Главная » Алфавитный раздел » Г » Грехи предков

Грехи предков

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (3 голос: 4,33 из 5)

См. раздел: О ГРЕХАХ

 

Грехи́ пре́дков — богословское понятие, связанное с учением о распространении последствий греховности предков на их потомков.

1) В первую очередь это представление соотносится с грехопадением прародителей, в результате которого люди стали рождаться тленными и смертными, повреждёнными по душе и по телу, склонными ко злу. Исключением является только один Человек — Господь Иисус Христос, — зачатый и рожденный сверхъестественным способом, воспринявший тленность и смертность, но не первородный грех.

2) В процессе приумножения человеческого рода последствия грехопадения Адама и Евы, передаваемые от предков к потомкам, варьировались в частностях и усугублялись в силу дополнительных причин, среди которых можно выделить две: наследственный фактор и родовые традиции.

В древности связь между старшими и младшими поколениями, связанными узами кровного родства, считалась настолько серьёзной, что по этому поводу сложилась особая пословица: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иез. 18:2).

Вере в истинность этой идеи способствовало своеобразно интерпретированное Божественное откровение: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20:5).

Вспомогательным импульсом послужило библейское повествование о проклятии Богом Ханаана за грех его отца, Хама, неуважительно отозвавшегося о своем отце — Ное (Быт. 9:25), которое подкреплялось тем фактом, что и весь Ханаанский народ сделался символом зла и нечестия.

В действительности же Господь Сам в Себе есть Чистейшее Добро. И поэтому списывать на Его проклятие приумножения зла в целом народе — недопустимо. Божье проклятие — не фатум, не рок, а одна из форм проявления гнева, справедливого и ориентированного на благо.

Очевидно, что Ханаан, вскормленный и воспитанный грубым отцом, не являл собой идеал добродетели. Это можно сказать и о его потомках, унаследовавших черты своего предка и воспитывавшихся далеко не в лучших педагогических традициях.

Вот почему, говоря о грехах предков и имея в виду вышеприведённую пословицу, нельзя оставлять без внимания Божественное предостережение от ложного, грубо-юридического толкования Его слов:

«Живу Я! … — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле… Душа согрешающая, та умрет. Если кто праведен и творит суд и правду, …поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог… Если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им: …исполняет Мои повеления и поступает по заповедям Моим, — то сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив» (Иез. 18:3-17).

3) Какой из двух факторов, наследственный или педагогический, — более сильный, однозначно не скажешь. Очень часто они проявляются вкупе.

Заметим, что влияние родовых традиций на индивидуума может быть отсечено в случае, если формирование его личностных качеств осуществляется вне рамок рода. А вот фактор наследственности — не исключим; впрочем, вред от дурных задатков, приобретённых наследственным путем, можно минимизировать.

Это значит, что между греховностью предков и нравственным состоянием потомков не следует искать слишком жесткую причинно-следственную связь. Как Писание, так и агиографическая литература предоставляют нам множество историй о детях, имевших общее происхождение, но обладавших принципиально разными наборами духовно-нравственных черт. Кроме того, мы имеем перед глазами примеры, когда у грешных родителей были значительно менее грешные или даже достойные дети.

4) а) Так, родителями Каина и Авеля были одни и те же люди: Адам и Ева. Но Авель был праведником, а Каин — братоубийцей, отважившимся дерзить Самому Богу (Быт. 4:1-9).

б) Братья Исав и Иаков не просто имели общих родителей, но были близнецами. Первый отличался своевольным нравом, а второй был человеком кротким. Даже отношение к ним со стороны отца и матери было различным: «Исаак любил Исава.., а Ревекка любила Иакова» (Быт. 25:28).

в) Матерью Иеффая была блудница, а сам он промышлял грабежами и разбоем. Когда Иеффай был поставлен Галаадскими старейшинами и народом в вожди, он, уходя на сражению, дал обет Богу, что в случае победы принесет в жертву то, что выйдет ему навстречу из ворот его дома. И вот досада, первой, по возвращении Иеффая с победой, вышла его единственная дочь. Казалось бы, и в силу наследственного фактора (бабушка — блудница, отец — разбойник), и в силу воспитания она должна была вырасти грубой, дерзкой и аморальной девицей. Между тем, очевидно другое. Узнав об обете отца, дочь ответила: «отец мой! Ты отверз уста твои пред Господом — и делай со мною то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил чрез тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам» (Суд. 11:1-36).

***

Как понять цитату из Ветхого Завета: «Господь долготерпелив и многомилостив [и истинен], прощающий беззакония и преступления [и грехи], и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода» (Числ.14:18)?
Прот. Петр Андрииевский: Это значит, что Господь может наказать детей за грехи отцов. Притом говорится не о конкретном отце и его потомках, а о целом народе. Но из него не следует, что грех, совершенный родителем сказывается в детях. При этом нужно рассмотреть это изречение в контексте с предыдущими и последующими изречениями. В 14 главе рассказывается о ропоте народа Израильского на Моисея и Аарона в пустыне после исхода из Египта. Приведенное выражение принадлежит Моисею, который говорит о возможном наказании ропщущего народа Израильского и даже их потомков. Но при этом Моисей просит Бога простить Израиль: «Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе. И сказал Господь [Моисею]: прощаю по слову твоему» (Числ.14:19-20).
И все. Господь внял просьбе Моисея и не только не наказал Израиль до 3-4 рода, но даже до первого. И даже самих отцов не наказал, но простил их. Почему отцы и учителя Церкви и не увидели в этом повествовании ничего необычного.

***

«Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поскольку Он знает и душевное устроение каждого и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Един знает. Ибо иначе судит Бог дела епископа и иначе правителя мирского, иначе судит дела игумена и иначе ученика, иначе старого и иначе юного, иначе больного и иначе здорового. И кто может знать все суды сии? Только Един, сотворивший всех, всё создавший и всё ведущий»
(авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение 6-е).

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru