О римском католицизме и его отношениях к Православию

Источник

Очерк истории, вероучения, богослужения, внутреннего устройства Римско-Католической Церкви, и ее отношений к Православному Востоку

Содержание

Предисловие

Часть первая. Очерк истории разделения церквей, и отношения западной церкви к восточным церквам после разделения Отделение первое. Очерк истории разделения церквей I. Характеристические особенности и взаимные отношения восточной и западной церкви впервые века христианства II. Отношения римской церкви к греческим церквам в XI и XII веках; искоренение православия в Южно-Италийских Церквах; насилия крестоносцев на востоке в антиохийском и иерусалимском патриаршествах; сношения пап с греческими императорами династии Комнинов III. Владычество латинян в Константинополе в XIII веке; сношения пап с никейскими Императорами IV. Лионская Уния V. Отношение между Римскою и Греческою Церквами в XIV-м и XV-м столетиях. Флорентийская уния. Падение Константинополя VI. Латинская пропаганда на Востоке после падения Константинополя VII. Новейшие притязания папства на Восточную Церковь при папе Пие IX VIII. Латинская пропаганда в славянских странах. Старания Римской Церкви о подчинении под ее власть славянских племен, при самом обращении их в христианство IX. Судьба христианства у западных славян после св. Мефодия. Насильственное утверждение латинства у прибалтийских славян, поляков, чехов, венгров, хорватов, галицких и угорских русских. Последствия влияния Римской Церкви для западных славян X. Латинская пропаганда в восточных славянских странах – у сербов, болгаров и русских Окружное послание Святейшаго патриарха константинопольского Фотия, к александрийскому и прочим восточным патриаршим престолам Окружное послание единой, святой, соборной и апостольской Церкви ко всем православным христианам Часть вторая. Очерк истории папства и рассмотрение римского учения о папской власти I. Состояние западной церкви после ее отделения от восточной, со времен папы Николая I-го до Григория VII-го II. Эпоха высшаго развития папской власти с половины XI до XIV века. Гильдебрандовская реформа в западной церкви. Крестовые походы; рыцарские ордена, монашество, схоластика. Стремления пап подчинить себе светских государей. Борьба их с императорами гогенштауфенами и падение этой династии III. Нравственный и политический упадок папства с XIV века. Бонифаций VIII. Переселение пап из Рима в Авиньон. Великий раскол в западной церкви в конце XIV века IV. Реформатские стремления в западной церкви в XV веке. Французская либеральная богословская партия. Лолларды. Проповедь Гусса в Чехии. Пизский, Констанцский и Вазельский соборы. Гусситы V. Состояние папства и всей западной церкви в конце xv и начале xvi столетия – пред реформациею VI. Папство после реформации – в XVI и XVII веках. Иезуиты, тридентский собор. Галликанская церковь. Янсенисты VII. Папство в XVIII и XIX веках Отдел второй. Вероучение римско-католической церкви I. Общая характеристика римско-католической вероисповедной системы. Как образовались и развились в римской церкви различные отступления от древних преданий, и в каком положении находятся они в настоящее время? II. Римско-католическое учение о папской власти, развитие этого учения, его смысл и значение в западной церкви III. Раcсмотрение римского учения о главенстве папы на основании свидетельств евангельской и апостольской истории IV. Римское учение о главенстве папы на основании свидетельств христианской истории первых трех веков V. Рассмотрение учения о папской власти на основании свидетельств церковной истории – периода вселенских соборов VI. Раcсмотрение свидетельств в пользу папской власти, заимствуемых из писаний древних церковных учителей и из богослужебных книг православной церкви VII. Справедливо ли говорят римские богословы, будто папская власть служит необходимым условием самого существования церкви, – будто без папской власти не может поддерживаться единство и самостоятельность церкви, – ни сохраняться в ней чистота православного учения VIII. Справедливо ли будто папская власть служит условием правильного и плодотворного развития религиозно – нравственной жизни в западной церкви IX. Светская власть папы; ее происхождение и постепенное развитие в западной церкви X. Разбор оснований, приводимых римскими писателями в пользу светской власти пап  

 
Предисловие

В русской литературе есть много сочинений, с различных сторон касающихся истории и учения Римско-Католической Церкви, отношений ее к Православному Востоку, различных попыток к соединению Церквей и. т. д. Таковы из сочинений полемического характера: «Разговоры между испытующим и уверенным» покойного высокопреосвященного Филарета, митрополита Московского; «Правда Вселенской Церкви» А. Н. Муравьева; «Обличительное богословие» архимандрита Иннокентия; «Об отношениях Римской Церкви к другим Христианским Церквам» Авдия Востокова; «Разбор римского учения о главенстве папы» архимандрита Никанора; «О Римско-Католическом богослужения» Серединского. Из сочинений чисто исторического характера можно указать замечательные исследования: «О Флорентийском Соборе» (сочинение изданное при Московской духовной академии); «О Лионской унии» (сочинение архимандрита Владимира, напечатанное в «Православном Обозрении»); «О тридентском Соборе» (в «Трудах Киевской академии» и в «Чтениях московского общества любителей духовного просвещения»); «История попыток к соединению Церквей в первые четыре века по их разделении» Катанского; «О владычестве латынян на Востоке», отдельное исследование Медовикова и статьи в «Православном Собеседнике»; «Прибавлениях к творениям Св. Отцов» и «Журнале министерства народного просвещения»; «О патриархе Кирилле Лукарисе и латинской пропаганде на Востоке после падения Константинополя»; статьи в «Духовной Беседе»; «Христианском чтении»; «Трудах киевской академии»; «О патриархе Фотие и первом разделении Церквей»; статьи в «Чтениях общества истории и древностей»; в «Православном обозрении»; «Христианском чтении»; «Духовной беседе»; «Страннике»; «О Михаиле Керулларие и окончательном разрыве Церквей», отдельное исследование, изданное при киевской академии и статьи в «Христианском чтении»; «Об отношении Римской Церкви к славянским Церквам: сербской и болгарской» в «Православном Собеседнике»; «Об искоренении православия латинством у Западных славян в Чехии и Венгрии»; статьи в «Чтениях общества истории и древностей» и «Русской Беседе». По истории отношений папства к России у нас есть капитальные исследования об истории католицизма в России графа Толстого; о Западно-Русской унии Бантыш-Каменского и Кояловича; о иезуитах и их отношениях к России о. Морошкина и Самарина; «О последних сношениях римского двора с Россией» А. Попова; и много статей в «Вестнике Югозападной России»; «Православном Обозрении»; «Православном Собеседнике»; «Трудах киевской академии»; «Христианском Чтении» и др. журналах. Для общей характеристики самого духа латинства, основных его принципов и отношений к православным восточным племенам, много сделали писатели славянофилы – Хомяков, Киреевский, Гильфердинг. В иностранной литературе, при всем ее небеспристрастном отношении к вопросу о католицизме и православии, также много есть замечательных исследований но этому вопросу; из них у нас в последнее время обращали на себя более внимания сочинения Пихлера, Гергенретера, Овербека, о. Владимира, Гетте и др.

Задача нашего труда, при множестве материала, источников, русских и иностранных пособий и предметов исследования, состоит в том, чтобы свести результаты частных работ по вопросу о католицизме в одно целое, обобщить частные взгляды и факты, провести чрез них цельное и твердо опирающееся на историческую почву православное воззрение, в иных местах дать более твердую и согласную с современными научными требованиями постановку некоторым частным вопросам, наметить в них новые мало исследованные, но заслуживающая серьезного исследования стороны, – и в сжатом, популярном, но серьезно захватывающем все существенный стороны дела, очерке, дать читателям возможно полное, ясное и отчетливое представление о Римско-Католической Церкви в ее истории, в ее учении, богослужении, внутреннем устройстве, в ее отношениях к православной Восточной Церкви. Мы предназначаем свой труд не для ученых специалистов, которые, конечно, мало могут найти в нем нового для себя; а для большинства образованных читателей, которые сами не имеют возможности перечитывать специальные исследования по этому предмету, сверять их одни с другими, составлять из них общие, твердые выводы, но которые желали бы иметь серьезное и отчетливое представление о римском католицизме. Думаем, что такая книга не будет лишнею в русской литературе. Папство, в настоящее время, само чувствует потребность подвести итоги истории, доктрине и всем стремлениям католицизма, и предполагает это сделать на предстоящем в Риме Вселенском Соборе. Православному русскому обществу также не бесполезно, и в видах простой любознательности, и по многим практическим нуждам и соображениям, из разрозненных, и при этой разрозненности нередко не отчетливых, не твердых и односторонних представлений о католицизме, вывести общие итоги, и составить себе о нем твердое, ясное, по возможности, отчетливое понятие.

Свое исследование о римском католицизме мы разделяем на три части. В первой части представляется очерк разделения Церквей и обозрение дальнейших отношений Западной Церкви к Православным Восточным Церквам – Греческим и Славянским, начиная со времени разделения до новейшего времени. Сюда относятся известия о латинской пропаганде на Востоке, о различных попытках и замыслах к соединению Церквей и т. д. В конце этой части прилагаются два важнейшие документа, характеризующее отношения Православной Восточной Церкви к Западной Римско-Католической: при самом разделении Церквей окружное послание Константинопольского патриарха Фотия о заблуждениях и не законных притязаниях латинства, и в новейшее время – окружное послание восточных патриархов, писанное в ответ на папское приглашение к соединению Церквей в 1848 году.

Во второй части содержится очерк истории развития папства и важнейших событий соприкасавшихся с ним и развившихся под его влиянием в западно-европейской жизни – после отделения Западной Церкви от Восточной до новейшего времени и вместе с тем критико-догматическое рассмотрение самого римского учения о папской власти духовной и светской.

В третьей части будут рассмотрены другие особенности римского католицизма, отличающие его от истинного православия – латинские догматы об исхождении Св. Духа, о сверхдолжных добрых делах, о чистилище и индульгенциях, непорочном зачатии Пресвятой Девы, важнейшие особенности в римском Церковном устройстве и управлении, важнейшие особенности в римско-католическом Богослужении, преимущественно в совершении таинств и т. д.

Вторая часть ее будет печататься вслед за первою; третья выйдет после.


Источник: О римском католицизме, и его отношениях к православию. Очерк истории, вероучения, богослужения, внутреннего устройства римско-католической церкви, и ее отношений к православному Востоку. / Священник А.М. Иванцов-Платонов. – Ч. 1–2. 1869–1870. - М. : Печатня С.П. Яковлева. / Ч. 1. – 1869. – VII, 288 с. ; Ч. 2. – 1870. – 262 с.

Комментарии для сайта Cackle