Память смертная

Литература по теме

Па́мять сме́ртная – памятование и размышление о грядущей смерти тела, исходе из него человеческой души, последующих мытарствах и Божественном Суде, базовое покаянное чувство.

Помня о смерти, христианский подвижник не боится гибели своего тела, а заботится о своей участи в вечности, ожидая грядущего суда над своей душой (Сир.7:39). Размышляя о смертном часе, он познает бренность этого мира, всецело сосредотачивается на покаянии, ведущем к познанию своих грехов, изменению своей жизни и соединению с Богом.

pamjat smertnaja 1 - Память смертная

Стоит ли ждать старости для покаяния

Многие люди думают, что, пока они молоды, нужно жить всласть, строить карьеру, получать максимум возможных удовольствий, при этом особо не отягощая себя исполнением заповедей Божьих, а уже к старости обратиться к Богу и принести покаяние за совершенные грехи молодости. Живи пока молодой — девиз многих.

Фактически же, будучи в расцвете сил, люди грехами своими служат дьяволу, а свои немощи и болезни на исходе жизни (если доживут) приносят Богу.

Некоторые пожилые люди даже иногда ищут монастырь, где за ними будут ухаживать. Но монастырь — это не хоспис, там нужны молитвенники и трудяги, а не мощи грешников.

К тому же, если человек за всю жизнь привык жить всласть, не радея о спасении, то к старости именно естественные немощи и болезни сделают невозможной погоню за удовольствиями, а вовсе не осознание собственной греховности.
А если и приходит такое осознание, то времени и сил на покаяние и исправление уже почти не остается. Поэтому нередко люди умирают без покаяния, во вражде с Богом.

Заботиться о посмертной участи ближних, следует до смерти их тела

Часто люди не хотят и думать о Боге, но когда кто-то из близких умрёт, они бегут в церковь и желают сделать всё правильно. Но сделать правильно уже невозможно, даже если поданы десятки поминальных записок и какой-то батюшка согласился пропеть “со святыми упокой” над трупом несчастного, уже давно отпавшего от корабля спасения — Церкви.

Что касается лежачих немощных и больных, то сосредоточить усилия для их обращения к Богу, спасения в вечности, следует до смерти их тела. Беседуйте с ними, молитесь с ними, читайте им вслух Новый Завет и другую душеполезную литературу, включайте им её аудиозаписи.

Если их душа духовно отогреется, оживёт, то сразу же приглашайте в дом (даже в реанимацию) священника для совершения таинств Елеосвящения (Соборования), Покаяния (исповеди) и Святого Причащения. Не робейте, это нормальная практика, а не что-то исключительное.

Кончина праведников

Когда преподобный Сисой Великий (https://azbyka.ru/days/sv-sisoj-velikij) (†429) лежал на смертном одре, окружавшие старца ученики увидели, что лицо его просияло. Они спросили умирающего, что он видит. Авва Сисой ответил, что он зрит святых пророков и апостолов.

Ученики спросили, с кем Преподобный беседует? Он сказал, что пришли Ангелы за его душой, а он просит их дать ему еще хоть краткое время на покаяние. “Тебе, отче, нет нужды в покаянии”, — возразили ученики. Но преподобный Сисой, по своему великому смирению, ответил: “Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего”. После этих слов лицо святого аввы просияло так, что братия не дерзали на него смотреть.

Преподобный успел сказать им, что видит Самого Господа, и святая душа его отошла в Царство Небесное.

Что делать, если пожилой или умирающий близкий человек категорически не приемлет Церковь?

1. Не оставляйте попыток просветить его светом Евангельской истины. Говорите о Боге. Многие из неприемлющих Церковь на смертном одре просят привести им священника.

2. Не прекращайте молитвы за него. Соедините и молитву и практический подвиг: пешее паломничество, раздачу милостыни, бдение, пост, совместную с другими близкими молитву.

3. Не раздражайтесь, только жалейте, каждому человеку дано Богом право духовного самоопределения. Это его право и его ответственность.

4. Не унывайте при любом исходе. В рай невозможно войти насильно, делайте то, что в ваших силах.

О страхе смерти

Для человека естественно бояться смерти, ведь сама она неестественна для изначальной природы человека. Но страх страху рознь. Бесконтрольный, панический страх смерти обычно связан с непониманием смысла своей жизни. Причем человеку надо не знать, а чувствовать этот смысл, ощущать собственную значимость. Если по каким-то причинам человек теряет ощущение осмысленности своего существования, его накрывает ужас от предчувствия своего конца.

Вера в существование души и жизнь вечную является исцелением от этого животного страха. Человек, возможно, не перестанет совсем бояться смерти, но этот страх уже не будет довлеющим, сместятся акценты. Ужас небытия заменится страхом оказаться недостойным бытия с Богом, основанном на «страхе Божьем» – благоговейном отношении к Создателю со стремлением быть ближе к Нему (жаждой Бога). Страх небытия парализует нашу волю, а страх Божий, напротив, стимулирует нас на духовное совершенствование.

Неизвестное пугает сильнее, чем знакомая угроза.

Избегание (запрет, табуирование) темы смерти способствует тому, что человек не умеет благополучно переживать свою боль от потери близких и поддерживать других людей в их горе, а также испытывает сильные страхи, связанные со смертью.

Однажды ребенок понимает, что есть смерть, и с этого момента осознание неизбежности смерти гнездится в сознании человека. Но порой по ряду причин страх, что близкие умрут, или страх перед собственной предстоящей когда-то в будущем смертью становится слишком сильным. А если тема смерти еще и замалчивается, что подчеркивает неестественность умирания, этот страх преобразуется в ужас не только перед смертью как таковой, но даже перед самим фактом собственной смертности.

Табуирование темы смерти разрушительно действует на нашу психику, поэтому необходимо проводить десакрализацию этой темы и учиться спокойно говорить о смерти. Но при этом надо избегать обесценивания смерти и формирования циничного отношения к ней. Мы должны говорить о смерти как о предельно важной части нашей жизни, готовиться к ней и научиться проходить сквозь умирание и страх смерти, не теряя ощущение любви и связи с Богом. От такой внутренней работы страх смерти сменяется надеждой и упованием на дарование нам Господом «христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Суде Христовом».

Память о смерти помогает нам регулировать собственную систему жизненных ценностей

Для человека, который уверен, что в ближайшее время умрет, теряют значение многие вещи, до этого казавшиеся ему очень важными. Большинство ссор, скандалов, обид нелепы, но только на грани кризиса жизни мы понимаем это и способны отказаться от мелочных ссор и обид. Приходит понимание, насколько несущественно то, что раньше могло стать причиной серьезного конфликта.

Но не нужно ждать старости, тяжелой болезни или несчастного случая, чтобы правильно расставить акценты в отношениях, отбросить несущественное, оставить важное. Если мы будем благоразумно помнить о собственной смертности и возможности чужой смерти, причем обычно внезапной для нас, могущей прийти даже через минуту, нам будет легче выстраивать собственные ожидания от других людей и от себя, прощать и быть более ответственными в собственной духовной жизни.

Цитаты о смертной памяти

«Умоляю вас, братие, постоянно имейте смерть пред глазами вашими! Размышляя о ней, вы не будете грешить. Не знаем мы, в какой час придет Господь на суд. Ужели мы явимся пред Ним неготовыми и не очищенными от грехов?
Размыслите: где наши отцы и братия и сродники? Все ушли в вечность, куда и нам не сегодня, так завтра, нужно уйти. Будем приготовляться в вечный путь, каясь в прежде содеянных согрешениях, и будем оплакивать себя за них, прося у Бога прощения».
святитель Иоанн Златоуст

«Ты говоришь: “Сегодня согрешу, а завтра покаюсь”. Хозяин ли ты завтрашнего дня? Если ты вникнешь как следует, то окажется, что и сегодняшним днем ты вполне располагать не можешь: одна часть сегодняшнего дня прошла, а другая еще впереди; та уже не твоя, а эта пока еще не твоя».
святитель Иоанн Златоуст

«Одним из превосходнейших способов приготовления к смерти служит воспоминание и размышление о смерти. Очевидно из … слов Спасителя (Лк.12:36-40), что оно заповедано Господом. И Священное Писание Ветхого Завета говорит: Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир.7:39). Святые иноки с особенною тщательностию возделывали эту часть умственного подвига. В них размышление о смерти, осененное благодатию, обращалось в живое созерцание смертного таинства, а такому созерцанию сопутствовала горячая молитва с обильными слезами и глубокими сердечными стенаниями. Без постоянного памятования о смерти и суде Божием они признавали опасным самый возвышенный подвиг, как могущий дать повод к самомнению».
святитель Игнатий Брянчанинов «Слово о смерти»

«Не всякое желание смерти достойно одобрения. Некоторые люди, насилием привычки увлекаемые в согрешения, желают смерти по чувству смирения; другие не хотят покаяться и призывают смерть из отчаяния; иные же не боятся ее потому, что в превозношении своем почитают себя бесстрастными; а бывают и такие (если только в нынешнее время найдутся), которые, по действию Духа Святаго, желают своего исшествия отсюда».
преподобный Иоанн, «Лествица»

«Не привязывайся к земле и ко всему земному — завтра коса смерти порежет все эти узы, и против воли и желания твоего пойдёшь в иную сторону, где иное против земного. Переселяйся же заблаговременно туда мыслью и сердцем, чтобы когда введут тебя в ту область, не очутиться словно в чужом месте, не знакомым с тамошними порядками».
святитель Феофан Затворник

«Пробуждаясь от сна, будем думать, что не доживем до вечера, и, опять ложась спать, будем помышлять, что не доживем до утра, всегда помня о безвестном пределе жизни нашей.
Живя так, мы не будем ни грешить, ни иметь похотения к чему-нибудь, ни воспламеняться гневом на кого-либо, ни собирать себе сокровищ на земле, но, каждый день ожидая смерти, будем презирать все тленное. Тогда остынет в нас и похоть плотская, и всякое нечистое желание, все будем прощать друг другу и будем предочищать себя, всегда имея перед очами ожидание последнего часа и борьбы. Ибо сильный страх смерти и Суда, опасение мучений поднимают душу, клонящуюся в пропасть погибели».
преподобный Антоний Великий

«Видишь приговоренного и осужденного на смерть или больного при смерти? Рассуждай и смотри, что он тогда делает. Нет попечения о богатстве, чести, славе, не ищет ни на кого суда, всем прощает, чем ни обижен; не помышляет о роскоши и ни о чем, относящемся к миру сему. Только смерть стоит перед его душевными очами, страх смерти сердце его колеблет…
Этот пример и рассуждение учит тебя всегда иметь память о смерти. Она научит тебя быть всегда в покаянии; она не позволит тебе собирать богатства, искать чести и славы и утешаться сладострастием, угасит пламень нечистой похоти… Страх будущего Суда и боязнь мучения связывают сердце и не позволяют хотеть того, что противно Богу, и приводят к вечному Суду, и колеблющуюся и падающую душу удерживают и поднимают, ибо в чем застанет нас Бог при кончине, в том и судит (Иез.18, 20; 33, 20). Блажен и мудр, кто всегда помнит о смерти».
святитель Тихон Задонский

«Старец Ефрем (Мораитис) – ученик преподобного Иосифа Исихаста, подчёркивал, что, заботясь о спасении, нельзя терять времени даром. Он привел пример одной монахини (возможно старец говорил о своей матери, монахине Феофании). Когда эта монахиня слышала бой часов – она говорила себе: “Вот прошел еще час, и я стала ближе к смерти еще на один час”. Так она хранила память смертную, помогавшую ей не забывать о спасении души».

«Чтобы не быть порабощенным земным, вещественным и внешним, во всех ситуациях мысленно спрашивай себя: «А что будет дальше, каково завершение всего?». И увидишь, что конец всего земного — прах и тление и только духовное вечно…
Например, прельщает красота женского лица — спроси себя: а что будет через двадцать или тридцать лет? Морщины избороздят лицо, как шрамы; глаза, которые кажутся драгоценными камнями, превратятся в комочки слизи, зубы выпадут. А что затем? — Смерть. А что будет с этим человеком в гробу через несколько дней? — Лицо потемнеет, начнет опухать, труп будет издавать смрад, а через месяц в могиле — какой-то страшный студень, в котором копошатся черви. Вот земная красота и ее конец.
Если мы приучим себя спрашивать: «Что дальше? что следует за тем?», — то поймем, что все видимое обречено на гибель, что все мирское — неверный друг, который оставит нас, что единственная ценность в этом мире — человеческая душа. Подобные «упражнения» очищают ум и приготовляют его к молитве».
архимандрит Рафаил (Карелин)

«Один послушник у нас на Афоне привык непрестанно молиться Богу, дабы простил ему грехи. И стал он рассуждать о Царствии Небесном и думал: “Я, быть может, спасусь, если буду усердно просить Бога, чтобы простил Он мне грехи, но если в раю я не увижу своих родителей, то буду о них скорбеть, ибо я их люблю. Какой же это будет для меня рай, если я буду там скорбеть за своих родных, которые, быть может, находятся во аде?”. Сей грешный послушник думал о Царстве Небесном: “Как на земле не весел бывает праздник, если нет родителей или родных, так и в раю, если не буду видеть родных, которых я люблю, то буду скорбеть”.
Так думал он с полгода. И в один день, во время вечерни, послушник возвел глаза свои на икону Спасителя и немного молился, в пять слов: “Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного”, и видит – икона стала живым Спасителем, и наполнилась душа и тело послушника неизреченной сладости, и душа Духом Святым познала Господа нашего Иисуса Христа, и Господь милостив, и красоты и кротости неизреченной, и вразумилась душа, что от любви Божией не может человек помнить ни про кого, и с тех пор горит душа его любовью ко Господу».
преподобный Силуан Афонский

«Зачем же нам цепляться за тление? Зачем прилеплять сердце к тому, что мы покинем навсегда? Зачем в сердце то, что не войдет в вечность? Бегите в небо, все причастные тайне Христа.
Будьте гражданами Небесного Иерусалима, все запечатанные Кровью Господней. Нас ждет Бог Отец, разве мы променяем Его объятия на обманчивый морок тьмы века сего и обольщения человеческих идеологий?
Сама возможность попасть в Небеса – это чистый дар, выросший из Крови Голгофы. Так давайте не посрамим ее, а станем все гражданами Неба, чтобы там царствовать вечно.
Ведь как писал свт. Иоанн Златоуст, “…первая добродетель, и добродетель всеобщая состоит в том, чтобы быть странником и пришельцем в этом мире и не иметь ничего общего со здешними вещами, но быть в таком отношении к ним, как к чуждым для нас.”».
священник Даниил Сысоев

«Грешащего произвольно и намеренно, в надежде на покаяние, неожиданно поражает смерть, и не дается ему времени, которое он предполагал посвятить добродетели».
cвятитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Том 1

pamjat smertnaja 2 - Память смертная

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka