Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция».

(Фрагмент из: «Православное Догматическое Богословие в конспективном изложении»).

1.​

Богословские термины «сущность», «ипостась», «акциденция» вошли в состав Православного Догматического Богословия из философского языка. Рассматривая общие и частные характеристики существующего, философы древности подразделяли вещи на роды, виды (эйдосы) и индивидуумы. Родом они назвали то, что охватывает виды, имеющие единые родовые характеристики, а видом — то, что объединяет вещи, обладающие едиными видовыми признаками. Роды и виды бывают «более общими» и «более частными».

Например, «живое существо» подразумевает деление на «разумное» и «неразумное». По отношению к этим членам деления классификационная единица «живое существо» является обобщающей и обозначает род, а понятия — «разумное...» и «неразумное...» — виды. В свою очередь «разумное существо» подразделяется на «смертное» и «бессмертное». В рамках этой градации определение «разумное существо» указывает уже не на вид, а на род; на виды же указывают определения: «смертное...» и «бессмертное...». Нет нужды объяснять, что объединение видов в роды и деление эйдосов на более частные виды не может простираться в бесконечность. Тот род, который не имеет над собой вышестоящего рода (не есть в то же время и вид), называется самым общим. А вид, не имеющий деления на более частные эйдосы и охватывающий лишь индивидуумы (как то: «человек», «собака», «конь»), называется низшим или наиболее видовым. Это понятие служит ключом для объяснения православно-догматического термина «сущность».

«Всякая вещь, которая определяется, как наиболее видовой вид, — замечает Феодор Абу-Курра, — после называния вида, зовется природой и сущностью. Поэтому и все, что в равной мере его разделяет, называется единоприродным и единосущным, например, “человек”. Ибо он определяется, как наиболее видовой вид. Поэтому одновременно с тем, как называется вид, называется природа и сущность для того, что ими характеризуется. Характеризуется и Петр, и Павел, и Иоанн, и каждый из людей, кто разделяет его равным образом. Отсюда все, кто одинаково принадлежат ему — единоприродны и единосущны» [1, с. 175].

«...То, что заключает в себе индивидуумы, — напоминает преподобный Иоанн Дамаскин, — называется видом и есть более обобщенное, чем индивидуум, так как обнимает многие индивидуумы, — например, “человек”. Ибо это слово обнимает и Петра, и Павла, и всех единичных людей. Вид у святых отцов называется природою, и сущностью, и формою... Вид, — иначе сказать, природа, сущность, форма, — производит не кого-то иного или инаковость, но нечто иное. Так, мы говорим, что человек по природе одно, а лошадь – другое, но не один и другой» [2, с. 61].

В отличие от понятия «вид», которое может интерпретироваться в смысле совокупности индивидуумов, понятие «сущность», а также и тождественные ему богословские понятия «природа», «естество», такой интерпретации не допускают. Нельзя утверждать, будто сущность распределена в индивидуумах как бы частями. Например, если бы мы сказали, что в человеке, утратившем какой-либо орган, заключена лишь часть человеческой сущности, мы нарушили бы не только границы догматики, но и рамки приличия. Ведь из наших слов следовало бы, что он — недочеловек. Другой пример: хотя в полноводном потоке воды больше, чем в мелководном ручье, первый не менее водянист, чем второй.

Стало быть, сущность — это единое формирующее начало, содержащееся во всех представителях низшего вида в равной и неизменной степени, заключающее в себе видообразующие законы и признаки.

2.​

В каждом представителе одного и того же низшего вида, будь то человек, собака, конь, наряду с общей им сущностью заключено и нечто особенное, различающее их между собой. Каждый владеет природой по-своему. В силу этого о любом из них можно сказать и как о представителе вида, например: вот — человек; вот — собака; вот — конь, и как об индивидууме: это — Пётр; это — Белка и Стрелка, это — Буцефал. Если бы индивидуумы представляли собой исключительно общую сущность и не отличались своеобразием, они были бы не множеством представителей, а едино-единственным сущностным субстратом.

То, чем один индивидуум отличается от другого, называется ипостасными особенностями или акциденциями (от лат. аccidentia — случай, случайность); сами же индивидуумы называются ипостасями. Если взять, в качестве пояснительной иллюстрации, восковую свечу, воск в ней — субстанция, сама свеча — ипостась, а её размеры, конфигурация, масса и цвет — акциденции.

Итак, акциденция — богословское понятие, обозначающее временное, преходящее, несущественное свойство ипостаси, в отличие от существенного. В то время как сущностные признаки индивидуумов одного вида всегда одинаковы, акциденции у каждого свои. Например, всякому человеку присущи разум и свободная воля. Это природные характеристики, по которым люди не отличаются друг от друга. Но зато они различаются интеллектуальными и волевыми особенностям. Это — акциденции. Акциденции не являют собой сущность. Поэтому, даже если они изменяются, отнимаются или прибавляются, по природе индивидуум остаётся тем, кем и был.

Сущностные свойства ипостасей одного вида отличаются от сущностных свойств ипостасей любого другого. Созерцая их, можно составить представление о самой сущности. Акциденции разносущностных ипостасей могут совпадать. Так, одинаково белыми могут быть: туловище курицы и снег; а равно высокими: куст, обезьяна, медведь, человек. Акциденции бывают неотделимыми и отделимыми. Последние могут приобретаться или утрачиваться (например, мужчина может быть бородатым, а может — безбородым). «Акциденция, — сообщает преподобный Иоанн Дамаскин, — есть то, что в предметах и бывает, и отсутствует, не разрушая подлежащего. И снова: это то, что может одному и тому же предмету как принадлежать, так и не принадлежать. Ведь человек может быть белым, а может и не быть, подобно же и высоким, умным, курносым» [2, с. 75].

3.​

Сопоставляя понятия общего и частного — вида и индивидуума, — на протяжении длительного периода философия терзалась в догадках: что из них реально, а что — отвлечение мысли? Так, одни любомудры считали, что действительно существующим следует признавать только общее бытие, а индивидуальное нужно относить исключительно к частным проявлениям общего. Другие были уверены в том, что сущность — не более чем представление, формируемое через обобщение признаков отдельных вещей, и настаивали на реальности индивидуумов. Обе эти позиции несостоятельны.

Избежать двух ошибочных крайностей позволяет естественное миросозерцание. Скажем, действительность существования естеств хорошо обнаруживается в индивидуумах, обладающих способностью к размножению. Ведь размножаясь, представители одного и того же вида всегда производят на свет индивидуумов, тождественных себе по естеству. Так, от человека происходит человек, от ежа — ёж, от берёзы — берёза, от пшеницы — пшеница. Следовательно, сила производить себе подобных обусловлена видообразующими законами и принадлежит общему онтологическому началу, то есть сущности. Поскольку эта сила реальна, постольку реальна и сама, содержащая её, сущность.

Не представляет труда доказать и реальность самостоятельно-индивидуального бытия. «...Общая природа, — пишет преподобный Иоанн Дамскин, — например, природа человека, которой ни один человек не отличается от другого, существуя в каждом из индивидуумов, становится уже его собственной природой и не есть у него общая с кем-либо другим... Ибо разумное смертное живое существо во мне не есть общее ни с кем другим. Когда страдает, например, какой-либо человек, или бык, или лошадь, то, конечно, возможно, чтобы однородные с ним индивидуумы оставались бесстрастными. И если умер Павел, допустимо, что никто из прочих людей в то время не умер. И когда родился Петр и приведен был к бытию, то люди, которым предстояло быть после него, еще не существовали. Итак, каждая природа не в одинаковом смысле определяется как то, что она есть, но в двояком. В одном смысле — когда мы рассматриваем общее значение каждой природы само по себе, например, природу человека, лошади, не существующую ни в каком индивидууме. В другом смысле — когда мы видим эту самую общую природу существующей в индивидуумах и получающей в каждом из них более частное существование, соответствующее не какому-либо другому, но именно этому индивидууму и только ему одному» [2, с. 143].

Справедливость требует сказать: вопреки иллюзиям далеко отстоящих от Православной догматики обывателей, утверждающих, будто эта полемика интересна лишь для философов, а по отношению к вере она имеет чисто прикладное значение, данная проблематика чрезвычайно важна. Истории христианства известно немало примеров, когда некомпетентность в этом вопросе приводила к заблуждениям, ересям, возмущениям и отпадению от Церкви. «Ревнителям и защитникам истинных догматов, — сигнализировал Феодор Абу-Курра, — необходимо различение и разъяснение терминов, с которыми по большей части обращаются философы. Ибо многие из тех, кто полагает, что они мудры, не обладая точным знанием о них, погрешают против истины, впадают в безумие и кощунство, и отпадают от истинной веры в Бога, не познав [её], и, добровольно отворачивая глаза разума от света спасения, и перебегая [на сторону] губительной тьмы, падают в пучину гибели» [1, с.173].

В самом деле, признать действительность бытия лишь за сущностью равнозначно отрицанию действительности Божеских Лиц, сведению их к трём маскам или личинам. А согласиться с реальностью существования исключительно ипостасей — впасть в тритеизм. С другой стороны, отождествление понятий «сущность» и «ипостась» неизбежно ведёт к христологическим извращениям. «”Павел” — это ипостась, — утверждал еретик Севир, — “человек” же — природа, и поскольку говорится, что Павел — человек, поэтому следует сказать, что ипостась есть природа» [1, с. 178]. Отсюда он надменно выводил: если Христос — одна Ипостась, значит в Нём заключено не два естества, а одно. В действительности же в одной ипостаси может содержаться и два, и несколько естеств.

4.​

О самостоятельности сущности нужно утверждать в том смысле, что она не является предикатом какой-либо другой природы, но сама служит основой характеризующих её качеств и свойств. Однако, как было замечено выше, ни сущность, ни акциденции не имеют реального существования вне ипостасей; природные и индивидуальные особенности усматриваются исключительно в них (природные — равно во всех представителях одного вида, а акциденции — разнообразно). Скажем, человеческое естество созерцалось Владыкой от вечности, как сущностный логос (идея, прообраз), но реальное бытие обрело лишь тогда, когда Бог актом Своего волеизъявления осуществил его в первой человеческой ипостаси — Адаме. Тогда же обнаружились и акциденции Адама (рост, вес, уровень сообразительности и т. д.). Ныне человеческая сущность актуализируется всякий раз, когда происходит зачатие.

Связывая рассуждения воедино, понимаем: как не бывает безипостасных сущностей, так не бывает и безсущностных ипостасей. Ведь сущность — онтологическое содержимое ипостаси. А разве возможно бытие, не содержащее внутренней онтологической закономерности? Уместно сказать, что сущность — это реализуемый в ипостасях сущностный логос, а ипостась — это то, в чём реализуется сущность. Пояснительной аналогией сказанному, пусть даже весьма отдалённой, может служить пример со скульптором, вынашивающим идею о создании серии однотипных изваяний. До тех пор, пока им не создано ни одного задуманного произведения, идея остаётся нереализованной. По мере же появления первой, второй, третьей скульптуры, идея актуализируется в каждой из них. При этом у всех изваяний обнаружатся и обще-типовые особенности, и частные. «Итак, — учит святитель Василий Великий, — ”ипостась” есть не понятие сущности неопределенное, по общности означаемого ни на чем не останавливающееся, но такое понятие, которое видимыми отличительными свойствами изображает и очертывает в каком-нибудь предмете общее и неопределенное» [3, с. 101]. «...Ипостась, — подтверждает преподобный Анастасий Синаит, — есть нечто особенное по сравнению с общим, ибо природа есть некое общее начало в каждой вещи, а ипостаси суть отдельные особи» [4, с. 225-226].

Таким образом, в строгом богословском обрамлении, ипостась — догматический термин, обозначающий индивидуум, предмет (конретный объект), рассматриваемый в качестве представителя того или иного наиболее видового (низшего) вида, в котором конкретным действительным образом осуществляется природа (сущность, естество).

5.​

Разумно-свободные ипостаси могут именоваться лицами. Как правило, на сегодняшний день к не разумно-свободным индивидуумам такого обозначения не прилагают, хотя раньше могли прилагать. «Следует же знать, — констатировал преподобный Иоанн Дамаскин, — что святые отцы названиями “ипостась”, “лицо”, и “индивидуум” обозначали одно и то же, а именно то, что, состоя из субстанции и акциденций, существует само по себе и самостоятельно, различается числом и выражает такого-то, например, Петра, Павла, такого-то коня» [2, с. 91].

Спешим оговориться, что по отношению к Богу обычно не используют понятия «индивидуум» и «вид». И вот почему. Термином «индивидуум» особенно остро подчёркивается принадлежность ипостаси к тому или иному низшему виду, а также её индивидуальная обособленность. В свою очередь термином «вид» обозначается то, что наряду с другими видами, имеющими общие родовые характеристики, охватывается родом. В действительности же, бытие Божье уникально, и никакое творение не имеет с Ним общих родовых характеристик; опять же, Отец и Сын и Святой Дух — не три индивидуально действующих Бога, а один.

Встречающиеся в святоотеческих произведениях отождествления выражений «Божественная природа» и «Божественный вид» по большей части обусловлены полемическим стилем и ассоциативной формой речений, как, например, это прослеживается в одном сочинении святителя Кирилла Александрийского: «А является и есть [Отец] в Сыне подобно тому, как и солнце — в происходящем от него сиянии, и как ум — в слове, и как в потоке — изливающий его источник. Ибо характерное свойство Отчей сущности, пребывающее в Сыне, и, так сказать, “вид Божества” (τῆς Θεότητος τὸ εἶδος) всем показывает Его в Нем» [5, с. 115].

В связи с тем, что Бог самобытен, вечен, всесовершенен и всегда Себе равен, в Нём нет и не может быть ничего привходящего или случайного. Поэтому ипостасные особенности Божеских Лиц — Отца, Сына и Святого Духа — не относят к акциденциям. «...Другие предметы, называющиеся сущностями или субстанциями, — напоминает блаженный Августин, — допускают привходящие (accidentias), посредством которых в них происходит большее или меньшее изменение. В Бога же ничего из такого рода допущено быть не может. Поэтому неизменчивая субстанция или сущность, которая есть Бог, — одна единственная. Поэтому ей, конечно же, более всего подобает быть сущей, от чего [и возникает] само название сущности. Ибо то, что изменяется, не сохраняет самого существования, и то, что может изменяться, даже если не изменяется, может не быть сущим так, как было. А поэтому то, что не только не изменяется, но вообще даже не может измениться, несомненно, подпадает под то, что истиннейшим образом называется сущим» [6, с. 134].

Впрочем, иногда о Божественных акциденциях всё-таки пишут. «Мудро — говорить, — замечает святитель Кирилл Александрийский, — что у сущности Божией нет никаких акциденций, потому что она сама от себя является совершенной. Но мы видим, что многое нас вынуждает помышлять таковые [вещи], как акциденции у Бога, хотя они и не вполне акциденции. Ибо что мы скажем, имея в виду, что прежде устроения этой вселенной Он по сущности был Создателем, а в действительности ещё не был, так как ничто из сущего ещё не было приведено к становлению? А когда Он сотворил всё, то как бы стал и Создателем, и это в некотором роде прибавилось к нему благодаря тому, что Он и на деле показался таковым. Итак, если некоторые вещи мыслятся как привходящие к Богу, то что вы всуе настаиваете на том, что не подобает говорить, что нерожденность является для Бога акциденцией, когда некоторые [другие свойства], присущие Ему по природе, показываются в таком же виде [т. е. акциденции]?» [5, с. 259].

Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия СПб ПИРиЦИ.

*******

1.Леонтий Иерусалимский. Феодор Абу-Курра. Леонтий Византийский. Полемические сочинения. Краснодар: Изд. Текст, 2011.
2.Преподобный Иоанн Дамаскин. Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. Изд. Индрик, 2002.
3.Святитель Василий Великий. Письма. М.: Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007.
4.Преподобный Анастасий Синаит. Избранные творения. М.: Изд. Паломник; Сибирская благозвонница, 2003.
5.Святитель Кирилл Александрийский. Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице. СПб.: Изд. Олега Абышко; Краснодар: Изд. Текст, 2014.
6.Августин Аврелий. О Троице. Краснодар: Изд. Глагол, 2004.

Комментарии

1) хотелось бы определений на бытовом языке, для домохозяек
2) нет смысла в доскональной точности данных определений,
слова возникли не из одного времени и места, и в праве быть неоднозначны,
и главное, не нужна математическая точность, нужна свобода (не точность)

Статья иллюстрирует и потребность в фарисействе и бессмысленность фарисейства
(нужно определенно понимать друг друга, но стремление к точности пагубно,
т.к. в любом случае человек ограничивает себя, свою корректность, но уже веря в свою точность).

Абстракции дают отклонения от реальности (ярлыки), и в последствии через века,
Сын Человеческий придя, не может найти следов истины (веры)

Язык Иисуса, притчи – идеальный компромисс между однозначным пониманием и свободой мышления.

---
К примеру, достаточно нечеткого определения Ипостаси:

1) Краткое описание Бога представлено через Ипостаси.

2) Слово "ипостась" можно заменить на слова:
- (в зависимости от контекста) суть/сущность, свойство/раздел, тема/идея
- (в не зависимости от контекста) индивидуальность, ключевое отличие.

3) Ипостась - это индивидуальность, но не персона.
Полагать ипостаси персонами, личностями, лицами – это недопустимо делить Бога.
В Ветхом Завете есть фраза. «Человек смотрит на лица, Бог взирает на сердца»
- у Бога нет обособленности, в этом разница «личности/персоны» и «ипостаси».
Личность, лицо в ипостаси - это русскоязычная проблема, в греческом и английском нет слова личность,
при переводе используются слова персона(=человек) или индивидуальность.
 
1) хотелось бы определений на бытовом языке, для домохозяек
2) нет смысла в доскональной точности данных определений,
слова возникли не из одного времени и места, и в праве быть неоднозначны,
и главное, не нужна математическая точность, нужна свобода (не точность)
Здравствуйте! К сожалению, Вы повторяете ту же ошибку, на которую указал Феодор Абу-Курра, и о которой неоднократно говорили Святые Отцы: «Ревнителям и защитникам истинных догматов необходимо различение и разъяснение терминов, с которыми по большей части обращаются философы. Ибо многие из тех, кто полагает, что они мудры, не обладая точным знанием о них, погрешают против истины, впадают в безумие и кощунство, и отпадают от истинной веры в Бога, не познав [её], и, добровольно отворачивая глаза разума от света спасения, и перебегая [на сторону] губительной тьмы, падают в пучину гибели» [1, с.173].

История Церкви показывает, что не знания, а надменное незнание отклоняет человека от веры, приводит к смутам и отделению от Христа.

Вы считаете:
Статья иллюстрирует потребность в фарисействе
Даю справку: фарисейство выражалось не в точном восприятии вероучительных истин, а во внешнем, демонстративном исполнении уложений закона. Если бы фарисеи и действительно обладали истинным внутренним ведением, то в числе первых признали бы Спасителя, чёткие пророчества о Котором проходят через Писание яркой длинной чертой. Но увы...

P. S. Подробнее я изложу доводы в пользу необходимости изучения догматов в очередной статье.

Благодарю за реплику!
 
Последнее редактирование модератором:
Алексей Михайлович, здравствуйте!

Комментарий был о другом:
1) в первую очередь о том, что Вы пишите формально все очень и очень верно, с безумной точностью, не возможно придраться.
2) и второе, получается огромная пропасть между богословами и домохозяйками,
а что это дает богословам? Некий научный аппарат (почти на уровне высшей математики)?

Стоит взять правило, если текст не принимается домохозяйками значит, есть проблема, просто она настолько «высока» что незаметна (это как объять необъятное, невозможно не сделать ошибку).
Может в неточностях есть Божие провидение, чтобы мир развивался постепенно, а не раз и на веки. Людям, мирянам, нужно чувствовать каждый отдельный случай, а не использовать общие правила.

Конечно же, нет в Вашей статье фарисейства, Вы и тут правы – это другое.
Но мотив, источник вдохновения, у математиков и фарисеев тот же (фарисеи не были ни глупцами ни вредителями), просто они имея способность мыслить глубже чем народ, установили свой стандарт точности для слов Бога, и сделали из завета "калькулятор", но все равно их высокая точность "загрубила" смысл слов Бога.
 
получается огромная пропасть между богословами и домохозяйками, а что это дает богословам?
фарисеи не были ни глупцами ни вредителями, просто они имея способность мыслить глубже чем народ, установили свой стандарт точности для слов Бога, и сделали из завета "калькулятор", но все равно их высокая точность "загрубила" смысл слов Бога
Здравствуйте! Принципиальная разница между стремившимися к богопознанию Святыми Отцами и фарисеями выражается, в частности, вот в чём. Святые Отцы и действительно мыслили глубже прочих людей, но они богословствовали чисто, смиренно, ответственно и с единственной целью: угодить Вседержителю и достичь единения с Ним. А фарисеи знали букву закона, но, по черствости сердец, часто за буквой не видели суть. Предаваясь размышлениям о Боге, они рассуждали гордо и самочинно, и отпали от Истины. Вы пишите о фарисейском стандарте точности, но ведь стандарт стандарту — рознь. Вспомним, что сказал иудеям, полагавшим, что они мыслят правильно, Господь: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). О Святых же Отцах Господь такого не говорил.

Что же касается предыдущей части вашего вопроса — «получается огромная пропасть между богословами и домохозяйками, а что это дает богословам?», — в данном контексте, его, как мне кажется, уместно перефразировать так: «что дает христианину знание догматов веры?». Соображения по этому поводу я изложил в нижеприведенной статье: Можно ли быть христианином без знания догматов?

Благодарю за участие!
 
Алексей Михайлович, прошу извинить меня за возможно неумный вопрос.
Вот Вы говорите: "... Пояснительной аналогией сказанному, пусть даже весьма отдалённой, может служить пример со скульптором, вынашивающим идею о создании серии однотипных изваяний. До тех пор, пока им не создано ни одного задуманного произведения, идея остаётся нереализованной. По мере же появления первой, второй, третьей скульптуры, идея актуализируется в каждой из них ..." (ссылка).
Будет ли верной мною перефразированная (прошу прощения) эта Ваша фраза: "Пояснительной аналогией сказанному, пусть даже весьма отдалённой, может служить пример со скульптором, вынашивающим идею о создании серии однотипных изваяний. До тех пор, пока им не создано ни одного задуманного произведения, идея остаётся нереализованной. При появления первой идея актуализируется; и первое же изваяние наделяется ипостасными признаками, но без акциденций". Другими словами - будет ли являться ипостасью первое и пока единственное изваяние?
 
«...Общая природа, — пишет преподобный Иоанн Дамскин, — например, природа человека, которой ни один человек не отличается от другого,

Правильно было бы "цитирует Иоанна Филопона преп. Иоанн Дамаскин".
Если эта статья еще актуальна и где-то используется, было бы разумно заменить цитату, привести какой-нибудь иной фрагмент вместо Иоанна Филопона на этом месте.

Я наткнулся вот здесь на ссылку на эту статью.
 
Сверху