Миропомазание

Литература по теме

Миропома́зание – это Таинство, в котором верующему при помазании освященным миром частей тела подаются особые дары Святого Духа, для укрепления его в духовной жизни, на его христианском пути.

miropomazanie - Миропомазание

Когда совершается Таинство Миропомазания?

Таинство Миропомазания совершается обычно непосредственно после Таинства Крещения, как бы, условно, составляя с ним один богослужебный чин. Церковные каноны говорят об этом следующее: «Подобает просвещаемым по крещении быти помазуемым помазанием небесным, и быти причастниками царствия Божия» (48‑е правило Лаодикийского собора).

Когда и кем было установлено это Таинство?

Установление Таинства восходит ко временам апостолов. В то время каждый вновь крещёный получал дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. В книге Деяний рассказывается, как апостолы Петр и Иоанн возложили руки на самарян, для того чтобы они приняли Святого Духа, «ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса» (Деян.8:16). Сошествие Святого Духа иногда сопровождалось явными и ощутимыми действиями благодати: люди получали дар говорить на незнакомых языках, пророчествовать, творить чудеса, подобному тому, как это было с апостолами в день Пятидесятницы. Впоследствии, когда желающих стать христианами стало очень много из-за того, что епископ не мог лично встретиться с каждым новокрещеным, возложение рук было заменено помазанием святым миром и стало преподаваться пресвитерами.

Действие Таинства

В Таинстве Крещения человек омывается Божественной благодатью от первородного греха (хронического греховного повреждения) и от личных грехов, а в Таинстве Миропомазания человек получает от Бога силу (благодать) для христианской жизни, исполнения Заповедей.

В Таинстве Миропомазания подается Божественная благодать для нашего духовного возрастания, приобщает человека к жизни Церкви и делает возможным полноценное христианское участие человека в других Таинствах.

«Во-первых, как через Крещение мы возрождаемся, так через помазание святым миром мы делаемся причастниками Святого Духа, утверждаемся в вере Господней и возрастаем в Божественной благодати, по словам Апостола: “Он спас нас чрез омовение возрождения и обновления Духом Святым, Которого Он излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего” (Тит.3:5-6). Во-вторых, силой Святого Духа мы становимся настолько твердыми и крепкими, что духовный враг не может нанести никакого вреда нашей душе» (Православное исповедание. Ч. 1, вопрос 105).

Свт. Иннокентий Херсонский так объясняет смысл Таинства: «В Крещении человек начинает жить, но младенец только живет, без правильной деятельности. То же был бы и христианин при одном Крещении; для этого установлено Богом Миропомазание, через которое сообщается крещеному сила действовать и вместе с тем дается правильное направление его действиям». Помазание частей тела сопровождается словами: «Печать дара Духа Святаго. Аминь».

Согласно «Пространному христианскому катехизису», «помазание чела означает освящение ума, или мыслей. Помазание персей – освящение сердца, или желаний. Помазание очей, ушей и уст – освящение чувств. Помазание рук и ног – освящение дел и всего поведения христианина».

miropomazanie 2 - Миропомазание

Может ли это Таинство быть повторено?

Согласно указанию Православного исповедания Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, «это Таинство не может быть повторено снова, кроме как над теми, кто, отрекшись от имени Христа, вернется [к исповеданию истинной веры]» (Православное исповедание. Ч. 1, вопрос 105). Также оно совершается над лицами, присоединяющимися к Церкви из еретических обществ, не имеющих апостольского преемства рукоположений, в соответствии с одним из способов их присоединения. См. Присоединение к Православной Церкви.

Является ли помазание миром на царство повторением Таинства Миропомазания?

Данный обычай не является повторением или «усилением» Таинства Миропомазания. Он возник в православной традиции в Византийской империи в Средневековье, под латинским влиянием, в подражание ветхозаветному обычаю помазания царей маслом. Только на Руси чинопоследование включило в себя обычное для Таинства Миропомазания упоминание «печати дара Духа Святаго».

Почему обращающийся от отступничества только помазывается миром, но не перекрещивается?

По словам свт. Симеона Солунского, «крещение сообщает человеку бытие о Христе, а миро – жизнь, согласную с волею Христа, дыхание, святыню и запечатление. И, как умным силам – Ангелам первоначально дано было бытие и безсмертие, некоторые же из них пали, и, хотя по своей невещественной природе живут, но живут не по Бозе и не имеют в себе ни чистоты, ни божественной печати, ни богоподобия, ни благодати, будучи врагами Божиими, сосудами тьмы и чуждыми Богу: так бывает и с людьми. В крещении они получают благодать воскресения Христова и нетления, и облекаются во Христа, а в миропомазании получают Его освящение и печать Духа. Если же которые-нибудь из них сделаются отступниками: то такие удерживают во Христе бытие, во время оно воскреснут и сделаются нетленными, только уже лишаются и святыни, и благодати Духа, и будут осуждены вместе с демонами: потому что, как одно рождение плотское, так одно и рождение духовное. Потому оскверняющие последнее рождение, по обращении, уже не возводятся на священные степени. Но нечестивые, обратившись к вере и получив крещение, как получившие чрез божественное омовение отпущение всех грехов, если окажутся достойными, вступают в священный сан. Что же касается до падших после крещения: то по раскаянии они принимаются без крещения, так как оно одно и одно отпущение грехов по благодати, но священнодействовать, или принимать священство, уже не могут. Таким образом отступника следует принимать: потому что людям дано здесь покаяние из снисхождения к слабости и немощи плоти; и мы, при его раскаянии пред Богом, священными молитвами разрешаем его, и божественную печать и освящение, которыми он злоупотребил, обновляем опять божественным миром, обновляясь в нем сами. Того же просил и Давид, после своего греха, и чрез покаяние получил. “И дух прав, – говорил он, – обнови во утробе моей” (Пс.50:12). Но крещения мы не повторяем: потому что оно – одно и одно отпущение благодати; в другом же случае бывает отпущение покаяния за слезы».

Цитаты о миропомазании

«Имя Христа значит помазанника, – имя приличное, приятное и отнюдь не заслуживающее насмешки… Мы потому называемся христианами, что помазываемся Божественным елеем».
свт. Феофил Антиохийский

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka