Источник

Авва Иперхий

1. Говорил авва Иперхий: «Трезвенный инок проводит ночь и день, прилежа молитвам, принуждая сердце проливать слезы и призывать милость с неба»540.

2. Он говорил: «Как лев страшен для диких ослов: так страшен искусный монах для помыслов вожделения»541.

3. Еще говорил: «Пост есть монашеская узда для греха: тот, кто отвергнет пост, соделывается конем, неистовящимся на блуд»542.

4. Говорил: «Неудерживающий языка во время гнева не возможет удержать и страсти»543.

5. Говорил: «Лучше есть мясо и пить вино, нежели злоречием снедать братию»544.

6. Говорил: «Иссушенное постом тело инока извлекает душу его из пропасти»545.

7. Говорил: «Целомудренный монах будет почтен на земле, – увенчается на небе пред Всевышним»546.

8. Говорил: «Монах, неудерживающий языка, никогда не возможет обуздать сладострастия»547.

9. Говорил: «Злых слов да не износят уста твои: лоза не плодоприносит терний»548.

10. Говорил: «Наговор змея вывел Еву из рая: таково и злоречие о ближнем. Оно губит душу слушающего, губит и душу говорящего»549.

11. Говорил: «Мысль твоя да пребывает постоянно в Царстве Небесном и вскоре наследуешь его»550.

12. Говорил: «Сокровище монаха – послушание. Стяжавший послушание будет услышан Богом и со дерзновением предстанет Распявшемуся за нас: потому что Господь, распявшийся за нас, «послушлив был до смерти» (Флп. 2, 8)551.

13. Говорил: «Сокровище монаха – произвольная нищета. Брат! сокровища твои скрой в небе: там наслаждение и слова бесконечны»552.

14. Говорил: «Духовная песнь и поучение да пребывают непрестанно в устах души твоей, да облегчается ими тягость встречающихся напастей. Возьми пример с путешественника, труждающегося в дороге: если он, идя, поет, то этим скрадывается трудность путешествия»553.

Здесь поучением названа умная молитва, а духовною песнию также умная молитва, осененная и действуемая благодатию Божиею.

15. Говорил: «Нам должно приготовляться к перенесению напасти прежде пришествия напасти, чтоб оказаться искусными в то время, когда она придет»554.

16. Говорил: «Истинно премудр не тот, кто учит словом, но кто наставляет делом»555.

17. Говорил: «Древо жизни, возрастающее до небес – смиренномудрие»556.

18. Говорил: «Подражай смирением мытарю, чтоб не быть осужденным подобно фарисею; последуй кротости Моисея, чтоб избавиться окаменения сердечного и придти к источникам вод»557.

19. Говорил: «Сколько имеешь силы, потрудись в избавлении ближнего от греха его, не укоряя его за грех: и Бог не отвращается от обращающихся к Нему. Злоба и лукавство да не вкрадутся в сердце твое, чтоб ты имел возможность говорить: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»558.

20. Говорил: «Жительством монах да уподобляется Ангелам: да сожигает он и истребляет в себе грех»559.

Совершается это со всею ощутительностию умною молитвою, пребывание в которой со всею справедливостию может быть названо жительством ангельским.

* * *

540

Алфавитный Патерик.

541

Алфавитный Патерик.

542

Алфавитный Патерик.

543

Алфавитный Патерик.

544

Алфавитный Патерик.

545

Алфавитный Патерик.

546

Алфавитный Патерик.

547

Алфавитный Патерик.

548

Алфавитный Патерик.

549

Алфавитный Патерик.

550

Алфавитный Патерик.

551

Алфавитный Патерик.

552

Алфавитный Патерик.

553

Алфавитный Патерик.

554

Алфавитный Патерик.

555

Алфавитный Патерик.

556

Алфавитный Патерик

557

Алфавитный Патерик.

558

Алфавитный Патерик.

559

Алфавитный Патерик.


Источник: Отечникъ : Рассказы о жизни святых подвижников / Сост. Святителем Игнатием (Брянчаниновым). - Изд. 5-е. - Москва : Даръ, 2009. - 767 с.

Комментарии для сайта Cackle