Золото Евангельской мудрости: О милосердном самарянине

Эта запись является частью серии записей Притчи Христовы
Золото Евангельской мудрости: Притчи
О милосердном самарянине


Сегодня мы поговорим об одной из самых известных притч Христовых, о притче, в которой начертываются основы христианской этики… Вы все, конечно, знаете эту притчу. И все же, сперва прочитаем ее:

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же (Евангелие от Луки. 10, 25-37).

Прежде чем мы перейдем к комментированию притчи, сделаем несколько интересных уточнений, которые помогут нам глубже понять смысл притчи.

1. Каждый из героев этой притчи представляет широкий круг людей, или класс, к которому они принадлежат:
Человек, на которого напали разбойники, – представляет обычного человека.
Священник и левит – представители духовных вождей иудеев.
Самарянин – символизирует человека-врага. (Напомню, что самаряне воспринимались евреями как еретики, религиозные предатели и, по сути, как враги.)
Поэтому ни в коем случае нельзя рассматривать притчу как частный эпизод, касающийся только нескольких людей, которые в ней приводятся. Эта притча – универсальна, то есть она описывает, как вообще человек должен строить отношения с другими.

2. Современные ученые убедительно доказывают, что по логике развития событий, которой ожидали слушатели Иисуса, помочь несчастному должен был бы обычный израильтянин. Многие простые труженики были настроены антиклерикально и с иронией относились к храмовому священству. Развитие сюжета, в котором мимо несчастного израненного проходят священник и левит, было, в общем, ожидаемым. Следующим должен был появиться простой человек… То, что появляется отрицательный персонаж, для сознания обычного иудея, скорее, враг, полностью сбивало слушателей с толку. Это, как если бы в современном варианте притчи мы сказали, что все прошли мимо и вдруг появился… иеговист (или кришнаит) и помог несчастному.
Нежданное появление самарянина шокировало слушателей. Но именно в этом и содержится поразительная сила притчи. Тот, кого ты воспринимаешь врагом, тебе протягивает руку…

3. Обратим внимание на указание конкретного места, на котором произошли драматические события, описанные в притче. Это дорога из Иерусалима в Иерихон. В те времена эта 27-километровая дорога печально славилась криминальными историями[1]. Но не только поэтому приводит конкретную дорогу Иисус. Дело в том, что, если бы происшествие случилось на дороге в Иерусалим, то священник и левит имели бы извинение своему равнодушию. Это бы даже в глазах слушателей характеризовало их как благочестивых людей: они шли в святой город и не хотели нарушать закон ритуальной чистоты. А вот на дороге из Иерусалима в Иерихон они такого оправдания не имеют. Никакой чистоты они бы не нарушили.
В Иерихоне жило много священников, и приведенные персонажи возвращались домой, отслужив свою череду в храме. Возможно, с гостинцами для семьи, возможно, спешили... Но разве окровавленный человек на дороге не побудил бы нас остановиться и оказать помощь?

Здесь я бы обратил внимание еще на одну деталь. В нашем переводе сказано: По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Выражение прошел мимо (греч. антипарилфен) правильнее перевести прошел по противоположной стороне дороги.
Перешел на другую сторону, чтобы не соприкасаться с человеческим горем, болью. Как это характерно для многих людей – избегать соприкосновения с чужим горем, прятаться от чужих проблем.

4. А вот самарянин ведет себя прямо противоположным образом. Он возливает на раны несчастного человека оливковое масло и вино – так советовала медицина того времени, то есть, заботится о нем самым старательным образом.
Он дает хозяину гостиницы 2 динария. В те времена суточное содержание в гостинице стоило 1/12 динария, то есть, по сути, он платит за 24 дня пребывания. Более того, обещает, если это потребуется, восполнить на обратном пути потраченную на больного сумму.

5. Обратим внимание и вот на что. В конце этой шокирующей притчи Спаситель спрашивает законника: Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Законнику (то есть, специалисту по изучению Закона и обрядовых предписаний) непросто произнести слово самарянин. Он выходит из положения таким ответом: Он сказал: оказавший ему милость.
Но Христос понимает, что к радикализму христианской этики надо еще привыкнуть. Хорошо, что человек уже сделал правильные выводы, хотя они ему нелегко даются. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

6. Наконец, еще один момент: наша помощь ближнему должна быть конкретной.
…Однажды я был в числе большой группы людей на встрече с одним американцем. Это был крупный бизнесмен, который одновременно был протестантским проповедником. Прощаясь и раздавая визитки со своими координатами, он обратился к собравшимся со словами: «Если вы окажетесь в Америке и у вас не будет денег, вы не будете знать, куда идти и что делать, позвоните мне. И я помолюсь за вас!»
Конечно, это была шутка, и он расхохотался своей шутке первым. Но такой подход на самом деле нередко можно встретить у людей. Пока речь не идет о конкретной помощи, мы готовы сочувствовать и жалеть других. Но, когда вопрос ставится конкретно: как мы можем помочь бедняге, многие пытаются скрыться… В этой притче Христос говорит, что подлинная помощь, настоящее сочувствие требуют нашего конкретного участия в судьбе человека.
В притче достаточно настойчиво звучит мысль, что помощь эта может быть связана с тратами (возлил масло и вино, заплатил за гостиницу), связана с потерей нашего времени и затратой сил (положил раненого на осла, а сам пошел рядом и др.)… Но другого варианта не дано: встреча с любым несчастьем должна восприниматься нами как попущенная Богом, как происходящая по Его воле.

А теперь, наконец, о чем говорит нам притча?

О чем эта притча? Прежде всего, это ответ на вопрос о том, кто является ближним. Напомню, что именно этот вопрос и задал законник Иисусу.
Для иудея ближним считался единоверец. Нам, воспитанным на христианской культуре, странно будет представить, что заповедь Божию «не пожелай жены ближнего твоего» иудеи воспринимали, как заповедь не желать жены иудея, но спокойно желать жены иноверца. Но, тем не менее, это было так. Ближний – это иудей. К нему следует относиться более или менее порядочно, милосердно, приветливо. Все остальные – дальние, неверные[2].
Но притча, рассказанная Христом, опровергает эту модель. Твой ближний – всякий человек, оказавшийся рядом!

Так христиане понимали эту притчу всегда. И понимали, и применяли на практике... В те годы, когда большевики формировали новую нравственность, согласно которой твой друг – только человек, разделяющий большевистские взгляды, а все остальные – враги, христиане продолжали придерживаться евангельского принципа отношения к людям. В 1918 году в Екатеринбурге содержалась в заключении семья последнего русского Императора. С Императорской семьей, верный присяге, последовал их личный врач, лейб- медик Евгений Сергеевич Боткин. Ему было предложено покинуть царя, но Евгений Сергеевич сказал, что для него подобное предательство неприемлемо. Он был нужен и без того растерянным, униженным людям, на руках у которых был еще и страдающий гемофилией царевич.
Поразительно и для красноармейцев – тюремщиков Императора необъяснимо, что Евгений Сергеевич, кроме оказания врачебной помощи царской семье, лечил их самих и их близких. Казалось бы – они по разные стороны баррикады, но Боткин не отказывал в помощи никому, кто в ней нуждался. Когда царскую семью спустили в подвал для расстрела, Евгений Сергеевич взял царевича на руки и нежно прижал к себе. Он догадался, куда их повели. Когда раздались выстрелы, врач своим телом пытался заслонить Императора и царевича от пуль…

Итак, самый первый и важный смысл притчи в том, что ближним является всякий человек, оказавшийся рядом. К каждому ты должен проявлять любовь и заботу.

Есть и другие смыслы. Например, для израненного человека было откровением, что руку помощи ему протянул самарянин. Этот несчастный открыл для себя ту истину, что твоим другом может оказаться враг. Притча ненавязчиво подводит нас именно к этой идее: люди на самом деле сложней и… прекрасней, чем мы обычно думаем. Меняй свое представление о людях!..
И разве жизнь наша, когда помощь приходила от совершенно нежданных людей, не учит нас тому же?

Еще один смысл притчи, о котором мы тоже не должны забывать: внешнее благочестие и религиозность отнюдь не спасают человека от нравственной нищеты и не гарантируют способность любить. Скольких мы видели внешне благочестивых людей, а то и служителей Церкви, в которых было мало любви, мало сострадания… Этой притчей Христос напоминает, что религия без любви – не имеет смысла. Богу не нужны наши посты, коленопреклонения, вычитывания длинных молитвословий, если мы не будем замечать человека, оказавшегося рядом с нами и нуждающегося в помощи.

P.S. У святых отцов мы можем встретить очень глубокие аллегорические токования на эту притчу. Согласно такому способу толкования каждый элемент этой притчи имеет сокровенный смысл. Человек, израненный разбойниками, – это любой потомок Адама, милосердный Самарянин – Христос, гостиница – Церковь, масло и вино – масло, которым помазываются при Таинстве Крещения, и вино Евхаристии и мн. др. Таким образом, вся эта притча говорит нам о подвиге Иисуса Христа, предпринятом им ради спасения человечества.

IMG_6517.JPG
Городские ворота Иерусалима
Рисунок из книги: Мириам Вамош. Жизнь и быт во времена Иисуса Христа. Израиль. 2010

[1] Историк Страбон, живший во времена Христа, сообщает, что многочисленных разбойников, промышлявших на этой дороге, постоянно истреблял римский полководец Помпей. Но даже он не смог с ними справиться.
В 5-м веке блаженный Иероним, живший в Палестине, также рассказывает об опасностях, подстерегающих путников на этой дороге. В его время эту дорогу называли Красной, или Кровавой.

[2] Естественно, что Иисус не придумывает новый смысл слова ближний, а показывает исконное значение этого слова. Древнееврейское понятие ближний (реа) означало «товарищ, партнер, сосед». Сужение этого понятия до представителя только твоего народа и твоей религии произошло под влиянием учения раввинов. Фарисеи, например, пошли еще дальше. Под ближним они имели в виду только такого же, как они, ученого и благочестивого человека, преимущественно фарисея. В учении кумранитов ближним считался только член их общины, а остальные часто назывались «сынами тьмы».

Комментарии

Наконец, еще один момент: наша помощь ближнему должна быть конкретной.
............. Но, когда вопрос ставится конкретно: как мы можем помочь бедняге, многие пытаются скрыться… В этой притче Христос говорит, что подлинная помощь, настоящее сочувствие требуют нашего конкретного участия в судьбе человека.

Спаси Бог, отец Константин!
Это притча и комментарии к ней про меня, сидя в своей квартире и слыша зов о помощи - действенной и конкретной, я как, тот протестанский священник "первый помолюсь".

Почти каждое утро я просыпаюсь от детского плача и мата, который «сыпится» на моего двухлетнего соседа – мама собирает его в садик, потом затишье до шести вечера – он в садике, а вечером – все тоже самое для малыша. Не топот детских ножек за футбольным мячом, не хлопанье ладожек под детскую песенку, не колыбельная… А только грохочет «музыка бум, бум, бум» да мамин ор.

Сердце разрывается от того, что слышишь - жаль малыша, который не знает маминой ласки и любви, жаль и эту молодую маму, которую так же воспитывали ее родители - в хамстве и грубости да в алкогольном угаре - без любви и ласки родительской.

Совсем недавно полвторого ночи мальчишка расплакался, я поднялась, стала прислушиваться - он плачет, а мамка совсем не реагирует, дверь оказалась открытой - мамка спит под одеялом крепким сном после встречи "с друзями", а он ползает на полу. И уже в начале восьмого утра мамин ор "давай, быстро одевайся"

А в другой раз, когда также поздно ночью, я поднялась с просьбой сделать потише грохочущую музыку ... еле стоящая на ногах, малыш в слезах… На мои увещевания «ты же мама и твой малыш уже должен сладко спать», она ответила «забирай его себе».

Я молюсь за малыша и его маму, прошу помощи у Божьей Матери, верю, что Она не оставит их, но ведь и я должна что-то сделать, как прийти и начать разговор, как подружиться по-соседски, как не стать человеком, прошедшем мимо?
 
Здравствуйте! Отец Константин, спасибо за статью. Действительно замечаю за собой, что действий милосердия не хватает.
А на счет соседского ребеночка, сложно конечно что то советовать, но может быть в соц защиту обратиться, заберут у неё ребенка раз он ей не нужен, а ребеночка усыновят и подарят любовь (хотя тоже не факт..). Но есть шанс, что всё сложится хорошо, а мама такая точно ничего хорошего не даст. Жалко малыша...
 
Дорогой батюшка Константин! Прямо как по сердцу ножом... Самый больной вопрос в жизни -отсутствие добрых дел. И даже, когда по телеканалу "Союз" идет передача "Скорая социальная помощь", я раньше переключала канал, а теперь смотрю, шепчу молитвы и думаю, что ничем им помочь не могу, т.к. зарплата маленькая, своих проблем полно и т.д. Может быть в такие моменты нужно отдавать последнее, что у тебя есть? Меня всегда это мучает, как здесь поступать.
Или эти передачи расчитаны на помощь состоятельных людей, и мои 0,5-1 тыс. руб будут как в насмешу?
 
Дорогой отец Константин!
Огромное спасибо - так доступно и понятно.Все как будто знаешь, но в Вашем изложении прямо на сердце ложиться. Научиться бы еще действию в нужное время в нужном месте. Помоги нам Господи, нерадивым очеловечиться.
Огромное спасибо.
с уважением, раба Божья Валентина.
 
Какая грустная и распространённая история. Я бы что-то , наверное, посоветовала, типа почему бы вам не подружиться, с мамой и малышом или хотя бы с малышом, если бы не была бы сама свидетелем подобных сцен за своей стеной. Я общаюсь с такой мамой, не могу сказать, что дружу уж, но каждый раз, слушая как она орёт, действительно жалко их обоих, очень жалко. И сама, живя без мужа, очень хорошо понимаю, насколько это тяжело в моральном плане. Как ей скажешь что-то, как её начнёшь учить чему-то, если нет у неё сил? Всё тратит на зарабатывание денег и на хоть какое-то воспитание. Силы у Господа, тем мы все и живём, да не можем прийти к Нему и взять. Верю, что и моя молитва за них, моя жалость незримо поддержат и поддерживают моих несчпстных соседей, хоть чуточку, но им будет полегче. Ну что же, и живая молитва это тоже помощь, если она не просто сухие слова, а вопль от сердца.

У меня тоже свой вопрос, связанный с этой замечательной притчей: есть вокруг такие люди, которые живут за счёт людской жалости, умело манипулируя через чувство вины, долга. Иногда слышу: ты должна меня уважать, ты должна меня любить, я много тебе сделала, ты должна быть благодарна. Как помогать такому человеку? Стоит ли выполнять его желания? И как помочь на самом деле?
 
Отец Константин, означает ли эта притча, что люди, которые не помогли несчастному, не являются ему ближними?..
 
Спасибо огромное, отец Константин! Все так доступно.Как хочется соответствовать Божьему замыслу и как плохо получается.
Храни Господи Вас и Вашу замечательную семью.
 
Доброго дня! Батюшка Константин, Вам снова и снова огромное спасибо просвещение душ наших...
От слов Екатерины - снова слезы..Жалко безумно малыша..У меня вопрос и просьба одновременно - может вы сможете его, раз его мама так говорит и не против (я так понимаю, что в основном вечерами вы дома), приглашать его в гости? Кормить ужином, показывать мультики , читать сказки...а уже на сон вести домой...А может и раз в недельку оставлять его у себя, что бы малыш хоть раз в неделю высыпался...ПРо органы опеки - тут сложно сказать, ведь и вправду, у нас такие ситуации - могут и хуже сделать...Он крещенный? Спросите, напишите имя, хоть помолиться за него..
Спаси Господи!
 
Я бы хотел выделить в этой притче следующее, что я считаю наиболее важным.
Христос не сказал во второй наиглавнейшей заповеди «любите всех», а сказал - любите ближних, а затем - любите врагов. Имея в виду, что надо любить всех, он выделил слово «ближний». Я думаю, что этим Он хотел сказать, что надо любить не вообще все человечество и всех людей, а любить непременно деятельно и активно конкретного человека, который оказался рядом по Божьему провидению. А уже обо всем человечестве Бог позаботится.

Есть притча о девочке.
ПО БЕРЕГУ МОРЯ гулял человек. Все вокруг было усеяно мелкими рыбками и морскими звездами, которые выбросило на берег после страшного шторма. И вдруг он увидел маленькую девочку. Она наклонялась до земли, брала что-то, а потом бросала в море.
- Зачем ты это делаешь? – спросил мужчина. – Ты же не сможешь помочь им всем!
- Может быть, - ответила девочка, бросая в море еще одну морскую звезду. – Но для нее я сделала все, что могла.
Юрий Шокин.
 
Незарегистрированный написал(а):
Я думаю, что этим Он хотел сказать, что надо любить не вообще все человечество и всех людей, а любить непременно деятельно и активно конкретного человека, который оказался рядом по Божьему провидению. А уже обо всем человечестве Бог позаботится.

Спасибо, дорогой Незарегистрированный! Наблюдение полезное (и про девочку у моря очень наглядный пример). Я как раз размышляла, читая эту заметку отца Константина, как быть с теми просьбами о помощи, которые я регулярно обнаруживаю в Интернете и прессе. Когда-то я отслеживала такие объявления только на специализированном сайте и по возможности помогала. Потом появились постоянные знакомые, регулярно нуждающиеся в моей помощи, и я не хочу их оставлять. А просьбы о помощи поступают уже из многих источников, и иногда сердце откликается на обращения новых людей. И сейчас уже я чувствую себя как тот мужчина на берегу моря перед огромным количеством выброшенных на берег рыбёшек... Очень важно в такой ситуации, мне кажется, не опустить руки, не растеряться! И действительно, взвешивать как-то свои силы: иногда конкретно помочь, а иной раз и просто помолиться. Хотя последнее всегда мучительнее для совести (тут я очень хорошо понимаю Екатерину)...
 
Надежда Симоненкова написал(а):
Он крещенный? Спросите, напишите имя, хоть помолиться за него. Спаси Господи!

Спаси Бог, Надежда! Малыша зовут Артем, крещен, маму Анастасия. Прошу Ваших святых молитв.
 
При первом прочтении притчи меня привело в недоумение то, что Христос назвал ближним самарянина, оказавшего милость, а не того, кто встретился самарянину и в данный момент нуждался в помощи. Кто же ближний – тот, кого назвал Христос, или тот, кто нуждался в помощи? Недоумение разрешается, если заметить, что Христос выбирает ближнего только из тех троих, которые шли мимо пострадавшего и от которых пострадавший ожидал помощи. «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?». Такая постановка вопроса дала возможность Христу расширить ветхозаветное понятие ближнего, включив в это понятие не только единоверцев, но и посторонних, презираемых и даже враждебных людей. Затем Христос сказал «…иди, и ты поступай так же». Это значит, что самарянин, подавший милостыню, отнесся к потерпевшему как к ближнему, и мы должны поступать также - считать его ближним. Таким образом, задавать вопрос о том, кто из них ближний вообще не имеет смысла, потому что оба - как оказавший милость, так и нуждающийся в помощи и есть ближние. Юрий …
 
Спаси всех вас Господь,ещё раз вспомнили про Царственных мучеников,такие подробности просто довели до слёз...Как так можно-детей убивать? Даже своим воспитанием Анастасия убивает в Артёме любовь,пусть всем в этой ситуации поможет Бог!
 
Что же Патриархия не канонизировала Е.Боткина и прислугу.? Ведь воистину они показали наглядный пример :*Нет большей той любви,как если кто положит душу свою за друзей своих*(Ин 15,13).
 
Незарегистрированный написал(а):
Что же Патриархия не канонизировала Е.Боткина и прислугу.? Ведь воистину они показали наглядный пример :*Нет большей той любви,как если кто положит душу свою за друзей своих*(Ин 15,13).

Я не могу Вас даже назвать по имени, а Вы хотите, чтобы я душу раскрыл перед Вами и рассказал, что я думаю, что я чувствую на эту тему...
Что касается Евгения Сергеевича Боткина, то это чтимый святой моей семьи. Я выступил от лица Церкви на конференции, посвященной его канонизации, я участвовал в создании его иконы, благословил издание его жития (а не вы, простите, Аноним, который, подозреваю, ничего для увековечения его памяти не сделали и даже имени своего нам не сообщили).
Почему "Патриархия" (мне не нравится это пренебрежительное, впрочем, Бог с Вами) не выступила за канонизацию всех погибших вместе с царской семьей? Потому, что в этом деле не нужна поспешность. Разобраться, исследовать и вынести определение.
Знаете, к чему приводит поспешность? В нынешнем официальном церковном календаре вы не увидите имена более 30 новомучеников, которые печатались в прошлые годы. Почему? Потому, что работа с архивами вскрыла такие подробности их жизни и смерти, что не дает права их считать новомучениками. Кто-то сотрудничал с органами Госбезопасности, кто-то оговорил других... А теперь представьте, что должны чувствовать люди, которые своих младенцев нарекли именами этих новомучеников? И вот теперь имена этих новомучеников исключили из списка...
Мне самому хотелось бы, чтобы все происходило быстро, но порой спешка плохой союзник в великих делах.
 
То есть священник и левит не ближние?
На первый взгляд можно сказать, что ближний - это тот, кто мне помогает..., а тот кто проходит мимо мне не ближний.
Я понимаю, что данная интерпретация расходится с классической (и скорее всего неправильная), однако она логически следует из непредвзятого рассмотрения притчи.

Из последних слов Иисуса вытекает, что надо вести себя как милосердный самарянин и помогать тем, кто тебе встретиться на пути...

Прошу извинить за глупый вопрос, но не следует ли из вопроса "Кто из этих троих был ближним?", что "ближний" - это не каждый, а лишь некоторые (здесь один из троих)?

Или перевод не точный или в моей логике где-то ошибка...
Вероятно имелось ввиду, что даже самарянин может быть ближним, а вопрос о том кто не ближний просто не ставился...
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
39.362
Комментарии
19
Последнее обновление
Сверху