Источник

37

Пс.37:1. Псалом Давиду, в воспоминание о субботе.

Давид воспевает этот псалом, приводя себе на память теготящее его бедствие, которому он подвергся за грех. Также просит о себе Бога – даровать ему субботство, т. е. упокоение от несчастий.

Пс.37:2. Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене.

«Яростию» и «гневом» Божиим именуются демоны, служащие для наказаний, и силы, служащие для возмездия. Таким образом, он умоляет, чтобы он был обличен не посредством злых сил и не чрез послание гневных ангелов, но чрез спасительные словеса. Господь наказует нас, чтобы привести к памятованию добродетели. И святой отрекается не от обличения или наказания, но от обличения и наказания с гневом и яростью.

Пс.37:3. Яко стрелы Твоя унзоша во мне.

Стрелами называет карательные силы.

И утвердил еси на мне руку Твою.

Меня коснулась, говорит, рука Твоя, наказующая за грех.

Пс.37:4. Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего.

Расслаб я плотью, когда постиг меня гнев Твой.

Несть мира в костеx моих от лица грех моих.

Изнемогла сила души моей, а причиною немощи грех.

Пс.37:5. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою.

Сокрушила меня, говорит, тяжесть греховного бремени. Мучит меня зловоние тех согнивших ран, которые понес я на себе, отвергнув благоразумие и поработившись неразумию, а потому, лишенный всякой отрады, непрестанно скорблю, смущаюсь, и не нахожу средств переменить печаль на радость.

Яко бремя тяжкое отяготеша на мне.

Самым тягостным называет сильные упреки совести, доводящие до отчаяния.

Пс.37:6. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего.

Ибо всякий грех гнусен и зловонен, и если бы душа не впала в неразумие, то не потерпела бы греха. Из этого познаем свойство греха. Какое же это свойство? Конечно то, что грехи бывают с нами от неразумия.

Пс.37:7. Весь день сетуя хождах.

Это должно повторять тем, которые много смеются и веселятся.

Пс.37:8. Яко лядвия моя наполнишася поруганий;

потому что увидел, как издевались надо мною враги мои. Разумеет же врагов мысленных.

Пс.37:9. Озлоблен бых и смирихся до зела.

От того, говорит, вожделения пожал я то, что поник к земле и непрестанно сетовал от мучительных болезней сердца. Посему-то, изменив деятельность пожелания, соделал его служебным Божией воле. Ибо Псалмопевец присовокупляет:

рыках от воздыхания сердца моего.

Бичуя совесть, принудил сердце свое к частым воздыханиям.

Пс.37:10. И воздыхание мое от Тебе не утаися.

Да вменится мне пред Тобою желание мое принести покаяние. Сколько есть во мне желания, вожделеваю спастись. А какое желание Христово? – совершить за нас Пасху (Лк. 22, 15).

Пс.37:11. Сердце мое смятеся, остави мя сила моя.

Сердцем называет рассудок.

И свет очию моею, и той несть со мною.

Свет очей есть Дух, воссиявший очам ума его.

Пс.37:12. Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа.

Когда был я поражен, они противостали мне. Говорит же это об Авессаломе и Ахитофеле.

Пс.37:13. И ближнии мои отдалече мене сташа.

Ибо вспомоществующие ему Ангелы оставили его за грех. Ибо может быть, что и святые силы удаляются во время искушения, или для испытания, или для наказания искушаемого.

И нуждахуся ищущии душу мою.

Вероятно, что, когда оставили его Ангелы, сильнее стали нападать демоны.

И ищущии злая мне глаголаху суетная,

т. е. говорили друг другу, уготовляя мне козни.

Пс.37:14–15. Аз же, яко глух, не слышах..., и проч.

Когда говорили они это, я, казалось, не слышал и не говорил, потому что грех отнял у меня дерзновение.

Пс.37:16–17. Яко на Тя, Господи, уповах. Яко рех: да не когда порадуютмися врази мои.

При таком, говорит, множестве бедствий одна у меня надежда спасения – та помощь, какую Ты мне окажешь.

Пс.37:17. И внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша.

Надмеваться предо мною подал им повод грех, поколебавший ноги мои.

Пс.37:18. Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну.

Исповедует, что с готовностью приемлет наказание, обращающее на добрый путь.

Пс.37:19. Яко беззаконие мое аз возвещу, и попекуся о гресе моем.

Для сего-то и делаюсь обвинителем себя самого, и приложу все попечение – возвратить себе здравие.

Пс.37:20. Врази же мои живут, и укрепишася паче мене.

Хотя, говорит, не бесчувствен я ко греху, а напротив того, непрестанно беспокоюсь о нем, однако же вижу, что враги мои укрепляются. Эти-то враги, не потерпев от меня никакой обиды, ставя в вину мне грех, и обращая его в предлог брани против меня, начали преследовать меня, говоря, что поступают справедливо. Я стал для них мерзок, как мертвец. Посему-то умоляю Тебя, Господи:

Пс.37:22–23. " не отступай от меня», но паче «поспеши на помощь" нам


Источник: Толкование на псалмы / святитель Афанасий Великий. - Москва : Благовест, 2011. - 527 с. ISBN 978-5-9968-0115-2.

Комментарии для сайта Cackle