Источник

Глава 3

Статья седьмая

Открытое Ангелу Сардийской церкви

Откр.3:1. И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.

«Семь звезд», как объяснили мы ранее, означают семь Ангелов; «семь духов» – это или семь Ангелов, или же семь даров Животворящего Духа, потому что и те, и другие находятся во власти Христовой; одними Он распоряжается как Владыка, а Другого есть Податель как Единосущный с Ним. Угрожает церкви за то, что она мертва добрыми делами и носит лишь одно имя живой веры.

Откр.3:2. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим.

Откр.3:3. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся.

«Буди бдя». Отгони сон лености, говорит, и укрепляй своих членов, которым грозит совершенная смерть за их неверие, ибо делателя венчает не доброе намерение, но совершение дела. Итак, вспоминай, что ты получил и слышал, охраняй преданное апостолами, а в лености своей принеси покаяние.

Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.

«Прииду на тя яко тать». И справедливо. Ибо никому неизвестно время ни смерти, ни кончины мира. Для готовых это послужит успокоением от трудов, а для застигнутых неожиданно – это вор, несущий душевную смерть.

Откр.3:4. Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны.

«Но имаши мало, иже не оскверниша риз своих». То доброе приобрела ты, что иные из твоих членов не осквернились греховными делами в своей душевной чистоте; они, сохранив одежду нетления неоскверненною, облекутся со Мною в пакибытие в светлые, брачные ризы.

Откр.3:5. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.

Откр.3:6. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Побеждающий диавола воссияет подобно солнцу одеждою своих добродетелей, имя его не будет изглажено из книги жизни. Он будет исповедан пред Отцом Небесным и воинствами Его; подобно добропобедным мученикам воссияют праведницы, яко солнце, по Евангелию (Мф. 13:43; Дан. 12:3).

Статья восьмая

Открытое Ангелу Филадельфийской церкви

Откр.3:7. И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит:

Ключом Давидовым названо Царство Его, ибо ключ – символ власти. Дух Святый, отверзающий сокровищницу знания, есть ключ книги псаломской и всякого пророчества. Первый ключ Христу принадлежит по человечеству, а второй – по безначальному Божеству. В некоторых древних списках вместо «Давидов» стоит «адов», и это свидетельствует о власти Христа над смертию и жизнию. Он свят и истинен, как святыня действительная, истина самосущая.

Откр.3:8. знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.

Мы знаем из сказанного прежде, что по величине своей этот город был мал, но силен верою, почему и говорит ему: «вем твоя дела», то есть хвалю их; так было сказано и Моисею: «вем тя паче всех» (Исх. 33:17). Открыл Я пред тобою дверь проповеди учения, затворить которой не могут искушения. Довольно твоего соизволения, Я не требую непосильного.

Откр.3:9. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.

«Се, даю от сонмища сатанина». За исповедание имени Моего ты получишь в награду обращение и покаяние иудеев; они падут к твоим ногам, выпрашивая привести их ко Мне и жаждая Моего просвещения, в тайне сердца, а не явно став иудеями.

Откр.3:10. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.

Откр.3:11. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.

«Година искушения» – или имевшее скоро быть гонение на христиан от нечестивых царей тогдашнего Рима, от которого и обещает избавить свой город, или же всемирное гонение верных от антихриста пред кончиною мира. Он обещает освободить от него исповедующих Его чрез разрешение их от земной жизни, чтобы не претерпели они искушений свыше сил. Справедливо говорит: «скоро прииду», так как и в Евангелии сказано, что Господь придет тотчас «по скорби дний тех» (Мф. 24:29). Поэтому предупреждает блюсти нерасхищенным сокровище веры, чтобы не погубить венца терпения.

Откр.3:12. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон.

Говорит, сделаю победителя столпом в храме Бога Моего, ибо побеждающий сопротивные силы считается «столпом и утверждением» Церкви (1Тим. 3:15), имеющим, по апостолу, в ней основание недвижное (1Кор. 3:11; Еф. 2:20; 1Пет. 2:6).

и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.

«И напишу на нем имя Бога Моего». Напишу в сердце такового столпа ведение имени Божия и небесного Иерусалима, чтобы он мог созерцать красоты его духовными очами, и Мое новое имя, которое познают в будущем веке святые. В словах «Бога Моего» говорит об Отце, как приявший плоть от Него нас ради человек. Иерусалим нисходит с небес, так как ведение Божественное, начинаясь от ангелов, получается нами лишь по соединении с ними чрез общую главу нашу – Христа Иисуса.

Откр.3:13. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Будем молиться о получении и нами такового духа.

Статья девятая

Открытое Ангелу Лаодикийской церкви

Откр.3:14. И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:

Верностью означается истина Христова, а еще точнее – Он Сам, как Истина самосущная. «Начаток создания» сказано вместо «Царство и начало всего», господствующее над тварями. Ибо начало или начальство создания означает изначальную и несозданную, предначинающую причину.

Откр.3:15. знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!

Откр.3:16. Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден,

Григорий Богослов также говорит: «Подобает гореть в определенной мере, а также и быть холодным. И на деле холодный, то есть не имеющий горячей веры, всегда может надеяться получить ее; согретый же ею чрез крещение и охладившийся потом леностию, отказываясь от прежней веры, теряет надежду на спасение. В делах нельзя отвергать средины, и брак поэтому принимается как нечто среднее между девством и блудодеянием, в вере же средина не имеет никакой ценности».

то извергну тебя из уст Моих.

Откр.3:17. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.

Как теплое не в меру вызывает рвоту у того, кто принимает его, так и ты будешь изрыгнут Мною, подобно отвратительной пище, на вечные муки, ибо, подавив семя Божественного слова терниями богатства (Лк. 8:7), ты не усматриваешь своей душевной нищеты, не сознаешь своей духовной слепоты и наготы в отношении добрых дел.

Откр.3:18. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не была видна срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.

Если хочешь быть богатым, то Я советую тебе пламенным желанием горящего сердца приобрести у Меня, обогащающего всех, золото разжженное, то есть очищенное огнем испытаний. И ты будешь тогда иметь в своем сердце нерасхищаемое сокровище, облечешься светлою ризою добродетелей, которые покроют твою наготу греховную. Коллурий1 обозначает нестяжательность; дары помрачают очи, смотрящие на них, а презрение к дарам сообщает нашему зрению просветление.

Откр.3:19. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.

О, человеколюбие Божие! Обличение сорастворяется Божественною благодатию!

Откр.3:20. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.

«Се, стою при дверех и толку». Мое присутствие не насильственное, ибо Я толку в двери сердца и радуюсь вместе с отверзающими об их спасении. Это спасение – пища и вечеря, и Я питаюсь тем, чем питаются и они, утоляя «глад слышания слова Божия» (Ам. 8:11) и прогоняя мрак заблуждения.

Откр.3:21. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.

Откр.3:22. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Престол означает Царство и покой будущего века, поэтому и говорится здесь, что победившие прославятся и будут царствовать вместе с Ним. «Якоже и Аз победил» – сказано по человечеству, как восприявшим плоть. Бог Слово не в награду за добродетели унаследовал Царство, но имел его от века, как Присносущий. Иначе Он бы не мог приобщать к нему других, а между тем, по словам Богослова, сына Громова, Он от полноты Своей преподал его всем святым (Ин. 1:16; 1Тим. 6:17); и святым апостолам Он сказал поэтому, что они воссядут на двенадцати престолах и будут судить двенадцать колен Израильских (Мф. 19:28; 1Кор. 6:2). Бог и Царь предвечный, Он ради нас стал Человеком и воспринял на Себя все свойственное человеческой природе, кроме греха, поэтому и победителям диавола Он преподает Свое, поскольку люди способны воспринять это. Поэтому-то Он, вознесшийся на небеса на облаках, как на колеснице восхождения, как говорит апостол, восхитит в сретение Свое и святых на облаках (1Сол. 4:17). Грядущий в образе Судии, как Творец и Владыка твари, Он и святым Своим даст власть судить презревших и отвергших божественное и блаженнейшее рабство. «Не весте ли, яко ангелов (то есть начальников тьмы) судити будем» (1Кор. 6:3), говорит апостол. Итак, мы имеем столь человеколюбивого Судию, да не лишимся же Его милостей и благодеяний чрез неуклонное исполнение боговдохновенных слов Соломона: «Во всякое время да будут ризы твоя белы» (Еккл. 9:8), то есть не осквернены лукавыми деяниями. Как невеста, мы, украсив души свои, соделаем себя достойными для соединения с Царем, бессмертным Женихом; соединившись с Ним посредством добродетелей, мы получим небесные блага от Раздаятеля их – Христа, Бога Нашего. Ему со Отцем и Святым Духом слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

* * *

1

Коллурий – глазное лекарство. – Ред.


Источник: Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова [Текст] : в 24 словах и 72 главах : [12+] / святитель Андрей архиепископ Кесарии Каппадокийской; [пер. с греч. В. Юрьева]. - Москва : Сибирская Благозвонница, 2016. - 347, [1] с. : ил.; 18 см.; ISBN 978-5-906793-42-3

Комментарии для сайта Cackle