Современное изучение Св. Писания показало, что в каком-то смысле такое учение о Христе является крайностью, креном в сторону наделения Иисуса Христа, в период Его жизни и Служения, божественными атрибутами. Эту божественную сверхъестественность Иисуса мы находим, например, в Евангелиях. Но тут нужно сделать поправку на то, что называется в библеистике «обратной проекцией». Уже зная о Воскресении Христовом и совершенно по-новому открыв для себя Христа, земного, исторического Иисуса стали воспринимать через призму Иисуса Воскресшего. Чтобы быть понятным, приведу пример:
В одной статье я рассказал, что в Таллинне есть старая стена, на которой гвоздем выцарапано: «Здесь был Лёша Редигер 1943 г.» (про год точно не помню). Вот это место редакторы из статьи перед публикацией вырезали. Почему? Потому, что «Лёшу Редигера» мы воспринимаем через призму того, что это патриарх Алексий. Очень сложно нам абстрагироваться от того, что это был просто «Лёша».

Кроме того, образ Христа формировался в сознании людей под воздействием развивающегося богословия Церкви. Не забывайте, что Евангелия были написаны не ранее, чем через 40 лет после всех событий, описанных в Евангелии (а Ев. от Иоанна через 70 лет). К этому времени сформировалось какое-то богословие, и это тоже наложило отпечаток на восприятие того, каким был Иисус Христос при жизни.

В библеистике есть даже такие термины: «Исторический Иисус» и «Иисус веры». Несомненно, что исторический Иисус несколько отличался от того Иисуса, с Которым мы знакомы по Евангельским историям. В Евангелиях уже в большей степени перед нами предстает «Иисус веры».

Есть много других моментов, о которых вы можете прочитать в специальных книгах и учебниках по библейскому богословию.

Ученые предпринимали много попыток «реконструировать» облик реального, исторического Иисуса. Но в конце концов, были вынуждены признать: мы этого сделать не можем; нам сегодня уже не отделить «исторического Иисуса» от «Иисуса веры».
Но это не значит, что все исследования на этом пути привели в тупик. Мы сегодня много, как никогда, знаем о времени, культуре, в которой жил Иисус, можем более адекватно понимать Его слова, учение.

Во всяком случае, сегодня мы можем уверенно говорить, что Иисус не был сверхчеловеком, который только казался настоящим, а на самом деле таил в себе мощный потенциал, как какой-то супергерой. Да, во Христе проявлялось, на миг обнаруживалось Его особое призвание, Его божественность (в Крещении, в Преображении,
в чудесах), но это было скорее исключением, чем правилом.

Впрочем, сейчас я касаюсь такой деликатной и непростой темы, что пора остановиться, чтобы не соблазнять немощных в вере. А тем, кто интересуется, я советую что-то почитать на эту тему: книг очень много. Начать можно, например, с этой: А.Десницкий: Введение в библейскую экзегетику
 
священник Константин Пархоменко написал(а):
* * *Мне кажутся эти точки зрения крайностями. Я выбираю третью точку зрения: Святые отцы действительно были людьми своего времени. Нужно делать поправку на представления их времени, на научные данные, им доступные, на религиозную культуру, через призму которой они воспринимают Священное Писание.*
* В каком-то смысле, о чем непосредственно говорит Писание, лучше узнать от современных ученых, которые в своей работе имеют доступ к колоссальным данным, накопленным за 2 тысячи лет!
Благодарю Вас, отец Константин, за интересную и прямо высказанную точку зрения. Спаси Господи!

Хотя сам считаю, глядя на тех самых Святых отцов, которые раньше достигали недоступных нам высот в духовной жизни, и воспринимали Священное Писание именно по его духу, что и требуется, успешно обходясь без нашего груза 2 тысячелетних данных. Так может как раз эти данные - помеха? Или может вера наша теперь настолько немощна, что опираться мы стараемся не на Господа, как и делали Святые, а на те самые данные? А возможно нам, как немощным, как раз и нужны эти данные(навроде костылей)? Или это вообще игры врага, чтоб мы гоняясь за научными обоснованиями, с благовидной целью, упускали из вида главное, навроде фарисеев? Одни вопросы у меня по этому поводу...
Короче, я бы и рад выбрать прямой путь чистосердечный веры Святых отцов, но у самого голова слишком забита этими самыми "полезными" данными :)
Вспомнилась история из Отечника, которая точнее выразит мою точку зрения:"Когда авва Арсений в одно время спрашивал некоего старца египетского о своих помыслах, тогда другой, увидя его, сказал: авва Арсений! Как ты, так знающий учение римское и греческое, спрашиваешь о своих помыслах у этого несведущего? Арсений сказал ему: римское и греческое учение я знаю, но азбуки этого (то есть несведущего) я еще не выучил."
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
5.202
Комментарии
4
Последнее обновление
Сверху