Азбука веры Православная библиотека святитель Астерий Амасийский Беседа на притчу из Евангелия от Луки, О богаче и Лазаре (Луки 16, 19-31)

Беседа на притчу из Евангелия от Луки, О богаче и Лазаре (Лк.16:19–31)*.

Источник

Не отрицательными и положительными только заповедями Бог наш и Спаситель воспитывает людей к тому, чтобы ненавидеть зло и любить добродетель, но и наглядными образцами преподает ясные наставления благоустроенному поведению, делами вместе со словами приводя нас к восприятию доброй и боголюбезной жизни. Так и теперь, пророчественными и евангельскими устами, вернее же впрочем и собственным гласом, много раз уже предъявив нам повеление – надменного и высокомерного богатства отвращаться, а человеколюбивое настроение и бедность с праведностью (соединенную) любить, – Он, дабы добрый совет сей соделать более твердым, удостоверяет слово Свое практическими примерами и в повествовании описывает богача и бедняка: показывает честолюбивое услаждение одного, угнетенную жизнь другого и конечные следствия жития обоих, – чтобы мы, рассмотрев истину на чужом образе жизни, соделались благоразумными судьями собственного поведения.

Один человек был богат и облачался в порфиру и виссон. Двумя краткими словами Писание порицает и осмеивает1 безрассудную и неумеренную расточительность дурных богачей. Порфиры2 цвет крайне дорог и совершенно излишен, а виссона употребление3 не необходимо. Избирающим же себе благоустроенную и полезную жизнь свойственно и достолюбезно измерять употребление предметов необходимостью и избегать пыли суетного тщеславия и бесполезного препровождения жизни, как матери зла. И чтобы нам яснее уразуметь значение этого изречения, да будет сначала расследовано употребление одежд, сколько и как оно должно быть допускаемо, будучи ограничиваемо благоразумными побуждениями и правилами.

Что же говорит закон правды? Овцу Бог создал с прекрасными волосами на коже и с обильным руном. Взяв ее, остриги и, отдав шерсть ткацкому мастерству, изготовь себе нижнее платье и верхнюю одежду, чтобы избегать страданий от холода и вреда от палящего луча4. А если тебе нужна и более легкая одежда во время лета, то Бог дал на пользу нам лен для самого широкого употребления: из него тебе удобнее иметь покров благообразный, облекающий и вместе прохлаждающий своею легкостью. Употребляя это, исповедуй Творцу благодарение за то, что Он не создал только нас, но и позаботился об обеспечении (нашей) жизни. Если же, оставляя овцу и шерсть и уготованные Создателем всего необходимые средства, – суетными помыслами и безрассудными пожеланиями уклоняясь от обычного5 образа жизни, – станешь изыскивать виссон и собирать волокна персидских червяков, – если будешь ткать воздушную6 ткань паутины и, приходя к красильщику, платить огромные деньги на то, чтобы он, добыв раковину из моря, кровью животного намазал одежду: то это есть (уже) свойство человека пресыщенного, злоупотребляющего достоянием своим7, не знающего, где расточить избыток свой. За это и бичуется таковый, подвергаясь обвинению от Евангелия, как глупец и неженка, разукрашенный нарядами жалких девчонок.

Впрочем, некоторые преданные любители подобной суетности, доводя зло уже до крайности, на вышесказанном не ставят границы своих безумных помыслов, но изобретя какой-то пустой8 и бесполезный способ ткачества, которое посредством переплетения основы с утком подражает живописному искусству и выделывает на плащах изображения всяких животных, – искусно приготовляют цветистую и многими идолами испещренную одежду – себе, женам и детям, уже забавляясь по-ребячески, а не занимаясь важным делом, – при безмерности богатства злоупотребляя жизнью, а не пользуясь (1Кор.7:31), – узаконяя противное Павлу и воюя против богодухновенных глаголов, – не письменами, а делами. Что тот (Апостол) воспретил словом, то самое эти содержат и повелевают делами (1Тим.2:9–10).

И вот, когда они появляются разодетыми, то рассматриваются встречными как расписанные стены. А то и ребятишки обступают их, смеясь друг с другом и указывая пальцами живопись на одеждах, – даже идут вслед им, очень долго не отставая. Там львы и барсы, – медведи, быки и собаки, – леса и скалы, – люди-звероубийцы и всякого рода живопись, изображающая природу. Да, им казалось нужным не стены только свои и дома раскрасить, но даже нижние и верхние одежды.

Более же благочестивые из богатых у вас мужей и жен, подобрав события Евангельские, предали (их) ткачам, – Самого, говорю, Христа нашего со всеми учениками и отдельные чудеса, как (об этом) повествуется.

Увидишь (тут) брак Галилейский и водоносы (Ин.2:1–10), – расслабленного, несущего постель на плечах (Мф.9:2 дал. Мк.2:3 дал. Лк.5:18 дал.), – слепца, исцеляемого брением (Ин.9:1 дал.), – кровоточивую (женщину), держащуюся за воскрилие (Мф.9:20 дал. Мк.5:25 дал. Лк.8:43 дал.)9, – грешницу, припадающую к ногам Иисуса (Лк.7:37 дал.), – Лазаря, возвращающегося из гроба к жизни (Ин.11:1 дал.). Делая это, они думают, что поступают благочестиво и облекаются в угодные Богу одежды. Но если примут мой совет, то, продав те одежды, пусть чтут живые образы Бога. Не пиши Христа, ибо достаточно Ему единого смиренномудрия воплощения, которое Он добровольно восприял ради нас, но на душе своей подъемля духовно бестелесное Слово, носи повсюду10. Не на одеждах имей расслабленного, но отыщи лежащего в немощи. Не историю кровоточивой постоянно напоминай (изображением на одежде), но вдове утесняемой окажи милость. Не на грешную жену, коленопреклоняющуюся пред Господом, внимательно смотри, но, сокрушаясь о своих прегрешениях, проливай частые слезы. Не Лазаря, воздвигаемого из мертвых, живописуй, но благоуготовляй добрую защиту твоего собственного воскресения11. Не слепца повсюду носи на одежде, но живого и лишенного зрения (человека) утешь благодеяниями. Не короба с остатками (Мф.14:20 и парал.) изображай, но питай алчущих. Не водоносы, которые Он наполнил в Кане Галилейской12, носи на одеждах, но подавай пить жаждущему.

Такую пользу доселе оказало нам горделивое одеяние богача. Но и дальнейшего не должно оставлять без внимания; а именно: к порфире и виссону прибавил роскошное пирование13 каждый день. Но, конечно, признаком одинакового настроения служит то и другое, то есть, как красоваться бесполезной пышностью одежд, так и сладострастно рабствовать чреву и глотке.

Итак, роскошь есть дело, враждебное добродетельной жизни, – соединенное с порабощением лености и развлечениям, с неумеренным употреблением пищи и рабскими наклонностями. И хотя рассматриваемый предмет представляет собою единое нечто, но, при частном исследовании и раскрытии, он оказывается имеющим состав из разнообразной, весьма большой и многоглавой порочности: ибо то и не было бы роскошь, что не возращалось бы многими средствами. А накопить богатые средства безгрешным образом трудно, разве только кому-либо не случится, – что́ редкость, – и богатеть обильно и жить по правде точно. Так, живущему роскошно нужен, во-первых, драгоценный дом, украшенный по углублениям14 камешками15, мрамором16 и золотом, – приспособленный к переменам времен года: для зимы требуется дом теплый, находящийся на припеке и обращенный к полуденным лучам; а для лета – открытый к северу, чтобы обвевался легкими и вместе прохладными ветерками северными. Потом нужна драгоценная одежда для облачения сидений, лож, постелей, дверей. Все у них заботливо одевается, даже бездушные вещи, между тем как бедняки раздетыми остаются в жалком виде17. Прибавь, далее, к этому и сосчитай серебро в сосудах, золото, много стоящую покупку птиц из Фаса, вина Финикийского, которое в изобилии и за дорого источают для богачей виноградники Тира, – все прочие средства роскоши, которые тщательно поименовать есть дело самих пользующихся ими. С каждым днем возрастая в излишествах все более и более, роскошь уже и Индийские ароматы подливает к приправам, и продавцы благовоний услуживают поварам более, чем врачам. Затем прими во внимание множество прислуги столовой – трапезников, виночерпиев, распорядителей и предшествующих им музыкантов, музыканток, танцовщиц, флейтщиков, смехотворцев, льстецов, тунеядцев, (весь этот) сброд – спутник суетности.

Чтобы приобрести это, сколько бедняков обижено! Сколько сирот поругано! Сколько вдов проливают слезы! Сколько от сильных мучений спешат к удавлению! Душа таковых, как бы вкусив какой-то воды забвения18, совершенно теряет память о себе, что она есть, и с чем сопряжена, и о том, что некогда она разрешится от этого соединения и снова будет сожительствовать с воссозданным телом. Когда же приходит надлежащее время и необходимый закон отторгает ее от общения с телом, тогда наступает расчет за прожитое и бесполезное раскаяние, являющееся после нужды19. Ведь раскаяние тогда бывает полезно, когда переменяющий свое настроение имеет возможность исправления. С отнятием же возможности исправления бесполезна скорбь и тщетно покаяние.

Был и нищий некий именем Лазарь. Не просто бедняка описывает Слово Божие, лишенного средств для приобретения и употребления необходимых предметов, но и одержимого мучительной немощью, с разрушающимся телом, бездомного, бесприютного, оставленного без попечения, брошенного к воротам богача. И, наконец, весьма тщательно в трогательном рассказе изображает20 бедствия нищего, дабы выставить напоказ21 жестокость немилостивца. Подлинно, кто не испытывает никакой жалости или сострадания к голоду и болезни, тот есть зверь неразумный, недостойно принявший вид человека, обманывающий природу своим настроением (бесчеловечным) и даже гораздо более самых зверей несострадателен. И свиньи, при заклании свиньи, испытывают некоторое печальное ощущение и над только что пролитою кровью издают жалостные звуки22; быки обступают убитого вола, выражая скорбь весьма печальным мычанием; стаи журавлей, когда один из принадлежащих к стаду попадет в силки, летают вокруг пойманного и наполняют воздух каким-то жалостным криком, ища сородича и товарища (по стаду). А человек, – существо разумное и нравственное, по подобию Божию наученное благости, – так мало беспокоится о ближних своих, находящихся в печальных и бедственных обстоятельствах!

Итак, многострадальный и благодарный23 бедняк лежал, не имея ног (разве бы он не убежал от этого злодея и гордеца, избрав другое место, взамен разбойнических ворот24, запертых для бедняков), лишенный рук, не в состоянии будучи и ладони протянуть для просьбы (милостыни), не владея даже органами речи и испуская какой-то хриплый и странный звук из груди, изувеченный во всех вообще членах, останок злой болезни, жалкое доказательство человеческого бессилия. Но и такое количество бед не склоняло высокомера к призрению (несчастного). Проходил он мимо человека, как мимо камня, совершая грех без всякого предлога. Обвиняемый, он не мог ведь сказать этих общеупотребительных и благовидных (отговорок): «не знал, не ведал, неизвестным мне остался просящий нищий» – который лежал пред воротами, как зрелище для всякого входящего и выходящего, дабы неотвратимым соделать осуждение высокомера, – желал даже крох со стола, и не получал. Так, один от пресыщения разрывался, а другой от нужды таял. Посему благопристойно и справедливо поставить ту Хананейскую Финикиянку учительницею человеконенавистному богачу, говорящею такие слова: «о злодей и презритель! и псы едят от крох, падающих со стала господ их!» (Мф.15:26; Мк.7:28). Ты же брата своего единоплеменного не удостоил сего дара. Но собаки заботливо кормились, – особо сторожевые, отдельно ловчие, – удостаивались и крова и ложа, – и прислужников имели, старательно отобранных: а образ Бога брошен наземь, презираемый и попираемый, который собственноручно создал Художник и Творец всего, – если для кого достоверен Моисей, засвидетельствовавший о происхождении людей (Быт.2:7).

Но если бы на сем и кончилось повествование о Лазаре и такова была бы природа вещей, чтобы неравенством этого (земного) жития ограничивалась (и вся вообще) жизнь наша: то я испустил бы громкие вопли негодования из-за того, что, созданные равночестно, мы столь неравную с единоплеменниками (своими) проводим жизнь. Поскольку же оставшееся25 для слушания прекрасно, то, постенав в прошедшем, возблагодушествуй, бедняк, в последующем26, узнав блаженное наслаждение сотоварища твоего по нищенству27. Обретешь ты верный суд Праведного Судии, в коем стенает сладострастник и блаженствует страдалец. Каждый из обоих получает возмездие по достоинству.

И вот умер нищий и отнесен был в лоно Авраама. Видишь ли попечителей28 праведного бедняка и исполнителей преставления его? – Ангелы были охранителями, взирая на него ласково и кротко и своим видом предъуказуя ожидающее его попечение и успокоение. Унесенный, он был положен в лоне Патриарха, – что́ для любителей исследовать глубины Писания представляет повод к недоумению. В самом деле: если бы всякий умирающий праведник уносился в одно и тоже место, то обширным каким-то и в бесконечность простирающимся было бы лоно это, так как оно должно будет служить вместилищем всего множества святых. Если же это совершенно невозможно (ибо полое лоно с трудом и одного взрослого человека и двух младенцев вместить может), то здесь мы имеем иносказание29, под образом чувственного лона руководствующее к некоему духовному умосозерцанию. Что же означает изречение это? – Авраам, говорится, приемлет тех, кои вели благоустроенную жизнь. Итак, скажи же, богодухновенный Лука (как к присутствующему и видимому обращаюсь со словом к тебе), почему ты, при существовании многих (других) праведников и старейших Авраама, сию честь уделил человеку последующего поколения, умолчав об Енохе, Ное, – или (будь это) и другой кто, следовавший им по жизни? Но я, кажется, уразумеваю тебя30 и мои мысли не удаляются от цели (Евангельского повествования). Поскольку Авраам был слуга Христов и преимущественно пред другими людьми он приял откровение касательно явления Христа, и тайна Троицы достаточно была прообразована нам в шатре сего старца, когда он угощал трех Ангелов, как мужей путешествуюших, – и вообще по многим таинственным прообразам он стал свой человек (у) Бога, облекшегося впоследствии времени плотью, и чрез посредство этого человеческого покрова ясно беседовавшего с людьми: то посему лоно его, говорится, есть как бы некая тихая пристань и место невозмутимого упокоения праведников, ибо во Христе спасение всех нас и надежда будущего века, – во Христе, произошедшем от плоти Авраама по человеческой последовательности. И мне кажется, что честь этого старца имеет отношение31 к Спасителю, Судье и Мздовоздаятелю за добродетель, попечительным гласом призывающему праведников и говорящему: приидите, благословенные Отца Моего! наследуйте уготованное вам царство (Мф.25:34).

Умер нищий. Двоякое значение имеет нищенство: оно указывает, во-первых, на недостаток необходимого (для жизни) и, во-вторых, на смиренномудрие и скромность нрава. Посему имеющий недостаток в средствах, нуждающийся в деньгах и одетый в жалкое рубище да не присвояет себе похвалу добродетели и да не думает, что для спасения ему будет достаточно (одной) бедности. Бедный поневоле не заслуживает похвалы, но добровольно умеряющий свои помыслы, вызывает удивление к себе; так как для просто лишь бедствующих, а нрав имеющих беспорядочный и неисправный, подневольная бедность бывает средством ко многим и дурным делам. Все подкапывателей стен и работорговцев, также грабителей и воров, даже самых человекоубийц видал я, когда присутствовал на суде архонта, – из бедных, незнатных, бездомных, бесприютных. Из сего, таким образом, явствует, что Писание теперь ублажает такого нищего, который несет нужды любомудрой душой, обнаруживая благородную твердость к обстоятельствам жизни и не совершая ничего дурного для того, чтобы доставить телу наслаждение роскошью. Такого (нищего) яснее описывает Господь в первом блаженстве, говоря: блаженны нищие духом (Мф.5:3).

Итак, не всякий нищий праведен, но такой как Лазарь; и не всякий богач отвержен, но живущий с таким настроением, какое имел современник Лазаря, – и (когда) такой его жизни на самом деле существуют очевидные свидетельства. Что богаче божественного Иова? Однако же огромное имущество не отвратило сего мужа от праведности и, вообще сказать, не отдалило от добродетели. Что беднее Искариота? Ничем не воспользовался он от бедности для спасения, но живя с одиннадцатью бедняками и любомудрыми, даже с Самим Господом, добровольно обнищавшим ради нас, – увлеченный злой волей к сребролюбию, он вследствие сего и предание совершил легкомысленно.

Достойно благоразумного исследования и погребение32 обоих умерших. Нищий почивший имел ангелов (своими) охранителями и попечителями, ведшими его с доброю надеждою в место упокоения. Богач же умерший33, сказано, погребен был34. Ничего нет лучше, как воспользоваться изречением самого Писания, в одном слове достаточно раскрывающего бесславную кончину богача. Да, умирающий грешник действительно погребается, будучи перстным по телу и земным по душе, – сочувствием к телу естественное достоинство её (души) низводя к материи, не оставляя никакого полезного памятника своей жизни, но покрываясь бесславным забвением и кончаясь смертью скотов. Гроб овладевает телом, а ад – душею: – две темные тюрьмы, уделяемые нечестивцу в наказание.

И кто не упрекнет несчастного (богача) в безрассудстве? Когда он был на земле, то чванился, величался, презирал всех сожителей и единоплеменников своих, обращавшихся с ним чуть не обзывал муравьями и червями, терзался пустыми помыслами о кратковременной славе. Когда же он отторжен был от жизни и как негодный раб отстранен от чужого имения, которого владыкою он, по глупости, считал себя: то спускается до равносильного (прежнему) высокомерию унижения и, расточая сетования плачущей старухи, долго и бесполезно взывает к Патриарху, говоря: Отче Аврааме! смилуйся надо мною и пошли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде и прохладит язык мой, ибо я мучусь в пламени сем, – ища милости, которой не дал, когда имел легкую возможность благодетельствовать, – упрашивая, чтобы помощником к нему против огня прибыл Лазарь, – умоляя обсосать перст прокаженного, немного орошенный водой. Таковы безумства плотоугодников! Вот конец любостяжательных и сластолюбивых!

Но человеку рассудительному и пекущемуся о будущем, считая эту притчу как бы за предохранительное некое лекарство от болезни, надлежит избегать опыта подобных зол и оказывать сострадание и человеколюбие, как вину (или средство для достижения) будущей жизни. Как бы на действительном событии35 и применительно к определенным лицам Слово Божие излагает нам это вразумление, дабы мы, живо и наглядно наученные закону благоустроенной жизни, никогда не пренебрегали заповедей Писания, как на слове только устрашающих, но не доводящих угрозу до (действительного) наказания. Знаю, что многие из людей, обольщаемые таковыми помыслами, предоставляют себе беспрепятственную власть грешить. Но всецело противоположному научаемся мы из предложенного места Писания, – (именно тому) что ни снисхождение какое-либо не облегчает наказания тамошнего суда, ни человеколюбие не уменьшает определенного возмездия, – если речениям Патриарха надо давать должное значение. После долгих молений к нему со стороны богача и выслушав многое множество жалобных воззваний, он не преклонился на эти сетования и терпевшего тяжкое наказание не изъял от мук, но с строгою мудростью подтвердил праведный суд, сказав, что каждому по достоинству определил Бог участь (его); – и тебе, при жизни усладившемуся вопреки чужим бедам36, (теперь) положено то, что терпишь, как наказание за прегрешение, – а измучившемуся там и попранному и переносившему горькую жизнь во плоти, назначено здесь некое сладостное и радостное состояние.

Притом же и пропасть, говорит, великая служит препятствием сообщению их друг с другом и разделяет наказуемых от награждаемых, дабы те и другие жили совершенно врозь друг от друга, отдельно вкушая блаженство и муки.

Думаю, что чувственная притча служит прикровением37 духовного созерцания. Не можем же мы на самом деле представлять там ров, выкопанный ангелами, подобно как в лагерях бывает среднее пространство между неприятелями. Но Лука употребил образ пропасти, описывая нам то разделение, каким отдалены друг от друга жившие согласно добродетели и жившие иначе. Размышление это нам запечатлевает и Исаия, говоря приблизительно так: неужели рука Господа не может спасти? или Он отягчил слух Свой, чтобы не услышать? Но грехи наши разделяют между (нами и) Богом (Ис.59:1–2).

* * *

1

Κωμδεῖ в противоположность дальнейшему τραγδεῖ – о бедняке.

2

Пурпурный.

3

Дорогой материи.

4

Βλάβην, др. βολήν – удара.

5

Естественно – законного.

6

ἀνεμιαῖον собственно: ветристую.

7

Κτήσει вместо чт. κτίσει – творением Божиим.

8

Κενήν, но лат. пер. чит. καινήν – новый.

9

Κράσπεδον евр. цицит – голубой шнур по краям верхнего плаща и голубые кисти по углам его, – что, по закону Моисееву, должно было служить Евреям напоминанием об исполнении заповедей закона (Числ.15:38–40). Христос носил это еврейское одеяние, как видим из Евангельских повествований о кровоточивой женщине.

10

Μὴ γράϕε τὸν Χριστὸν, ἀρχεῖ γὰρ ἀυτῖ ἡ μία τῆς ἐνσωματώσεως ταπεινοϕροσύνη, ἥν αὐθαιρέτως δἰ ἡμας κατεδέξατο, ἐπὶ δὲ τῆς ψυχῆς σου βαστάζων νοητῶς τὸν ἀσώματον Δόγον περίϕερε. В Деяниях Седьмого Вселенского Собора (См Migne Patr. curs. compl. Ser. Gr. t. XL, col. 167, Nota 3 ср. Деяния Всел. Соборов, изданные в Русском переводе при Казан. Дух. Академии, Казань 1873 т. VII стр. 522–523) это место из Астерия читается с некоторыми изменениями, именно так: «Он (Астерий) в слове своем на богатого и Лазаря, сказав нечто о кормлении нищих и в обличение богатых, предлагает богатым за лучшее собирать плоды милостыни, а не одеваться пышно и блистательно в мягкие одежды; затем присовокупляет некоторое нравоучительное слово, направленное к каким-то лицам очень благочестиво проводящим жизнь и покинувшим свое богатство. Он говорит так: «не изображай Христа на одеждах ( ἐν ἱματίοις), но лучше издержки на них предоставь нищим ( ἀλλὰ μλλον τὴν τῶν ἀναλωμάτων τούτων δαπάνην πτωχοῖς προσπορίζου). Затем, желая пресечь страстную привязанность к богатству, он присовокупляет: «Христос довольствуется одним смирением воплощения» ( ἐνσωματώσεως ταπείνωσις), то есть Христу Богу нашему благоугодно было явить тайны своего домостроительства не из видов ложного тщеславия и сребролюбия, потому что не благочестиво и ему не благоугодно, чтобы люди собирали богатство для сооружения Евангельских памятников и в то же время, придумывая извинение грехам своим, презирали бедных, имеющих нужду в хлебе и одеждах и лишенных крова». Здесь мы имеем непогрешимое толкование этого места из Астерия, коим злоупотребляли иконоборцы. То же самое место, но уже дословно, приведено, по поводу злоупотребления тех же иконоборцев, в письмах Св. Феодора Студита (Migne, Patr. Curs. Compl. Ser. Graecae t. XCIX, col. 1212 ср. Русск. Перев. при С -Петербургск. Дух. Акад. С.-Петербург 1867, ч. II. Письма, письмо 36, к Навкратию, стр. 104–105): «изречение Астерия дословно таково: «не изображай Христа, ибо довольно для Него одного уничижения – воплощения которое он добровольно приял ради нас; но умственно сохраняя в душе своей носи бестелесное Слово...», и далее следует разбор этого изречения. Первые слова этого изречения «не пиши Христа» приводит и дает по поводу их подробные изъяснения Никифор Константинопольский (исповедник) в своих Antirrhetici adv. Const. Copr. Migne. Patr. Gr. t. C, col. 364. Обличив иконоборцев в том, что они слова: писать и изображать ( γράϕειν καὶ εἰκονίζειν) незаконно превращают в описывать и ограничивать ( περιγράϕειν), вопреки церковному учению и не обращая внимания на соотношение предметов, Никифор продолжает: «всегда они имеют на языке и приводят учителя Астерия, повелевающего что? – «не пиши Христа», а отнюдь не приказывающего: «не описывай» ( μὴ γράϕε Χριστὸν, ού μὴν, μὴ περίγραϕε). Так и наш (?) Астерий в рассказе о святой мученице Евфимии сказал: «видел я там некое писание ( γραϕήν), а не описание (π ε ριγραϕήν). См. Migne, Patr. Gr. t. XL, col. 336 A.

11

Т. е. для блаженной жизни.

12

Ин.2:7, т. е. по Его повелению слугами наполненные водою сосуды Он силою Своею всемогущества наполнил вином, претворив воду в вино.

13

τρυϕν, у Луки – εὐϕραινόμενος – благодушествуя, веселясь.

14

κατά τὰς νύμϕας, архит. по нишам или углублениям; посему не верным должно признать латинский перовод: sponsarum instar (?).

15

ψήϕῳ, т. е мозаикою.

16

λίθοις, дорогими камнями, мрамором.

17

Игра слов: ἐπιμελῶς ἐνδύεται и ἐλεεινῶς ἐκδυομένων.

18

ληθαίου δατος, т. е. из реки Леты ( λήθη), которой воду, по мифологии древних греков, пили тени умерших людей, чтобы забыть все земное.

19

Т. е. запоздалое.

20

ἐκτραγδεῖ – противоположность κωμδεῖ – о богаче.

21

στηλητεύσῃ – выставить на позорном столбе.

22

ἐπιτρύζουσι – о звуках некоторых птиц (голубей, воробьев, ласточек) и животных.

23

ἐυχάριστος благодарный даже и при таком отношении к нему со стороны богача, – или же можно переводить: благородный, скромный, не жаловавшийся ни на людей, ни на Бога.

24

ξενόκτονος – собственно: гостеубийца, – убивающий гостя, заезжего чужестранца, путешественника.

25

В Евангельской притче.

26

Игра слов: ἐν τοῖς παρελθοῦσι и ἐν τοῖς ἀκολούθοις – состоящая в том, что выражения эти можно относить и к притче и к человеческой жизни, причем раскрытая часть притчи соответствует земной жизни, а оставшаяся – будущей.

27

τοῦ συμπτώχου σου – со-нищего твоего, – такого же нищего, как ты.

28

διακονιστάς, может быть надо: διακομιστάς – переносителей, носильщиков, – или: διακονητας – служителей, как у Вальсамона называются 70 учеников Господа (См. Suicer’а Thesaurus Ecclesiasticus).

29

θεωρία – так у церковных писателей называется таинственно-аллегорический смысл Писания в отличие от буквально-историческего – ἱστορία σωματική и др.

30

Астерий обращается к св. Луке, как к вестнику слов Христа, конечно уразумевавшему более других то, что писал сам.

31

Т. е. усвояемая Аврааму честь принятия к себе праведников прообразовательно относится ко Христу.

32

ἐκϕορά – собственно: вынос умершего из дома в могилу.

33

ἀποθανώνумерший (о богаче) противопоставляется κοιμηθείς, – почивший, уснувший (о нищем).

34

ἐτάϕη, т. е. положен во гроб и в могилу, опущен в землю.

35

δραματικῶς – драматично, ср. вышеуказанныя: κωμδεῖ и τωαγδεῖ.

36

ἐπὶ τοῦ βίου τρυϕήσαντι κατὰ τῶν ἀλλοτρίων συμϕορῶν, – т. е. несмотря на бедствия ближних, – роскошь богача была во вред благосостоянию других людей, сопровождалась бедствиями других.

37

см. прежнее примечание.

*

В ряду превосходных, но к сожалению, в небольшом числе до нас сохранившихся, поучительных слов св. Астерия, беседа на притчу о богаче и Лазаре, по справедливости, должна занимать первое место. Всесторонняя обдуманность, стройная последовательность и сосредоточенность плана, строгий и проницательный анализ священного текста и нравственной жизни человека, – высота обще-богословского созерцания, – наглядное воспроизведение тайных и сокровенных движений души человеческой, – художественная простота, отчетливость и краткость изложения, – подлинно ораторские, лишенные всякой риторической изысканности и вполне естественные сближения и противоположения, – наконец, непосредственная правда и жизненность, а отсюда – неотразимая сила, обаятельная властность и сердечная теплота нравоучения: эти и другие подобные же качества, коими обилуют все поучения Астерия, преизбыточествуют в настоящей беседе и делают ее во всех отношениях образцовым и замечательным в древне-церковной литературе творением. Беседа, кроме того, замечательна тем, что одно место из неё («не пиши Христа» и пр. см. ниже) цитовалось во время иконоборческих споров: оно приведено в деяниях седьмого вселенского собора, у Никифора Исповедника и Феодора Студита (см. далее примечание к этому месту). Ободрение и защита бедняков с одной стороны, и порицание и осмеяние бессердечно-тупых богачей с другой, – дышат такой жизненностью, что, несмотря на различие эпохи и народности, беседа сохраняет все свое значение и для настоящего времени. Евангельское зачало, содержащее притчу о богаче и Лазаре, читается в пятницу 25-й недели, в нынешнем году – 12-го ноября.


Источник: Астерий Амасийский, св. Беседа на притчу из евангелия от Луки, О богаче и Лазаре (Лк.16:19-31). / [Перевод с греческого и примечания М.Д. Муретова] // Богословский вестник. 1893. Т. 4. № 10. С. 1-17.

Комментарии для сайта Cackle