Евхаристия

Источник

Содержание

От автора

Отдел первый: происхождение и история Литургии Божественная Литургия История Литургии Предвечный смысл Евхаристии Установление Евхаристии на Тайной Вечере Вечеря Евхаристия апостольского времени Евхаристия послеапостольского времени I. Преанафоральная часть II. Анафора Евхаристия и Агапы III век IV век Литургия оглашенных Литургия верных Лобзание мира Приношение Анафора Призывание Ходатайство Причащение V-VIII ВЕКА 1. Сирийская литургия по произведениям писателей V-VIII веков Литургия оглашенных 2. Евхаристическое богослужение по «Corpus Areopagiticum» («Eccles. hierar.», 3) Литургия оглашенных Литургия верных Типы Литургий (Систематизация евхаристических молитв по их особенностям) Литургии Александрийского типа Литургии Месопотамского типа Литургии Иерусалимского и Византийского типа А. Иерусалимская группа Б. Византийская группа 1. Литургия свв. Василия Великого и Иоанна Златоуста Отдел второй: Объяснение Литургии (Практические указания и богословское истолкование) Предварительные замечания Составные части Литургии Входные молитвы Облачение Проскомидия Литургия Оглашенных Малый вход «Входное» Тропари и кондаки Молитва Трисвятого пения Восхождение на горнее место Чтение Священного Писания Ектении после Евангелия Сугубая ектения Ектении об оглашенных Литургия Верных Херувимская песнь Великий вход Просительная ектения Целование мира Символ веры Анафора Έπίκλησις (молитва призывания Св. Духа) А. Учение Церкви об освящении Святых Даров Б. История вопроса В.  Эпиклеза на Востоке и вопрос о ее древности вообще Г. Эпиклеза на Западе Д. Изменения, происшедшие в моменте эпиклезы Ходатайственные молитвы (Intercessio) Ектения после освящения Даров Возношение Св. Агнца Раздробление Св. Агнца «Теплота» Причащение священнослужителей Причащение мiрян Киноник Перенесение Св. Даров на жертвенник Заамвонная молитва Потребление Св. Даров Окончание Литургии Заключение  

 
От автора

В основу настоящей книги легли лекции студентам Православного Богословского института (Свято-Сергиевской Духовной Академии) в Париже и чтения на повторительных курсах для священников там же. Предлагаемый труд представляет собой историческое, богословское и практическое истолкование Божественной Литургии. Со времени вышедшей еще в начале прошлого столетия книги И. Дмитревского, православная богословская литература не имела такого руководства для объяснения Литургии, которое могло бы быть полезным, как для пастыря, так и для рядового верующего. На Западе и у католиков, и у англикан, и у протестантов имеется немало таких исследований и толкований, и они постоянно и дальше продолжают усовершенствовать подобные издания и применять их к требованиям читателей. Потребность истолкования Литургии ощущается уже давно у нас. С одной стороны, богатая символизмом, наша Литургия не во всем понятна верующему; с другой, очень большое количество специальных вопросов требует своего исторического и богословского обоснования и объяснения. К удовлетворению обеих задач и было направлено наше намерение при составлении настоящего курса. В основу богословских и символических объяснений легли толкования св. Максима Исповедника, св. Германа Константинопольского, Николая Кавасилы и Симеона Солунского, равно как и вся, вообще, патристическая литература. Что же касается разрешения спорных научных вопросов, мы старались искать ответа у всех литургических и исторических авторитетов, без различия их конфессиональной принадлежности. Литература вопроса безгранична, и, разумеется, нельзя исчерпать всего океана библиографии, но то, что было нам доступно в библиотеках Парижа и других центров, было нами использовано.

Настоящая книга не есть исследование. Это компилятивный труд, как и всякий курс лекций. Целью его было удовлетворить разные слои православных читателей. Хотелось бы верить, что и священник, и мiрянин1, равно как и начинающий студент, и специалист в литургике найдут в ней для себя что-нибудь полезное.

Париж, август 1946 г.

Сергиевское Подворье.

* * *

1

Слово «Mip» (космос, вселенная), равно как и все производные от него, в настоящем издании печатаются через i, в отличие от слова «мир» (тишина, покой). – Изд.


Источник: Евхаристия : (из чтений в Православном Богословском ин-те в Париже) / проф. архим. Киприан (Керн) ; [подгот. текста: А. А. Бородина и др.]. - Москва : Храм свв. Космы и Дамиана на Маросейке, 2006. - 335 с. ISBN 5-89825-005-0

Комментарии для сайта Cackle