Array ( [_ga] => GA1.2.1242683163.1713948930 [_gcl_au] => 1.1.632784201.1713948930 [_gid] => GA1.2.264716432.1713948930 [_ym_visorc] => b [_gat_UA-12794142-1] => 1 [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 [otrid] => S:zmEN-EJrs4JI04On-vTje1kT56Tf95NSzKDFNBT6NoxAzWE0bmxtZjZaHq42QSQ4vnX0_sQfJZODH2mpmm43_rqybgVFUlOQYulp0sPsF6u6y157AMZGGGkELO1mMGeOWIu8wqMeDdM8O6z22bYSzaHiQWkiNhLDvFQgkl76aBYXBCxi4nQ27Ep2RG7RtUjhhxmDgO-0UwHpUeJRyqrq3Cs9HYCSV7DLXHc= [rmcookie] => S:zftvHHl_--MDWN-GpUBzrlSahnV1s_OIHOfukkaePFRQHBWFlizTgW3mO0iAp2Kp2JTlxMtOYJg4ZpT7I3Cfi-gctqJUkq7XWsmy_O3fjF6KK9v2ddRxreu0q0NyF7S62_jddmLRv6WhTXQCB26QwfMNDQhzDAYayJEyKG6GmnUxQW9JCqK910v6tbNkOgAQG5U8xZ-TV97tEz7nE3W-BminDBgf8qYcaqvQZmS8Ts2IpTSJN6ONO4ghpwh7X-4d_EYOStAsx7N-23aGY551atd5fWfh11zKtoLd4srMX46DLt8u0noSvLcxxjAtCmo5mi5ST0FFwidmoOjJSTfQmFl7LG7pl5hI9sPbZbFG3R57RnbUDY8MGccj4PAxwFDz-zeTSHsINGLddhqdS_6V8H81OZe4CqAhOSUOIpXiBLYC5yheo45stYIWv4lIiIKIuuPQbk9Ysp90gbzwV5wosFbdOVzsQMhI56ETdB9FeiQY_forZjnYjxWTnXuAC6qZWfWvEISghM6Jdghe-fECaCmiaEUAR8eJ7O3NbAfIh7Jxe9ycRDkQhig-FfI_fR8ASN0TpLHbDkGd4EKLgZiTZ9y8RxFsvUDQetkvBwNV69OxYOWxuUIXUkCK6qG30-OsV7CNUX00LwQCHh6XLB7rF1NbW8VwwlxrPSE4 [_ym_d] => 1713948931 [_ym_isad] => 2 [_ym_uid] => 1713948931479771910 )

Оправдание

Литература по теме

Оправда́ние

1) богословское понятие, сближающееся по смыслу с понятием «Искупление» (Рим.5:9);
2) действие всепрощения Божия, направленное на очищение человека от скверны греха, восстановление, обновление, духовно-нравственное преображение личности (Лк.18:14);
3) аргументированное объяснение человеком мотивов, обстоятельств и целей нравственно оцениваемого помысла или поступка, имеющее целью частичное или полное снятие с него ответственности, вины;
4) действие человека, направленное на заглаживание вины перед Богом (может быть реализовано только при Божественном участии; без содействия благодати человек не в силах оправдаться перед Высшим Правосудным Судьей (Иов.9:2) (см.: Синергия).

Оправдание, как изглаждение греха, предполагает восстановление утраченной славы. Оно совершится в полноте в жизни будущего века, но начало ему полагается уже ныне, как некое самооткровение Божие в человеке (епископ Кассиан Безобразов).

Почему иудеи не могли оправдать себя посредством закона?

Ветхозаветный период был посвящен подготовке людей к Пришествию Спасителя. В этом отношении закон играл не главную спасительную, а вспомогательную роль.

Исполнение закона способствовало ограничению распространения зла, влияло на нравственное воспитание иудеев, а через них и на язычников. Между тем, посредством закона человек не мог сделаться совершенным настолько, насколько это стало возможным после осуществления Искупления и образования Церкви, во главе которой встал Сам Господь Иисус Христос. Ветхий человек не был способен жить по тем нормам, по которым живет человек во Христе, Ветхозаветная Церковь не имела тех благодатных спасительных средств, коими Бог наделил Церковь Христову.

Трудность постоянного исполнения требований ветхозаветного закона демонстрировала глубину человеческой греховности, вскрывала духовную немощь. Так человек раз за разом убеждался, что без особой Божественной поддержки ему никогда не выбраться из пропасти греха. Через такую самооценку многие люди с ещё большим желанием чаяли встречи с обетованным Помазанником.

К сожалению, когда Сын Божий пришёл в мир, далеко не все иудеи выразили Ему признание и покорность. Несмотря на знание иудеями той непреложной истины, что «страх Господень отгоняет грехи; не имеющий же страха не может оправдаться» (Сир.1:21), для многих из них страх перед ложно интерпретированным законом оказался выше, чем страх перед Законодателем, страх Господень.

Если Господь искупил всех людей вообще, то не следует ли из этого, что все люди будут спасены автоматически?

Несмотря на то, что Господь пришёл ради спасения всех людей, это не повод считать, что все без исключения люди удостоятся Царства Небесного.

Собственно, некоторые идеологи протестантизма сузили эту идею до мысли, что спасутся не все люди вообще, а все те, кто уверует в историчность Христа и Его Божественное достоинство. Отчасти это предположение основывается на произвольной интерпретации свидетельства Сына Божия о том, что верующий в Него и в Пославшего Его «на суд не приходит» (Ин.5:24), «имеет жизнь вечную» (Ин.6:47). Другое основание фундировано внутренней убежденностью, что главным мотивом добровольного шествия Искупителя на Крестные Страдания и смерть служило решение Отца перенаправить на Сына Свой гнев, предназначавшийся грешникам, и тем самым избавить их от справедливого возмездия. Добровольная Жертва Безгрешного Сына имела бесконечную цену и, стало быть, всякий, кто признает Христа своим Господом и Искупителем, спасётся.

Между тем из Божественного Откровения следует другое. Действие Искупления и действительно было направлено на всех людей вообще. Однако, чтобы человек смог приобщиться к плодам Крестной Жертвы, необходимо деятельное участие в деле Спасения. Дар Спасения воспринимается по вере, однако речь не идёт о банальном согласии разума признать действительность существования Господа Иисуса Христа и Его Подвига (в эту действительность веруют даже и бесы (Иак.2:19), однако им уготовано место в огне).

Для Спасения необходима истинная вера, мыслимая как союз Бога и человека (Рим.5:1). Это — Православная вера. Она стяжается не в Церкви вообще, а в Единой и Истинной Православной Церкви. Именно об этой Церкви Господь говорил, что врата ада её не одолеют (Мф.16:18), и следовательно, представители именно этой Церкви, соблюдающие заповеди, станут причастниками высших нетленных Даров.

Цитаты об оправдании

«Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Рим.5:18

«Мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона».
Рим.3:28

«Если законом оправдание, то Христос напрасно умер».
Гал.2:21

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka