Array ( [_gcl_au] => 1.1.1533272678.1709041693 [_ga] => GA1.2.2021143515.1709041693 [_ym_uid] => 1709041694745987991 [_ym_d] => 1709041694 [_langs] => r [PHPSESSID] => 602fbf17a35bf684b2f86ef43ee4b7cb [_gid] => GA1.2.665642146.1713976460 [_ym_visorc] => b [_ym_isad] => 2 [tlQXUmzV] => Ge.J]lBU[ [CQBDRtsGE] => y5u60Fs [rmcookie] => S:795gdopkBOCHduqGIpmCwMN0KVHw05AhluLa3TSC7nu2snq5iK5BCnORvoO3w5IkrejdyyZcLvh-ZS9h-aEI3X_9JYwY7lUMIize5crynL_dFCOZ-OiXdethMjNriCqy2yR_QXqncFtnkRwZR4W4tM_D_HrtmpR93e-8z4x_nuPlatD29KFSi6ZGDDHeQBWhSQWbOpy_6YrRmSirc62n3a6NnYuMv7ktVc0oHoUQv0gfrAAdlUHTDoTZkfHvuu0ojKnhIZK-J323hD9QEIbvB4sElCFrnMaVTrjtqrGRIQPs7Y_GKxa3emrHVOLOIIel_KJjvuv_6n7n4JXEsPq8i132UTPPv2rMPybX6RiDwwiMcm4PdzaSp1BezinoHUKRFnj1Qt6fGgwCfG_MvJ7aQt7xXRdGs-3lGJfCpRa43--pGucu7q34iWW95Hm01aOjSIWJ6vgltjb5scr_VTXnMbEVcgW0IiMPgp7Neen6uSRhRVRDXS0B_BQt5BIPOeqDPbwGzm3IIe1q3XpHh5fy0Z1dxREs6Z8LWQkzkHC5tSI8DObmX3zW9i_WYR69taQn3fTAzYF06g7RiO5-kMiygJYNTak_4Z37FFz0Ri0iqqeYM8PbO3-El8Yg5SqNU8jzGjsxG7tOOdvQWFDfMihZeyhgQZxhiuo0eEXIvi6t1qunUhFq__-9oWlzuHuitB3FqPA= [otrid] => S:l0-kj6gCJwGqY8raLkywCLnT5l9I_HptZG5Ztu1k28GTreJ06G7KivDIYiO51uiwjhyQv5CyJrYyqIguINj4v8VZTcJstc714_I-NAP_t-o0ztloYT5TVMmH9eHqTJ6vOAVMXKktC5-oIdfQQD549HaQ-y7Ab6ANUcF6fcp3-hurtgVTkbdBOSfFuQ3nMfhSHJfKIbWdjp72FIg_tcpvIIoya7czleSkT_8= [_gat_UA-12794142-1] => 1 [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 [eTnhpCItd] => 2fPlnYMys6J. [nuNxqvkrQHojDFgW] => P6ufsAa )

Облачение

Литература по теме

Богослужебные облаче́ния

1) совокупность утвержденных Церковью применительно к разным случаям предметов одеяния и принадлежностей архиерея, священника, диакона, монаха;
2) действие, связанное с надеванием этих предметов и принадлежностей;
3) ризы;
4) одеяние, одежда.

bogosluzhebnoe oblachenie - Облачение

По своему значению облачение делится на:

  1. внебогослужебное облачение духовенства;
  2. богослужебное облачение клира;
  3. монашеское облачение.

Внебогослужебное облачение духовенства – одежды, отличающие духовенство от мирян. Внебогослужебным облачением диакона являются подрясник и ряса, священника – подрясник и ряса (отличительная особенность – наперсный крест); архиереяподрясник, ряса, мантия, клобук, наперсный крест и панагия.

Богослужебное облачение клира – одежды, в которых церковно- и священнослужители совершают богослужение. Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований, и без них священнослужитель совершать богослужение не может.

Богослужебным облачением являются:

  • церковнослужителя – стихарь;
  • диакона – подрясник, поручи, стихарь, орарь;
  • священника – подрясник, ряса (во время литургии вместо рясы надевается подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест;
  • архиерея – подрясник, ряса (на литургии вместо рясы – подризник), поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (вместо саккоса может быть фелонь), омофор, панагия, крест, митра.

Некоторые богослужения священник (и архиерей) могут совершать без фелони (саккоса). В качестве награждения священникам дается право ношения скуфьи, набедренника, камилавки, креста с украшениями, палицы и митры.

Богослужебные одеяния духовенства имеют общее название – «ризы» и соотносятся так, что священник имеет все диаконское облачение и сверх того – присущее его сану; епископ имеет все священническое облачение и сверх того – присвоенное его архиерейскому достоинству.

Богослужебные облачения бывают разного цвета в зависимости от празднования данного дня. См. цвет облачения.

Монашеское облачение – одежда, символически изображающая свойства, обязательные для монаха (облачение рясофорного монаха как подготовительной степени монашества не несло такого смысла).

Так, например, куколь (лат. «капюшон») – верхнее одеяние монаха великой схимы, представляющее остроконечный капюшон черного цвета с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи, – именуется «шлемом Спасителя» и выражает духовную закрытость, защищенность монаха от влияния земных страстей. Облачением рясофорного монаха являются ряса и камилавка; монаха малой схимы – хитон, параман, ряса мантия, клобук; монаха великой схимы – хитон, аналав, ряса, мантия, куколь.

Почему священники носят необычную одежду?

  1. В подражание Спасителю, который носил хитон, будучи человеком. Согласно Евангелию, хитон этот был соткан бесшовным и после распятия Спасителя римские воины не решились его разрезать и решили бросить жребий.
    Раньше мужчины так же, как и женщины, одевались в длинные рубахи — хитоны. У богатых были хитоны из дорогих тканей с вышивкой, у бедных — из грубой холстины или шерсти.
  2. Это божественное установление. Богослужебные одеяния православного духовенства прообразованы в Ветхом Завете одеяниями Аарона и других священников, сделанными по непосредственному повелению Божию «для величия и красоты» (Исх.28:1-2; 31:10) и предназначенными только для священнослужения, для славы и благолепия Божественных служб. Они не могут быть носимы и употребляемы в быту. Через пророка Иезекииля Господь повелевает ветхозаветным священникам, выходя из храма во внешний двор к народу, совлекать с себя богослужебные одеяния и полагать их в преградах святых, облекаясь в иные одежды (Иез.44:19). В Православной Церкви по окончании богослужения облачения также снимаются и остаются в храме.
    В Новом Завете Апостол Иаков, брат Господень, первый Иерусалимский архиерей, носил белую льняную длинную одежду иудейских священников и головную повязку. Апостол Иоанн Богослов также носил золотую повязку на голове, как знак первосвященника. Многие считают, что фелонь, оставленный апостолом Павлом у Карпа в Троаде (2Тим.4:13), был его богослужебным одеянием. По преданию, Богородица Своими руками сделала омофор для святого Лазаря, воскрешенного Христом из мертвых и бывшего затем епископом Кипра. Таким образом, уже апостолы употребляли некоторые богослужебные одеяния. Вероятнее всего, от них в Церкви сохранилось предание, выраженное блаженным Иеронимом (IV век), согласно которому недопустимо входить в алтарь и совершать богослужения в одеждах общих и просто употребляемых.
  3. В одеянии священника каждой вещи придаётся символический смысл. Например, хитон-власяница, в который облачаются монахи-схимники, символизирует нестяжание и во время монашеского пострига называется «хитоном вольной нищеты». Подобие хитона — стихарь носят чтецы и пономари; стихарь является символом ангельской чистоты и радости. Дьякон облачается в стихарь и надевает орарь, означающую крылья ангела — длинную полосу материи с крестами и вышивкой «Свят, Свят, Свят». Таким образом, общее символическое значение церковных служебных облачений – это выражение в видимых вещественных одеждах духовных одежд праведности и чистоты, в которые должны быть облечены и души верующих людей.
  4. Консервативный подход к одежде выделяет духовенство, отличая его от переменчивого в моде светского мира. Церковь, таким образом, подчеркивает надмирность своей жизни с устремлением в Вечность и неизменяемость в ней.
    До революции белые священники (то есть женатые) носили рясы и широкополые шляпы, монашествующие же шляп не носили. На смену шляпам пришли скуфьи (куполообразные шапочки). В Русской Православной Церкви наперсные кресты появились только при императоре Павле, а до того право носить их имели только епископы.
  5. Знаменитый русский богослов и священник Павел Флоренский говорит, что вообще, одежда человека таинственно связана с его духовным существом: «Одежда — часть тела. В обыденной жизни — это внешнее продолжение тела… одежда отчасти врастает в организм. В порядке же зрительно-художественном одежда есть явление тела, и собою, своими линиями и поверхностями, строение тела она проявляет». Одежда, по мысли отца Павла, не только прикрывает тело, она непременно отображает даже в большей степени, чем тело, главное в человеке — его духовную сущность и потому имеет глубоко духовное значение.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka