Источник

13

В конец, псалом Давиду.

В настоящем псалме со всею ясностью обнаруживает нечестие и беззаконие людей во всех их начинаниях, чтобы проповедать необходимость пришествия Христова.

Пс.13:1. Рече безумен в сердце своем: несть Бог.

Поскольку, не помыслив, что есть Бог, Который назирает и праведным судом судит человеческие дела, привели они в исполнение всякое непотребное дело, то по сему самому

Пс.13:2. Господь с небесе приниче.

А это ясно указывает на пришествие Господа к человекам.

Пс.13:3. Несть творяй благостыню, несть до единаго.

Господь, пришедши, не нашел ни одного делателя благостыни, но всякий оказался виновным во всяком гнусном деле.

Пс.13:4. Гроб отверст гортань их2.

И демоны, как снедь, держали человека в гортани своей, не представляя, что Бог не может забыть создания Своего.

Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие?

Слово «Господа» должно читать после знака препинания и брать вне связи речи, чтобы выходил такой смысл: все уклонились и сделали это; не познают они Господа.

Господа не призваша снедающии люди Моя в снедь хлеба.

Ибо снедали людей Его, убеждая покланяться твари вместо Сотворшего. И они-то, став для других советниками во зле, не призовут Господа. Ибо так вместо прошедшего времени должно читать будущее.

Пс.13:5. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх.

Закон Моисеев подвергал наказанию, а страх Христов непорочен; ибо учит нас бояться, как сыновья боятся отца. С того времени, то есть, со времени пришествия Христова, убоятся страха, где нет страха, но не потому что угрожает закон, а из благоговения, какое прилично паче свободным.

Яко Господь в роде праведных,

оправдываемых Его пришествием.

Пс.13:6. Совет нищаго посрамисте.

Это сказано тем, которые будут упорствовать в неверии и гнать уверовавших во Христа.

Пс.13:7. Кто даст от Сиона спасение израилево?

В этом заключается двоякое пророчество. Ибо возвещает не только спасение, какое в то время было утесненным, но и то спасительное явление нашего Спасителя от Сиона, какое будет по прошествии многого времени.

Пс.13:8. Возрадуется Иаков,

– разумеет святых патриархов и пророков, радостию радующихся, что Христос исполнил предсказанные ими обетования; а в этих обетованиях предвещалось спасение всех народов.

* * *

2

По некоторым чтениям [См. Пс.13:3" четвертый стих псалма сего читается так: «гроб отверст гортань их, языки моими лщаху, яд аспидов под устами их: ихже уста клятвы и горести полна суть: скоры ноги их пролияти кровь, сокрушение и озлобление на путех их: и пути мирнаго не познаша. Несть страха Божия пред очами их: ни ли уразумеют» и проч.


Источник: Толкование на псалмы / святитель Афанасий Великий. - Москва : Благовест, 2011. - 527 с. ISBN 978-5-9968-0115-2.

Комментарии для сайта Cackle