Array ( )

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Гонения на христиан в Римской империи

Причины и мотивы трехвековых гонений на христиан со стороны Римской империи сложны и разнообразны. С точки зрения римского государства, христиане были оскорбители величества (majestatis rei), отступники от государственных божеств (άθεοι, sacrilegi), последователи запрещенной законом магии (magi, malefici), исповедники недозволенной законом религии (religio nova, peregrina et illicita). Христиане обвинялись в оскорблении величества как потому, что они для своего богослужения собирались тайно и ночью, составляя недозволенные собрания (участие в «collegium illicitum» или в «coetus nocturni» приравнивалось к бунту), так и потому, что они отказывались чтить императорские изображения возлияниями и курениями. Отступничество от государственных божеств (sacrilegium) также считалось одною из форм оскорбления величества. Чудесные исцеления и существовавший в первобытной Церкви институт заклинателей язычники считали делом запрещенной законом магии. Они думали, что Иисус оставил своим последователям магические книги, в которых изложен секрет изгнания демонов и исцелений. Поэтому свящ. книги христиан были предметом тщательных розысков со стороны языческих властей, особенно во время гонения Диоклетиана. Магические сочинения и сами волшебники законом были присуждаемы к сожжению, а соучастники преступления были распинаемы или умирали в цирке.

Что касается до religiones peregrinae, то они были запрещены уже законами XII таблиц: по законам империи за принадлежность к чуждой религии люди высшего сословия подлежали изгнанию, а низшего – смертной казни. Христианство являлось притом полным отрицанием всего языческого строя: религии, государства, быта, нравов, общественной и семейной жизни. Христианин для язычника был «враг» в самом широком смысле этого слова: hostis publicus deorum, imperatorum, legum, morum, naturae totius inimicus etc. Императоры, правители и законодатели видели в христианах заговорщиков и мятежников, колеблющих все основы жизни государственной и общественной. Жрецы и прочие служители языческой религии естественно должны были враждовать против христиан и возбуждать вражду к ним. Люди образованные, не верующие в древних богов, но почитающие науку, искусство, всю греко-римскую культуру, видели в распространении христианства – этого, с их точки зрения, дикого восточного суеверия – великую опасность для цивилизации. Необразованная чернь, слепо привязанная к идолам, языческим праздникам и обрядам, с фанатизмом преследовала «безбожников». При таком настроении языческого общества о христианах могли распространяться самые нелепые слухи, находить веру и возбуждать новую вражду к христианам. Все языческое общество с особенным усердием помогало выполнению кары закона над теми, которых оно считало врагами общества и даже обвиняло в ненависти ко всему человеческому роду.

Принято с древних времен считать десять гонения на христиан, именно со стороны императоров: Нерона, Домициана, Траяна, М. Аврелия, С. Севера, Максимина, Деция, Валеpиана, Аврелиана и Диоклетиана. Такой счет – искусственный, основанный на числе казней египетских или рогов, воюющих против агнца в Апокалипсисе (Апок.17:12). Он не соответствует фактам и плохо объясняет события. Общих, повсеместных систематических гонения было меньше десяти, а частных, местных и случайных – несравненно больше. Гонения не имели одинаковой свирепости всегда и во всех местах. Самые преступления, взводимые на христиан, напр. sacrilegium, могли быть наказываемы строже или мягче, по усмотрению судьи. Лучшие императоры, как Траян, М. Аврелий, Деций и Диоклетиан, преследовали христиан, потому что для них важно было охранение основ государственной и общественной жизни.

Недостойные императоры, как Коммод, Каракалла и Гелиогабал, были снисходительны к христианам, конечно, не по сочувствию, а по совершенному нерадению о делах государственных. Часто само общество начинало преследование против христиан и побуждало к этому правителей. Это особенно проявлялось во время общественных бедствий. В Северной Африке составилась пословица: «нет дождя, следовательно, виноваты христиане». Как только случалось наводнение, засуха или эпидемия, фанатическая толпа кричала: «сhri stianos ad leones»! В гонениях, инициатива которых принадлежала императорам, иногда на первом плане были мотивы политические – непочтение к императорам и противогосударственные стремления, иногда мотивы чисто религиозные – отрицание богов и принадлежность к недозволенной религии. Впрочем, политика и религия никогда не могли быть разъединены вполне, потому что религия рассматривалась в Риме как дело государственное.

Римское правительство сначала не знало христиан: оно считало их иудейскою сектою. В этом качестве христиане пользовались терпимостью и в то же время были так же презираемы, как иудеи. Первым гонением считается предпринятое Нероном (64); но оно не было собственно преследованием за веру и, кажется, не распространялось за пределы Рима. Тиран хотел за пожар Рима, в котором народное мнение обвиняло его самого, наказать тех, которые в глазах народа были способны на постыдное дело. Вследствие этого произошло известное бесчеловечное истребление христиан в Риме. С тех пор христиане почувствовали полное отвращение к Римскому государству, что видно из апокалиптического описания великого Вавилона, жены, опьяненной кровью мучеников. Нерон в глазах христиан был антихристом, который еще раз явится для борьбы против народа Божия, а Римская империя – царством демонов, которое в скором времени уничтожится совершенно с пришествием Христа и основанием благодатного царства Мессии. При Нероне в Риме пострадали, по древнецерковному преданию, апостолы Павел и Петр. Второе гонение относят к импер. Домициану (81–96); но оно не было систематическим и повсеместным. Было несколько казней в Риме, по малоизвестным причинам; из Палестины представлены были в Рим родственники Христа по плоти, потомки Давида, в невинности которых, впрочем, убедился сам император и дозволил им возвратиться беспрепятственно на родину.

Впервые Римское государство начало действовать против христиан как против определенного общества, подозрительного в политическом отношении, при импер. Траяне (98–117), который на запрос Плиния Младшего, правителя Вифинии, указал, как должны власти поступать с христианами. По донесению Плиния, за христианами не было замечено никаких преступлений политических, кроме разве суеверия грубого и упорства непобедимого (не хотели перед императорскими изображениями делать возлияний и курений). Ввиду этого император определил не разыскивать христиан и не принимать против них анонимных доносов; но, если их будут обвинять законным образом и по расследовании они окажутся упорными в своем суеверии, подвергать их смертной казни. Этого определения относительно христиан держались и ближайшие преемники Траяна. Но число христиан быстро умножалось, и уже в некоторых местах начинали пустеть языческие храмы. Многочисленное и везде распространенное тайное общество Христа не могло уже более быть терпимо со стороны правительства, как иудейская секта: оно являлось, в его глазах, опасным не только для государственной религии, но и для гражданского порядка. Несправедливо приписывают импер. Адриану (117–138) и Антонину Пию (138–160) эдикты, благосклонные христианам. При них оставалось во всей силе постановление Траяна. Но преследования их времени могли казаться незначительными сравнительно с тем, что испытали христиане в последние годы правления М. Аврелия (161–180).

М. Аврелий презирал христиан, как философ-стоик, и ненавидел их, как правитель, заботящийся о благосостоянии государства. Поэтому он предписал разыскивать христиан и определил пытать и мучить их, чтобы отвратить от суеверия и упорства; остававшиеся твердыми подвергались смертной казни. Гонение одновременно свирепствовало в различных частях империи: в Галлии, Греции, на Востоке. Мы имеем обстоятельные сведения о преследовании христиан в это время в галльских городах Лионе и Вьене. При М. Аврелии в Риме пострадал св. Иустин философ, апологет христианства, в Лионе – Пофин, 90-летний старец, епископ; твердостью в перенесении мучений и героическою смертью прославились девица Блондина и 15-летний юноша Понтик. По улицам Лиона кучами лежали тела мучеников, которые потом сожгли и пепел бросили в Рону. Преемник М. Аврелия, Коммод (180–192), восстановил более милостивое для христиан законодательство Траяна. С. Север до 202 г. был сравнительно благосклонен к христианам, но с этого года вспыхнули жестокие гонения в различных частях империи; с особенною силою они свирепствовали в Египте и в Африке; здесь особенным героизмом мученичества прославились две молодые женщины, Перепетуя и Фелицитата. Религиозный синкретизм имп. Гелиогабала (218–222) и Ал. Севера (222–235) побуждал их благосклонно относиться к христианам.

В короткое царствование Максимина (235–238) и нерасположение императора, и фанатизм черни, возбужденной против христиан разными бедствиями, были причиною жестоких преследований во многих провинциях. При преемниках Максимина и особенно при Филиппе Аравитянине (244–249) христиане пользовались такою снисходительностью, что последнего даже считали самого христианином. Со вступлением на престол Деция (249–251) разразилось над христианами такое гонение, которое по систематичности и жестокости превосходило все предшествовавшие, даже гонение М. Аврелия. Император, заботясь о старой религии и о сохранении всех древних государственных порядков, сам руководил гонением; провинциальным начальникам были даны обстоятельные на этот счет инструкции. Было обращено серьезное внимание на то, чтобы никто из христиан не укрылся от розысков; число казненных было чрезвычайно велико. Церковь украсилась многими славными мучениками; но много было и отпадших, особенно потому, что предшествовавший долгий период спокойствия усыпил у некоторых героизм мученичества.

При Валериане (253–260), в начале правления снисходительном к христианам, им пришлось вновь вытерпеть жестокое преследование. Чтобы расстроить христианское общество, правительство обращало теперь особенное внимание на христиан из привилегированных сословий и прежде всего на предстоятелей и руководителей христианского общества, епископов. В Карфагене пострадал еп. Киприан, в Риме папа Сикст II и диакон его Лаврентий, герой между мучениками. Сын Валериана Галлиен (260–268) прекратил гонение, и христиане около 40 лет пользовались религиозною свободой – до эдикта, изданного в 303 г. императором Диоклетианом.

Диоклетиан (284–305) сначала не предпринимал ничего против христиан; некоторые христиане занимали даже видные места в войске и в правительстве. Перемену в настроении императора некоторые приписывали соправителю его Галерию (см.). При съезде их в Никомидии был издан эдикт, в котором предписывалось христианские собрания запретить, церкви разрушить, священные книги отобрать и сжечь, христиан лишить всех должностей и прав. Гонение началось с того, что разрушили великолепный храм никомидийских христиан. Вскоре после этого случился пожар в императорском дворце. В этом обвинили христиан; явился второй эдикт, гонение запылало с особенною силою в разных областях империи, кроме Галлии, Британии и Испании, где управлял благосклонный к христианам Констанций Хлор. В 305 г., когда Диоклетиан отказался от правления, соправителем Галерия сделался Максимин, ярый враг христиан. Страдания христиан и многочисленные примеры мученичества нашли красноречивого описателя в Евсевии, еписк. Кесарийском. В 311 г., незадолго перед смертью, Галерий прекратил гонение и требовал от христиан молитв за империю и императора. Максимин, управлявший азиатским Востоком, и после смерти Галерия продолжал преследовать христиан.

Мало-помалу, однако, крепло убеждение в невозможности достигнуть уничтожения христианства. За первым эдиктом веротерпимости, изданным при Галерии, последовали в 312 и 313 гг. второй и третий эдикты в том же духе, изданные Константином вместе с Лицинием. По Миланскому эдикту 313 г. христиане получили полную свободу в исповедании своей веры; им были возвращены их храмы и все конфискованные прежде имущества. Со времен Константина христианство пользовалось правами и привилегиями господствующей религии в Римской империи, за исключением кратковременной языческой реакции при императоре Юлиане (361–363).

Литература: Le Blant, «Les bases juridiques des poursuites dirigées contre les martyrs» (в «Comptes rendus de l’academ. des inscript.», П., 1868); Keim, «Rom u. d. Christenthum» (1881); Aubé, «Hist. des perséc. de l»église» (некоторые статьи отсюда были переведены в «Православном обозрении» и в «Страннике»); Uhlhorn, «Der Kampf des Christenthums mit dem Heidenthum» (1886); Бердников, «Государственное положение религии в Римской империи» (1881, Казань); Лашкарев, «Отношение Римского государства к религии до Константина Великого» (Киев, 1876); А. Лебедев, «Эпоха гонений на христиан и проч.» (Москва, 1885).

Гонения на христиан со стороны римских императоров в первые три века

Нерон (54–68 г) При нем произошло первое настоящее гонение на христиан. Он сжег для своего удовольствия более половины Рима, обвинил в поджоге христиан и как правительство, так и народ начали их преследовать. Многие претерпели ужасные мучения, пока не были замучены до смерти.

В это гонение пострадали в Риме апостолы Пётр и Павел; Пётр был распят на кресте вниз головой, а Павел усечён мечом.

Гонение при Нероне, начавшееся в 65 г., продолжалось до 68 г. (Нерон покончил жизнь самоубийством), и едва ли ограничилось одним Римом.

Веспасиан (69–79) и Тит (79–81), оставили христиан в покое, так как терпимо относились ко всем религиозным и философским учениям.

Домициан (81–96), враг христиан, в 96 г. ап. Иоанна Богослова сослал на остров Патмос. Св. Антипа, еп. Пергамский, был сожжён в медном быке.

Нерва (96–98) возвратил из заточения всех сосланных Домицианом, в том числе и христиан. Он запретил рабам доносить на господ и, вообще, боролся с доносами, в том числе и на христиан. Но и при нем христианство оставалось ещё недозволенным.

Траян (98–117). В 104 году христиан впервые пытались подвести под закон о запрете тайных обществ. Это первый год государственных (законодательных) гонений.

Результатом переписки с Плинием младшим становится распоряжение Траяна о преследовании христиан, но только в том случае, когда их обвиняют и доказывают обвинение; тем же, которые отказываются от христианства (это должно доказываться жертвоприношением языческим богам), даровать прощение.

Потерпели, в числе многих христиан, св. Климент, еп. Римский, св. Игнатий Богоносец, и Симеон, еп. Иерусалимский, 120-летний старец, сын Клеопы, преемник по кафедре ап. Иакова.

Адриан (117–138) гонения продолжал, но он принял меры для обуздания неистовства толпы против христиан. Обвиняемые должны были подвергаться судебному разбирательству и только по признании их вины наказываться.(См. Евсевий. Церк. ист. IV, 8,6) При нём впервые выступают защитники христиан – апологеты. Таковы были Аристид и Кондрат. Их апологии способствовали изданию указанного закона.

Антонин Пий «Благочистивый» (138–161) продолжал политику Адриана в отношении христиан.

Марк Аврелий Философ (Антонин Вер) (161–180) в 177 году запретил христианство законом. До него гонения на Церковь были фактически антизаконными и спровоцированными. Христиан преследовали, как уголовников (приписывая, например, поджог Рима или организацию тайных сообществ).

При нем приняли мученическую смерть в Риме св. Иустин Философ и его ученики. Особенно сильны были гонения в Смирне, где был замучен св. Поликарп, еп. Смирнский, и в галльских городах Лионе и Вене (См. Евсевий. Церк. ист. V, 1–2 главы).

Коммод (180–192) был даже, скорее, благосклонен к христианам, под влиянием на него одной женщины, Марции, вероятно – тайной христианки. Но и при нём были отдельные случаи преследования христиан. Так в Риме был казнен сенатор Аполлоний, защищавший в сенате христиан, обвинённый своим рабом в принадлежности к христианству. Но за донос казнён был и раб (см. Евсевий. Церк. ист. V, 21).

Септимий Север (193–211) При нем:

  • в числе других был обезглавлен Леонид, отец знаменитого Оригена,
  • брошена в кипящую смолу девица Потамиена,
  • принял мученический венец Василид, один из исполнителей казни над Потамиеной, обратившийся ко Христу увидев мужество девицы.
  • В Лионе был замучен св. Ириней, тамошний епископ.

В карфагенской области гонения были сильнее, чем в других местах. Здесь Фивия Перпетуя, молодая женщина благородного происхождения, была брошена в цирк на растерзание зверями и добита мечом гладиатора.

Та же участь постигла и другую христианку, рабыню Фелицитату, мучившуюся родами в темнице, и её мужа Ревоката.

Каракалл (211–217) продолжал частные и местные преследования.

Гелиогабал (218–222) не преследовал христиан, потому что сам не был привязан к римской государственной религии, а увлекался сирийским культом солнца, с которым стремился объединить и христианство.

К тому же к этому времени народные возмущения против христиан начинают ослабевать. При ближайшем знакомстве с ними, особенно, в лице христианских мучеников, народ начинает разубеждаться в своих подозрениях относительно их жизни и учения.

Александр Север (222–235), сын почтенной Юлии Маммеи, почитательницы Оригена. Усвоив миросозерцание неоплатоников, искавших истины во всех религиях, он познакомился и с христианством. Не признав его безусловно-истинной религией, он, однако, нашёл в нем много достойного уважения и многое из него принял в свой культ. В его божнице, наряду с признаваемыми им божественными существами, Авраамом, Орфеем, Аполлонием, стояло изображение Иисуса Христа.

Александр Север даже разрешил некий спор между христианами и язычниками в пользу христиан.

Но христианство все же не объявлялось «религией дозволенной».

Максимин Фракиянин (Фракиец) (235–238), был врагом христиан из ненависти к своему предшественнику, которого убил.

Издал эдикт о преследовании христиан, в особенности, пастырей Церкви. Но гонение разразилось лишь в Понте и Каппадокии.

Гордиан (238–244) Преследований не было.

Филипп Аравитянин (244–249), был настолько благосклонен к христианам, что впоследствии возникло мнение, что он и сам был тайным христианином.

Деций Траян (249–251) Решил полностью истребить христиан. Преследования, которые начались после эдикта 250 г., превосходили все предшествующие своей жестокостью, за исключением, разве, гонения Марка Аврелия.

В это жестокое гонение многие отпали от христианства.

Основная тяжесть гонения обрушилась на предстоятелей церквей.

В Риме в начале гонений пострадал еп. Фабиан, приняли мученическую кончину Карп, еп. Фиатирский, Вавила, еп. Антиохийский, Александр, еп. Иерусалимский и др. Знаменитый же учитель Церкви Ориген претерпел множество истязаний.

Некоторые из епископов покидали на время места, где они жили, и издали управляли церквями. Так поступили св. Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский.

А св. Григорий Неокесарийский вместе со своей паствой удалился на время гонения в пустыню, вследствие чего у него совсем не было отпавших.

Гонение продолжалось только около двух лет.

Галл (252–253) поводом для гонения послужил отказ христиан от языческих жертвоприношений, назначенных императором по случаю общественных бедствий. В это гонение пострадали в Риме Корнилий и Луций, сменившие друг друга епископы.

Валериан (253–260) в начале своего правления был благосклонен к христианам, но под влиянием друга Маркиана, фанатика-язычника, начал в. преследования.

Эдиктом 257 г. он приказал ссылать в заточение священнослужителей, и запретил христианам созывать собрания. Сосланные епископы из мест заточения управляли своими паствами, и христиане по-прежнему собирались на собрания.

В 258 г. последовал второй эдикт, повелевавший казнить священнослужителей, христиан высших классов обезглавливать мечом, знатных женщин ссылать в заточение, придворных, лишив прав и имений, отправлять на работы в царские поместья. О низших классах ничего не говорилось, но с ними тогда и без этого поступали жестоко. Началось жестокое избиение христиан. В числе пострадавших были римский епископ Сикст II с четырьмя диаконами, св. Киприан, еп. Карфагенский, принявший мученический венец на глазах паствы.

Галлиен (260–268). Он двумя эдиктами объявил христиан свободными от преследований, возвратил им конфискованное имущество, молитвенные дома, кладбища и пр. Таким образом, христиане обрели право на имущество.

 Для христиан надолго наступило спокойное время.

Домиций Аврелиан (270–275), как грубый язычник, не был расположен к христианам, но и он признавал за ними предоставленные им права.

Так, в 272 г., будучи в Антиохии, он решил дело имущественных интересов церкви (еп. Павел Самосатский, низложенный за ересь, не хотел отдать храм и дом епископа вновь поставленному еп. Домну) и в пользу законного епископа.

В 275 г. Аврелиан решил возобновить преследования, но в том же году был убит во Фракии.

В период тетрархии:

запад

восток

август – Максимиан Геркул

август – Диоклетиан

кесарь – Констанций Хлор

кесарь – Галерий

С 305 года

август – Констанций Хлор

август – Галерий

кесарь – Север, затем Максентий

кесарь – Максимин Даза

С 312 года

С 313 года

август – Константин

единовластное правление

август – Ликиний

единовластное правление

Максимиан Геркул (286-305) готов был преследовать христиан, особенно, находившихся в его войске и нарушавших воинскую дисциплину отказом от принесения языческих жертв.

Диоклетиан (284-305) в продолжение почти 20 первых лет своего правления не преследовал христиан, хотя лично был привержен к язычеству. Он согласился только издать эдикт об удалении христиан из войска. Но в конце правления под влиянием зятя Галерия издал четыре эдикта, из которых самым страшным был изданный в 304 г., согласно которому все христиане поголовно осуждались на пытки и мучения с целью принудить их к отречению от веры.

Начались самые страшные гонения, которые до тех пор испытали христиане.

Констанций Хлор, всегда смотрел на христиан без предубеждения.

Констанций только для видимости исполнял некоторые эдикты, как, например, допустил разрушение нескольких церквей,

Галерий, зять Диоклетиана, ненавидел христиан. Будучи кесарем, он мог только ограничиться частичными преследованиями христиан,

В 303 г. Галерий настоятельно требовал издания общего закона, целью которого было полное истребление христиан.

Диоклетиан подчинился влиянию зятя.

(Подробно об этих гонениях рассказывает их современник Евсевий, еп. Кесарийский в своей церковной истории.)

Став августом-императором, продолжал преследования с той же жестокостью.

Пораженный тяжкой и неизлечимой болезнью, убедился, что никакая человеческая сила не может уничтожить христианства. Поэтому в 311 г., незадолго до своей смерти, выбрав одного из своих полководцев, Ликиния, вместе с ним и с западным императором Константином издалэдикт о прекращении гонения на христиан.

Эдикт был обязателен для кесарей.

Максентий, мало заботившийся об управлении, не преследовал христиан систематически, ограничиваясь лишь частными истязаниями и поруганиями.

и оставался тираном своих подданных, как христиан, так и язычников.

Максимин после смерти в 311 г. Галерия начал было по-прежнему преследовать христиан, запрещал им строить, изгонял из городов, некоторых увечил. Им были преданы смерти: Силван Емесский,

Памфил, кесарийский пресвитер

Лукиан, антиохийский пресвитер и ученый

Петр Александрийский и др.

В 313 году императоры Константин и Ликиний издают Миланский эдикт, провозглашающий свободное исповедание христианства.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka