Очи Божии

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (1 голос: 5,00 из 5)

О́чи Бо́жии — 1) Божественная способность ведать и видеть всё, происходящее в мире: от малого до великого, как в частных деталях и наималейших подробностях, так и разом во всей целокупности, полноте; 2) библейский символ, указывающий на Божественное свойство «всеведение» (Притч.15:3).

Почему Божье всеведение сопоставляется с очами?

Будучи Всесовершенным Духом, Бог, конечно же, не имеет никаких телесных органов, аналогичных человеческим, в том числе очей (Ин.4:24). Между тем, по аналогии с людьми, получающими преобладающую часть информации о действительности именно через зрительное восприятие мира, знание Богом того, что совершается во вселенной, нередко сопоставляется с созерцанием, видением (см.: Антропоморфизмы в Библии).

Исходя из библейского замечания — «На всяком месте очи Господни» (Притч. 15, 3), — означающего, что Бог видит всё, что случается в мире, мы должны верить, что Богу известно всё, совершающееся в любых сферах созданного Им бытия. При этом мы не должны сомневаться, что Бог созерцает всё особым, исключительным, свойственным только Ему, сверхъестественным образом.

В чем состоит отличие зрительного созерцания (посредством телесных очей) от образа созерцания, приличествующего Богу?

Будучи независимым от условий пространства и времени, Бог созерцает происходящее в мире не фрагментарно, как человек, а целостно: всю картину мира сразу: и в мельчайших подробностях, и во всей полноте, созерцает все сущности, все причины и следствия, в том числе и условно возможные; созерцает все помыслы, мысли, желания, мотивы и действия всех разумно-свободных творений.

Как Ему это удаётся, знает Он Сам. Человеку, существу ограниченному, этого понять не дано. Человек способен созерцать окружающую его действительность только частично, в один момент времени — одну часть творения. Впоследствии впечатления могут суммироваться, складываться в более или менее целостную, но всё же ограниченную картину.

Более подходящую аналогию предоставляет иконография, допускающая объединение на одном поле иконы разных исторических событий и разных пространств. Примером может служить икона Страшного Суда, единовременно демонстрирующая ранний этап мироздания, отмеченный падением ангелов и последующим их низвержением с Неба, и кончину мира, ознаменованную изображением Второго Пришествия Христа и Страшным Судом; вместе с тем икона представляет в едином визуальном порядке и земной мир, и райские кущи, и адские пропасти.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru