Небо

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (3 голос: 5,00 из 5)

 

Не́бо (небеса́) — 1) область воздушного пространства, окружающего землю; 2) вообще пространство, охватывающее землю; космическое пространство; 3) особое место присутствия Божия; область, изначально населенная ангелами, а после совершения Искупления — и душами святых; 4) Представители Небесного Царства.

1) На небо, как на область воздушного пространства, Священное Писание указывает, когда сообщает о птицах небесных (Быт. 1:20), небесных ветрах, тучах, дожде (3Цар. 18:45), молниях (2Цар. 22:15), о безоблачном небе (2Цар. 23:4).

В тех случаях, когда говорится о городах или отдельных строениях высотой до небес (Втор. 9:1), подразумевается именно эта небесная сфера.

2) О небе в более широком значении, включающем понятие «звёздное пространство», или же в значении исключительно звёздного пространства, как правило упоминается в связи с повествованием о небесных светилах: солнце, луне, далеких звездах: «И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратиться во тьму и луна — в кровь…» (Иоил. 2:30-31).

Несмотря на то, что в традиционно светском представлении атмосферная оболочка земли, а тем более межзвёздный вакуум по физическим свойствам не является твёрдым, небо, по слову Божию, называется твердью: «птицы да полетят над землею, по тверди небесной» (Быт. 1:20); «да будут светила на тверди небесной» (Быт. 1:14).

Объяснение этого кажущегося несоответствия заключается в том, что твёрдым небо называется не в сравнении, скажем, с алмазом, металлом или даже текучим веществом, а в сравнении с невещественным миром, горним Небом, Небесами небес. Имея это в виду, понимаем, что слова одного ветхозаветного мыслителя о сопоставимости твёрдости неба с твёрдостью зеркала следует считать поэтической гиперболой: «Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании?.. Ты ли с Ним распростер небеса, твердые, как литое зеркало» (Иов. 37:16,18).

Тем не менее, небо всё же ассоциируется библейскими праведниками с твёрдым сооружением, например, с величественным куполом или сводом, утверждённым на могучих столпах (Иов. 26:11); с гигантским шатром, растянутым над поверхностью земли (Пс. 103:2).

Мера дней нашего неба не безгранична. При кончине мира ему предстоит свернуться наподобие книжного свитка (Ис. 34:4), воспламениться и с шумом разрушиться, после чего взору живущих торжественно откроется «новое небо» (2Пет. 3:12-13).

3) О Небе как о месте особого присутствия Божия священнописатели сообщают, когда обозначают его как жилище Всевышнего Бога (2Цар. 22:10), дом Отца (Ин. 14:2), место, где утвержден Престол благодати (Ис. 66:1; Откр. 4;12).

Принципиальное отличие горнего Неба от звездного выражается в том, что оно принадлежит невидимому миру, тогда как звёздное — видимому. На невидимом небе обитают светлые ангелы — воинство небесное (Лк. 2:13); оттуда сошёл к нам Спаситель (Ин. 3:13), и туда же телесно вознесся (Мк. 16:19); там находятся «небесные обители» (Ин. 14:2), в которых живут и блаженствуют духи праведников (Евр. 12:23); оттуда, в видении Евангелиста Иоанна Богослова, опустился Небесный Иерусалим (Откр. 21:2). Именно это Небо почитается истинным Отечеством христиан, в противовес нынешней земле, на которой мы всего лишь «странники и пришельцы» (Евр. 11:13).

Ввиду того, что на Небе наиболее ярко и очевидно проявляется Божественная благодать, исполняется Божественная воля (Мф. 6:10), — Сам Господь именуется Небесным Царем, Отцом Небесным (Мф. 6:14), Сущим на Небесах (Лк. 11:2), Богом небес (Пс. 135:26).

Достаточно часто понятия «небо» и «небеса» употребляются как взаимно тождественные, но не всегда: «Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней» (Втор. 10:14).

Сколько всего существует небес — сказать трудно. Об этом знает Господь. Положим, апостол Павел был восхищен до третьего Неба (2Кор. 12:2). А о Христе говорится, что Он вознёсся превыше всех небес (Еф. 4:10).

4) В ряде библейских фрагментов термин «Небо» употребляется в форме, располагающей к мысли не столько о месте пребывания его обитателей, сколько о его представителях. Причем, основание такому разумению даёт Сам Искупитель.

Так, в притче о блудном сыне последний, раскаявшись и обратившись к отцу, произнёс: «я согрешил против неба и пред тобою» (Лк. 15:21). А в споре с иудейскими первосвященниками, книжниками и старейшинами, Христос, парируя их безрассудное нападение, спросил: «Крещение Иоанново с небес было, или от человеков?» (Мк. 11:30).

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru