Церковная история

Источник

Слово Созомена Саламинского царю Феодосию и содержание Церковной истории

Книга первая Глава 1. Предисловие к книге, в котором историк рассуждает об иудейском народе; воспоминает о тех, которые до сего времени предпринимали подобный труд, и говорит, как и из чего извлек он свою историю, каким образом будет заботиться об истине, и что еще войдет в содержание его истории. Глава 2. Кто были епископами больших городов в царствование Константина Великого, и как при Ликиние восток до самой Ливии христианствовал осторожно, а запад при Константине исповедовал Христианство свободно. Глава 3. О том, что Константин привлечен к Христианству видением креста и явлением Христовым, и что он наставлен был в благочестии нашими. Глава 4. О том, что знамение креста повелел он носить при войске; также дивное сказание о носителях этого крестного знамения. Глава 5. Возражение против тех, которые говорят, что Константин принял Христианство в следствие умерщвления сына его Криспа. Глава 6. О том, что и отец Константина допускал распространяться имени Христову; а Константин Великий сделал то, что оно проникло всюду. Глава 7. О раздоре между Константином и зятем его Ликинием из-за Христиан, и о том, как Ликиний, разбитый наголову, погиб. Глава 8. Исчисление добрых дел, которые совершил Константин, дав Христианам свободу, построив им храмы и исполнив другие общественные предприятия. Глава 9. О том, что Константин издал закон касательно девственников и клириков. Глава 10. О великих исповедниках, какие еще остаются в живых. Глава 11. Повествование о святом Спиридоне, о его смиренномудрии и твердости. Глава 12. Об образе монашеской жизни: откуда он получил начало и кто были его учредителями? Глава 13. Об Антоние Великом и святом Павле Простом. Глава 14. О святом Аммоне и Евтихиане, что на Олимпе. Глава 15. О ереси Ария, откуда она получила начало и кого увлекла; также о возгоревшемся из-за нее между епископами раздоре. Глава 16. О том, что, когда до слуха Константина дошло известие о споре епископов и беспорядочном праздновании Пасхи, он сильно разгневался и послал из Испании в Александрию кордовского епископа Осию с повелением разрешить спор епископов и покончить дело о Пасхе. Глава 17. О созванном в Никее Соборе по поводу Ария. Глава 18. О двух философах, привлеченных к вере простотою беседовавших с ними старцев. Глава 19. О том, что, когда составился Собор, к нему царь говорил речь. Глава 20. О том, что, выслушав обе стороны, царь осудил приверженцев Ария и приговорил их к ссылке. Глава 21. О том, что постановил созванный против Ария Собор, как осудил он Ариевых приверженцев и сжег Ариевы сочинения; также об архиереях, не хотевших согласиться с Собором, и об установлении Пасхи. Глава 22. О том, что на первый Собор царь призывал и новацианского епископа Акесия. Глава 23. О постановленных Собором правилах, и о том, что исповедник Пафнутий помешал Собору постановить правило, что все, имеющие принять сан священства, должны вести жизнь девственную. Глава 24. О деле Мелетия, как хорошо святой Собор рассмотрел его. Глава 25. О том, что царь, призвав Собор в Константинополь и почтив его дарами, дал ему общественный обед, увещевал всех сохранять единомыслие и определения святого Собора послал в Александрию и разослал повсюду. Книга вторая Глава 1. О обретении животворящего креста и священных гвоздей. Глава 2. О матери царя Елене, как она, быв в Иерусалиме, строила храмы и совершала другие богоугодные дела; также о ее кончине. Глава 3. О храмах, построенных Великим Константином; о городе, названном по его имени, как он построен, и о находящихся при его зданиях; также о храме Архистратига Михаила в Сосфении и о бывших там чудесах. Глава 4. О том, что сделал Великий Константин при дубе мамврийском, и как построил (на том месте) храм. Глава 5. О том, как он разрушил идольские капища и тем подданных еще более расположил к Христианству. Глава 6. О том, по какому случаю при Константине Христианство распространилось по всей вселенной. Глава 7. О том, как христианскую веру приняли Иберийцы. Глава 8. О том, как приняли Христианство Армяне и Персы. Глава 9. О персидском царе Сапоре, как он восставал против Христиан; о персидском епископе Симеоне, и об евнухе Усфазаде, как он совершил подвиг мученичества. Глава 10. О Христианах, умерщвляемых в Персии Сапором. Глава 11. О начальнике Сапоровых художников Пузике. Глава 12. О сестре Симеона, Тарвуле, и ее мученичестве. Глава 13. О мученичестве святого Акепсимы и бывших с ним. Глава 14. О мученичестве епископа Милла, о его образе жизни, и о том что Сапор замучил в Персии до шестидесяти тысяч человек известных, кроме тех, которые неизвестны. Глава 15. О том, как Константин писал Сапору о прекращении гонения на Христиан. Глава 16. О том, как последователи Ария, Евсевий и Феогнис, дали письменное уверение в своем согласии с Собором никейским и получили обратно свои престолы. Глава 17. О том, что, по смерти Александра александрийского, согласно с его избранием, на епископский престол восходит Афанасий. Рассказ о его детстве, и о том, как он самоучкою совершал священнические действия и был любим Великим Антонием. Глава 18. О том, что Афанасия сделали славным ариане и мелетиане, также о Евсевие, как он побуждал Афанасия принять Ария, и о слове «единосущный» как о нем больше всех спорили Евсевий Памфилов и Евстафий антиохийский. Глава 19. Об Антиохийском Соборе и о том, как несправедливо низложен был Евстафий, а Евфроний занял его престол, и что Великий Константин писал Собору и Евсевию Памфилову, когда последний отказался от антиохийского престола. Глава 20. О Максиме, преемнике Макария на Иерусалимском престоле. Глава 21. О мелетианах и арианах, как они взаимно соединились, также о Евсевие и Феогнисе, как они опять стали распространять арианскую ересь. Глава 22. О том, какие козни против святого Афанасия безуспешно строили ариане и мелетиане. Глава 23. О клевете на святого Афанасия из-за руки Арсения. Глава 24. О том, что в то время чрез пленников, Фрументия и Эдессия, приняли Христианство и народы внутренней Индии. Глава 25. О тирском Соборе и незаконном низложении святого Афанасия. Глава 26. Об иерусалимском храме, который построен Константином Великим на Голгофе, и об освящении его. Глава 27. О пресвитере, который убедил Константина вызвать из ссылка Ария и Евзоя, так же об изложении благочестивой будто бы Ариевой веры и о том, как Собор, приехав в Иерусалим, снова принял Ария. Глава 28. Послание царя Константина к тирскому Собору, и ссылка святого Афанасия по козням ариан. Глава 29. О константинопольском епископе Александре, как он отказался принять в общение Ария, и как Арий расторгся, когда чрево его требовало извержения. Глава 30. О том, что пишет Великий Афанасий о расторжении Ария. Глава 31. О том, что по смерти Ария случилось в Александрии, и что Великий Константин написал тамошним жителям. Глава 32. О том, что Константин, для уничтожения всех ересей, издал закон, запрещавший собираться где-либо, кроме кафолической Церкви, отчего весьма многие ереси исчезли, а ариане, приверженцы Евсевия никомидийского, старались между тем коварно изгладить слово: единосущный. Глава 33. О Маркелле анкирском, его ереси и низложении. Глава 34. О кончине Константина Великого и о том, как он пред смертью принял крещение и погребен в храме святых Апостолов. Книга третья Глава 1. О том, что, по смерти Константина Великого, сообщники Евсевия и Феогниса опять стали искажать никейскую веру. Глава 2. О возвращении Афанасия Великого из Рима, о письме кесаря Константина, сына Константина Великого, и о новых кознях ариан против Афанасия; также об Акакие беррийском и о войне между Константом и Константином. Глава 3. О Павле константинопольском и Македоние духоборце. Глава 4. О возмущении, происшедшем по случаю рукоположения Павла. Глава 5. О частном антиохийском Соборе, который низложил Афанасия, и на его место возвел Григория; также о двух изложениях веры и о тех, которые с этими изложениями соглашались. Глава 6. О Евсевие эмесском, и о том, что Григорий занял Александрию, а Афанасий спасся бегством в Рим. Глава 7. Об архиереях в Риме и Константинополе и о том, что после Евсевия опять возведен был Павел; также об умерщвлении военачальника Ермогена и о том, что, прибыв из Антиохии, Констанций снова низложил Павла и разгневался на город, и что, оставив Македония в нерешительном состоянии, он опять удалился в Антиохию. Глава 8. О прибывших в Рим восточных архиереях, и о том что писал о них Юлий римский; также, как, по грамоте Юлия, Павел и Афанасий опять получили свои престолы, и что писали Юлию восточные архиереи. Глава 9. О том, как были изгнаны Павел и Афанасий, а Македоний введен в константинопольскую Церковь. Глава 10. О том, что писал об Афанасие римский епископ епископам восточным; также об отправлении епископов в Рим для исследования вместе с римским епископом тех обвинений, которые сделаны епископами восточными, и об отослании их кесарем Константом. Глава 11. О пространном изложении веры, о событиях на сардикском Соборе и о том, как восточные низложили Юлия, епископа римского, и Осию испанского за общение их с Афанасием и прочими. Глава 12. О том, что епископы, заседавшие вместе с Юлием и Осиею, низложили восточных архиереев и составили также символ веры. Глава 13. О том, что после Собора восток и запад разделились: запад твердо держался веры никейской, а на востоке, по причине словопрений о вере, в некоторых предметах происходили разногласия. Глава 14. О процветавших тогда в Египте святых мужах: Антоние, двух Макариях, Ираклие, Кроние, Пафнутие, Путувасте, Арсисие, Серапионе, Питирионе, Пахомие, Аполлоние, Ануфе, Илариане и других весьма многих святых. Глава 15. О слепце Дидиме и еретике Аэцие. Глава 16. О святом Ефреме. Глава 17. О тогдашних событиях, как содействием царей и епископов возрастала христианская вера. Глава 18. О вере сыновей Константина; о различии между словами: единосущный и подобносущий, и о том, каким образом Констанций отступил от православной веры. Глава 19. Еще о слове: единосущный, и об ориминском Соборе, как, почему и для чего был он составлен. Глава 20. О том, что, по грамоте Констанция, Афанасий опять возвращается и получает свою кафедру; так же об архиереях антиохийских и о том, чего требовал Констанций от Афанасия; а наконец о славословии Бога в гимнах. Глава 21. О том, что писал Констанций Египтянам об Афанасие; также о Соборе иерусалимском. Глава 22. Послание иерусалимского Собора об Афанасие. Глава 23. Признание единомышленников Ариевых Валента и Урсакия пред римским епископом, что они ложно обносили Афанасия. Глава 24. Примирительное послание тех же епископов к Афанасию Великому, и о том, как прочие восточные епископы получили обратно свои престолы, и что вместо низложенного Македония снова занял свой престол Павел. Книга четвертая Глава 1. Об умерщвлении кесаря Константа и о событиях в Риме. Глава 2. О том, как Констанций опять изгнал Афанасия и сослал в ссылку исповедников единосущия; также о смерти Павла константинопольского и о том, что Македоний снова занял его престол и наделал много зла. Глава 3. О мученичестве святых нотариев. Глава 4. О военном походе Констанция в Сирмию; также о Ветранионе и Магненцие, и о том, что Констанций, провозгласив Галла кесарем, послал его на восток. Глава 5. О том, что при Кирилле, управлявшем иерусалимскою паствою после Максима, опять являлся на небе в течение многих дней величайший образ креста, превосходивший светом солнце. Глава 6. О Фотине сирмийском, его ереси, и бывшем против него Соборе в Сирмии; также о трех изложениях веры, и о том, что после низложения, приглашенный (подписать символ), Фотин отказался и был обличен в пустословии Василием анкирским. Глава 7. О смерти Магненция и изменника Сильвана, также о возмущении Иудеев в Палестине и о том, что подозреваемый в преступных замыслах кесарь Галл был умервщлен. Глава 8. О прибытии Констанция в Рим, о Соборе италийском и о том, что случилось с Афанасием по наветам Ариан. Глава 9. О Соборе медиоланском и о бегстве Афанасия. Глава 10. О том, что различным образом преследуемый Арианами, Афанасий, как муж святой, по внушению свыше, избегал многих опасностей, также о бедствиях, какие, по удалении Афанасия, Египтяне претерпели от Георгия. Глава 11. О римском епископе Ливерии, за что был он сослан Констанцием, и о преемнике его Феликсе. Глава 12. О Сириянене Аэцие и антиохийском епископе Евдоквие после Леонтия, также о слове: единосущный. Глава 13. О том, что нововводителю Евдоксию Георгий лаодикийский отправил послание, в котором укорял его; также об анкирском посольстве к Констанцию. Глава 14. Послание царя Констанция об изгнании Евдоксия и его приверженцев. Глава 15. О том, что Констанций, по прибытии в Сирмию, опять вызвал Ливерия и возвратил его Риму, приказав вместе с ним священноначальствовать и Феликсу. Глава 16. О том, что, по поводу ереси Аэция и событий в Антиохии, царь повелел быть Собору в Никомидии: но так как Никомидия в то время потерпела землетрясение и встретилось много других препятствий; то Собор составился сначала в Никее, а потом в Аримине и Селевкии. Также об исповеднике Арзакие. Глава 17. О том, что сделано на Соборе ариминском. Глава 18. Послание ариминского Собора к царю Констанцию. Глава 19. О послах Собора, о послании царя, и о том, как епископы впоследствии согласились с принесенным прежде исповеданием Урзакия и Валента; также о ссылке архиереев, о Соборе в Нике, и о том, по какой причине был задержан отпуск Собора ариминского. Глава 20. О событиях в недре Церквей восточных и о том, что Марафоний, Элевсий кизикский и Македоний изгоняли исповедников единосущия; также о перенесении новацианской церкви и о том, что Новациане имели общение с православными. Глава 21. О том, что сделал Македоний в Мантинеи, как он был низведен с престола за перенесение гробницы Константина Великого, и как Юлиан провозглашен Кесарем. Глава 22. О Соборе селевкийском. Глава 23. Об Акакие и Аэцие, и о том, как царь склонил посольства обоих – ариминского и селевкийского – Соборов мыслить одинаково. Глава 24. О том, что акакиане подтвердили определения ариминского Собора; также список низложенных епископов, и о том, за какие вины они низложены. Глава 25. О причине низложения иерусалимского епископа Кирилла; о разногласии тогдашних епископов между собою, и о том, что Мелетий, рукоположенный арианами, сделался предстоятелем Севастии вместо Евстафия. Глава 26. О смерти Македония константинопольского; о том, что в своем поучении сказал Евдоксий, как Евдоксий и Акакий старались уничтожить исповедание никейское и ариминское, и какое от того произошло в Церквах смятение. Глава 27. О том, что низложенный с кафедры Македоний богохульствовал на Святого Духа, и что Марафоний вместе с другими распространял его ересь. Глава 28. О том, как ариане, почитая святого Мелетия своим единомышленником, перевели его из Севастии в Антиохию; когда же он дерзновенно исповедал православие, то были постыждены, и низложив его, на ту кафедру возвели Евзоя; а Мелетий начал делать частные собрания, потому что исповедники единосущия чуждались его, как рукоположенного арианами. Глава 29. О том, что акакиане и теперь не остались спокойными, но старались изгнать единосущие и восстановить ересь арианскую. Глава 30. О Георгие александрийском и епископах иерусалимских, как после Кирилла сменились три епископа, за которыми на кафедру иерусалимскую вступил опять Кирилл. Книга пятая Глава 1. Об отпадении отступника Юлиана от веры и о кончине царя Констанция. Глава 2. О жизни, обычаях, правилах и восшествии на престол Юлиана. Глава 3. О том, что Юлиан, возведенный на царство, стал ощутительно колебать Христианство и коварно вводить язычество. Глава 4. О том, какое зло сделал Юлиан Кесарийцам, и о мужестве халкидонского епископа Мариса. Глава 5. О том, что Христианами, заключенным в темницы, Юлиан дал свободу, чтобы Церковь тем более волновалась, и о бедствиях, придуманных им для Христиан. Глава 6. О том, что Афанасий тогда, целые семь лет скрывавшийся у одной мудрой и прекрасной девы, наконец явился и прибыл в Александрию. Глава 7. Об убиении александрийского епископа Георгия, о триумфе ради событий в храме Митры и о том, что по этому случаю писал Юлиан. Глава 8. О сосудохранителе антиохийской Церкви, Феодоре, и о том, что Юлиан, дядя отступника, за сосуды съеден был червями. Глава 9. О мученичестве святых: Евсевия, Нестава и Зенона из города Газы. Глава 10. О святом Иларионе, об умерщвленных свиньями илиопольских девах и об удивительном мученичестве аретузского епископа Марка. Глава 11. О мучениках тогдашнего времени: Македоние, Феодуле, Грациане, Бузирисе, Василие и Евпсихие. Глава 12. О западных епископах Люцифере и Евсевие, и о том, что Евсевий, Афанасий Великий и прочие епископы составили в Александрии Собор, на котором подтвердили веру Собора никейского, определили единосущие Отца, Сына и Святого Духа и сделали постановление касательно существа и ипостаси. Глава 13. Об антиохийских архиереях – Павлине и Мелетие, о взаимной вражде Евсевия и Люцифера, и о том, что Евсевий и Иларий утвердили никейскую веру. Глава 14. О том, как произошло несогласие между македонианами и Акакиевыми арианами, и что говорили они в свое оправдание. Глава 15. О новом изгнании Афанасия, также об Элевсие кизикском, Тите епископе бострийском, и упоминание о предках писателя. Глава 16. О старании Юлиана восстановить язычество и уничтожить нашу веру; также письмо посланное им к одному языческому жрецу. Глава 17. О том, что Юлиан, не желая казаться тираном, преследовал Христиан коварно; также об отменении крестного знамения и о принуждении войск приносить жертвы. Глава 18. О том, что Юлиан запретил Христианам пользоваться правом голоса на народных сходках, занимать места в судах и воспитываться в эллинских школах; также о Василие Великом, Григорие Богослове и Аполлинарие, которые, перевели священное Писание на эллинский язык, особенно же Аполлинарий и Григорий Назианзен, из коих первый писал очень ораторски, и последний героическими стихами. Глава 19. О книге Юлиана, под заглавием: misopwgwn (ненавистник бороды), и об антиохийской Дафне; описание ее. Также о перенесении останков священномученника Вавилы. Глава 20. О том, что за это перенесение царь причинил зло многим Христианам; также о святом Феодоре исповеднике и о том, что спадший с неба огонь сожег храм Аполлона в Дафне. Глава 21. Об изображении Христа в Панеаде, которое Юлиан низверг и разрушил и на место которого поставил изображение самого себя; о том, что это последнее поражено и истреблено молниею, также об эммаусском источнике, где Христос умывал ноги, о дереве Персисе, которое в Египте поклонилось Христу и о производимых чрез него чудесах. Глава 22. О том, что, негодуя на Христиан, царь позволил Иудеям воссоздать храм в Иерусалиме; но когда они принялись за это со всею ревностью, исторгшийся из земли огонь погубил многих из них. Также о явившихся тогда на платье работников знаках креста. Книга шестая Глава 1. О вооружении Юлиана против Персов; о том, что он был разбит и бедственно испустил дух, и о том, что пишет Ливаний относительно его убийцы. Глава 2. О том, что Юлиан умер, как жертва Божией мести, о видениях, предвещавших некоторым мужам его смерть, об ответе сына тектонова, о том, что Юлиан бросил Христу свою кровь и об общественных бедствиях, которые чрез него постигли Римлян. Глава 3. О царствовании Иовиана и о том, что сделал он, вступив на престол. Глава 4. О новом беспокойствии в Церквах, об антиохийском Соборе, на котором утверждена вера Никейская, и в том, что этот Собор писал царю Иовиану. Глава 5. Об Афанасие Великом, как отлично любим он был царем и управлял Церквами египетскими, и о видении Антония Великого. Глава 6. Смерть Иовиана. О жизни и мужественном благочестии валентиниана и о том, как он возведен был на престол и в воправители себе избрал брата своего Валента; также о различии между ними. Глава 7. О новом волнении в Церквах, о Соборе лампсакском и о том, что Евдоксиевы ариане одержали верх, а православные, в числе которых и антиохийский епископ Мелетий, изгнаны из Церквей. Глава 8. Об отложении Прокопия победственной его смерти, также об Элевсие кизикском и Евномие еретике, как он сделался преемником Элевсия. Глава 9. О тогдашних бедствиях лиц, державшихся никейской веры и о предстоятеле новациан, Агелии. Глава 10. О Валентиниане Младшем и Грациане, о гонении со стороны валента и о том, что исповедники единосущия, быв преследуемы арианами и македонианами, отправили посольство в Рим. Глава 11. Исповедание Македониан – Евстафия Сильвана и Феофила, представленное римскому епископу Ливерию. Глава 12. О Соборах сицилийских и тианском, и о Соборе, которого ожидали в Киликии, но который отменен Валентом. Равным образом о тогдашнем гонении и о том, что Афанасий Великий опять ушел и скрылся, а потом снова вызван был письмами Валента и управлял египетскими Церквами. Глава 13. О том, что после Евдоксия епископом в Константинополь поставлен был Арианин Демофил, между тем как православные избрали Евагрия, и о происшедшем из того гонении. Глава 14. О восьмидесяти православных пресвитерах, которые, по повелению Валента и Никомидии, сожжены среди моря вместе с кораблем. Глава 15. О несогласии между Евсевием кесарийским и Василием Великим, и о том, что отсюда ариане получили смелость нападать на кесарийскую Церковь, которая отвергала их. Глава 16. О том, что после евсевия каппадокийского Церковию управлял Василий, и о дерзновении его пред Валентом. Глава 17. О сотовариществе Василия и Григория Богослова и о том, что, достигши высокой мудрости, они сделались защитниками никейского учения. Глава 18. О гонении, бывшем в Антиохии при Оронте; об эдесском храме апостола Фомы, о тамошнем собрании и об исповедовании Эдесском. Глава 19. Смерть Афанасия Великого и восшествие на епископскую кафедру арианина Лукия. О постигших египетские Церкви бедствиях и о том, что преемник Афанасия Истр ушел и жил в Риме. Глава 20. О гонении на египетских монахов и учеников св. Антония, и о том, что за православие они сосланы были на один остров и совершала там чудеса. Глава 21. Исчисление мест, в которых господствовало никейское учение; также о вере Скифов и вожде этого народа, Ветранионе. Глава 22. О том, что в то же время, усилено было начатое еще прежде исследование, должно ли и Святого Духа признавать единосущным Отцу и Сыну. Глава 23. О кончине Ливерия римского и преемников его, Дамаса и Сирикия, и о том, что на западе кроме Медиоланян и архиерея их Авксентия, все держались православия; также о бывшем в Риме Соборе, который низложил Авксентия, и о его постановлении. Глава 24. О святом Амвросие, как он возведен был на епископство и расположил мирян к благочестию; также о фригийских новацианах и о Пасхе. Глава 25. Об Аполлинариях, отце и сыне, о пресвитере Виталии, и о том, по какому побуждению уклонились они в ереси. Глава 26. Об Евномие и учитель его Аэций, – о том, что к ним относится и чему они учили, – также о том, что они первые придумали при крещении делать одно погружение. Глава 27. О том, что в послании к Нектарию пишет Григорий Богослов об Аполлинарие и Евномие, и о том, что ереси их угашены любомудрием живших тогда монахов; ибо ересями этих двух человек заражен был почти весь восток. Глава 28. О процветавших тогда в Египте святых мужах: Иовиане, Оре, Аммоне, Вине, Феоне, Коприе, Эллие, Аппелесе, Исидоре, Серапионе, Диоскоре и Евлогие. Глава 29. О фиваидских монахах – Аполлосе, Дорофее, Пиаммоне, Иоанне, Марке, Макарие, Аполлодоре, Моисее, Павле фермийском, Пахоне, Стефане и Ниоре. Глава 30. О скитских монахах: Оригене, Дидиме, Кронионе, Орсисие, Путувастие, Аренсионе, Аммоне, Евсевие, и братиях Диоскора, называемых Длинными, также о философе Евгарие. Глава 31. О нитрийских и так называемых келлийских монастырях; также о жительстве Ринокуруров, о Мелане, Дионисие и Солоне. Глава 32. О монахах палестинских – Исихе и Епивание, который впоследствии был кипрским епископом, также об Аммоние и Сильване. Глава 33. О сирских монахах, – Ватфее, Евсевие, Варгие, Але, Авосе, Лазире, Авдалеосе, Зиноне, Илиодоре, Евсевие карском, Протогене и Аоне. Глава 34. Об эдесских монахах – Юлиане, Ефреме сирском, Варсие, Евлогие; также о монахах келесирийских, галатийских, каппадокийских и других, и о причине долголетия прежних святых. Глава 35. О деревянном треножнике и о преемстве царя, дознаваемом посредством складывания букв; также об убийстве философов и об астрономии. Глава 36. О вооружении против Сарматов и о смерти Валентиниана в Галлии. Провозглашение Валентиниана Младшего. О гонении на иереев и о речи философа Фемистия, действием которой Валент сделался человеколюбивее к несогласовавшимся с собою Христианам. Глава 37. О Варварах за Истром, что изгнанные Гуннами, они пришли к Римлянам и сделались Христианами; также об Ульфиле и Афанарихе, что случилось с ними, и о том, откуда они заимствовали арианство. Глава 38. О сарацинской царице Мавии и о том, что, при разрыве союза Сарацин с Римлянами, мир между ними восстановлен руковоложенным для сарацинских Христиан епископом Моисеем. Также об Измаильтянах, Сарацинах и их божествах, и о том, что у них введено Христианство патриархом их Зокомом. Глава 39. О том, что, по удалении Лукия, Петр возвратился из Рима и стал управлять египетскими церквами; также о походе Валента на запад против Скифов. Глава 40. О святом монахе Исаакие, предсказавшем смерть Валента и о том, что Валент, убегая с поля битвы, спрятался в солому и там сгорел. Книга седьмая Глава 1. О том, что Римлянам, теснимым от Варваров, подана помощь Мавиею, что к одержанию победы содействовали некоторые из народа и что Грациан повелел веровать, как кто хочет. Глава 2. О том, что Грациан в соправители себе избрал Феодосия, родом Испанца, и что востоком, за исключением Иерусалима, владели ариане; также о Соборе антиохийском, и о состоянии тогдашнего предстоятельства в Церквах. Глава 3. О делах святого Мелетия и Равлина, епископов антиохийских, и о клятве, данной относительно епископского престола. Глава 4. О царствовании Феодосия Великого, и о том, как он от Асхолия, епископа солунского, принял святое крещение, и что писал к тем, которые веруют не по определению Собора никейского. Глава 5. О Григорие Богослове и о том, что Феодосий отдал ему церкви, изгнав Демофила и тех, которые признавали Сына не единосущным Отцу. Глава 6. Об арианах и Евномие, который тогда был в силе, также о дерзновении пред царем святого Амфилохия. Глава 7. О втором святом вселенском Соборе, отчего и по какой причине он был созван, и об отречении Григория Богослова. Глава 8. Об избрании Нектария на константинопольский престол, и о том, откуда он и какого был нрава. Глава 9. О том, что определил второй вселенский Собор, и о киническом философе – Максиме. Глава 10. О Мартирие Киликийце, и о перенесении мощей Павла исповедника и Мелетия антиохийского. Глава 11. О рукоположении антиохийского епископа Флавиана и о том, что тогда случилось из-за клятвы. Глава 12. О том, что Феодосий хотел согласить все ереси, о новацианских епископах Агелие и Сисиние и об их совете, также о том, что, когда составился новый собор, царь принял только тех, которые исповедовали единосущие, а думавших иначе изгнал из церквей. Глава 13. О Максиме тирание и о том, что происходило между царицею Юстиною и святым Амвросием, также о каварном убиении царя Грациана и о том, что Валентиниан с матерью убежал в Фессалонику к Феодосию. Глава 14. О рождении Гонория и о том, как Феодосий, оставив в Константинополе Аркадия, отправился в Италию; также о преемстве новацианских и других патриархов, о дерзости ариан, и о том, что Феодосий, умертвив тирана, совершил в Риме великолепное торжество. Глава 15. Об антиохийских епископах, Флавиане и Евагрие, и о том, что происходило в александрии при разрушении храма Дионисова; также о храме Сераписа и о других разрушенных идольских капищах. Глава 16. О том, как и по какой причине отменен был в Церкви пресвитер-духовник, и повествование об образе покаяния. Глава 17. О том, что Феодосий великий сослал Евномия в ссылку, о преемнике его Феофроние, об Евтихие и Дорофее и их ересях; также о Псафирианах и о том, что арианская ересь разделилась на разные толки, а константинопольские ариане теснее соединились между собою. Глава 18. О том, что новациане образовали новую ересь савватиан, и о Соборе, бывшем в Сангаре; также пространное повествование о празднике Пасхи. Глава 19. Достойное истории перечисление обычаев у различных народов и Церквей. Глава 20. Об успехах нашего вероучения, и об окончательном разрушении идольских капищ, также о бывшем в то время возвышении воды в реке Ниле. Глава 21. О обретении честной главы Предтечи, и о том, что по этому случаю происходило. Глава 22. Об удавлении царя Валентиниана Младшего в Риме и о тирании Евгения, также о пророчестве Фиваидского монаха Иоанна. Глава 23. О взимании податей, о ниспровержении в Антиохии царских статуй и о посольстве Архиерея Флавиана. Глава 24. О победе царя Феодосия над Евгением. Глава 25. О дерзновении святого Амвросия пред царем Феодосием и об избиении жителей фессалоникских: также повествование о других подвигах этого святого мужа. Глава 26. О святом Донате, епископе еврийском, и Феотиме, архиерее скифском. Глава 27. О святом Епифание, епископе кипрском, и краткое повествование о делах его. Глава 28. Об Акакие, епископе берийском, также о Зеноне и Аяксе, мужах знаменитых и прославившихся добродетелию. Глава 29. О обретении мощей пророков Аввакума и Михея, и о кончине царя Феодосия Великого. Книга восьмая Глава 1. О преемниках Феодосия Великого и о том, как убит префект Руфин, также об архиереях великих городов, о разногласии еретиков и о новацианском епископе Сисиние. Глава 2. О правилах, образе жизни, обращении, мудрости и вступлении на кафедру Великого Иоанна Златоустого, и о том, что противником ему становится Феофил александрийский. Глава 3. О том, что, вступив на епископство, Иоанн ревностно взялся за дела и везде исправлял Церкви, касательно же греха Флавианова отправил посольство в Рим. Глава 4. О Варваре Готфе Гайне и о причиненном от него зле. Глава 5. О том, как Иоанн своими поучениями привлекал народ, и о жене македонианской, ради которой хлеб превратился в камень. Глава 6. О действиях Иоанна в Азии и Фригии, также о Гераклиде ефесском и Геронте никомидийском. Глава 7. О главном евнухе Евтропие, об изданном им законе и о том, что извлеченный из церкви, он был убит, также о ропоте на Иоанна. Глава 8. Об антифонных песнях Иоанна против ариан и о том, что от его учения православие еще более усиливалось, а богатеющие должны были скорбеть. Глава 9. Об архидиаконе Серапионе, о святой Олимпиаде и о том, что некоторые оскорбляли Иоанна поносными речами, называя его жестоким и гневливым. Глава 10. О Севериане гавальском, Антиохе птолемаидском и о том, что произошло между Серапионом и Северианом, и как произшедшая между ними ссора прекращена была царицею. Глава 11. О возникшем у Египтян вопросе: человекообразно ли Божество; также о Феофиле александирйском и о книгах Оригена. Глава 12. О четырех братьях подвижниках, прозванных Длинными, и о вражде Феофила с ними. Глава 13. О том, что те же Длинные, соревнуя Иоанну, приходят к нему, и что раздраженный этим Феофил вооружается против Иоанна. Глава 14. О злобе Феофила, и об Епифание, как он, прибыв в Константинополь, старался возмутить народ против Иоанна. Глава 15. О сыне царицы и Епифание, о том, что Длинные ходили объясняться с Епифанием, и что он тотчас же отплыл в Кипр; также о Епифании и Иоанне. Глава 16. О несогласии между царицею и Иоанном, о прибытии Феофила из Египта и о халкидонском епископе Кирине. Глава 17. О Соборе, который составлен был Феофилом в Руфинианах, об обвинениях против Иоанна, о том, что призываемый собором и неявившийся, Иоанн низложен им. Глава 18. О том, что народ, возмутившись против Феофила и его Собора, стал порицать Державных и что возвращенный поэтому Иоанн снова вступил на египетскую кафедру. Глава 19. Об упорстве феофила и вражде между Египтянами и Константинопольцами; также о бегстве Феофила, о подвижнике Ниламвоне и о Соборе по делу Иоанна. Глава 20. О статуе царицы и об учении Иоанна, также о вновь созванном против него Соборе и низложении его. Глава 21. О том, каким бедствиям подвергся народ по низложении Иоанна, и о покушении прекратить его жизнь мечом. Глава 22. О том, что Иоанн был несправедливо лишен престола и о происшедшем по сему случаю смятении, также о ниспосланном с неба на церковь огне, и об изгнании Иоанна в Кукуз. Глава 23. Об Арзакие, который рукоположен был после Иоанна, и о том, сколько зла сделал он приверженцам Иоанновым, также о преподобной Никарете. Глава 24. Об Евтропие чтеце, о блаженной Олимпиаде и о пресвитере Тигрие, что потерпели они за епископа Иоанна, также о патриарха. Глава 25. О том, что, при худом положении церковных дел, худо шли и дела мирские, также нечто о военачальнике Гонория Стиликоне. Глава 26. Два послания римского папы Иннокентия к Иоанну Златоустому и константинопольскому клиру в защиту Иоанна. Глава 27. О бывших после осуждения Иоанна бедствиях, о смерти царицы Евдоксии и Арзакия, и о патриархе Аттике, откуда он и каков по характеру. Глава 28. О старании Иннокентия римского возвратить из ссылки Иоанна при помощи Собора, о посольстве его с этим намерением и о кончине Иоанна Златоустого. Книга девятая Глава 1. О кончине Аркадия, о правлении Феодосия Младшего и сестрах его; также о благочестии, доблестях и девстве царицы Пульхерии, о богоугодных ее делах и о надлежащем воспитании, какое дала она Феодосию. Глава 2. Об обретении мощей святых сорока мучеников. Глава 3. О доблестях Пульхерии и ее сестре, и о Божием к ним благоволении. Глава 4. О персидском союзе, о Гонорие и Стиликоне и о событиях в Риме и Далмации. Глава 5. О различных, воевавших против Римлян народов, из которых одни, с помощию Божиею, были побеждены, а другие даже сделались их данниками. Глава 6. О Готфе Аларихе, и о том, что он подступил к Риму и теснил его. Глава 7. О посольстве, которое отправил к Алариху епископ старого Рима Иннокентий; также о префекте Италии Иовие, о посольстве к царю и о том, что случилось с Аларихом. Глава 8. О возмущении Аттала, о военачальнике Гераклионе; и о том, что обратившись в последствии времени к Гонорию, Аттал получил прощение. Глава 9. О волнении между язычниками и Христианами по случаю возмущения Аттала, также о некоем мужественном Саре, и о том, что Аларих, хитростию взяв Рим, сохранил неприкосновенным храм св. Петра. Глава 10. О римской жене, показавшей пример целомудрия. Глава 11. О тиранах, в это время возмущавшихся на западе против Гонория, и о совершенном, по Божию благоволению к царю, истреблении всех их. Глава 12. О Феодосиоле и Лагодие; о Вандалах и Свевах; также о смерти Алариха и бегстве тиранов Константина и Константа. Глава 13. О Геронтие, Максиме и войске Гонория; также о пленении и умерщвлении Геронтия и жены его. Глава 14. О Константине и войске Гонория, также о военачальнике Эдовихе и о поражении, нанесенном ему Ульфилою, товарищем Константина по начальству над войском, и убиении его. Глава 15. О том, что Константин сложил с себя знаки царского достоинства и о рукоположении его в пресвитера, также о смерти его и других восстававших против Гонория тиранов. Глава 16. О Божием благоволении к Самодержцу Гонорию, и кончине его, также о преемниках Гонория – Валентиниане и дочери Гонории, и о мире, господствовавшем в то время по всей земле. Глава 17. Об обретении мощей пророка Захарии и первомученикa Стефана.
Слово Созомена Саламинского царю Феодосию и содержание Церковной истории

Говорят, что у древних самодержцев бывал (всегда) какой-нибудь предмет заботы: кто любил украшения, – у тех порфира, венец и тому подобное; кто заботился о красноречии, – у тех какое-нибудь баснословное стихотворение или очаровательная повесть; кто упражнялся в воинском деле, – те старались метко пускать стрелу, повергать зверя, бросать копье или вскакивать на коня. И ко двору представлялся всякий, могший доставить повелителю, что было ему любезно: один приносил редкий камень, другой предлагал блистательнейшую краску для порфиры; тот посвящал стихотворение или повесть; этот открывал новый и необыкновенный способ вооружения. Величайшим же и царским (сокровищем) считалось, если повелитель всех приобретал хотя одну частицу общественной добродетели. А о благочестии, истинном украшении царствования, ни у кого тогда не было заботы. Напротив ты державный царь Феодосий, говоря кратко, при помощи Божией, стяжал всякую добродетель. Для зрителей облакаясь в порфиру и венец – символы (твоего) достоинства, внутренно ты всегда облакаешься истинным украшением царствования – благочестием и человеколюбием. Посему поэты, повествователи, многие из твоих градоначальников и другие подданные непрестанно трудятся над прославлением тебя и твоих действий. И ты, как верховный судия и ценитель словесных произведений, не обманываешься в суждении каким-нибудь высокопарным словом или внешностию, но произносишь мнение верно, обращая внимание и на сообразность языка с предметом сочинения, и на форму речи, и на части, и на порядок, и на согласие, и на выражение, и на связность, и на доказательства, и на мысли, и на историю. А награждаешь сочинителей и своим суждением, и рукоплесканиями, и золотыми изображениями, и выставкою их статуй, и дарами, и разнообразными почестями. В отношении к тому пресловутому Гомеру, ни Алевады в отношении к Симониду, ни сицилийский тиран Дионисий в отношении к Платону, другу Сократову, ни Филипп македонский в отношении к летописцу Феопомну, ни кесарь Север в отношении к Ониану, описавшему в стихах роды рыб, их свойства и ловлю. Ибо Критяне, наградив Гомера за красноречие тысячью монет и хвалясь этим, будто чрезвычайною щедростию, предали ее памяти потомства на публичном столбе. Алевады, равно как Дионисий и Филипп, были бы не молчаливее Критян, уважаемых за мирный и философский порядок жизни, и, по подражанию, не замедлили бы поставить такой же столб, если бы подобным даром не боялись унизить себя. А Север, за каждый стих посредственной поэмы Опиана, подарил ему по золотой монете и до того изумил всех этою щедростию, что Опиановы стихи еще до ныне у многих называются золотыми. Таковы были дары древних любителей науки и словесности. Что же касается до тебя, Государь, то в награждении за словесные произведения, ты не уступаешь никому из бывших когда-либо награждателей и, мне кажется, делаешь это не без цели; ибо, стараясь победить всех добродетелями, ведешь себя к усовершению и для сего между прочим вникаешь в историю древних происшествий у Греков и Римлян. Говорят, что днем ты занимаешься оружием, упражняешь тело и распоряжаешься делами подданных, производя суд, предписывая, что следует, рассматривая обязанности частные и общественные, а ночью читаешь книги и, для чтения их, как носится слух, пользуешься такою лампадою, которая посредством какого-то механизма сама собою подливает масло в светильню, – чтобы никому из придворных не нужно было озабочиваться твоими трудами и насиловать природу борьбою со сном. Так ты человеколюбив, так кроток и к приближенным, и ко всем, подражая твоему заступнику, небесному Царю, Которому благоугодно дождить на праведных и неправедных, сиять своим солнцем (для всех) и доставлять без скупости все всем. Вероятно, чрез такое-то многоучение узнал ты, как слышно, и свойство камней, и силы корней, и действия лекарство, – не менее мудрейшего Соломона, сына Давидова. А добродетелями и его превосходишь; ибо, сделавшись рабом удовольствий, он не до конца сохранил благочестие, – причину своих благ и мудрости; а ты, державный, сластолюбию противопоставив воздержный помысл, по справедливости считаешься самодержцем не только людей, но и страстей души и тела. И если уже надобно сказать даже об этом, то я узнал, что ты побеждаешь всякую прихоть в пище и питии, и ни сладкие фиги, говоря поэтически, ни другой какой плод не могут пленить тебя. Много, что ты коснешься их и отведаешь, благословив наперед Творца всяческих. Привыкши господствовать над жаждою, зноем и холодом в ежедневных подвигах, ты воздержание, кажется, обратил в свою природу. Недавно еще, спеша видеть в Понте город Ираклею и восстановить в нем все, что пострадало от времени, ты предпринимал летнее путешествие по Вифинии. И когда, во время полуденного солнечного зноя, один из копьеносцев, увидев тебя, покрытого пылью и обливаемого потом, поспешил доставить (тебе) удовольствие, – поднес тебе ярко отражавшую лучи солнца чашу с каким-то приятным напитком, разведенным холодною водою: то ты, державный, хотя и принял ее и похвалил того человека за усердие, давая знать, что скоро облагодетельствуешь его с царскою щедростию; но так как все воины с жадностию смотрели на чашу и того почитали счастливым, кто станет пить из ней, то великодушно возвратил ему напиток и приказал употребить его, как угодно. Поэтому, мне кажется несомненным, что своими добродетелями ты победил даже Александра Филиппова. Почитатели его говорят, что, когда он путешествовал с Македонянами по безводному месту, – один усердный воин, нашедши воду, зачерпнул ее и принес своему государю; но принесенной он воды сам хотя и не стал пить, однакож вылил ее. Кратко сказать, мы вправе назвать тебя, по выражению Гомера, царем царственнее твоих предшественников: ибо иные из них, как известно, не приобрели ничего достойного удивления; а другие прославили свое царствование разве одним или двумя подвигами.

Напротив ты, державный, соединяя все добродетели, всех превзошел и благочестием, и человеколюбием, и мужеством, и воздержанием, и правдою, и щедротою, и свойственным царскому достоинству великодушием. Твое только управление, из всех когда-либо бывших в продолжение целого века, прославляется как бескровное и не запятнанное убийствами. Ты с удовольствием учишь подданных всему доброму и внушаешь им – усердие к тебе и к обществу доказывать благожеланием и почтением. По всем этим причинам, приступая к изложению церковной истории, я счел нужным посвятить ее тебе; ибо кому с большим приличием мог бы я поднести свой труд, намереваясь изобразить добродетели многих и Богоподобных мужей, описать события вселенской Церкви и показать, сколько встречала она врагов и как всегда находила покровительство у тебя и твоих предков? Ты, знаешь и украшаешься всеми добродетелями, а особенно благочестием, которое, по слову Божию, есть начало премудрости. Прими же от меня это сочинение, рассмотри его и, по указанию верного твоего взгляда, сделав прибавки и исключения, сообщи ему своими трудами надлежащую чистоту; ибо что покажется хорошим тебе, то будет полезно и превосходно для всех читателей. Никто не наложит перста на то, что искушено тобою. Мое сочинение идет от третьего консульства кесарей Криспа и Константина до пятнадцатого твоего. А разделить всю свою историю мне показалось хорошим на девять частей. Первые две книги будут обнимать церковные события при Константине; третья и четвертая – при сыновьях его; пятая и шестая – при племяннике сыновей Константина Великого Юлиане, а также при Иоваинане, Валентиниане и Валенте; седьмая и осьмая покажут нам события при братьях Грациане и Валентиниане – до взошествия на престол божественного твоего дела Феодосия. Здесь же будет рассказано и о том, державный Государь, как славный ваш отец Аркадий, вместе с благочестивейшим твоим дядею Гонорием, наследовал власть родителя и получил в управление римскую империю. А девятую книгу я отложил для описания Христолюбивых и благочестивых подвигов Вашего Величества, которое да хранит Бог всегда в нерушимом благоденствии, да одолевает оно врагов и попирает их под ногами, и благочестивое свое царство да передает в роды родов, по благоволению Христа, чрез Которого и с Которым слава Богу и Отцу со Святым Духом во веки. Аминь.


Источник: Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. - Санкт-Петербург : В тип. Фишера, 1851. - 636, XXXIV с.

Комментарии для сайта Cackle